иконы xiii xvi веков в собрании музея имени андрея рублева

Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева

Приятно наблюдать за прогрессом… Серия «Древнерусская живопись в музеях России», которую издательство «Северный Паломник» выпускает уже несколько лет, хорошеет просто на глазах. Во-первых, улучшилось полиграфическое исполнение — последние новинки издательство отпечатало в Италии (у книги теперь мягкий корешок, что, на мой взгляд, лучше плотного корешка-картонки в «Иконах Владимира и Суздаля»). Но главнее того, что каталог буквально «задышал»: для подавляющего большинства икон приведено хотя бы по одному детальному снимку, для многих — по два, а клейма житийных икон проиллюстрированы еще более подробно. Этим и объясняется, что рассказ о 115 иконах занимает более 550 страниц каталога. Что у нас еще — вступительные статьи дублированы на английском языке + в конце каталога список иллюстраций на английском же.

Во вступительном слове директора музея Г. В. Попова надо обратить внимание на фразу:

Обратите внимание на то, что параллельно с этой серией каталоги ЦМиАР публикуются издательством «Индрик» (меньшего формата, в коричневой обложке, более академичные по содержанию, более простые по оформлению и менее обильно иллюстрированные). Первый том (Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв.) вышел в 2000 году, второй (Иконы Москвы XIV–XVI вв.) — совсем недавно.

Ну а теперь традиционная формальная часть.

Содержание
Вступительное слово директора музея Г. В. Попова [5]
Introductory word by the Director of the Museum Gennady Popov [7]
Л. М. Евсеева. Из истории Музея имени Андрея Рублева [9]
Л. М. Евсеева. Иконы XIII–XVI веков с собрании Музея [23]
L. M. Yevseeva. History of the Andrei Rublev Museum [33]
L. M. Yevseeva. Icons of the 13th–16th Centuries in the Museum Collections [38]
Каталог [43]
List of illustrations [602]
Список сокращений [604]
Список литературы [605–619]

Источник

Иконное собрание музея относится к самым известным в России и одним из наиболее значимых художественно. Оно насчитывает около четырех с половиной тысяч единиц хранения и хронологически охватывает период от XIII до начала XX столетия. Особую гордость коллекции составляют икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII в. переданный в дар художником В. Я. Ситниковым, а также огромная икона «Спас Нерукотворный» XIV века, возможно, московского происхождения. К сожалению, Музей не располагает подлинными произведениями преподобного Андрея Рублёва. Однако, имеется один шедевр, созданный, по-видимому, младшим современником великого мастера, – образ «Иоанн Предтеча» первой трети XV в. из поясного деисусного чина собора Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова. Из Дмитрова происходит и основная группа.

Иконное собрание музея относится к самым известным в России и одним из наиболее значимых художественно. Оно насчитывает около четырех с половиной тысяч единиц хранения и хронологически охватывает период от XIII до начала XX столетия. Особую гордость коллекции составляют икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII в. переданный в дар художником В. Я. Ситниковым, а также огромная икона «Спас Нерукотворный» XIV века, возможно, московского происхождения. К сожалению, Музей не располагает подлинными произведениями преподобного Андрея Рублёва. Однако, имеется один шедевр, созданный, по-видимому, младшим современником великого мастера, – образ «Иоанн Предтеча» первой трети XV в. из поясного деисусного чина собора Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова. Из Дмитрова происходит и основная группа икон, связанных с творчеством другого величайшего представителя московской художественной школы XV века, Дионисия, его преемников и последователей. Это икона из местного ряда городского Успенского собора, вышедшая из мастерской художника и созданная, скорее всего, при его участии. Обширную группу составляют иконы, связанные со временем деятельности сына Дионисия Феодосия.

Важную часть музейной коллекции составляют произведения иконописи Твери XV-XVI вв., особенно раннего периода. Благодаря многолетней экспедиционной деятельности Музей имени Андрея Рублева располагает уникальными памятниками, позволяющими восстановить многие этапы развития местных художественных традиций. Среди них такие выдающиеся образы, как выносные иконы из села Васильевское под Старицей, деисусные иконы из села Ободово и т. д. Коллекция икон Музея позволяет проследить последующее постепенное растворение местной культуры в искусстве Поволжья.

Наряду с этим важную часть коллекции составляют произведения ростовской иконописи конца XV-XVI вв. Среди них особой ценностью обладают иконы из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года, а также деисусные иконы из села Чернокулово Владимирской области. Коллекции иконописи Великого Новгорода и Пскова XV-XVI столетий менее обширны, но также располагают яркими произведениями.

К одной из ярких составляющих иконной коллекции относится группа икон, созданных в столичных царских мастерских времени Ивана Грозного. Выразительно и обширно собрание произведений периферийных центров XVI-XVII столетий, включая Белоозеро, Вологду, города Поволжья. XVII столетие представлено наиболее ярко и многогранно и образует наиболее представительную картину развития русского изобразительного искусства этого времени. В коллекцию входят работы иконописцев Оружейной палаты и значительных центров Ярославля, Костромы и других. Особенно важным можно считать присутствие в составе музейной коллекции произведений таких выдающихся иконописцев, как Тихон Филатьев, Карп Золотарёв, Кирилл Уланов. Помимо этого, коллекция включает образцы живописи XVIII-XIX столетий и начала XX века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *