или хочу или не хочу спаси меня

22.10.2014 07:24:51

Протоиерей Александр Абрамов

или хочу или не хочу спаси меня. Смотреть фото или хочу или не хочу спаси меня. Смотреть картинку или хочу или не хочу спаси меня. Картинка про или хочу или не хочу спаси меня. Фото или хочу или не хочу спаси меня

— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. С вами я, протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках.

Как обычно, я хотел бы начать наш разговор с обсуждения Евангелия воскресного дня, которое мы слушали несколько дней назад за Божественной литургией. Продолжается литургическое чтение апостола и евангелиста Матфея. Я напомню вам сейчас это чтение:

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он зашел на гору помолиться наедине, и вечером там оставался один, а лодка уже была на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный, в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: «Это призрак» И от страха вскричали, но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь, это Я, не бойтесь»

Петр сказал ему в ответ: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде». Иисус сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня!» И Иисус тотчас простер руку, поддержал и говорит ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» и, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.

Ученики, верившие Иисусу, знавшие Его, относившиеся к Нему как к любимому учителю, все равно встревожились и испугались. Что может быть глубокой ночью? Вдруг кто – то, похожий на их учителя, идет к ним по воде. Они никогда не видели ничего подобного, они никогда не слышали от самого Христа, что Он поступит так, и не видели, чтобы Он так делал, и естественным образом заключили, что это призрак. А кто такой призрак? Тот, кто идет их искушать? Ветер противный, он, может быть, забрасывает в воду лодку, волны об нее бьются, лодка некрепкая, а тут еще и призрак, и они вскричали от страха.

В этом «Господи» есть еще и формула вежливости: господин, господин, если это Ты, как мы думаем, то разреши мне к Тебе идти по воде. Почему он об этом просит? Потому что он знает, что у настоящего Господа все в Его руке, в том числе, возможность преодолеть чин естества. Мы с вами много раз слышали это в великом покаянном каноне Андрея Критского. Там, где Бог хочет, побеждается чин естества, творит бо, елико хочет. И Петр не знал умом, но интуитивно очень ясно и четко ощущал, что, если это настоящий Господь, то Он даст ему руку помощи или умудрит, или ободрит, или подкрепит, или защитит. И Иисус поэтому отвечает одним словом: «Иди».

«Разреши мне Господи идти к тебе по воде», что это каждый раз, каждый день, каждую минуту Петр ходил по воде? Неужели это было так привычно? Конечно, нет. Когда Христос приходит по воскресении к Своим ученикам дверем затворенным, то- есть пройдя Своим обоженным телом через все препятствия и стены, ученики содрогнулись, потому что они не знали, что тело человеческое, тело Христово обладает такими свойствами. А здесь Петр, один из них, они хорошо знали кто он и откуда, выйдя из лодки, пошел по воде.

— Здравствуйте. Батюшка, вот в молитве «Отче наш» есть девять прошений, повседневных, которые нам необходимы. Это вроде бы ясно. А еще сказано, что в иисусовой молитве заключено все Евангелие. Как это можно объяснить? Если можно, расскажите, пожалуйста.

В этом смысле здесь и все богословие, и это самое главное прошение всего Священного Писания. И Евангелия, и Ветхого Завета.

— Добрый вечер, отец Александр. Вы в предыдущем случае пообещали развернуто ответить на вопрос доказательства…

Не напоминайте. У нас будет возможность об этом поговорить несколько позже. Я хотел бы сейчас вернуться на несколько минут к евангельскому тексту, который мы начали обсуждать в начале передачи. Итак, Иисус тотчас простер руку. Надо понимать таким образом, что Христос всегда к человеку утопающему в грехе, страдающему, падающему, немощному, неверному приходит, простирая руку. Вытаскивая человека. Он сожалеет. Сердце Его исполнено боли: зачем ты усомнился? И вот здесь «Зачем ты усомнился?» совершенно не означает, что не надо думать, не надо подвергать анализу и внимательному критическому исследованию то, что происходит в твоей жизни. О чем повествует нам Священное Писание. Самое главное: не отступай от Христа. Не сомневайся, что Он пришел к тебе простереть руку. И тогда в твоей жизни все будет верно. И тогда ты не пропадешь. Вот это главнейший урок этого воскресного евангельского чтения.

— Скажите, пожалуйста, от вашего храма была поездка на Соловки, про которую я слышала в начале августа? Состоялась ли она? И если состоялась, то расскажите, пожалуйста, об этой поездке.

Для нас праздник Происхождения Честных древ Креста Господня особенно значителен, потому что мы молимся и об отвращении от болезней, и о благословении на предстоящий новый церковный год, который не за горами. И о том чтобы в нашей жизни утвердился мир у самого Честного древа Креста Господня, частица которого есть в Кийском кресте. Поскольку этот крест и размер его в меру креста Христова, мы с вами будем стоять по существу у самого Животворящего древа Креста Господня. Это приближает нас к Софии Великой, к Константинополю и к Иерусалиму. Мы с вами как бы выйдем на улицы, прося Бога о благословении. В русской традиции к празднованию Происхождения Честных древ присоединяется празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. О Соловках отвечу. Да, поездка совершилась. Очень успешно. И я вернулся с большой группой наших паломников. Расскажу о тех святынях, которые удалось посетить и у которых удалось помолиться.

— Батюшка, можно мне два слова о молитве иисусовой?

— Батюшка, одно духовное лицо нам рассказывало, что буквы алфавита, о которых говорится в Апокалипсисе и которые выражены в разных языках разными числами, на русском языке в сумме составляют 666. Человек, который проживает послушником в одном из монастырей, нам сказал, что эти буквы это не что иное, как образ перевязывания узлов сети. Тоесть это рыболовная сеть, морская сеть. Это известно и в книгах по рыбной ловле. Там эти узлы так завязывают, и можно увидеть эти буквы. Я хотела спросить ваше мнение. Во время начала перестройки мы много раз спрашивали этот перестроечный авангард, насколько долго затянется эта реформа и перестройка? И они все улыбались и обращались к образу Моисея, который сорок лет водил по пустыне людей, и не приводили никаких конкретных данных. Сейчас у нас очень мутные сетевые деления людей по социальному статусу, и в отношении нашей жизни, цветных революций эти сети играют отрицательную роль. Вот скажите, пожалуйста, как вы думаете? Имеется ли в виду то, что этот авангард перестройки не называл дат, имели ли они в виду, что через интернет, через сетевые инструменты должна произойти манипуляция людьми настолько, что от этого будет зависеть, закончилась реформа или нет?

— Я понял, спасибо за вопрос. Мне кажется, что когда так называемые прорабы перестройки, их можно гораздо больше назвать, эти станкевичи, эти гавриилы поповы, академики абалкины, и многие другие. Когда они прибегали просто к образу Моисея, водящего свой народ в пустыне, они, естественно, не вкладывали в него никакого религиозного смысла. Это были просто прожженные и циничные личности. Надо чтобы как можно больше людей, получивших советское воспитание, имеющих соответствующую закалку, умерли, чтобы некоторое количество избранной публики вошло в волшебное царство рыночной экономики. Для них- то самих, как только пришла перестройка, рыночная экономика уже наступила в их квартирах, в их заграничных поездках. И с потреблением у них тоже все было хорошо, как и с деньгами. Я думаю, что они, конечно, ведать не ведали, ничего не представляли о том, что всего лет через 15-20 мобильные телефоны, а это важнейшая часть любой стратегической сетевой стратегии, окажутся у каждого подростка. Что интернет будет достоянием любой деревни. Потому что если вы помните, мобильные телефоны вначале были огромные, громоздкие. Мобильные телефоны начали едва-едва появляться у очень богатых людей в середине 90-х годов. И стоили неимоверных денег.

— Батюшка, 1 августа, 14 по старому стилю празднуется нашей церковью день крещения Руси. И у меня вопрос. Почему такое отступление от наших традиций? Даже Патриарх это допускает.

Но я упомянул, может, недостаточно ясно, что празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице присоединено к Происхождению честных древ именно потому, что благодаря предстательству Пречистой и по воле Милостивого Спаса Русь была благословлена знанием Евангелия. В отличие, кстати сказать, от многих государств и современной тогдашней Европы, и многих нынешних стран.

— Спасибо. Ясно, что евангельский текст, кроме такого прямого прочтения, когда апостол утопает, имеет массу иносказательных символических, метафорических прочтений. Каждое из них имеет ту или иную степень правомерности. Здесь и образ ловли. Не случайно мы видим корабль, не случайна земля Геннисаретская, в которую потом приходит Христос. И не случайно это именно Петр, а ни какой-нибудь другой ученик. Все то, о чем вы говорите, имеет право на существование. Но с другой стороны я бы также предостерег от такого прямого, в лоб, толкования текстов Священного Писания. Обычно они могут нас самих вдохновить. Нам кажется, что мы разгадали какую-то загадку Евангелия, а на самом деле эти догадки могут увести нас в сторону. Ну, вот вышел зверь из народа. Государство это или не государство? Народ это или не народ? Зачем нам в этом конкретном случае заниматься толкованием, которое нашему спасению прямо не содействует? Мне кажется, что нам нужно более сосредотачиваться не на поиске сокрытых смыслов. Потому что мы пока не подготовлены к этому своей внутренней духовной жизнью. Очень мало кто из нас пытается уловить главное: что нам хочет сказать евангелист. А он нам хочет сказать: покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное. Это самое главное его послание.

— Батюшка, простите, вот молитва восьмая, утреннее правило, «спаси меня, хочу или не хочу». Как это понять?

— Сейчас вокруг нас много мусульман. Так или иначе, мы с ними контактируем. И правильно ли будет приветствовать этих людей: салам алейкум? Возможно, это сугубо религиозное приветствие? И надо находить какие-то другие слова? Либо мы их провоцируем на ответ неверному человеку, с их точки зрения? Как вы думаете?

У меня был один случай. Шла речь о создании мечети в Сергиевом посаде, и меня спросил представитель какого-то мусульманского издания, когда с моей точки зрения будет построена мечеть в Сергиевом Посаде? А я до этого был в командировке в Саудовской Аравии. Там есть города, запрещенные для посещения неверными. Скажем, немусульмане не могут приехать в Мекку. У нас же такого не существует. Хотя, собственно говоря, а почему? И я ответил таким образом: «Я надеюсь, что мечеть в Сергиевом Посаде будет построена тогда же, когда будет построен православный храм в Мекке». Поэтому давайте разговаривать на едином принятом языке. А это язык культуры русского народа.

Мы с вами завершаем нашу передачу. Не хватило мне времени рассказать о путешествии на Соловки. Оно было очень интересным. Наверное, в следующий раз попробую это сделать. И о арианских аргументах. По поводу единосущия Сына Божия. Я помню об этом. Мы постараемся в следующий раз об этом поговорить.

С вами был протоиерей Александр Абрамов настоятель московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках. До новых встреч, дорогие друзья. И храни вас Господь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *