или хочу или не хочу спаси меня
22.10.2014 07:24:51
Протоиерей Александр Абрамов
— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. С вами я, протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках.
Как обычно, я хотел бы начать наш разговор с обсуждения Евангелия воскресного дня, которое мы слушали несколько дней назад за Божественной литургией. Продолжается литургическое чтение апостола и евангелиста Матфея. Я напомню вам сейчас это чтение:
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он зашел на гору помолиться наедине, и вечером там оставался один, а лодка уже была на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный, в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: «Это призрак» И от страха вскричали, но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь, это Я, не бойтесь»
Петр сказал ему в ответ: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде». Иисус сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня!» И Иисус тотчас простер руку, поддержал и говорит ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»
Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» и, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.
Ученики, верившие Иисусу, знавшие Его, относившиеся к Нему как к любимому учителю, все равно встревожились и испугались. Что может быть глубокой ночью? Вдруг кто – то, похожий на их учителя, идет к ним по воде. Они никогда не видели ничего подобного, они никогда не слышали от самого Христа, что Он поступит так, и не видели, чтобы Он так делал, и естественным образом заключили, что это призрак. А кто такой призрак? Тот, кто идет их искушать? Ветер противный, он, может быть, забрасывает в воду лодку, волны об нее бьются, лодка некрепкая, а тут еще и призрак, и они вскричали от страха.
В этом «Господи» есть еще и формула вежливости: господин, господин, если это Ты, как мы думаем, то разреши мне к Тебе идти по воде. Почему он об этом просит? Потому что он знает, что у настоящего Господа все в Его руке, в том числе, возможность преодолеть чин естества. Мы с вами много раз слышали это в великом покаянном каноне Андрея Критского. Там, где Бог хочет, побеждается чин естества, творит бо, елико хочет. И Петр не знал умом, но интуитивно очень ясно и четко ощущал, что, если это настоящий Господь, то Он даст ему руку помощи или умудрит, или ободрит, или подкрепит, или защитит. И Иисус поэтому отвечает одним словом: «Иди».
«Разреши мне Господи идти к тебе по воде», что это каждый раз, каждый день, каждую минуту Петр ходил по воде? Неужели это было так привычно? Конечно, нет. Когда Христос приходит по воскресении к Своим ученикам дверем затворенным, то- есть пройдя Своим обоженным телом через все препятствия и стены, ученики содрогнулись, потому что они не знали, что тело человеческое, тело Христово обладает такими свойствами. А здесь Петр, один из них, они хорошо знали кто он и откуда, выйдя из лодки, пошел по воде.
— Здравствуйте. Батюшка, вот в молитве «Отче наш» есть девять прошений, повседневных, которые нам необходимы. Это вроде бы ясно. А еще сказано, что в иисусовой молитве заключено все Евангелие. Как это можно объяснить? Если можно, расскажите, пожалуйста.
В этом смысле здесь и все богословие, и это самое главное прошение всего Священного Писания. И Евангелия, и Ветхого Завета.
— Добрый вечер, отец Александр. Вы в предыдущем случае пообещали развернуто ответить на вопрос доказательства…
Не напоминайте. У нас будет возможность об этом поговорить несколько позже. Я хотел бы сейчас вернуться на несколько минут к евангельскому тексту, который мы начали обсуждать в начале передачи. Итак, Иисус тотчас простер руку. Надо понимать таким образом, что Христос всегда к человеку утопающему в грехе, страдающему, падающему, немощному, неверному приходит, простирая руку. Вытаскивая человека. Он сожалеет. Сердце Его исполнено боли: зачем ты усомнился? И вот здесь «Зачем ты усомнился?» совершенно не означает, что не надо думать, не надо подвергать анализу и внимательному критическому исследованию то, что происходит в твоей жизни. О чем повествует нам Священное Писание. Самое главное: не отступай от Христа. Не сомневайся, что Он пришел к тебе простереть руку. И тогда в твоей жизни все будет верно. И тогда ты не пропадешь. Вот это главнейший урок этого воскресного евангельского чтения.
— Скажите, пожалуйста, от вашего храма была поездка на Соловки, про которую я слышала в начале августа? Состоялась ли она? И если состоялась, то расскажите, пожалуйста, об этой поездке.
Для нас праздник Происхождения Честных древ Креста Господня особенно значителен, потому что мы молимся и об отвращении от болезней, и о благословении на предстоящий новый церковный год, который не за горами. И о том чтобы в нашей жизни утвердился мир у самого Честного древа Креста Господня, частица которого есть в Кийском кресте. Поскольку этот крест и размер его в меру креста Христова, мы с вами будем стоять по существу у самого Животворящего древа Креста Господня. Это приближает нас к Софии Великой, к Константинополю и к Иерусалиму. Мы с вами как бы выйдем на улицы, прося Бога о благословении. В русской традиции к празднованию Происхождения Честных древ присоединяется празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. О Соловках отвечу. Да, поездка совершилась. Очень успешно. И я вернулся с большой группой наших паломников. Расскажу о тех святынях, которые удалось посетить и у которых удалось помолиться.
— Батюшка, можно мне два слова о молитве иисусовой?
— Батюшка, одно духовное лицо нам рассказывало, что буквы алфавита, о которых говорится в Апокалипсисе и которые выражены в разных языках разными числами, на русском языке в сумме составляют 666. Человек, который проживает послушником в одном из монастырей, нам сказал, что эти буквы это не что иное, как образ перевязывания узлов сети. Тоесть это рыболовная сеть, морская сеть. Это известно и в книгах по рыбной ловле. Там эти узлы так завязывают, и можно увидеть эти буквы. Я хотела спросить ваше мнение. Во время начала перестройки мы много раз спрашивали этот перестроечный авангард, насколько долго затянется эта реформа и перестройка? И они все улыбались и обращались к образу Моисея, который сорок лет водил по пустыне людей, и не приводили никаких конкретных данных. Сейчас у нас очень мутные сетевые деления людей по социальному статусу, и в отношении нашей жизни, цветных революций эти сети играют отрицательную роль. Вот скажите, пожалуйста, как вы думаете? Имеется ли в виду то, что этот авангард перестройки не называл дат, имели ли они в виду, что через интернет, через сетевые инструменты должна произойти манипуляция людьми настолько, что от этого будет зависеть, закончилась реформа или нет?
— Я понял, спасибо за вопрос. Мне кажется, что когда так называемые прорабы перестройки, их можно гораздо больше назвать, эти станкевичи, эти гавриилы поповы, академики абалкины, и многие другие. Когда они прибегали просто к образу Моисея, водящего свой народ в пустыне, они, естественно, не вкладывали в него никакого религиозного смысла. Это были просто прожженные и циничные личности. Надо чтобы как можно больше людей, получивших советское воспитание, имеющих соответствующую закалку, умерли, чтобы некоторое количество избранной публики вошло в волшебное царство рыночной экономики. Для них- то самих, как только пришла перестройка, рыночная экономика уже наступила в их квартирах, в их заграничных поездках. И с потреблением у них тоже все было хорошо, как и с деньгами. Я думаю, что они, конечно, ведать не ведали, ничего не представляли о том, что всего лет через 15-20 мобильные телефоны, а это важнейшая часть любой стратегической сетевой стратегии, окажутся у каждого подростка. Что интернет будет достоянием любой деревни. Потому что если вы помните, мобильные телефоны вначале были огромные, громоздкие. Мобильные телефоны начали едва-едва появляться у очень богатых людей в середине 90-х годов. И стоили неимоверных денег.
— Батюшка, 1 августа, 14 по старому стилю празднуется нашей церковью день крещения Руси. И у меня вопрос. Почему такое отступление от наших традиций? Даже Патриарх это допускает.
Но я упомянул, может, недостаточно ясно, что празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице присоединено к Происхождению честных древ именно потому, что благодаря предстательству Пречистой и по воле Милостивого Спаса Русь была благословлена знанием Евангелия. В отличие, кстати сказать, от многих государств и современной тогдашней Европы, и многих нынешних стран.
— Спасибо. Ясно, что евангельский текст, кроме такого прямого прочтения, когда апостол утопает, имеет массу иносказательных символических, метафорических прочтений. Каждое из них имеет ту или иную степень правомерности. Здесь и образ ловли. Не случайно мы видим корабль, не случайна земля Геннисаретская, в которую потом приходит Христос. И не случайно это именно Петр, а ни какой-нибудь другой ученик. Все то, о чем вы говорите, имеет право на существование. Но с другой стороны я бы также предостерег от такого прямого, в лоб, толкования текстов Священного Писания. Обычно они могут нас самих вдохновить. Нам кажется, что мы разгадали какую-то загадку Евангелия, а на самом деле эти догадки могут увести нас в сторону. Ну, вот вышел зверь из народа. Государство это или не государство? Народ это или не народ? Зачем нам в этом конкретном случае заниматься толкованием, которое нашему спасению прямо не содействует? Мне кажется, что нам нужно более сосредотачиваться не на поиске сокрытых смыслов. Потому что мы пока не подготовлены к этому своей внутренней духовной жизнью. Очень мало кто из нас пытается уловить главное: что нам хочет сказать евангелист. А он нам хочет сказать: покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное. Это самое главное его послание.
— Батюшка, простите, вот молитва восьмая, утреннее правило, «спаси меня, хочу или не хочу». Как это понять?
— Сейчас вокруг нас много мусульман. Так или иначе, мы с ними контактируем. И правильно ли будет приветствовать этих людей: салам алейкум? Возможно, это сугубо религиозное приветствие? И надо находить какие-то другие слова? Либо мы их провоцируем на ответ неверному человеку, с их точки зрения? Как вы думаете?
У меня был один случай. Шла речь о создании мечети в Сергиевом посаде, и меня спросил представитель какого-то мусульманского издания, когда с моей точки зрения будет построена мечеть в Сергиевом Посаде? А я до этого был в командировке в Саудовской Аравии. Там есть города, запрещенные для посещения неверными. Скажем, немусульмане не могут приехать в Мекку. У нас же такого не существует. Хотя, собственно говоря, а почему? И я ответил таким образом: «Я надеюсь, что мечеть в Сергиевом Посаде будет построена тогда же, когда будет построен православный храм в Мекке». Поэтому давайте разговаривать на едином принятом языке. А это язык культуры русского народа.
Мы с вами завершаем нашу передачу. Не хватило мне времени рассказать о путешествии на Соловки. Оно было очень интересным. Наверное, в следующий раз попробую это сделать. И о арианских аргументах. По поводу единосущия Сына Божия. Я помню об этом. Мы постараемся в следующий раз об этом поговорить.
С вами был протоиерей Александр Абрамов настоятель московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках. До новых встреч, дорогие друзья. И храни вас Господь.