илкодино церковь рождества христова
Исчезнувшее подмосковное село Илкодино
В 1953 году под эгидой создания Костеревского артиллерийского полигона в одночасье были выселены из своих домов жители нескольких подмосковных сел и деревень: Илкодино, Селищи, Курилово, Спиридово, Борисово, Баженово и других. Разумеется, люди были против подобного беспредела со стороны властей, ведь на своей земле они прожили всю жизнь, здесь были похоронены их родные, а теперь суждено разрываться снарядам. Но властям, как помнит история, часто бывает не до подобных «мелочей». Полигон просуществовал недолго, но прежней жизни было уже не вернуть. И сейчас, по прошествии многих лет, в глухих мещерских лесах все еще можно обнаружить следы тех исчезнувших селений.
Но современная карта не открывает и десятой доли тех тайн, что хранит под своей сенью мещерский лес. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить одну интересную закономерность в расположении лесных дорог. Почти все они где-нибудь пересекаются, причем по несколько штук сразу, и часто в этом же месте лес редеет или местность вовсе становится открытой, например появляется большая лесная поляна. Возникает смутное ощущение, что современные топографы чего-то недоговаривают.
Чтобы проверить эту гипотезу, найдем на просторах интернета карту Ф.Т. Шуберта 1826-1840 годов, а затем отыщем на ней ту же самую местность к северу от Мишеронского (в то время был только стекольный завод). И тут вас ждет интересное открытие: на старой карте отмечены более десятка различных сел и деревушек ровно там же, где сейчас, согласно новым картам, нет ровным счетом ничего. Не могли же они исчезнуть совсем бесследно? В поисках ответа на этот вопрос мы решили добраться до бывшего села Илкодино (на карте Ф.Т. Шуберта название написано иначе: Илькодина).
Дорога к урочищу Илкодино (современное название места, где раньше было расположено село) берет начало на северной оконечности поселка Мишеронский. Небольшая разбитая дорога, способная отпугнуть владельцев машин без полного привода или незадачливых туристов, прячется за стволами вековых деревьев. На всякий случай на въезде в лес стоит шлагбаум, но обычно он всегда открыт. От лесной опушки до урочища около тринадцати километров.
Минут через десять неспешной ходьбы слева от тракта можно заметить довольно необычный объект. На аккуратной поляне стоят несколько черных крестов и памятных плит, похожих на надгробные. На одной плите вы найдете длинный список имен на иностранном языке, а на соседней пояснение на русском.
Вскоре мы покинули это грустное место и пошли дальше вглубь леса. Дорога вела нас через огромный сосновый бор, переливающийся в холодных лучах осеннего солнца.
Согласно различным источникам, село Илкодино было основано на Владимирском тракте в начале XVIII века, в пяти верстах (1 верста = 1,06 км.) от места впадения реки Поли в Клязьму. В 1864 году здесь побывал знаменитый русский писатель Николай Николаевич Златовратский и «был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино».
После постройки церкви в селе была открыта школа, а в двух верстах на реке Поле построена водяная мельница. Владимирский тракт в то время был очень оживленным, мимо проходило и проезжало много разного люда, а поэтому в Илкодино часто проводились ярмарки, был постоялый двор, торговые и питейные заведения. К 1905 году село насчитывало порядка 100 дворов.
В 1841 году началось строительство каменного храма, которому суждено было образовать Илкодинский приход. Жителям окрестных деревень было далеко ходить до церкви села Николо-Пустого поля и поэтому они решили построить свою. Строительство шло в основном силами тех же местных жителей, а также на средства помещика А.К. Поливанова и хозяина Мишеронского стекольного завода С. Г. Костерева. Строительство продолжалось десять лет и к 1851 году было завершено. Так Илкодино стало селом.
Тем временем на одной из развилок мы заметили интересный указатель, прибитый к сосне.
Внезапно лес расступается и мы оказываемся на большой поляне, поросшей высокой травой и отдельно стоящими раскидистыми соснами. Одинокий крест с надписью «Селищи» говорит о расположении здесь еще одной «исчезнувшей» в середине XX века деревни. Сейчас о ней напоминает только этот крест.
От поляны с крестом до урочища Илкодино еще порядка трех километров, которые остаются позади как-то особенно незаметно. Вокруг стеной стоит лес и если остановиться на минутку, то можно услышать ту самую звенящую тишину, о которой так часто пишут в книгах. И тем большее производит впечатление огромный разрушенный храм, внезапно появившийся из-за деревьев на лесной поляне. Это и есть церковь Рождества Христова села Илкодино.
По размерам старого храма можно судить и о размерах села, некогда существовавшего здесь, а было оно явно немаленьким. Удивительно, но всего за каких-то шестьдесят лет следов той жизни, которая когда-то била здесь ключом, практически не осталось. Невнимательный путник кроме храма, пожалуй, ничего и не заметит. Но при желании в окружающих зарослях можно обнаружить разросшийся старый сад с плодовыми деревьями, остатки водяной мельницы, искусственный пруд.
Сам храм, к сожалению, почти полностью разрушен. Стены обветшали, а крыша почти везде давно провалилась. Внутри даже успели вырасти большие деревья.
Ветром семена занесло и на крышу, так что теперь там живет молодая лесная поросль.
В основном помещении храма на широком подоконнике стоят несколько икон и лежат свечи, которые принесли с собой редкие в этой глуши паломники. Храм Рождества Христова в урочище Илкодино считается одним из самых труднодоступных в Подмосковье.
Один местный рыбак, которого мы встретили в лесу на обратном пути, поведал нам еще одну интересную историю, связанную с Илкодино.
Якобы в 1953 году не все жители покинули село и один человек все же остался, несмотря на все запреты и угрозы властей. Им была старая Анисья Батурина, которая одиноко жила в своем домишке на окраине села. Еще много лет она прожила в глуши без электричества и людей, а заходили к ней разве что дикие звери, да изредка одинокие путники. После ее смерти в конце XX века маленький домик опустел, а потом по неизвестной причине и вовсе сгорел. Казалось бы на этом суждено закончиться истории Илкодино, но не тут-то было.
Координаты храма Рождества Христова села Илкодино: 55°48’18″N 39°47’59″E
Урочище Илкодино в Шатуре
Содержание статьи:
Сейчас села нет, и на его месте вырос лес, но если судить по описаниям известного писателя Златовратского, то еще в 1864 году Илкодино было весьма живым и красивым селом. Писатель был очарован красотой природы в урочище и храмом, который стоял в селе. Действовала в селе школа, работала новенькая мельница.
Илкодинский приход
Краеведы установили, что учрежден Илкодинский приход был примерно в первой половине девятнадцатого столетия. До 1843 года все земли, которые вошли в новый приход относились к храму поселения Николы-Пустого, но до этого села местным жителям добираться было трудно и потому-то в Илкодино и было решено построить свою церковь.
Храм из камня начали возводить в 1841 году, и средства на строительство выделил местный помещик Поливанов, также расходы на стройку взяли на себя и владельцы Мишеронского стеклозавода, жертвовали на храм и жители села. После постройки храма деревня Илкодино получает статус села и в новой церкви начинаются службы, хотя стройка его была еще не окончена и продолжалась до 1851 года.
Храм в Илкодино был возведен белокаменный и по архитектуре близок к позднему классицизму. У церкви был купольный свод, который венчала декоративная главка, а с правой стороны строения располагался алтарь, с запада располагались колокольня и трапезная. Убранство храма было сдержанным, но весьма красивым.
В церкви располагались престолы – в честь Рождества, во славу иконы Богородицы и в честь Николая Чудотворца. Все престолы были освящены в разные года существования храма. В храме была достаточно богатая утварь и известные иконы, в том числе Нерукотворный Спас, Знамение Богородицы, Спасителя и Божьей Матери. Пожертвования на ризы для икон внес все тот же помещик Поливанов.
В церкви была и уникальная картина, изображавшая сцену бичевания Спасителя. Эта картина была создана талантливыми руками одного крепостного крестьянина, которого в награду за труд Поливанов отпустил на волю. При храме был причт, состоявший из священника, дьякона и псаломщика.
Легенда о сокровищах Илкодинского урочища
Богатое село Илкодино просуществовало практически до середины века 20-го. Но в 1953 году власти дают распоряжение переселить всех жителей Илкодино в другие места, а земли урочища отвести под полигон Костеревский.
Постепенно из села уехали все жители, кроме старой Анисьи Батуриной, которая жила на самой окраине села. Вскоре село Илкодино перестало существовать, в эту сторону почти никто и не ходил, кроме грибников и рыбаков, посещавших окрестности села в летнюю пору. Лишь Анисья Батурина продолжала жить в своем одиноком домишке, и редко забредали к ней странники и паломники. Выселить старушку власти так и не решились.
Один из паломников, зашедших на огонек к Анисье, остался у нее, и потому последние годы своей жизни Батурина провела не в одиночестве. Жила Батурина долго, почти до конца 20-го века, а потом тихо умерла и ее постоялец некоторое время жил в ее доме вместе со старым псом. Но вот умер и он, и дом опустел, а потом в нем по неизвестным причинам случился пожар.
Вскоре к пепелищу на месте дома Батуриной стали захаживать странные люди и поползли слухи, якобы где-то у дома старая Анисья зарыла церковные ценности, переданные ей на хранение в свое время последним церковным старостой храма в Илкодино. Но все попытки кладоискателей были напрасными – никаких сокровищ у дома Анисьи им найти не удалось.
От стараний искателей кладов пострадала и колокольня закрытой церкви. Они раскопали весь ее фундамент экскаватором, и теперь на месте стройной и звонкой колокольни зияет черный провал.
Красивейшие места Илкодинского урочища и история села Илкодино – достояние Шатурской земли, которое важно сохранить для потомков.
Окраины Мещёры: храмы в Илкодино и Курилово, оз. Смердячье
Есть на границе Московской, Владимирской и Рязанской областей место под названием Мещёра, знаменитое своими озёрами, болотами и лесными пожарами. Несмотря на относительную близость к Москве места эти по праву можно считать самой глухой частью Подмосковья: где ещё можно встретить такую концентрацию заброшенных объектов, вымирающих деревень, а также затерянных в глухих лесах храмов? Всё это давно нас привлекало, и в один из солнечных дней августа, оседлав нашу внедорожную технику, мы бандой из 12 человек отправились в мотопутешествие.
Традиционно для тех, кто предпочитает видео фотографиям и тексту, прикладываю видеоролик:
Итак, стартовали мы в 8 утра из посёлка Верея, что в пригороде Орехово-Зуева, чтобы за световой день успеть преодолеть круговой маршрут и вернуться к месту старта. Заранее скажу, что это у нас не получилось — возвращались мы уже при свете луны.
Сперва около 2-ух часов двигались по просекам, оставшимся от узкоколеек, и бывшим торфоразработкам в направлении Шатуры и пос. Северная Грива. По сторонам болота сменялись лесами, но дороги, благодаря засушливому лету, позволяли двигаться в бодром темпе.
Иногда на пути попадались заброшенные деревни.
И вот мы добрались до первой цели нашего маршрута — заброшенного стекольного завода в пос. Мишеронский. Предприятие было основано в 1830х годах и успешно функционировало до 1990х, когда пришло в упадок. На данный момент все железнодорожные пути разобраны, корпуса в весьма плачевном состоянии, но на части территории, прилегающей к центральной улице, ещё есть жизнь и даже можно встретить охранников.
Загадочные Урочища Курилово и Илкодино
Урочище Курилово и Илкодино
Интерес к данным местам появился во время прошлой поездки в поселение Шатур, которое, то ли относится к так называемой зоне Шушмор, то ли нет. Так как меня тут недавно поправили, что Шушмор это конкретное урочище с границами, правда никто толком про эти границы не знает, а все остальное в общем находится в Шатурском районе…
Короче говоря, про Илкодино и Курилово тоже много писано, места эти обросли небылицами и легендами и путникам и туристам ночевать там рядом не советуют.
Хотя, чем не угодили всем сказочникам две старые полуразрушенные церкви нам было не совсем понятно и мы отправились посмотреть эти места сами.
История Курилово начинается с 1700х годов и девяти дворов. До 1956 года окрестные земли использовались стекольным заводом Костерево. А вот в 1956 году началось строительство артиллерийского полигона и местных жителей расселили, кого в Северную Гриву, кого в Шатуру. Скорее всего далеко не все к таким принудительным мерам относились лояльно и для некоторых местных жителей, как писали в газетах, окончилось такое расселение заключением.
Та же судьба постигла и Урочище Илкодино.
Мы выбрались с утра пораньше из Москвы, чтобы успеть сориентироваться на местности в течение светового дня и только часам к 12 были в Северной Гриве. Конечно же, заехали оценить старания местного энтузиаста Михаила Коршунова, который и свой дом украсил и построил детям деревянную горку, которую заливает и на которую приезжают со всей округи. По крайней мере так было раньше. В наш приезд мы хозяина не видели.
Фото не сделали, но в видео есть фрагмент где показываю и дом и горку.
Затем мы двинулись дальше к Урочищу Курилово и Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Поскольку дорога была заснежена и накатана квадриками, то мы в общем то проехали без проблем, хотя рельеф нет нет, да и намекал, что летом были бы проблемы.
Да и в интернете множество информации, как к самому Урочищу проезжали на подготовленных внедорожниках и при этом еще лебеделись.
Ну да у нас все получилось без проблем.
Вокруг церкви расположено старое кладбище, опять же как писали в интернете, часть могил на котором разрыта. Сама церковь на данный момент восстанавливается, но судя по тому, что мы сняли — как-то совсем не масштабно… Скорее силами местных энтузиастов.
Потом от церкви доехали до Урочища
О самом поселении напоминают разве что редкие плодовые деревья и крест.
Потом вернулись к церкви, побщались с мужиками на квадриках и местным смотрителем, которые как раз там были, и они нам поуказали дорогу до Илкодино через лес, чтобы не возвращаться на трассу и не заезжать, как во всех описаниях, через Мишеронский. Дорога через лес тоже, скорее всего, проезжабельна только зимой. Летом там будет топь и грязь.
Сама церковь Рождества Христова в Илкодино в темноте приозводит мрачное впечатление. Скорее всего из-за таких вот мрачных, полуразрушенных стен, поросших молодняком, и обросло это место легендами и страшилками.
Мы при всей окружающей атмосфере ничего страшного не заметили, разве, что осыпалось что-то после того как вышел из церкви, но тут скорее всего это кирпичная кладка была…
Возвращались через Мишеронский, перекусили в лесу уже в темноте и поехали домой.
Фото немного, в видео постарался передать и интересную атмосферу и показать обстановку на сегодняшний день. Так что смотрите видео, надеюсь понравится.
Илкодино церковь рождества христова
Илькодино – урочище (бывшее село) в Шатурском районе, Московской области.
«Село Илькодино при р. Клязьме, на старой Коломенской дороге, находится в 55 верстах от губернского города и в 50 от уездного (Покровский уезд)». [1]
Местность, занимаемая Илькодинским приходом по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчаго пути», изобиловала лесами и была слабо населена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, из-за чего население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 г. за окольничим Семеном Фед. Толочановым записаны — деревня Илькодино и Мишукино, в первой 45 дворов — 127 душ муж. пола, во второй — 14 дворов — 76 душ.
До 1843 года деревни, составляющие Илькодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 верст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илькодина.
В 1831 г. крестьянами деревень Илкодино и Селищ было подано прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Епифанию о разрешении построить новый каменный храм в д. Илкодино по причине удаленности существующей Никольской церкви в Николо-Пустопольском погосте. Прошение было подкреплено доверенностью владельца земли помещика А.К. Поливанова. При этом крестьяне просили выделить на строительство 10 тыс. руб. из церковных средств, перевести в новый приход один из двух причтов Никольской церкви, а также передать в новую церковь само строение церкви, старый иконостас со всеми иконами и колокольню с пятью колоколами. В то время завершалось строительство каменной Никольской церкви и просители, видимо, посчитали, что все это имущество будет не нужно новому храму. На запрос Владимирской консистории священникам и прихожанам Никольской церкви о согласии передать имущество Никольской церкви в новый приход был получен решительный отказ. Создалась конфликтная ситуация, которая, видимо, и затянула начало строительства церкви в Илкодино. В итоге Консистория поддержала священников и прихожан Николо-Пустопольского погоста и просителям отказала.
Деятельную помощь при постройке храма оказали помещик Александр Константинович Поливанов и хозяин Мишеронского стекольного завода С.Г. Костерев.
26 ноября 1840 г. Владимирская казенная палата приняла решение «деревню Илкодино по случаю выстройки в оной каменной церкви именовать селом Илкодино».
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В 1841 г. началось строительство церкви и окончилось в 1851 году. Стены храма расписал крепостной живописец ктитора, за что получил вольную.
В письме священника новой церкви Ивана Цветкова сообщается, что «наряду с другими более всего помог в строительстве и украшении церкви помещик Николай Александрович Поливанов».
В храме устроено три престола: главный в честь Рождества Христова (освящен в 1851 году), в трапезе теплой в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящен в 1844 г.) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1846 г.).
В 1864 году здесь побывал знаменитый русский писатель Николай Николаевич Златовратский и «был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино».
В двух верстах на реке Поле была построена водяная мельница. Владимирский тракт в то время был очень оживленным, мимо проходило и проезжало много разного люда, а поэтому в Илкодино часто проводились ярмарки, был постоялый двор, торговые и питейные заведения.
К 1905 году село насчитывало порядка 100 дворов.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон замечательны: 1) Нерукотворенного Образа, 2) Знамения Пресв. Богородицы, 3) Спасителя и 4) Божией Матери; ризы на этих иконах серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвованы строителем храма помещиком Поливановым; риза на иконе Спасителя сделана в 1788 г., а на иконе Знамения в 1769 г. Заслуживает внимания довольно большая картина, изображающая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана эта картина с итальянского оригинала крепостным Поливанова; за свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1843 г., исповедные росписи с 1848 г. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (950 руб.) — 38 руб., б) от земли пахотной и сенокосной до 50 р., в) от служб и требоисправлений до 850 р., г) от хлебного сбора с прихожан до 50 р., а всего до 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной около 2 десят., пахотной до 18 дес. и сенокосной 13 дес.
Приход состоял из села Илькодина и деревень: Мишукина (6 вер. от церкви), Селищ (4 вер.) и Передела (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 778 душ муж. пола и 896 женского. [1]
Храм закрыт с 1938 г.
В 1953 году под эгидой создания Костеревского артиллерийского полигона в одночасье были выселены из своих домов жители нескольких подмосковных сел и деревень: Илкодино, Селищи, Курилово, Спиридово, Борисово, Баженово и других. Разумеется, люди были против подобного беспредела со стороны властей, ведь на своей земле они прожили всю жизнь, здесь были похоронены их родные, а теперь суждено разрываться снарядам. Но властям, как помнит история, часто бывает не до подобных «мелочей». Полигон просуществовал недолго, но прежней жизни было уже не вернуть. И сейчас, по прошествии многих лет, в глухих мещерских лесах все еще можно обнаружить следы тех исчезнувших селений.
Церковь Рождества Христова. 1 января 1930 г.
Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Андрей Агафонов. 1989 г.
Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Турбаев Роман
В основном помещении храма на широком подоконнике стоят несколько икон и лежат свечи, которые принесли с собой редкие в этой глуши паломники. Храм Рождества Христова в урочище Илкодино считается одним из самых труднодоступных в Подмосковье.