ильинский собор в омске
Ильинский собор назвали градостроительным анекдотом [ФОТО]
Архитектурный совет обсудил эскиз строительства Свято-Ильинского собора. Есть опасение, что в Омске может повториться екатеринбургский сценарий.
Сегодня, 30 мая, Архитектурный совет при Союзе архитекторов рассмотрел проект Свято-Ильинского собора, в котором якобы разместится Центр изучения истории православной культуры Прииртышья.
Напомним, что этот объект руководитель фонда «Духовное наследие», экс-губернатор Леонид Полежаев хочет построить в виде церкви на Ильинской (Ленинской) горке, где сейчас сквер – прямо перед памятником Ленину.
Председатель Архитектурного совета Роман Воробьев в начале заседания сообщил, что от фонда поступило письмо с просьбой рассмотреть проект с архитектурной точки зрения. Он на целые 20 минут дал слово руководителю проекта Татьяне Малиновской (раньше работала в НПО «Мостовик»).
Опытный архитектор рассказала про всю историю собора и памятника, сообщила, что чертежей нет – есть только оценка сооружения от 1910 года с параметрами храма. Кроме того, она сообщила, что объект появится не на старом месте (на месте памятника Ленину), а на самой горке. Храм хотят восстановить в полном исполнении, хотя первоначально он был гораздо меньших размеров, и добавить подвал с лифтом. При этом разницы между храмом и музеем с точки зрения архитектуры она не видит. По мнению Малиновской, разница лишь в количестве машино-мест: для храма с 250 посетителями – 25 парковок, а для музея со 100 посетителями – 13 парковок.
– Я убеждена, что собор нужно восстанавливать. Сейчас там пустота и неблагоустроенная территория. Памятник Ленину остается и может мирно сосуществовать с храмом. Аналогов храмов с двумя колокольнями в России мало. Сооружение своего рода уникально, – заявила архитектор.
Архитектор из ателье «РИМ» Ольга Кулагина задала волнующий всех вопрос: не попадем ли мы в ситуацию Екатеринбурга? Она также отметила, что раз храм создают на другом месте, то это новодел, а также спросила, что будет со сквером. Но Татьяна Малиновская заявила, что не считает это место сквером. Это, по ее мнению, просто неухоженное и необитаемое место.
Сам Полежаев на совет не пришел. Его представитель, бывший руководитель КУ «Омскоблстройзаказчик», уволенный из-за срыва сроков при строительстве левобережной поликлиники на 1000 посещений, Алексей Ильиных заявил, что в отличие от Екатеринбурга заборы никто не ставит. Все планируют делать с привлечением общественности. И для начала выйдут на областной Градостроительный совет при губернаторе. При всем этом Ильиных весьма неккоректно и эмоционально выражался о той части архитекторов, кто высказался против строительства. Первой из них была Ольга Кулагина:
– Заказчикам нужно определиться: это храм или музей, потому что с точки зрения архитектуры разница огромная. Вы делаете новодел – это не памятник! Запомните все! Нельзя девольвировать историю. Люди, родившиеся в 2030-е годы, будут думать, что это самый первый храм. Кроме того, здесь недостаточно площади, в которой вы работаете. В Омске достаточно мест, где можно сделать музей православия. Почему такой уважаемый фонд не видит реальных проблем омичей?! Нужно, как в ситуации с Екатеринбургом говорил президент, провести референдум.
Ее выступлению аплодировали. Следующий, кто высказался против, был председатель омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Никита Шалмин.
– Если его не поставят на истинное местоположение, то это не памятник. В целом непонятно, каковы настоящие размеры храма. Чтобы это понять, нужно откопать истинные фундаменты. Как, например, ставили Воскресенский сквер на своем фундаменте. Кроме того, у памятника Ленину, который состоит в федеральном реестре, есть охранные зоны. Или давайте ликвидировать памятник, но, насколько мне известно, из федерального реестра он не может исчезнуть. Здесь представлен слабый градостроительный анализ – это лишь попытка врисовки. Нужно смотреть, как он будет сочетаться с Музыкальным театром, а также вид с левого берега Иртыша. Мы получаем градостроительный анекдот. Их уже много в Омске! Зачем плодить ляпы? В данном месте уже есть доминанта – Музыкальный театр. Я не против воссоздания храма, но это что-то вольное по мотивам эссе.
Совершенно неожиданно против строительства выступила бывший замгендиректора «Омскгражданпроекта» Лариса Маслова. Она также отметила, что это строительство нового объекта, а не восстановление старого. И предложила вместо того, чтобы начинать что-то строить, сначала просто благоустроить это место, а потом смотреть, что здесь и в каких параметрах можно поставить.
– Современные технические устройства могут просканировать истинные фундаменты и без раскопок. Вы выбрали тяжелое время в целом для города. Освещения на набережных нет! У людей будет горечь, что им ничего не делают, а тут строят. Да, здесь деньги не бюджетные. Хотя все деньги бюджетные. – заявила она.
Ей также аплодировали. Жанна Хахаева высказалась от имени своих родителей – уважаемых в Омске архитекторов Ирины Голенко и Михаила Хахаева. По ее мнению, если восстанавливать памятник, то на старых фундаментах. И тогда встает вопрос с памятником Ленину, который нельзя убрать, но можно перенести. Правда, озвученный ранее сквер Борцов Революции для этого не подходит. Кроме того, по ее мнению, нельзя усидеть на двух стулья – это либо музей, либо храм, так как «двум богам в буквальном смысле служить нельзя».
Председатель Архитектурного совета Роман Воробьев уверен, что при детальном градостроительном анализе окажется, что масштаб храма слишком большой.
Для возведения собора есть еще одна проблема – земля находится в территориальной зоне Р1, в которой запрещено любое строительство. И по этому поводу высказывалась бывший замглавного архитектора Омска Светлана Шевченко. Уже много раз проходили публичные слушания по этому участку, но ни разу зону депутаты Омского горсовета и мэрия не поменяли. При этом бывшая чиновница выступает за строительство храма:
– Я за сохранение исторической справедливости! Успенский собор при нашей жизни восстановлен, и все воспринимают его совершенно нормально, как будто так и стоял. Только давайте честно говорить, что если это будет собор, то собор. У нас уже была такая история с Воскресенским собором: сначала музей, а потом храм. Здесь нужен подробный градостроительный анализ ситуации с 3D-моделями.
За строительство также высказались архитекторы Александр Бегун, Михаил Парфенов, Александр Семахин, Сакен Хусаинов и Богдан Мрыглод. Они высказывали мнение, что в Омске много чего не давали построить – самое время это восполнить. Хусаинов заявил, что Музыкальный театр не является доминантой в архитектуре.
| «Нам с этим жить»: омский бизнес – о введении QR-кодов в ТЦ, кафе и парикмахерских |
| Стал известен полный список новых ограничений, которые вводят в Омской области [ДОКУМЕНТ] |
Лукавит Светлана Шевченко, где результаты опроса, что все нормально воспринимают Успенский собор? Мое окружение считает, что парк на том месте был лучше!
Остальные господа ерундой страдают, там вполне нормальный зеленый уголок. Не нужно его трогать, в центре много заброшенных и не достроенных мест, например через Омь у летура не пойми что, там бы и построили музей. хотя зачем, ведь у епархии столько зданий, по ул. Лермонтова, напротив успенского что то строят, там бы и открыли его.
А городу нужны детские сады и школы, а не храмы, коих в центре через чур много, на левом берегу стройте, там их мало.
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

Свято-Ильинский собор
Деревянная Ильинская церковь в 1730-1760-ые годы стояла у дороги на Чернолучье между Омской и Курганской слободами на правом берегу реки Оми, там, где сейчас находится сквер у дома культуры им. Ф.Э. Дзержинского. Еще в момент проектирования новой Омской крепости, в середине XVIII века, предполагалось перенести Ильинскую церковь на левый берег.
Она была поставлена на холме у Спасских ворот старой крепости по инициативе командира Сибирских военных линий генерала И.И. Шпрингере. Освятили церковь 7 июля 1771 года при командующем генерал-майоре Сергее Гавриловиче Станиславском. Деревянная церковь при священнике Якове Седачеве была разобрана и продана, вместе с иконостасом, в село Саргатского районе в марте 1787 года. В тот же год заложена каменная Ильинская церковь на пригорке над левым берегом реки Оми. Священниками был освящен придел во имя святого пророка Илии освятили 8 июля 1789 года. пророк Илия- покровитель земледельцев, поэтому неудивительно, что в омской земледельческой слободе храм был освящен во имя этого святого.


В Пророко-Ильинской церкви хранились особо чтимые прихожанами иконы: Божией Матери Абалацкой, святых великомучеников Параскевы и целителя Пантелеймона. Интересна история передачи в омский храм списка иконы покровительницы Сибири Абалацкой Божией Матери. Одним из важнейших мероприятий Сибирской архиепископии было учреждение престола «Абалакской богоматери» в 1636 г. и написание протодьяконом Матфеем иконы в ее честь. В основе ее образ богоматери Знамение, слева на полях изображение Николая Чудотворца в позе поклонения богоматери, справа — Марии Египетской. Никола на севере был особенно популярен; иконы со святыми на полях также имели особенно широкое распространение в Новгороде и в Устюге Великом. Все это говорит о том, что тобольские духовные власти стремились представить Сибирь наследницей Новгорода». Оружейный мастер И.В. Терновский, живший в Тобольске в середине XIX века ослеп из-за взрыва пороха, прозреть он смог только после молитв его семьи в Абалакском монастыре у чудотворной иконы. Мастер заказал список этой иконы и переезжал с ней из города в город
В течение 1920-х – начале 1930-х годов Ильинский храм был кафедральным собором и оплотом истинного Православия в Омской епархии. В день Крещения Господня 1924 года священники – будущие новомученики Александр Соловьев, Петр Олерский и Василий Инфантьев организовали отдельный от обновленцев крестный ход на воду.
В Советские годы начинается борьба с религией и инакомыслием, борьба протекала в тех же формах, что и в гражданскую войну, но с учетом социалистической законности. Репрессии против духовенства и закрытия храмов проводились со всей видимостью обоснованности этих мероприятий. Участь Ильинского храма была предопределена двумя факторами: во-первых, тем, что община была разрушена процессом 1930 – 1931 годов, во-вторых, его градостроительным значением, так как храм являлся доминантой в самом центре города, неся чуждые социалистической эпохе идеалы. Процесс уничтожения памятника был многоступенчатым. Сначала, на рубеже 1930-ых годов, с колокольни сняли колокола. Затем, община с февраля 1935 года не смогла внести налог за аренду земли и храма, здание начали использовать для хранения зерна.
В 1931 году состоялся громкий процесс над представителями общин Ильинской и Братской церквей. Было арестовано 23 человека по подозрению в создании и участии в контрреволюционной монархической организации, ставившей целью контрреволюционную агитацию и свержение существующего строя. Затем число проходивших по этому делу увеличилось до 49 человек. Решения суда состоялось только 14 марта 1932 года. Шесть человек отправлены в лагеря на три года, ещё шестеро отправлены на три года в ссылку, остальным зачли как наказание более года нахождения в тюрьме под следствием. Как правило, священники из лагерей уже не возвращались. Некоторым из осужденных было 70-80 лет. Пострадали и прихожане храма, в основном, монахини. Среди арестованных были священники: Александр Радонежский, Василий Пляскин, Александр Мирошниченко, Константин Платонов, прошедший жестокий Соловецкий лагерь ссыльный священник Михаил Лебедев. 16 апреля 1931 г. арестовали настоятеля Ильинской церкви Василия Васильевича Федосеева.24 сентября 1931 г. арестовали отца Александра, его осудили на три года лагерей. В тот же день арестована и осуждена сторож Ильинской церкви монахиня Пелагея Онищенко (Анищенко) – ее вина заключалась в том, что она привозила продукты, умирающим от голода ссыльным священникам.
По окончании процесса 31 октября 1935 года вынесено постановление о сносе храма. Церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти А.С. Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии официальных лиц города, выступавшие и трудящиеся, приветствовали товарища Сталина, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 г. Здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799 – 1837».
Позднее установили гипсовый памятник В.И. Ленину, замененный в 1957 году монументом, выполненным скульптором Абдурахмановым. Археологический раскопки показали, что памятник стоит на паперти церкви. В первой половине 1990-ых годов поднимался вопрос о реновации храма, был выполнен эскизный проект, но воссоздание его не состоялось, вследствие протеста граждан с коммунистическими убеждениями и отсутствия финансирования. Сейчас в сквере – за памятником Ленину установлены памятный камень в честь посещения Омска Патриархом и Ильинская часовня. Митрополит Омский и Тарский ежедневно служит молебен и совершает Крестный Ход вокруг часовни, в котором православные молятся о воссоздании Ильинского храма-мученика.
Полежаев уверен, что решение о воссоздании Ильинского собора должен принять губернатор
Бывший глава региона заявил, что ему известна позиция области и епархии о воссоздании святыни, но свою идею Леонид Полежаев не оставляет.
Руководитель фонда «Духовное наследие» Леонид Полежаев во время сегодняшней презентации книги «Записки из Мертвого дома» затронул и тему воссоздания Ильинского собора. Эту идею бывший губернатор продвигает давно, но, похоже, сейчас его инициатива зашла в тупик.
– Никаких подвижек нет, мы подготовили проект. Позиция руководства области и епархии мне известна. Лишний раз толкаться в закрытую дверь, я думаю, не стоит. Не стоит надоедать людям, для которых эта идея, может быть, не очень понятна. Я сейчас не проявляю особой настойчивости. Да и во время этого пандемического периода разговоры о соборе вызовут только лишнее раздражение даже у тех людей, которые относились к этому благожелательно. Слишком мы сейчас обременены очень сложной ситуацией. Подождем, но идею мы не оставляем, – заявил Полежаев.
По словам руководителя общественного фонда, Омску нельзя разбрасываться историческими памятниками, одним из которых и является Ильинский собор:
– Собор создавали люди не для того, чтобы его потом кто-то разрушил. Люди создавали его с любовью к потомкам, предполагая высокую культурную и духовную жизнь. А разрушение подобных памятников – это оскорбление наших предков, основателей города Омска. Я все равно надеюсь на решение этого вопроса. Для этого решения нужно всего две строчки – «Принять предложение общественного фонда «Духовное наследие» и общественности области о воссоздании общественного памятника «Свято-Ильинский собор». Губернатор Омской области такой-то». И все. Больше ничего не надо. Так делал Полежаев.
Напомним, что экс-губернатор активно продвигал идею возрождения Ильинского собора в 2019 году. Омичи разделились по этому вопросу на два непримиримых лагеря.
| «Нам с этим жить»: омский бизнес – о введении QR-кодов в ТЦ, кафе и парикмахерских |
| Стал известен полный список новых ограничений, которые вводят в Омской области [ДОКУМЕНТ] |
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

Ильинский собор в омске
В Омске состоялся молодежный крестный ход, приуроченный к празднику Сретения Господня
В Омске состоялся крестный ход «Молодежь – за Ильинский собор»
15 февраля 2020 года в Омске по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира состоялся молодежный крестный ход, приуроченный к празднику Сретения Господня и Дню православной молодежи.
Начался крестный ход с молебна в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы, после чего духовенство огласило обращения к православной молодежи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Омского и Таврического Владимира.
Ильинская или Ленинская горка?
Подведены итоги голосования на Первом городском телеканале за название Ильинская или Ленинская горка:
— За Ильинскую 75%,
— За Ленинскую 18%,
— За то, чтобы остались оба названия 7%.
Голосование за название Ильинской горки
Идет голосование за название Ильинской горки, которое проводится на Омском телевидение.
Проголосуйте за название «Ильинская горка» — позвоните на номер:
8 (3812) ХХ-ХХ-ХХ.
Результаты голосования объявят в понедельник 17 февраля.
Upd: Голосование закончено. Всем спасибо за поддержку!
Молодежная акция «Молодежь за Ильинский собор» на Праздник Сретения Господня
«Полежаевский» собор уже печатают на календарях и дарят священникам
Изображения Свято-Ильинского собора, расположенного на так называемой Ленинской горке, пользуются большой популярностью у отцов Церкви.
В Московской Патриархии уверены, что храмоздательство должно объединить людей
В адрес президента ОРОФ «Духовное наследие» поступило письмо от управляющего делами Московской Патриархии.
Проект Свято-Ильинского собора готов
По заказу омского регионального общественного фонда «Духовное наследие» проектной организацией «Сибпроект» закончено проектирование Собора святого Пророка Илии – небесного покровителя города Омска.
Дискуссия по теме «Храм или памятник»
Дискуссия шла о судьбе Ильинской/Ленинской горки, храме/памятнике, православных/коммунистических идеалах.
Основными спикерами были доктор исторических наук Сергей Сизов и блогер Владимир Лифантьев (Орис Брут).
Нездешние храмы
Ничто в этом мире не исчезает совсем, не оставив следа. Особенно храмы. Храмы остаются, даже если их здесь сравняют с землей, даже если на этом месте потом построят что-то еще или поставят некий монумент. И в пограничный час, когда вечер встречается с ночью и гаснет последний солнечный луч, или все вокруг приветствует рассвет нового дня, на фоне гаснущего или чуть зардевшегося неба возникают устремленные ввысь колокольни, купола и кресты, словно бы сотканные из серебристого тумана. И на холме над рекой вновь встает изумительно прекрасный величественный белый храм, колокола которого были когда-то слышны во всех окрестных деревнях. Они и сейчас иногда слышны в городе, с небольшой разницей во времени, объяснимой разницей между реальностями – нашей и иной. Звон далекого колокола слышен, когда на колокольнях прочих храмов уже тишина. Главный городской храм во имя Ильи пророка, заложенный в год, когда крепость стала городом, и у города появился свой герб. Непривычной для здешних мест европейской архитектуры — с двумя колокольнями. Таких в стране было очень мало, а за Уралом – просто не было.





















