ильинский собор сольцы новгородская область
«53 новгородских храма»: собор пророка Божия Илии (Сольцы)
Ильинский собор в Сольцах был построен в 1825 году на месте деревянной церкви, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.
Собор имел три престола: центральный — Илии пророка, южный — Казанской иконы Божией Матери, северный — святого Николая чудотворца. В середине XIX века была пристроена зимняя часть храма с двумя приделами.
В 1937 году собор был закрыт, вновь открыт в годы немецкой оккупации, закрыт в 1960 году. В 1992 году храм был передан Новгородской епархии. Сегодня богослужение совершается в зимней части храма, центральная часть реставрируется. Ежегодно 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, собор в Сольцах принимает множество паломников.
Святыни храма — икона преподобного Никандра Псковского с частицей мощей и икона преподобного Нила Столобенского с частицей мощей. 18 июня 2010 года в Ильинском соборе появилась новая святыня — икона преподобного Ильи Муромского, былинного героя, святого, чьи мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Икона с частицей мощей была передана настоятелю Ильинского собора отцу Михаилу Бирюкову командующим Дальней авиацией генерал-майором Анатолием Жихаревым
Настоятель — благочинный, протоиерей Михаил Бирюков.
— Отец Михаил, расскажите о жизни прихода.
— Храм открыт каждый день, даже если по расписанию нет богослужений. При соборе работают православная библиотека, воскресная школа.
Кроме того, одно время при храме действовала кузнечная мастерская, ученики которой, в частности, сделали ограду вокруг собора. Но сейчас в кузне пока учеников нет, хотя молот и другие инструменты сохранились. Однако кузня собору нужна. Например, кузнец мог бы выковать решетки на окна, стилизованные под старину. Но у меня лично, к сожалению, нет времени заниматься кузнечным делом.
— Могут ли священники заниматься какой-либо светской работой?
— У священников много работы по храму, и на другие занятия просто не остается времени. Но я знаю, что в Европе священники, в том числе и православные, занимаются и светской деятельностью, если прихожан не так много. Например, некоторые работают водителями. Это не воспрещается.
— А как священнослужители проводят свое свободное время? Есть ли какие-то ограничения в занятиях? Например, вряд ли священник может себе позволить загорать на пляже.
— Священники могут и загорать, но лучше это делать в тихом семейном кругу. Да, иногда кому-то их нас может и хочется взять байк и прокатиться с ветерком по городу, но это будет не очень красиво для священника. Хотя я знаю священнослужителей, которые ездят на мотоциклах и окормляют байкерские клубы в больших городах. Но во всем нужно соблюдать меру.
На мой взгляд, священник не должен замыкаться исключительно на духовных занятиях. Если он живет в миру, он может иметь увлечения, но, повторю, нужно знать меру. Но если человек уходит в монастырь, то ему следует помнить, что в обители действуют более жесткие правила. Но даже в монастыре можно заниматься резьбой по дереву, писать иконы, работать в кузне или на пасеке.
— Сейчас многие молодые пары прежде чем зарегистрировать свои отношения живут в гражданском браке. Как вы относитесь к такой практике?
— Я отрицательно отношусь к гражданскому браку. Люди должны нести ответственность друг перед другом. Иногда я спрашиваю молодых прихожан: «Почему вы не венчаетесь?» Они отвечают: «А вдруг мы потом разлюбим друг друга?».
То есть молодые люди заранее программируют себя на то, что в будущем они могут разлюбить друг друга. Венчание накладывает на супругов большую ответственность, в том числе и перед Богом. В гражданском браке люди чаще всего ответственность друг перед другом не несут. Но каждый человек должен исполнять закон – зарегистрировать брак в ЗАГСе и повенчаться.
— Каковы обязанности супругов в семье?
— Обязанности мужчины – заработать на хлеб насущный, прокормить жену, детей. Жена как хранительница домашнего очага должна заниматься хозяйством. Хотя в современном мире бывает и так, что муж занимается домом, а жена работает. В этом ничего плохого нет, главное, чтобы семья не страдала.
— Иногда чтобы разрешить какой-то трудный вопрос, люди обращаются не к священникам, а к астрологам или магам. Чем может быть опасно такое общение?
— Большинство астрологов и магов являются шарлатанами. То, что человек отдает шарлатану приличную сумму, это еще полбеды. Опасность в том, что человек теперь доверяет не самому себе и не Богу, а шарлатану. Послушав совета мага или экстрасенса, человек начинает сам себя программировать на что-либо. Верующие люди доверяют свою жизнь Богу, Бог нас ведет, и Бог нас не обманет. А как колдун может поступить с человеком, доверившим ему свою жизнь, — никто не знает. Следует помнить, что чтобы войти к человеку в доверие и получить от него деньги, такие люди готовы использовать символику христианства или другой религии. Если же у колдуна действительно есть какая-то сила, то нужно задуматься – от кого она? От Бога или беса? Поэтому церковь и запрещает посещение экстрасенсов, колдунов и так далее.
Да, в свое время верующие приходили за помощью к святой Ксении Петербургской, святой Матроне Московской. Но это опыт Церкви. И люди знали, что через этих святых нам помогает Господь.
— У каждого верующего есть свой святой, к которому он обращается чаще всего. При этом он молится и Богу, и Богородице. В какой последовательности лучше читать свои молитвы?
На молебнах мы возносим первый возглас Господу, второй возглас – Пресвятой Богородице, третий – святому, которому посвящен храм. В своих молитвах можно придерживаться такого же порядка – молитва Господу, Богородице, своему Ангелу-хранителю, святым. Наши русские святые – это Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святая Ксения Блаженная, святая Матрона Московская. Они всегда откликаются на наши просьбы.
— Как лучше молится святым — дома или совершать паломнические поездки к тем местам, где покоятся их мощи?
— Паломничество дает нам живое общение со святыми. Когда мы приезжаем в то место, где находятся мощи святого, мы выказываем наше уважение. И молитва здесь может быть более действенна. Но молитва святому будет услышана, даже если верующий находится в Антарктиде или в глухой сибирской тайге.
— Некоторые люди жалуются, что Бог не отвечает на их просьбы. С чем это может быть связано?
Следует помнить, что человек может сам не знать, что ему нужно. Не все, что человек желает иметь, будет ему полезно. Иногда Бог посылает человеку испытания. Они нужны нам, ведь преодолевая трудности, мы совершенствуемся.
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».
Сольцы. Собор Илии Пророка.
Ильинская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ильинский собор был закрыт в 1936 г. С приходом оккупантов в нем возродилась церковно-приходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие бои, которые велись в районе в 1941 г., собор уцелел. Освящение и первое послевоенное богослужение состоялось 11 ноября 1945 г., его совершил настоятель собора о. Д. Флоренский. Перед тем как собор вернули верующим, приходу пришлось отстаивать право на здание перед молодежью, пожелавшей иметь в здании Дом культуры. Противостояние длилось с апреля по сентябрь, когда 18 сентября 1945 г. уполномоченный П. Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения. Что Совет по делам РПЦ при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 года разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в деревне Молочково Солецкого района. Решение Совета об открытии Ильинского собора в г. Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрено СНК СССР».
В 1948 г. под видом спасения урожая от гибели райисполком попросил верующих временно уступить летнее помещение под склад зерна, которое находилось под открытым небом. Община уступила этой просьбе. К обещанному сроку контора «Заготзерно» помещение не освободила, все обращения оставались безответными. Здание варварски эксплуатировалось и подвергалось разрушению. Стекла в скором времени оказались выбитыми, водосточные трубы исчезли. Стала разрушаться настенная живопись – копии картин художника Васнецова. Местами ее просто разбивали лопатами, которыми засыпали зерно. В 1952 г. в летнем помещении собора установили механический двигатель для сортировки зерна, который стал извергать клубы дыма и пыли, слоями осевшие на ценной живописи. Эта же грязь стала проникать в зимнее помещение собора, которое в дни праздников не могло вместить всех верующих. Ни на одно заявление о возвращении общине незаконно занятого помещения ответа не последовало.
Когда склад «Заготзерно» убрали, без согласования с церковным советом помещение тотчас передали совхозу «Победа» под хранение комбикормов. 28 апреля 1953 г., ссылаясь на то, что «летняя часть храма с 1948 г. церковной общиной не используется по прямому назначению и не ремонтируется, а Солецкий райпотребсоюз испытывает большой недостаток в складских помещениях», Солецкий райисполком решил «изъъять летнюю часть церкви в г. Сольцы из пользования церковной общины и передать ее Солецкому РПС под склад». Верующие продолжали настаивать на своем праве на владение храмом. В январе 1955 г. летнее помещение собора в отвратительном состоянии было возвращено.
Через пять лет отстоять собор уже не удалось. Наступление началось с проверенной практики подготовки общественного мнения. 12 и 13 июня во всех 30 предприятиях и учреждениях города прошли собрания, итог которых был предопределен. Днем позже Солецкий РИК изъял у общины Ильинский собор, а 29 июня уже Новгородский облисполком утвердил это решение и разрешил исполкому переоборудовать здание под городской Дом культуры, на что выделил 100 000 рублей.
В архиве епархиального управления остались два ходатайства о сохранении собора. Его настоятель о. Николай Прокофьев в августе 1960 г. обратился к правящему архиерею: «… ценнейшая внутрицерковная живопись известных русских мастеров Васнецова и Нестерова покрывает стены. Арки, колонны и купола картинами из жизни Ветхого и Нового заветов… в нем венчался великий русский полководец фельдмаршал Кутузов. По заявлению старожилов города, до революции в храме находилась мемориальная доска об этом событии». Архиепископ Сергий (Павел Александрович Голубцов), специалист в художественно-реставрационном деле, так же направил письмо в патриархию: «Ильинский собор является архитектурным украшением города, а своею живописью, мастерски передающую кисть художника Нестерова и Васнецова, по праву может быть назван уникальным художественным достоянием Новгородской области.
Дом культуры в соборе так и не разместили. На крыше были разрушены четыре барабана. На том реконструкция и закончилась. Здание на двадцать с лишним лет превратили в склад. Только в 1990 г. его вернули верующим.
И. Д. Савинова. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917-1991. Историческое исследование. Новгород 1998 с. 76-77, 83-84
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ
по статье А. Н. Трифоновой в журнале «София» (Новгород)
При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой дороги, на берегу ручья Крутец, стоит белоснежная церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная в стиле высокого классицизма.
К началу XIX в. церковь обветшала. Не позднее 1824 г. у Новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. Освящение церкви Ильи Пророка состоялось в 1825 году, о чем можно судить по записи в мировой ведомости 1914 г.: «Церковь построена в 1825 году, каменная, с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя св. пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца».
Известно, что приделы Святого Николая и Казанской Богоматери размещались па сторонам главного престола в центральном храме. Два других придела были устроены в трапезной.
Итак, Ильинский храм в Сольцах представляет собой ансамбль из трех зданий, стоящих вплотную друг к другу и ориентированных по оси восток-запад: церкви, трапезной, колокольни.
Кровля основного объема четырехскатная с разжелобками, которые закрыты фронтонами. На фасадах фронтоны завершают композицию из четырех центральных и двух боковых пилястр, объединенных антаблементом. Фриз гладкий. Карниз с метопами. Пилястры композитного ордера в их капителях ионические волюты совмещены с двумя рядами аканфовых листьев.
Боковые фасады имеют дверные проемы (южная дверь заложена). Окна с прямыми перемычками располагаются между пилястрами. Верхняя часть оконных наличников представляет собой полосу орнамента из лавровых венков с розетками в центре и по бокам. Орнаменты, как и капители отлиты из гипса. Боковые окна завершены декоративными фронтончиками. Стены рустованы на всю высоту за исключением гладкой полос» вверху между центральными пилястрами.
Алтарная стена рустованная, с двумя окнами, освещающими центральный престол, и тремя нишами, оформленными как глухие окна. Теплая трапезная церковь прямоугольная в плане, разделена четырьмя столбами на три нефа. Центральный узкий неф перекрыт коробовым сводом. Боковые имеют крестовые своды. Кровля двухскатная. Антаблемент такого же профиля, что и на здании холодного храма. На южном и северном фасадах по три прямоугольных окна с наличниками строгой формы. Стены рустованные.
Трехъярусная колокольня Ильинского храма, сохранившаяся только на половину первоначальной высоты, восстановлена в 2000 г. Ее боковые стены, оформленные пилястрами, завершены фронтонами. Фронтоны, антаблемент, капители колонн и пилястр, окна, рустовка стен основания колокольни повторяют архитектурные формы двух других зданий ансамбля. Верхняя часть колокольни представляет собой композицию из восьмерика, переходящего в ротонду. Грани между четырьмя арочными проемами восьмерика оформлены в виде ложных арочных проемов с венчающими их фронтонами. Арочные проемы ротонды разделены парными пилястрами. Колокольня завершается высоким куполом с «фонарем» и крестом, установленным на сфере. Венчающая композиция отделена от ротонды карнизом сложного профиля.
Старые фотоснимки интерьера трапезной не обнаружены, и потому мы не знаем, как выглядели иконостасы приделов Александра Невского и Никандра Псковского. Есть сведения, что один из них был сооружен в 1895 году на средства Солецкой купеческой вдовы Марии Петровны Смирновой, давшей на его изготовление около 1100 рублей. Другая купеческая вдова, Александра Николаевна Ардамацкая, примерно в то же время пожертвовала в Ильинскую церковь 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин 800 рублей «на различные церковные нужды». За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 году благословение Синода «с выдачей установленных грамот».
Не менее вероятно и то, что соборная роспись создавалась в середине 1900-х годов, незадолго до следующего архиерейского посещения Сольцов в 1909 году.
В августе 1937 года, по решению Солецкого райисполкома, Ильинский собор был изъят у церковной общины и передан конторе «Заготзерно» под склад. Как свидетельствуют местные жители, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. К сожалению, судьбу колокольни солецкого храма разделили тогда многие замечательные памятники культовой архитектуры, которые разрушались «с целью получения кирпича для другого строительства».
Приходская община Ильинского собора была зарегистрирована в сентябре 1945 года, а через два месяца состоялось освящение храма. Однако богослужения были возобновлены только в трапезной, где в тот период стояли деревянные одноярусные иконостасы, впоследствии утраченные Холодная же церковь еще несколько лет использовалась как складкое помещение, несмотря на многочисленные жалобы церковного совета властям на варварское отношение арендаторов к зданию и украшавшей живописи.
После того, как в январе 1955 года храм был возвращен общине, на пожертвованные верующими средства был проведен ремонт. Очевидно,именно к середине 1950-х годов относится написанное заново на восточной стене «Воскресение Христово» и изображения Евангелия и Потира в верхних частях предалтарных столбов, закрывавшихся ранее иконостасом 1825 года, а также «реставрационные» прописи на других живописных композициях в алтаре. Многие годы алтарные стенописи, прежде всего «Воскресение», страдали от того, что хранившиеся здесь зерно и комбикорма лежали насыпью, и во время их перелопачивания безжалостно повреждалась стенная штукатурка.
В декабре 1960 года начался новый, на этот раз тридцатилетний период существования Ильинского собора в качестве «недействующего». По решению Новгородского Облисполкома, он был закрыт для «переоборудования под Дом культуры». С «переоборудованием» местные власти не спешили: они отдали здание под склад совхозу «Победа». Вскоре был проведен ремонт кровли холодного храма, а заодно разобраны малые барабаны с главами и сняты все кресты.
Преднамеренное искажение подлинной архитектуры Ильинского собора не вызвало тогда возражения у общественности, так как собор не состоял на учете в государственных органах охраны памятников. Но именно после того, как в 1975 г. ему был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством, он вообще остался без надзора. В результате до 1980 г. произошло катастрофическое обрушение центрального купола, которое стало причиной обширных утрат и повреждений живописи в верхних частях здания. В это ремя здание находилось на балансе РПО и использовалось как склад рубероида.
В 1981 году конторой «Новжилкоммунпроект» был выполнен проект капитального ремонта Ильинского собора и его приспособления под краеведческий музей, оставшийся не осуществленным. В 1987 году в НФИ «Спецпроектреставрация» приступили к созданию проекта комплексной реставрации памятника (в нем по-прежнему планировалось разместить музей), однако этот проект завершен не был.
В 1992 году Ильинский собор был фактически передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин (акт о передаче собора епархии был оформлен в 1996 году). Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол, отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы.
В 1996 году начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора: новгородские реставраторы под руководством Т.И.Анисимовой (ТОО «Дар») приступили к реставрации ее живописи.
Резной иконостас для левого зимнего придела выполнил известный новгородский писатель и фольклорист Дмитрий Балашов.
Ежегодно 2 августа, на день памяти святого пророка Божия Илии собор принимает множество паломников из разных мест. Престольный праздник храма в Сольцах традиционно совпадает с днем города. При Ильинском соборе существует общедоступная православная библиотека, работает Воскресная школа.
Каменный собор в городе Сольцы был построен в 1825 году. На его месте прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
От себя хочу добавить, что с детства слышала рассказы, что на месте собора прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Информация об этом встречается в разных источника, правда без ссылок на официальные документы.
Сольцы впервые упоминаются в Псковской летописи под 1391 годом, когда послы псковичей встретили здесь новгородскую рать и заключили с новгородцами мир. В 1581 году в писцовых книгах новгородской Шелонской пятины наряду с селением Сольцы упоминаются селения Мусцы и Заборовье. В 1776 году Сольцы в составе Порховского уезда вошли в состав Псковской губернии. В это время село Сольцы обращено в слободу артиллерийского ведомства. В 1781 году Сольцы становятся посадом. 10 мая 1914 года Сольцы стали городом.
В 1734 году построена деревянная Ильинская церковь с двумя приделами: Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. В 1825 году на средства прихожан и доброхотных жертвователей построена каменная Ильинская церковь, в которой, кроме главного, были еще четыре престола: Святителя и Чудотворца Николая, Казанской иконы Божией Матери, Святого Благоверного князя Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца.
24 сентября 1896 года город посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. В церкви он совершил молебствие Святому Пророку Илии. Молебен пели прихожане храма вместе со староверами-единоверцами. Обращаясь к народу, владыка сказал, что единоверческая и православная церкви одно и то же, разность только в обрядах.
Служили в церкви два священника, дьякон и два псаломщика. Судьба их после 1917 года неизвестна. Священник Алексий Симеонович Черепнин родился в 1863 году в семье священника Псковского уезда. В 1884 году окончил Псковскую духовную семинарию. В тот же год начал служить псаломщиком в погосте Качаново Островского уезда. В 1889 году он рукоположен в сан священника погоста Демянка Порховского уезда. По прошению с 24 марта 1897 года переведен в Сольцы, в Ильинскую церковь. В 1905 г. ему преподано благословение Святейшего Синода с грамотой, в 1907 г. награжден камилавкой. 5 марта 1915 года он переведен в Димитриевскую церковь г. Пскова.
Священник Павел Нилович Васильков родился в 1870 году, сын протоиерея погоста Болчино Порховского уезда. В 1891 году окончил Псковскую духовную семинарию, начал служить псаломщиком в погосте Опоки Порховского уезда. В 1896 году он посвящен в сан священника к церкви Святого Александра Невского в погосте Ситня. С 1906 года служил в Сольцах, куда был переведен по собственному желанию. Сведений о дальнейшей его судьбе не выявлено. Его брат священник Василий приговорен к 3 годам лишения свободы в 1930 году. Другой брат священник Сергий расстрелян в 1937 году.
До 28 сентября 1906 г. служил дьякон Михаил Пятницкий. Был за штатом, перемещен на псаломщическое место в погост Цевло Холмского уезда с 27 октября 1906 года. Дьякон Михаил Светлов служил с 31 октября 1906 года после окончания духовной семинарии. 9 апреля 1908 г. перемещен на священническое место в погост Опоки Порховского уезда. Дьякон Василий Иоаннович Панов родился в 1862 году в семье псаломщика. В 1879 году окончил Порховское духовное училище, служил псаломщиком в селе Знаменское Великолукского уезда. В 1883 году посвящен в стихарь, в 1888 году по прошению перемещен псаломщиком в погост Марыни Новоржевского уезда. В 1908 году он рукоположен в сан дьякона к Ильинской церкви в Сольцах.
Псаломщик Михаил Васильевич Безсребренников родился в 1889 году в семье священника Великолукского уезда. В 1909 году окончил Псковскую духовную семинарию, посвящен в стихарь и определен псаломщиком в Сольцы. Псаломщик Михаил Иванович Иванов родился в 1877 году в крестьянской семье. В 1908 году окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и начал служить в Сольцах.
Церковным старостой был потомственный почетный гражданин, Солецкий купец 2-й гильдии Михаил Михайлович Гурьянов, 1880 года рождения.
Населённые пункты прихода: город Сольцы; деревни: Заборовье, Заречье, Мусцы, Материще, Пирогово, Пупп. В 1910 году в приходе было 1261 мужчина и 1424 женщины.
В августе 1937 года решением Солецкого райисполкома Ильинская церковь закрыта. Верх колокольни был разобран. Из церкви сделали склад зерна, при этом уничтожили иконостас. В годы Великой Отечественной войны немецкое командование разрешило проведение богослужений в церкви, вместо иконостаса была сооружена простая алтарная преграда. С 1944 года богослужения в церкви прекратились. Община верующих была зарегистрирована в сентябре 1945 года, состоялось освящение храма, но богослужения совершались только в трапезной, остальная часть использовалась властями в качестве склада. В 1955 году Ильинскую церковь возвратили верующим, на пожертвования проведен ремонт, но в декабре 1960 года решением Новгородского облисполкома её закрыли, вновь переделали под склад, началось планомерное искажение внешнего облика храма. Результатом этого стало обрушение центрального купола. В 1981 году церковь решили отремонтировать и приспособить под краеведческий музей, но ни ремонт, ни приспособление под музей не были осуществлены. В 1992 году церковь передали Новгородской епархии, в трапезной после ремонта возобновились богослужения, началась реставрация интерьеров церкви. Работы велись под руководством Т.И. Анисимовой, иконостас в приделе выполнил новгородский писатель Дмитрий Балашов. В 2000 году восстановлена колокольня.
Сегодня день Пророка Илии (2 августа н. ст.) отмечается как день города. С 1927 года город Сольцы Новгородской области, районный центр. Церковь восстановлена, действующая.
По материалам описей из архивов Псковской области
Комментарии и обсуждение
Дед служил в Ильинском соборе города Сольцы с 1917 по 1937 год. Его имя Тимофей Смирнов.
У него было пятеро детей. Удивительно, что нет никакой информации о человеке прослужившем Богу и людям 20 лет в Ильинском соборе города Сольцы.
Моя тетя Мария Тимофеевна Смирнова (Артамонова в замужестве) была принята и беседовала с Архиепископом Новгорода. Я, по завещанию моего отца, Александра Тимофеевича Смирнова, подарила Ильинскому собору первую маслом написанную икону из Исакиевского собора Ленинграда (с большого иконостаса святой Екатерины), которая после разгрома настырей хранилась в чемодане у верующей жительницы города Сольцы, Анастасии Темкиной (семья принимала ее за родственницу), почти 70 лет. Когда отец выяснил что это за икона, сотрудники Исакиевского собора предложили выкупить у него эту икону. Но отец решил, что место этой иконы в Ильинском соборе города Сольцы, где служил дед. Когда я отдала икону в Ильинский собор города Сольцы, священник заплакал и сказал, что это была самая ценная святыня в Ильинском соборе на то время. В семейном альбоме у нас хранится фотография деда в рясе и с сияющим церковным крестом на груди.