иллюстрации к мифам казахстана

Bestiary.us

Быстрый переход

Казахская мифология

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

злой дух из Средней Азии, видимо, родственник-аналог джинна

в мифологии тюркоязычных народов злой демон в виде дракона

женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых соседних с ними народов

в фольклоре западного и центрального Казахстана воображаемое существо неопределенной внешности, которым пугают непослушных детей

в арабско-персидском фольклоре существа с длинными, мягкими, бескостными ногами, которыми обвивают своих жертв и заставляют работать на себя

согласно мифологии тюркских народов, одержимый духами, дэвами

в мифологии казахов и киргизов, злое демоническое существо в образе старухи, нередко обладающей семью головами

в мифологии казахов и ряда родственных им тюркских народов, злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медными когтями

в казахском фольклоре дикие козлы с человеческими головами

согласно казахскому фольклору, водяные красавицы-русалки, обитающие в степных реках, в омутах, в протоках среди камышей

в фольклоре жителей ряда регионов Казахстана дух-покровитель мистического леса, оказывающий помощь в поиске счастья

в казахском фольклоре демоническая старуха, ведьма, которая крадет и подменяет детей, отравляет еду и насылает проклятия

духи в иранской и других родственных ей мифологиях

в казахской мифологии лесной дух, в облике вытянутого человека с длинными когтистыми руками и копытами вместо ног

антропоморфные духи, хозяева воды в мифологии казанских и западносибирских татар, казахов и башкир

согласно казахскому фольклору, демоническая женщина с козьими ногами, убивающая людей языком, острым, как бритва

тюркский пегас-единорог, бессменный помощник богатыря-батыра, главный геральдический символ Казахстана

согласно казахскому фольклору, степной, лесной или горный демон, губящий путника, заводя его в топкое болото

Источник

Откуда появились жалмауыз кемпір, шайтаны и джины в казахской мифологии?

Обзор на нечисть в казахской мифологии: пьют кровь, пожирают людей, строят козни, но всегда проигрывают.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Фотография: Самал Кантар

Как и в других культурах, в казахской мифологии есть существа разной степени опасности — от безобидных домовых, которые устраивают мелкие неприятности по типу битья посуды, до злых и опасных шайтанов, которые пьют человеческую кровь, строят козни или едят людей.

В казахской мифологии выделяют более 40 таких персонажей. Например, в книге «Казахские мифические персонажи» предлагается классификация на шесть типов:

Мифических отрицательных существ можно разделить на три категории:

Существа доисламского периода: албасты, үббе, жезтырнақ, мыстан кемпір, жалмауыз кемпір, обыр, күлдіргіш, айдаhар.

Существа исламского периода: жың, шайтан, пері, қыдыраулие.

Личные джинны казахских бақсы-жрецов: Шарабас, Шолпақ, Шойынқұлақ и так далее.

Если существа доисламского периода встречаются в основном только в казахской степи, то остальные есть и у других средне-азиатских народов. Например, давалпа — демоническое существо в арабско-персидском фольклоре, в казахской мифологии — қонаяқ.

Образ нимфы — пері (у других народов пари) — сохранился у таджикских, памирских народностей, афганцев, персов, белуджей, а затем укрепился в тюркоязычной мифологии. Доброжелательные пари появляются в мифологии в образе птицы, бобра или неядовитой белой или жёлтой змеи, а злые — в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, хищных зверей, например, тигра.

‌‌‌Духи-демоны описываются как враги человеческого рода, которые постоянно ищут новые пути нанесения вреда людям. Они не защищают и не служат человеку. Бывает, что они помогают ему, иногда работают на него, но такое происходит обычно по принуждению: их просто заставляют определенные обстоятельства.

Чтобы защитить себя от злых духов, человеку не надо пытаться им угодить. Их надо опасаться, а при тесном взаимодействии — изгонять. Считается, что действенным способом является чтение Корана и использование тумаров — амулетов в виде кожаного мешочка с молитвой внутри. Когда ситуация безвыходная, люди просят помощи у шамана, или жреца — бақсы.

Казахскую мифологию изучали ряд ученых, среди которых Шокан Валиханов, Ауелбек Коныратбаев, Серикбол Кондыбай, Сеит Каскабасов и другие. Каждый фольклорист не только предпринимал попытку понять миф, но и пытался раскрыть диахронический образ мифических персонажей.

Например, в одной из своих научных статей Шокан Валиханов дал четкие описание отрицательных персонажей. Например, ученый отметил, что в казахской мифологии существует несколько описаний Мыстан кемпір, в частности, Мыстан, Жезтырнақ, Сөрел, Көңаяқ, Албасты, Жалмауыз.

Пері наделены разными качествами. Если во многих тюркоязычных и ираноязычных народах их воспринимают как злых духов, то у казахов эти существа считаются представителями особого народа.

Пері делятся на мусульманских и кәпіры. Также есть пері водяные — Су перісі. Они также могут считаться прекрасными воздушными существами, которые живут между небом и землей в горах Каф. Девушки-пері очень красивые, в них часто влюбляются юноши.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

В казахской мифологии русалки считаются одним из видов су пері —водяными феями. Обычно они до смерти щекочут своих жертв и только потом утаскивают на дно. Есть еще обыр — он не имеет точного описания, однако известно, что это злой дух.

Дословно, «обыр» означает «голод, поглощение». Другую водяную фею называют үббе. Она утаскивает своих жертв под воду. Врагом кочевников считается қонаяқ — существо взбирается путнику на шею, опутывает своими ногами-ремнями и заставляет бегать жертву до смерти.

Мыстан кемпір

Это ведьма, которая часто встречается в казахском фольклоре. В некоторых рассказах представляется глупой и бестолковой, но чаще скупой и злой. Выглядит как все обычные ведьмы: растрепанные и длинные волосы, острые ногти и кривые зубы.

Встречается в таких казахских сказках, как «Ер Төстік», «Алтын сақа», «Мыстан кемпір», «Күн астындағы Күнекей қыз», «Ай астындағы Айбарша сұлу» и так далее.

Жалмауыз кемпір

Иногда эту ведьму представляют с семью головами, длинными острыми ногтями на руках и ногах и огромным горбом, из-за которого она сгибается чуть ли не до самой земли. Многие считают ее страшным существом, которое пьет человеческую кровь. Никаких точных сведений о ее половой принадлежности нет.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Это существо питается только людьми. Чаще всего оно втирается в доверие молодым девушкам и незаметно пьет их кровь. Также Жалмауыз может принять вид какого-нибудь предмета, незаметно подплыть к человеку и намертво вцепиться в него.

Жезтырнақ

Обычно жезтырнақ представляют в виже красивой и немногословной девушки, которая прячет свои руки под рукавами. На ее одежде много золотых и серебряных украшений. Особую опасность представляют её латунные ногти: ими она вскрывает глотку и может выпить всю кровь в человеке.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Главные атрибуты — кошелек с золотыми монетами, серебряная лента с украшением, которая вплетается в косу. По легендам, в пещерах, где они обитают, спрятано много сокровищ. Образ жезтырнақа встречается и в мифах других народов. В кыргызской мифологии это «жезтумшук», «шульбус», под этим названием также существо встречается в фольклоре алтае-саянских тюрков.

Жезтырнақ присутствует в рассказах, эпосах и легендах «Құламерген», «Жерден шыққан желім батыр», «Аламан мен Жоламан», «Алпамыс батыр», «Өтеген батыр».

Албасты

В казахской мифологии Албасты представлен как один из образов вредителя, злого демона. Его часто ассоциируют с водным существом, хотя Албасты может превратиться в любое существо. Это толстая, волосатая женщина с торчащими изо рта острыми клыками, чья обвисшая грудь достает до земли.

Албасты встречается в мифах всех тюркоязычных народов, однако представление и изображения в разных странах разнятся.

Казахские албасты делятся на два вида. Они бывают черными и желтыми. В тувинской мифологии у этих существ один глаз и нос каменные. В некоторых мифах его характеризуют как существо с открытой спиной и торчащими внутренними органами. Они наносят вред молодым женщинам и детям, приходят в ночных кошмарах.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Чтобы скрыть свой истинный облик, часто предстают в образе собаки, лисы или козы, у которой в зубах человеческое легкое. Албасты ворует легкие у женщин, которые во время родов теряют сознание. Если у существа получается утопить легкое, роженица сразу же умирает. Главный атрибут Албасты — магическая надпись, тенге, гребешок.

Қара Албасты считается самой опасной, потому что встреча с ней заканчивается смертью человека. Есть упоминания о том, что у қара Албасты может быть до семидесяти сосков. Сары Албасты хитрая, она чаще всего просто дурачится и обманывает незнакомцев.

Регион распространения злого духа албасты охватывал территорию от Монголии до Германии, от Поволжья до Турции и Ирана. Киргизы называют его Албасты, таджики — Албарсты, Алмасти, Абарси; анатолийские турки и крымские армяне — Албасты; марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры — Албаста или Албасты; алтайцы — албыс; телеуты — Алмыс; монголы — Албин; ненцы — Албрина. В народных поверьях именно демонологические представления наиболее подвижны.

О демоническом персонаже обр собрано очень мало информации, однако он представляет из себя злого, бестелесного духа в виде огня.

Как правило, он вселяется в тела старых женщин. Ночью обр вылетает изо рта старухи и отправляется на свои зловредные дела, которые вершит до наступления рассвета. Местом обитания обра считают болотистые места и кладбища.

Сорель и қонаяқ

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Демон уббе известен присырдарьинским, семиреченским, сарыаркинским и синьцзянским казахам. Уббе — злой дух, который живет в подводном царстве. Он зазывает жертв по имени. Человек против собственной воли идет в воду, несмотря на предупреждения посторонних и тонет. Испытывая в воде чувство страха, казахи обычно кричали: «Не трогай меня, Уббе!» Тогда злой дух мог оставить человека в покое.

Сохранилось предание о том, что однажды стражи водяного забрали в свое царство купавшегося в реке мужчину. Он много лет служил уббе, женился на дочери подводного царя, но в конце концов смог вернуться на землю.

Айдаһар

Это дракон, который в казахских легендах предстает в виде огромного змея. Слово айдаһар происходит от древнего ирано-авестийского мифического персонажа Дахака. Образ современного народного дракона полностью сформирован под влиянием средневековых арабо-персидских сказочно-эпических традиций, то есть сформирован в соответствии с их характером. Их изображают в виде одно-, трех-, семиголовых чудовищ, обитающих в пещерах и колодцах. По самому распространенному сюжету он ворует девушку, прячет ее, а затем съедает.

У саков в 4-3 тыс. до н.э. айдаhар воспринимался как прародитель, мать человечества.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

В мифологии айдаһар олицетворяет зооморфную природу трех миров — змеиного, подземного и водного.

В книге «Мифология предказахов» описаны место и значение змей в казахской мифологии. Позитивный культ змеи присутствовал еще в мифологии тюрков. Тюркские народы воспринимали змею как хранителя домашнего очага. Забравшуюся в дом змею нельзя было убивать — нужно было вылить ей кумыс на голову, тем самым провожая наружу.

Восприятие айдаhара как олицетворение зла пришло с появлением ислама на территории Казахстана.

Бөжәй

Известно лишь то, что им пугают детей. Существо присутствует в фольклоре западного и центрального Казахстана, отличительных внешних черт не имеет и поэтому каждый представляет его по-разному.

Он находится примерно в одной категории с мелкими зловредными существами по типу еге (домовых). Имеет схожесть со славянской бабайкой.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Еще больше материалов о культуре и традициях казахского народа в серии материалов «Степное эхо».

Источник

Из уст в уста: рассказываем детям о батырах и героях легенд

Легенды, предания передаются из уст в уста, а отважность и другие качества казахстанских батыров становятся примером для подрастающего поколения.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz представляет подборку национальных героев и историй, которые передаются из уст в уста.

Кобланды-батыр

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Казахский батыр и народный герой. По преданиям, Кобланды жил в XV веке во времена правления чингизида Абулхаира и был одним из его военачальников. По одной из версий, именно Кобланды стал причиной образования Казахского ханства.

В народном эпосе «Кобланды-батыр» описывается борьба Кобланды против Сефевиды и Казан-хана. Также говорится о битвах с Алшагыр-ханом и потомками Едиге-батыра. Эпос впервые был записан Ибраем Алтынсариным по воспоминаниям Марабай-джирауа.

Согласно одной из национальных легенд, народный герой, преследуемый врагами, оказался на пустынном острове Барсакельмес. Там он пробыл трое суток, а затем отправился в обратный путь. Вернувшись на родину, он обнаружил, что прошло не 3 дня, а 33 года. С тех пор остров Барсакельмес приобрел славу места, где меняются время и пространство.

Очевидно, народный батыр попал в пространственно-временную ловушку. По одной из версий, она существует до сих пор. В 1934 году на берегу Барсакельмеса был пойман японец, который знал только диалект Страны восходящего солнца. В итоге переводчику удалось выяснить: японец утверждает, что является членом императорской семьи и что родился в 1718 году. Пленный пояснил, что попал в шторм в Тихом океане, а очнулся здесь – на берегу острова Барсакельмес.

Источником сведений о народном герое также является сложенный народом эпос «Кобыланды батыр». В героической эпопее рассказывается о мужестве и подвигах полководца.

Память о Кобланды-батыре живет по сей день. На берегу реки Кобда расположен мавзолей Кобланды-батыра. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень, а в 2007 году возведен мавзолей высотой 17,5 метра и шириной 12 метров. По задумке создателей он напоминает традиционный шлем казахских батыров.

Также в Кызылорде в 2009 году воздвигнут 12-метровый памятник Кобланды-батыру. Авторами памятника являются архитектор Сагидолла Кубашев и скульптор Муратбай Умбетов.

В городе Актобе именем Кобланды-батыра назван Центральный стадион. Именем батыра названы улицы в Астане, Актобе, Кентау (ЮКО), Костанае, в посёлках Айтеке-Би (Кызылординская область) и Зачаганске (Западно-Казахстанская область).

Бекет-ата

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Казахский батыр и просветитель Бекет-ата родился в ауле Кульсары в Атырауской области. Обучался в Хорезме у Пакыржана-хаджи. Религиозный деятель, почитаемый как святой. С детства отличался живым умом и интересом к новым знаниям. Строил медресе и мечети.

Помогал обучать детей грамоте. Также, как утверждают многие источники, Бекет-ата обладал даром лечить людей.

В семье, помимо Бекета, было ещё трое сыновей: Алдаберген, Алдонгар, Мендикул. Также, согласно сохранившимся источникам, у самого батыра было пятеро детей: Байтели, Жайлау, Тогай, Байнияз и Кодар.

Люди передавали любовь и уважение к этому благородному человеку через легенды из поколения в поколение. Сушествует немало легенд, но истории, связанные с именем Бекет-ата, были взяты из его жизни.

Подземная мечеть суфия Бекета-ата находится на плато Устюрт в урочище Огланды. Она расположена в среднем ярусе массивной скалы, уступами спускающейся в заросший кустарником глубокий овраг. Перед входом в подземную мечеть расположена небольшая площадка. В первом помещении свет льется из люка, пробитого в куполообразном потолке.

Девушка-батыр Гаухар

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Согласно легенде, однажды Назым пригнала на поле боя необученных верблюдов, которые создали суету в стане вражеского племени.

Сыпатай-батыр

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Казахский батыр. Его отец был сапожником, а также изготавливал плетки. С детства Сыпатай имел острый ум и отличные ораторские способности. Освободил родные земли от иноземных захватчиков.

Один из аулов Меркенского района Жамбылской области назван в честь Сыпатай-батыра.

Алдар-Косе

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Существует немало популярных сказок и сатирических миниатюр об Алдар-Косе.

Примечательно, что аналогичный персонаж встречается в фольклоре туркмен, узбеков и татар и других народов. Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен. Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев.

Связь поколений через народных героев и предания

О значении знания истории для подрастающего поколения высказалась мастер-кукольник из Алматы Евгения Бабникова, которая в своих работах воплощает национальных героев.

Источник

Увидеть и умереть: 5 легенд о мифических убийцах Казахстана

Встреча с этими мифическими персонажами из отечественного фольклора может закончится для вас, если конечно верить людской молве, неминуемой смертью.

Демон ночи с Кордайского перевала

Пожалуй, это и есть самая популярная «страшилка» в казахстанском мифотворчестве. На счету у этого легендарного убийцы не один десяток невинных жертв и сотни чудом уцелевших казахстанцев. Истории об автолюбителях, которым ночью в попутчицы просилась молодая женщина с козлиными или лошадиными копытами вместо ног, стала настолько большим «баяном» интернета, что об этом и говорить как-то не хочется. Но придётся.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Сюжет встречи с демоном давно не менялся. Он классический, как бутерброд из детства, тот самый, что со съедобной докторской колбасой. Итак, представьте на секунду следующую картину: ночь, дорога, уставший за рулём водитель, голосующая на трассе молодая девушка. Согласитесь, очень неплохое начало. Хотя бы для дешёвого фильма ужасов американского производства. Затем в этой истории появляется развилка сюжета. Кто-то рассказывает о том, что водитель успел-таки заметить копыта вместо привычных стоп ещё во время обмена первыми репликами и «дал по газам», благополучно уехав.

Другие рассказчики уверяют, что водитель не смог отказать девушке и всё-таки взял её в качестве попутчицы. А о копытах узнал, когда знакомство с молодой и симпатичной зашло чуть дальше рядового общения незнакомых друг другу людей. Каждый рассказчик сам индивидуально выбирает степень глубины того самого общения, до которого дошли действующие герои: водитель и «копытная дева». К счастью, большинство встреч с представительницей женского пола заканчивается для главного героя тем, что он уезжает в спасительное далёко, как говориться, не солоно хлебавши.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Удивляет, кстати, что главные герои зачастую от демона ночи именно спасаются и непременно каким-то чудом. Но самое главное: герой избегает загадочной и именно поэтому обязательно ужасной смерти. А финальная фраза у «страшилки» одна: «А ты представляешь, сколько от неё не убежали – те, кто погиб и уже не расскажут про неё ничего».

Историю эту начали рассказывать ещё в советское время заезжим туристам и гостям жители южных регионов страны. Изначально местом встречи с демоном ночи в виде девушки с копытами вместо симпатичных нижних конечностей фигурировал знаменитый Кордайский перевал. Долгие десятилетия перевал считался одним из самых опасных участков дороги во всём Казахстане. Он связывает Жамбылскую и Южно-Казахстанскую области, отличается невероятно сложными метеоусловиями и там необъяснимым порой образом случаются страшные ДТП, часто с гибелью большого числа людей.

Сегодня дурная слава Кордая потихоньку уходит. Был пробит прямой участок (в объезд Кордая) трассы в рамках международного проекта «Западная Европа – Западный Китай». И теперь Кордайский перевал пересекают быстро и долго там не задерживаются. Возможно, именно из-за этого в последние годы встречи с «демоном ночи» плавно переместились на трассы Алматы – Капшагай, Алматы – Астана. А сейчас рассказывают и про чертовщину на первом платном автобане страны – магистрали Астана – Щучинск: мол, там эта история на самом деле и произошла.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Как гласят многочисленные легенды и мифы народов мира, дева с копытами вместо ног – один из древнейших персонажей такого типа. Древние греки человекоподобных существ с копытами вместо ног называли сатирами и силенами, духами леса. Гораздо позже, уже в фольклоре народов Европы такие существа стали ассоциироваться только со злыми духами, встреча с которыми для человека обычно плохо заканчивается. Только вот откуда древним духам леса взяться на наших степных просторах, не совсем понятно. Видимо, завезли купцы во время путешествий по маршрутам Великого Шёлкового пути.

Дух банка

Этот герой не так известен, как его коллеги по цеху, но поверьте, персонаж также заслуживает внимания. Первые упоминания о нём в широких массах фиксируются в начале 90-х годов прошлого века. Время тогда в Казахстане было непростое и, чего уж скрывать, народ наш любил в тот период и лясы поточить, и «страшилками» обменяться.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Так вот, в первоначальной версии история звучала следующим образом: дело происходило именно в хранилищах Национального банка Республики Казахстан. Народные фантазёры рассказывали, что дух этот не что иное, как дух народа. И носится этот дух с возмущением по пустым хранилищам Национального банка и творит несусветное. Некоторые особо одарённые рассказчики добавляли, что дух или некий полтергейст каждую ночь что-то ломает из мебели и техники. А непонятных финансовых чиновников ещё и поколачивает. И не успокоится полтергейст до тех пор, пока в стране не наведут порядок, и не наступит финансовая благодать. Причин для появления подобной «страшилки» в то время было достаточно.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Так называемые сытые 2000-е наступили позже, но легенда о банковском духе с наступлением нового времени лишь немного изменилась. Теперь дело происходит в офисе одного из солидных банков страны. Кто-то из рассказчиков настаивает, что географически дело было в Алматы, другие, напротив, уверяют, что полтергейст обитает именно в Астане.

Вкратце обновлённый сюжет прост: коллектив из нескольких сотен сотрудников крупного банка недавно переехал в новый офис, в котором по ночам происходят странные вещи. То лампы освещения взрываются, до документация загорается сама по себе вместе с ценными документами клиентов, то ещё какая-то напасть. И даже кто-то из сотрудников пропал в неизвестном направлении.

При этом рассказчик подчёркивает, что эта информация строго засекречивается службой безопасности банка. Переезжать сотрудникам всё равно, мол, некуда – такие деньги вбухали в новый офисный комплекс. Особо искушённые рассказчики добавляют, что в новом офисе даже не хранят деньги: боятся, что и с ними что-то нехорошее приключится.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

В общем, из неких концентрированных народных переживаний в 90-е годы сегодня эта легенда превратилась в какой-то аналог многочисленных американских подростковых «страшилок». Уже не так страшно и не так задевает за живое, ведь за банкиров в нашей стране переживает с каждым годом всё меньше человек.

«Чёрная альпинистка»

Призрак погибшей некогда молодой девушки в полном альпинистском снаряжении будоражит воображение особо впечатлительных казахстанцев не первое десятилетие. В своё время в Казахстане, как и в других советских республиках, был настоящий бум любительского альпинизма. Помните знаменитую песню Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг…» и киноленту «Вертикаль» 1966 года? Так вот, свой «чёрный альпинист», правда в женском обличье, завёлся и в наших краях. К счастью, не благодаря творчеству Владимира Семёновича.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Версий появления «чёрной альпинистки», как и полагается в таких случаях, множество. Те, кто постарше, утверждают, что чуть ли не лично знали ту самую комсомолку, красавицу и старосту университетской группы. Вторые твердят, что речь идёт о событиях, которые произошли чуть ли не в 60-х годах прошлого века, и никто с точностью не может знать, как погибла молодая девушка.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Отзывы о поведении «горной девы» тоже весьма противоречивы: некоторые верят, что загадочный призрак помогает в сложных обстоятельствах опытным альпинистам и, наоборот, наказывает новичков за игнорирование элементарных правил безопасности. Причём наказывает весьма сурово, отсюда, мол, и высокий процент гибели начинающих в альпинистском деле. Иными словами, «чёрная альпинистка» – серийный убийца, и количество её жертв измеряется как минимум в десятках. Другие рассказчики, те, кто любит сгущать краски, уверяют, что призрак – не что иное, как предзнаменование смерти человека: мол, раз увидел – готовься к кончине.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Опасный старик-игроман

Это легенда долгие годы подпитывалась многочисленными байками геологов, которые колесили по казахстанским просторам в поисках важных для страны элементов таблицы Менделеева.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Несколько десятилетий назад сюжет этой степной легенды был прост и не замысловат. Итак, представьте себе: голая степь, пара грузовиков с повышенной проходимостью, маленький палаточный лагерь, полевая кухня. К группе обедающих или отдыхающих людей в какой-то момент подходил неизвестно откуда взявшийся старик и предлагал сыграть с ним в шахматы.

Обязательно бородатый и седой дедушка, согласно канонам легенды, был добр, улыбчив, но не принимал отказа. Мог в ожидании соперника провести несколько часов. Если пожилой человек так и уходил ни с чем, не сыграв хотя бы одной партии, то отказавшихся ждал целый перечень гарантированных неприятностей и несчастий, вплоть до гибели. А вот если пойти старику навстречу, то за игрой в шахматы собеседник может поведать своему сопернику его судьбу, ответить на самые сложные в жизни вопросы и даже предостеречь от опасности близких.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Странно, но в легендах не упоминается, опасно ли у старика в шахматы выиграть, и вообще – возможно ли это в принципе. Интересно, что это степная легенда удивительным образом похожа на несколько вариаций сказок в арабской, индийской и китайской культурах. В эпоху торговых караванов Великого Шёлкового пути тоже, как отмечают историки, была легенда о белом старике, который ждёт путников и предлагаем им сыграть.

Правда, не всегда речь шла о шахматах. Так что это легенда, скажем так, с бородой. Верить этой легенде сложно, но рассказы о белом старике до сих пор можно услышать на юге нашей страны. Причём рассказчики вас сразу предупреждают: отказывать пожилому человеку в игре никак нельзя. Лучше сразу согласиться сыграть.

Сом-людоед

Список смертельно опасных созданий из казахстанских легенд замыкает сом-людоед. Причём речь пойдёт о легендарном соме-убийце, живущем на Балхаше.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Последние рекорды вылова на озере, зафиксированные официально в истории уже независимого Казахстана, остановились на отметке в 210-220 килограммов. Местные старожилы говорят, что балхашского сома сегодня выловили и не дают ему расти. А вот в середине ХХ века сомы весом несколько сотен килограммов для Балхаша были привычным делом.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

Но вернёмся к легендарному убийце. Легенда о соме-людоеде живёт, видимо, не одно столетие. В старых казахских сказках, как рассказывают специалисты по фольклору, сохранилось упоминание об удивительной рыбе, которая могла проглатывать целиком вооружённых всадников. К счастью, обычно эта рыба съедала плохих персонажей, а хорошего батыра даже защищала. Идёт ли речь о той самой балхашской легенде или есть ещё на казахстанских просторах опасные водоёмы, неизвестно.

иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть фото иллюстрации к мифам казахстана. Смотреть картинку иллюстрации к мифам казахстана. Картинка про иллюстрации к мифам казахстана. Фото иллюстрации к мифам казахстана

О рыбе, которая нападает на рыбаков и домашний скот, на Балхаше можно легко услышать. Спросите – и местные с вами обязательно поделятся самыми жуткими подробностями этой легенды. Сом, как известно, рыба непростая, стоит ли упоминать, что это самый крупный на планете пресноводный хищник. Да и живёт он, по расчётам ученых, в дикой природе от 80 до 100 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *