имеет ли право вуз повышать плату за обучение

Минобрнауки России: образовательная организация вправе изменить стоимость платных образовательных услуг после заключения договора на величину инфляции

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение
AlexBush / Depositphotos.com

Минобрнауки России напомнило, что в договоре на оказание платных образовательных услуг должна быть указана полная стоимость платных образовательных услуг, отражающая исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором (письмо Минобрнауки России от 6 февраля 2019 г. № МН-94/СК).

Образовательные организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платных образовательных услуг (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции. В 2019 году инфляция составляет 4,3% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

В целях такой корректировки заключается дополнительное соглашение к договору об оказании платных образовательных услуг. Оно должно быть оформлено в той же форме, что и договор.

Дополнительное соглашение об увеличении полной стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно. Включение в договор условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП.

О порядке заключения, форме и условиях договора об оказании платных образовательных услуг, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, Минобрнауки России пояснило, что:

Снизить стоимость платных образовательных услуг по договору образовательная организация вправе с учетом покрытия недостающей стоимости за счет собственных средств.

Источник

Имеет ли право вуз поднимать плату за обучение в конце года?

Здравствуйте! Я обучаюсь на 3 курсе в ВУЗе, заочно, по сокращенной форме. Придя неделю назад на лекции,узнала,что плата за обучения повысилась с 80000 до 85000 рублей в год. Заранее никто не предупредил о повышение оплаты. В договоре указано,что «Увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период». То что финансовый год уже заканчивается никого не смутило. Я оплатила 1 семестр (т.к.в связи с инфляцией действительно цифры сходятся). А неделю спустя сказали, что ошиблись и стоимость обучения на нашем факультете поднялась до 90000 в год, т. к. мы обучаемся по сокращенной форме, и нужно доплатить. Являются ли такие действия законными? Как мне поступить в данной ситуации?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706

«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

То есть повысить могли только на величину инфляции, и никакие тут сокращённые программы не должны быть основанием.

так же есть такое письмо (если ВУЗ гос-ный)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 января 2016 г. N АП-78/18

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В Министерстве образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2015 г. состоялся семинар-совещание, посвященный вопросам, связанным с повышением эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений. В связи с запросами, поступающими по результатам данного семинара-совещания, а также в целях сохранения в 2016 году стоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, на уровне 2015 года, а также пересмотра стоимости по уже заключенным договорам, Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает.

В 2016 году увеличение размера базовых нормативов затрат на оказание образовательных услуг для соответствующего вида, уровня и (или) направленности образовательной программы не осуществлялось. В связи с этим, в 2016 году при установлении платы рекомендуется обеспечить ее сохранение на уровне 2015 года.

Являются ли такие действия законными? Как мне поступить в данной ситуации?
Анастасия

Если это выше рамок инфляции, то незаконно. Отказывайтесь платить и можете послать жалобу в Роспотребнадзор и Минобр. Если это бюджетное учреждение, то еще и сошлитесь на рекомендации Минобра.

Кроме того, поскольку образовательная организация вправе в одностороннем порядке увеличить стоимость оплаты обучения, с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»), то изменение по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность стоимости образовательных услуг влечет за собой изменение прав и обязанностей образовательной организации, обучающегося и родителей несовершеннолетнего обучающегося (его законных представителей). Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон и использование инструментов, оформляющих такие изменения, то есть, изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение.

примерная форма договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (п. 7.5), утвержденная Приказом Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267 во исполнение п. 10 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», также предусматривает, что изменения договора оформляются дополнительными соглашениями к договору.

То есть не просто должны были поднять плату на величину инфляции, но и оформить нужно соглашением это.

Что касается повышения задним числом, моё мнение, такое законно при определённых условиях. Право повысить было, а вот механизм смотреть в договоре нужно. Если в договоре такой случай оговорён, то нужно руководствоваться договором и положениями которые в нём изложены по этому поводу.

Являются ли такие действия законными?
Анастасия

Скажите, Вы подписали дополнительное соглашение к договору об обучении?

Иными словами интересует на основании какого документа увеличена стоимость обучения?

Как мне поступить в данной ситуации?
Анастасия

Зависит от документального оформления повышения стоимости.

Источник

Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?

Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.

Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.

Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.

Заявление с просьбой о перерасчете

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

В финальной части заявления зафиксируйте главный довод: дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить.

Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.

Претензия с требованием о перерасчете

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

Если решите писать претензию, обратите внимание на то, что это запуск досудебного урегулирования спора. Поэтому если в вашем договоре с вузом есть порядок досудебного урегулирования, то нужно его придерживаться. Если про претензию в договоре ничего нет, пишите ее в свободной форме.

Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:

По закону если студент докажет ненадлежащее качество обучения, то сможет потребовать соразмерно уменьшить его стоимость.

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.

Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.

Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.

К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.

Кроме того, чтобы оценить качество образовательных услуг и помочь защитить свои права, можно привлечь студенческое объединение, общественный совет или иную организацию, которая занимается разрешением споров между студентами и вашим учебным заведением.

Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.

Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.

Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.

Обращение в суд

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.

Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Имеет ли право вуз повышать плату за обучение

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучениеОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 “О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования”

Порядком предусмотрено, что учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.

Согласно пункту 22 Положения значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общей суммой, с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, а также суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Положения в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В случае если учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов платной деятельности, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году. В связи с этим при расчете размера платы за предоставление платных услуг целесообразно учитывать затраты, связанные с уплатой налога на имущество организаций и земельного налога.

Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о цене товаров (работ, услуг) предоставляется в рублях, что является обязательным элементом любой потребительской сделки и полностью соотносится с положениями пункта 1 статьи 317 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в которой полная стоимость платных образовательных услуг также указывается в рублях.

Вместе с тем, решение об оплате обучения в иностранной валюте распространяется исключительно на нерезидентов, осуществляющих оплату стоимости обучения с территории иностранного государства на валютный счет учреждения. Обусловлено это отсутствием возможности оплатить нерезиденту стоимость обучения в рублях с территории иностранного государства.

Таким образом, валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны осуществлять расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Частью 3 статьи 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учреждения один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения), по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. При этом согласно части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. То есть, если договор был заключен в письменной форме и его подписали две или более стороны, то и дополнительное соглашение к нему должно быть выполнено в письменной форме и подписано теми же сторонами. Статьей 310 ГК РФ предусмотрено недопущение одностороннего изменения условий договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК УФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Таким образом, указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от подписания такого соглашения об увеличении стоимости обучения с учетом уровня инфляции, то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином.

Если договор заключен в период действия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» до вступления в силу действующего Закона об образовании, в котором не предусматривалась норма, ограничивающая увеличение стоимости оказания платных услуг после заключения договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 3 статьи 54 Закона об образовании), то во избежание нарушения прав обучающихся изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с частью 6 статьи 54 Закона об образовании договор не может содержать условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Взимание повышенной платы, увеличенной с учетом уровня инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем, или в размере, превышающем уровень инфляции, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Кроме того, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму превышающую уровень инфляции, недействительно в силу действия статьи 16 Закона о защите прав потребителей и статьи 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Прошу руководствоваться данными разъяснениями и в срок до 15 апреля 2016 г. привести в соответствие локальные нормативные акты с целью недопущения ухудшения условий договоров для потребителей, а также проводить разъяснительную работу среди обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о сути заключаемых договоров и изменений, содержащихся в проектах дополнительных соглашений к договорам на этапе их заключения.

Обзор документа

Разъяснен порядок формирования стоимости платных услуг по реализации программ высшего образования и среднего профобразования.

В настоящее время действует порядок расчета платы за услуги (работы) учреждений Минобрнауки России, оказываемые (выполняемые) ими сверх госзадания, а также в его пределах (в установленных случаях). При этом с 1 января 2016 г. действует новая редакция одного из его положений. Установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже базовых нормативных затрат на аналогичную услугу.

В объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта по которым признается имущество учреждения.

Если организация оказывает услуги (выполняет работы) сверх госзадания, то затраты на уплату налогов рассчитываются с применением специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение планируемого объема финансового обеспечения госзадания к общей сумме, включающей предполагаемые поступления от целевой субсидии и доходов платной деятельности, полученных в отчетном финансовом году.

Таким образом, целесообразно учитывать затраты на уплату налога на имущество и земельный налог.

При приеме на обучение заключается договор. В нем указывается полная стоимость услуг и порядок их оплаты. Отмечено, что валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны совершать расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Учреждения 1 раз в год вправе корректировать полную стоимость услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом инфляции. В этих целях составляется допсоглашение. Оно может быть подписано гражданином добровольно. При отказе учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить допсоглашение или расторгнуть договор с гражданином.

Если договор заключен в период действия прежнего Закона об образовании, то изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения допсоглашений.

Допсоглашение об увеличении стоимости услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу Закона о защите прав потребителей и ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения.

Таким образом, недопустимо заключать со студентом допсоглашения о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции.

Источник

Из чего складывается оплата за учебу в условиях «дистанционки»

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

С переходом на дистанционное обучение некоторые студенты-контрактники очных отделений вузов забили тревогу: платили за очное образование, а в итоге получаем заочное.

Из чего складывается оплата за учебу в условиях дистанта, и почему нельзя приравнивать ее к заочному образованию, «РГ» рассказали эксперты.

Любовь Духанина, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

Поэтому и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате зачастую может быть даже выше, чем при очной форме обучения: техпомощь преподавателям в круглосуточном режиме, поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального контента, организация работы, методистов, кураторов.

А вот те образовательные организации, которые фактически подменили дистанционное обучение заочным, рискуют столкнуться с вполне обоснованными требованиями снизить плату за обучение.

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, завкафедрой МГУ

Дистант позволяет повысить качество образования за счет того, что весь процесс записывается (в цифровой форме). Студенты получают задания и выполняют их на цифровой платформе. Действительно качественное обучение будет требовать от преподавателя гораздо больших временных затрат. С другой стороны, виднее станет и некачественное преподавание, будь то лекция, повторяющая то же, что было десять лет назад, сведение всей аттестации к ответу на тесты с выбором ответа и т.д.

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Смотреть картинку имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Картинка про имеет ли право вуз повышать плату за обучение. Фото имеет ли право вуз повышать плату за обучение

Справятся ли вузы с повышением нагрузки? Сумеют ли они использовать дистанционный формат для реального повышения качества, для анализа своей работы? Можно надеяться, что да. Хотя может возникнуть проблема несоответствия какого-то преподавателя занимаемой должности, компенсации дополнительных затрат. Вузам придется решать и кадровую проблему, и финансовую. Частичным решением кадровой проблемы может стать перераспределение нагрузки между преподавателями, ведущими одну и ту же программу в разных вузах. Ведь при дистанционном процессе необязательно находиться в одном городе. А вот дополнительные средства для учебных расходов можно найти, если вузу удастся сократить расходы по обслуживанию своих зданий, коммунальные расходы. Таким образом, ориентиром на ближайшие годы станет повышение качества, оптимальное использование учебных помещений и образовательных цифровых платформ при сохранении стоимости обучения.

Виктор Болотов, научный руководитель Института образования ВШЭ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *