индивидуализация обучения движениям в спорте

Алгоритмизация обучения движениям

индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте

индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте

индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте

Индивидуализация обучения движениям.

Поиск наиболее оптимальных форм, средств и методов обучения в спорте является одной из актуальных проблем в спортивно-педагогической психологии. С точки зрения психологии такой поиск предусматривает организацию индивидуального подхода к занимающимся на основе учета их психофизиологических особенностей, включающих, прежде всего, основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Первым исследователем свойств нервной системы у спортсменов была З. И. Бирюкова (1951), указавшая, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть основана на результатах объективного исследования высшей нервной деятельности у каждого спортсмена.

Индивидуализация обучения в спортивно-педагогической деятельности понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:

— выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности спортсменов и уровнем развития способностей;

— учет индивидуально-психологических особенностей личности, условий жизни занимающихся и специфики воспитания;

— выбор наиболее целесообразных средств при обучении спортивным упражнениям, а также для устранения ошибок и нежелательных явлений (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании упражнений;

— отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки спортсменам с различными свойствами нервной системы;

— выделение существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок);

— использование таких управляющих воздействий, которые бы приводили к быстрому и успешному овладению спортивными упражнениями;

— применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий с учетом темперамента занимающихся.

Источник

5.7. Индивидуальный подход при обучении спортивным действиям

Поиск наиболее оптимальных форм, средств и методов обучения в спорте является одной из актуальных проблем в спортивно-педагогической психологии. С точки зрения психологии такой поиск предусматривает организацию индивидуального подхода к занимающимся на основе учета их физической и технической подготовленности, психофизиологических особенностей, включающих прежде всего основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Первым исследователем свойств нервной системы у спортсменов была З. И. Бирюкова, указавшая, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть основана на результатах объективного исследования высшей нервной деятельности у каждого спортсмена.

В. М. Шадрин, разрабатывая методику формирования двигательного навыка (равновесия на байдарке), а также развития прыгучести и прыжковой выносливости, показал следующее. Более эффективный путь индивидуального воздействия состоит в том, чтобы, опираясь на ведущие положительные стойкие качества личности, способствовать формированию приемов и способов действия, которые являются для них наиболее благоприятными. Как подтверждают психологические исследования, процесс формирования двигательных навыков в спорте зависит от психофизиологических особенностей спортсменов. Впервые в области спорта это было показано Б. И. Якубчиком. Построение им тренировочного процесса акробатов с учетом их психофизиологических особенностей позволило добиться высоких результатов акробатам с различными свойствами нервной системы.

Спортивная деятельность с характерной для нее высокой динамичностью психических и физических процессов обусловлена свойствами нервной системы человека. Исходя из этого, при совершенствовании учебно-тренировочного процесса необходимо иметь в виду рационализацию внешних условий обучения, а также объема и интенсивности нагрузки на основе учета психофизиологических особенностей каждого спортсмена. Индивидуализация обучения в спортивно-педагогической деятельности понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:

– выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности учащихся и уровнем развития способностей;

– учет индивидуально-психологических особенностей личности, условий жизни занимающихся и специфики воспитания;

– выбор наиболее целесообразных средств при обучении спортивным упражнениям, а также для устранения ошибок и нежелательных явлений (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании упражнений;

– отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки лицам с различными свойствами нервной системы;

– выделение существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок);

– использование таких управляющих воздействий, которые бы приводили к быстрому и успешному овладению спортивными упражнениями;

– применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий с учетом темперамента занимающихся.

Осуществление индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе предъявляет к преподавателю-тренеру высокие требования и продвигает спортсмена на более высокий уровень деятельности, а педагога – на более высокий уровень профессионального мастерства. В идеале тренер должен уметь оперативно конструировать программу воспитательных воздействий, адресуемых именно конкретному спортсмену, и тогда успех будет сопутствовать обоим – спортсмену и тренеру.

1. Бабушкин Т. Д. Психология физического воспитания. – Омск: Академия МВД, 1997.

2. Бирюкова З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов. – М.: ФиС, 1961.

3. Боген ММ. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1985.

4. Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

5. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М.: Образование, 2010.

6. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2008.

1. Дайте характеристику теориям, объясняющим построение и управление движениями (И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин).

2. В чем заслуга Н. А. Бернштейна при исследовании управления движениями?

3. В чем заключается необходимость создания предпосылок при обучении двигательным действиям?

4. Что такое специализированное восприятие?

5. Алгоритмизация обучения движениям. В чем ее значимость?

6. В чем заключается эффективность индивидуального подхода при обучении двигательным действиям?

7. Что учитывается при индивидуальном подходе при обучении движениям?

1. Предпосылки обучения движениям в спорте.

2. Обучающие программы при обучении спортивным движениям.

3. Индивидуализация обучения движениям в спорте.

Источник

Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса

Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всех совокупностей факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса»

Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса.

За последние годы наметилась ощутимая тенденция снижения уровня физической подготовленности и ухудшения здоровья детей. Особенно остро эта проблема ощущается в плане двигательной активности. Перегруженность школьных учебных программ, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни и другие факторы риска приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, избыточной массе тела и другим заболеваниям.

Уходят в прошлое времена, когда наша отечественная школа была ориентирована на «среднего» ученика, которого в природе вообще не существует. Такой подход можно считать по меньшей мере неправильным, поскольку в пределах одного возрастного периода наблюдаются значительные различия в темпах физического развития, уровне биологической зрелости и в проявлении двигательных возможностей (Т. Артемова, 1998; А.Ф. Артюшенко, 1990; А.С. Голенко, 1986; В.В. Петровский, 1990). Кроме того, недостаточное осознание тренером необходимости дифференцировать задания (по объему или по сложности) может привести к нежелательным последствиям, когда у слабых учащихся складывается хроническое отставание в освоении основного программного материала. Не используя в процессе обучения учащихся дифференцированный подход, ученик и тренер в итоге приходят к тому, что для одних задания оказываются явно легкими, а для других учащихся очень трудными. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей организма, снижая эффективность педагогического процесса, может нанести ущерб здоровью детей.

Пренебрежение к требованиям, вытекающим из объективных закономерностей анатомо-физиологического развития, приводит к тому, что дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к нему. Таким образом, можно констатировать, что индивидуальный подход есть важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка. (Н.Е.Ерофеева, 2007).

Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей.

В реальных условиях подготовки спортсменов индивидуализация может осуществляться на различных количественных и качественных уровнях. В связи с этим предлагается различать персональную индивидуализацию и групповую дифференциацию.

Групповая дифференциация предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).

Персональная индивидуализация ориентированна на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых личностных особенностей. Персональная индивидуализация в основном используется при тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности. Очевидно, что групповая дифференциация при необходимости обязательно сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями. (Е.П.Врублевский, 2007).

Если на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства предпочтение отдаётся персональной индивидуализации, то на этапе начального обучения, на наш взгляд, более эффективно использование групповой дифференциации.

Многолетние исследования проблемы индивидуализации спортивного резерва (В.Н.Губа, В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук) позволили констатировать, что в юношеском спорте индивидуализация подготовки сопряжена с объективными трудностями. Во-первых, в настоящее время не представляется возможным точно оценить адаптационный резерв организма юного спортсмена; во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции. Таким образом, при обсуждении проблемы совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не столько об индивидуальном, сколько о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса. (Квашук П.В., 2003).

Ряд исследователей предлагают разделить понятие «дифференциация» на внешнюю и внутреннюю составляющие, определяя внешнюю дифференциацию как своеобразную образовательную систему, позволяющую дифференцировать содержание образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей обучаемых. Под внутренней дифференциацией понимается специальная организация учебного процесса, которая состоит в применении форм и методов обучения, позволяющих учитывать индивидуально-типологические особенности обучаемых и приводить их к одному и тому же уровню овладения материалом индивидуальными путями. (Квашук П.В., 2003).

Таким образом, разработка дифференцированного подхода при занятиях спортом является актуальной и социально значимой. На наш взгляд, данную работу следует начинать в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде формируется сфера интересов, мотивов и потребностей, происходит становление двигательных способностей, создаётся фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма.

Применение дифференцированного подхода при занятиях плаванием на этапе начальной подготовки является одним из рациональных способов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, обеспечивает целостное развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных

Источник

Индивидуализация обучения спортивным действиям

Поиск наиболее оптимальных форм, средств и методов обучения в спорте является одной из актуальных проблем в спортивно-педагогической психологии. С точки зрения психологии такой поиск предусматривает организацию индивидуального подхода к занимающимся на основе учета их психофизиологических особенностей, включающих, прежде всего, основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Первым исследователем свойств нервной системы у спортсменов была З. И. Бирюкова (1951), указавшая, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть основана на результатах объективного исследования высшей нервной деятельности у каждого спортсмена.

индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть фото индивидуализация обучения движениям в спорте. Смотреть картинку индивидуализация обучения движениям в спорте. Картинка про индивидуализация обучения движениям в спорте. Фото индивидуализация обучения движениям в спорте

Рис. 5 Схема алгоритма обучения двигательному действию

В. М. Шадрин (1978), разрабатывая методику формирования двигательного навыка (равновесия на байдарке), а также развития прыгучести и прыжковой выносливости, показал следующее. Более эффективный путь индивидуального воздействия состоит в том, чтобы, опираясь на ведущие положительные стойкие качества личности, способствовать формированию тex приемов и способов действия, которые являются для них наиболее благоприятными. Как подтверждают психологические исследования, процесс формирования двигательных навыков в спорте зависит от психофизиологических особенностей спортсменов. Впервые в области спорта это было показано Б. И. Якубчиком (1964). Построение им тренировочного процесса акробатов с учетом их психофизиологических особенностей позволило добиться высоких результатов акробатам с различными свойствами нервной системы.

Спортивная деятельность с характерной для нее высокой динамичностью психических и физических процессов обусловлена свойствами нервной системы человека. Исходя из этого, при совершенствовании учебно-тренировочного процесса необходимо иметь в виду рационализацию внешних условий обучения, а также объема и интенсивности нагрузки на основе учета психофизиологических особенностей каждого спортсмена. Индивидуализация обучения в спортивно-педагогической деятельности понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:

— выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности спортсменов и уровнем развития способностей;

— учет индивидуально-психологических особенностей личности, условий жизни занимающихся и специфики воспитания;

— выбор наиболее целесообразных средств при обучении спортивным упражнениям, а также для устранения ошибок и нежелательных явлений (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании упражнений;

— отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки спортсменам с различными свойствами нервной системы;

— выделение существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок);

— использование таких управляющих воздействий, которые бы приводили к быстрому и успешному овладению спортивными упражнениями;

— применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий с учетом темперамента занимающихся.

Темы рефератов

1 Предпосылки обучения движениям в спорте.

2 Обучающие программы при обучении спортивным движениям.

3 Индивидуализация обучения движениям в спорте.

Литература

1 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин. – Омск, 1997.

2 Бирюкова, З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З. И. Бирюкова. – М., 1961.

3 Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М., 1985.

4 Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск, 2000.

5 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

6 Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В. М. Шадрин. – Казань, 1978.

Источник

Обучение спортивным упражнениям

Содержание

Обучение спортивным упражнениям [ править | править код ]

Ю. К. Гавердовский Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

Рассмотрены биомеханические основы обучения спортивным упражнениям, методологии обучения и основы спортивной дидактики. Обсуждаются вопросы работы двигательного аппарата спортсмена, принципиальные элементы структуры и техники основных видов спортивных движений, являющиеся предметом обучения в спорте, ключевые вопросы процедуры учебно-тренировочной работы над упражнением. Рассматриваются понятия «двигательное умение», «двигательный навык», связанные с этим уровни обученности спортсмена. Описываются современные средства и технологии обучения, а также система дидактических принципов, адаптированных для спорта.

Понятия «обучение» и «тренировка» [ править | править код ]

Понятия «двигательное действие», «движение», «упражнение» [ править | править код ]

Специфика обучения произвольному движению в спорте [ править | править код ]

Технологии обучения в спорте [ править | править код ]

Обратная связь и срочная информация при обучении спортивным упражнениям [ править | править код ]

Алгоритмизованное обучение [ править | править код ]

Алгоритмизованное обучение — технология, предполагающая освоение материала посредством алгоритма, т.е. системы последовательных регламентированных операций, обеспечивающих, по предположению, безошибочное решение поставленной задачи.

В наиболее строгом виде алгоритмизованное обучение может быть осуществлено только при обучении вполне формализуемым предметам (математика, физика, химия, логика и т.п.). В спорте с относительным успехом могут применяться нежесткие «предписания алгоритмического типа», допускающие менее строгую последовательность и педагогически варьируемую методику прохождения предписанных шагов обучения.

Программированное обучение [ править | править код ]

Принципы программированного обучения: четкое определение цели обучения и совокупности операций, подлежащих в связи с этим выполнению и усвоению; пооперационное разделение материала на оптимальные по трудности порции; наличие непрерывного контроля качества усвоения дозированного материала с обратной связью от ученика к учителю; гибкая индивидуализация обучения в зависимости от качества усвоения материала с адаптацией по темпам работы и сложности предъявляемого материала; использование обучающей программы и специализированных технических средств обучения, с применением средств срочной информации. Приведенные признаки программированного обучения характерны также для традиционной работы над спортивными упражнениями, но часто не выдерживаются в необходимой мере ввиду трудностей с объективной оценкой результатов обучения. Научно обоснованное применение принципов программированного обучения может дать значительный эффект при освоении различных по сложности спортивных упражнений. Показана возможность и целесообразность разработки обучающих программ, предназначенных для разучивания особо сложных и оригинальных спортивных упражнений.

Программированное обучение в спорте может использоваться в целях совершенствования учебно-тренировочного процесса с применением обучающих программ различного уровня сложности. Наиболее эффективно применение разветвленных и линейно-разветвленных программ, дающих тренеру инструмент надежного пошагового индивидуализированного управления процессом обучения с использованием передового опыта работы над упражнениями определенного класса.

Дидактические основы обучения в спорте [ править | править код ]

Принципы традиционной дидактики и проблема их переноса на моторное обучение [ править | править код ]

Дидактические принципы, или принципы обучения, есть кардинальные положения, отражающие главные объективные закономерности, лежащие в основе методологии обучения. Исторически, традиционный свод дидактических принципов восходит к классической дидактике (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.) и включает в себя ряд базовых дидактических принципов, сложившихся и сформулированных, прежде всего, применительно к потребностям приобретения знаний. Это дидактические принципы сознательности и активности учения, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, прочности, воспитывающего обучения и др. На разных этапах развития теории обучения перечень дидактических принципов изменялся по своему составу, отражая тем самым эволюцию педагогической мысли и специфику «социального заказа». Обучение в физической культуре и спорте базируется на дидактических принципах, ядром которых также являются принципы классической дидактики. Однако в связи с особенностями предмета усвоения (сложно структурированный двигательный навык), описываемого не только с психолого-педаго-гических позиций, но и в терминах анатомии, физиологии, биомеханики и др. наук, дидактические принципы, адресованные спортивной практике, должны соответственно детализироваться и специализироваться.

Дидактические принципы в спорте [ править | править код ]

Потребности организации эффективного учебно-тренировочного процесса в спорте заставляют учитывать целый ряд конкретизированных дидактических закономерностей, пренебрежение которыми отражается на качестве обучения в спорте и на уровне подготовленности спортсмена в целом. В отличие от традиционной дидактической парадигмы в применении к спорту может использоваться расширенная и специализированная система дидактических принципов.

Система дидактических принципов [ править | править код ]

Глоссарий [ править | править код ]

Модальность двигательных представлений в принадлежность двигательного представления к определенному виду сенсорного восприятия (зрению, слуху, тактильному восприятию, кинестезису и др.) или когнитивным действиям.

Обучение и системно организованный педагогический процесс, имеющий своей целью освоение нового для спортсмена двигательного действия, приема, упражнения с приобретением соответствующих знаний, двигательных умений и навыков.

к. п. — кинематическая пара.

к.ц.- кинематическая цепь.

о.ц.т.- общий центр тяжести.

Библиография [ править | править код ]

Ашмарин Б. А. (1979). Особенности обучения в физическом воспитании. В кн.: Теория и методика физич. воспит. М.: Просвещение. [Рассматриваются основные особенности моторного обучения в сравнении с вербальным обучением применительно к спорту.]

Белинович В. В. (1958). Обучение в физическом воспитании. М.: ФиС. [Н аиболее общие положения обучения в области физического воспитания, включая его методологию и организационно-методические формы.]

Бернштейн Н.А. (1991). О ловкости и ее развитии. М.: ФиС. [Популярное изложение концепции Н.А. Бернштейна о многоуровневом построении движения.]

Беспалько В. П. (1970). Программированное обучение (дидактические основы). М.: Высшая школа. [Описание программированного обучения как онтодидактической технологии управляемого обучения, его оновные принципы и методы.]

Боген М. М. (1985). Обучение двигательным действиям. М.: ФиС. [Опыт трактовки обучения в спорте на основе психолого-педа-гогической концепции П.Я. Гальперина.] Гавердовский Ю. К. (2007). Обучение спортивным упражненниям. Биомеханика. Методология. Дидактика. М.: ФиС. [Детально рассматриваются биомеханические основы обучения в спорте.]

Гавердовский Ю. К., Заглада В. Е. (1976). Программированное обучение: его смысл, принципы, возможности. В сб.: Гимнастика. М.: ФиС. Вып. 1. [Одна из первых публикаций, посвященных программированному обучению сложным и оригинальным движениям в спорте.]

Гальперин П.Я. (1965). Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Доклад, обобщающий исследования, представленные на соиск. уч. степени докт. педаг. наук. М. [Авторское изложение концепции «планомерно-поэтапного усвоения действий».] Донской Д. Д. (1960). Биомеханика физических упражнений. М.: ФиС. [Первый учебник по биомеханике для специальных вузов с изложением физических и физиологических основ построения спортивных упражнений.]

Евсеев С. П. (1986). Классификация спортивных тренажеров, применяемых для формирования движения. ТиП ФК. № 10. [Изложение проблемы обучения в спорте с помощью тренажеров и их оригинальная классификация.]

Иваницкий М.Ф. (1938). Движения человеческого тела. М.: ФиС. [Одна из первых в мире работ по динамической анатомии человека.]

Клингберг Л. (1984). Проблемы теории обучения. М.: Педагогика. [Философские и методологические основы теории обучения.]

Ланда Л.Н. (1966). Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение. [Рассматривается проблема и элементы методологии обучения на основе алгоритмов различной степени «жесткости».]

Мазниченко В. Д. (1959). Двигательные навыки в гимнастике. М.: ФиС. [Дается общефизиологическая характеристика понятия «двигательный навык» и его анализ на примере обучения в спортивной гимнастике.]

Назаров В. Т. (1973). Упражнения на перекладине. М.: ФиС. [Излагается авторская концепция моделирования и программирования спортивных движений с использованием математически формализованных программ «места», «ориентации» и «позы».]

Торндайк Э. Л. (1935). Процесс учения у человека. М.: Мир. [Классическая монография с изложением некоторых законов обучения, связанных с рефлекторной теорией, в том числе «кривых научения», методом «проб и ошибок и случайного успеха» и др.] Физиология мышечной деятельности. Учебник для инстит. физич. культ./Под ред. Я. М. Коца. (1982). М.: ФиС. [Изложение основных закономерностей работы центрально-нервных и периферических отделов мышечной системы человека.]

Back J. (1959). On Sane Methods in Programming. Automatic teaching. New York, Wiley. [Изложение основных положений программированного обучения.]

Crowder N.A. (1965). On the differences between linear and intrinsic programming. Phi Delta Kappan. [Анализ специфики «линейного» и «разветвленного» программированного обучения.]

Didaktische prinzipen. Studpunkte, Diskussions-probleme, Lasnyvschuge. (Leitung V. Drevs). (1976). Berlin, Volk und Wissen Velkseige-ner Verlag. [Дискуссия о дидактических принципах.]

Hochmuth G. (1967). Biomechanik sportlicher Bewegungen. Berlin: Sportverlag. [Монография по проблемам спортивной биомеханики.]

Okon W. (1966). Proces nauczania. Warszawa. [Дискурсивная работа, затрагивающая основные вопросы процесса усвоения знаний.]

Pohlmann R. (1977). Der motorische Lernpro-zesse. Theor. u. Pr. der К. K., Berlin, 25, H. 2. [Статья по проблеме формализации процесса обучения в спорте.]

Биографическая справка [ править | править код ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *