индивидуальная образовательная программа учащегося имеющего трудности в обучении

Индивидуальная программа на неуспевающего ученика

План работы с учащимся 2 класса по преодолению трудностей в обучении и компенсации низкой успеваемости

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа на неуспевающего ученика»

Контрольная карточка учащегося

Предмет: русский язык, математика, литературное чтение.

Учитель: Малинина Ирина Валерьевна

Трудности и проблемы неуспевающего.

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.

Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро привели к школьной неуспеваемости по нескольким предметам.

Артёму трудно длительно сосредоточиться на интеллектуально-познавательных заданиях, во время занятий малопродуктивная деятельность, чрезмерная медлительность, с трудом переключает и распределяет внимание.

Артём скован, заторможен.

Отличается пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью.

Без руководящего воздействия неорганизован, нецеленаправлен, беспомощен. Главная проблема в трудности в обучении.

У Артёма снижена мотивация достижения, часто отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, нежелание преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение.

В условиях класса были создан охранительный педагогический режим, систематические индивидуальные задания и занятия в основном в урочное время и во время группы продленного дня.

В третьей четверти много пропусков по неуважительной причине. Пробелы в знаниях приобрели катастрофический характер.

Приглашался на ТПМПК 24 февраля. Заключение: Выраженная задержка психического развития. Нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи. Относится к категории обучающихся с ОВЗ. Рекомендовано продолжить обучение по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида до конца учебного года. При неусвоении программы обучения повторный показ на ТПМПК.

План работы с учащимся 2 «В» класса

Третьякова Артёма

на 2015 – 2016 учебный год

по преодолению трудностей в обучении и

компенсации низкой успеваемости по русскому языку, математике

и литературному чтению

Цели: минимизировать пробелы в знаниях в обучении предметов; создать условия для успешного индивидуального развития ученика.

Проведение контрольного среза знаний на начало учебного года по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний.

б) Выявление в знаниях пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

2. Установление причин отставания через беседы с родителями, с самим ребенком и со школьными специалистами: преподавателем английского языка, логопедом, психологом.

3. Приглашение родителей на ШПМПК. Направление на районную ТПМПК.

4. Обследование ребёнка по направлению психиатра и рекомендации о форме дальнейшего обучения.

5. Минимизировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярное посещение логопеда

В течение учебного года

7.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

8.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

9. Вести тематический учет знаний ученика класса.

В течение учебного года.

10. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия в наиболее свободные и каникулярные дни с учётом физиологических особенностей ребёнка и рекомендаций врача.

Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Плановое полное обследование ребёнка по направлению психиатра и рекомендации о форме дальнейшего обучения.

2. Консультация для родителей по совместной работе по ликвидации пробелов знаний в течение 2 четверти. Конкретные рекомендации по контролю за выполнением домашних заданий с соблюдением меры трудности

По мере необходимости в течение четверти.

3. Приглашение родителей на ШПМПК для информирования о результатах обследования.

4. Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение четверти

5. Дополнительные индивидуальные занятия с использованием электронных тренажёров для повышения мотивации к учению.

Источник

Индивидуальная программа на ученика

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольная карточка учащегося

Зенцовой Дарьи Сергеевны

Предмет: русский язык, математика, литературное чтение.

Учитель: Широкоряденко Жанна Николаевна

Трудности и проблемы неуспевающего.

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.

Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро привели к школьной неуспеваемости по нескольким предметам.

Дарье трудно длительно сосредоточиться на интеллектуально-познавательных заданиях, во время занятий малопродуктивная деятельность, чрезмерная медлительность, с трудом переключает и распределяет внимание.

Дарья скована, заторможена.

Отличается пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью.

Без руководящего воздействия неорганизована, нецеленаправлена. Главная проблема в трудности в обучении.

У Дарьи снижена мотивация достижения, часто отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, нежелание преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение.

В условиях класса были создан охранительный педагогический режим, систематические индивидуальные задания и занятия в основном в урочное время и во время группы продленного дня.

В третьей четверти много пропусков по уважительной причине. Пробелы в знаниях приобрели катастрофический характер.

Источник

Индивидуальная образовательная программа со слабыми

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Руководитель МО учителей естественно- математического цикла

Протокол № от « » мая 2015г.

Заместитель директора по УВР МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

« ___ » сентября 20 16г.

Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего

образования с. Ныда»

Приказ № от «___» август 2016г.

Индивидуально образовательная программа

со слабоуспевающим обучающимся

Динмухаметовой Елены Владимировны,

учителя биологии и географии, первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

от « ___ » августа 2015г.

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у некоторых детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость – это явление, имеющее сложную структуру и происхождение.

Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения. Чтобы данная категория обучащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися по предмету.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении могут быть связанны:

слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

задержка психического развития ;

педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагоприятной обстановкой в семье.

В связи с этим снижается мотивация к обучению, все больше проявляется нежелание учиться.

выявить пробелы в знаниях обучающегося по биологии, через контрольные работы;

установить конкретные причины нежелания учиться;

устранить пробелы в знаниях, через индивидуальную работу с учащимся.

создать ситуацию успеха, как наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

создать максимально благоприятные отношения учителя и окружающих школьников к слабому обучающемуся

вовлечь обучающегося в совместный поиск форм работы для ликвидации пробелов знаний.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

получение знаний по предмету.

в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Методы и формы решения поставленных задач

индивидуализация образовательного процесса;

метод проблемного обучения;

метод эвристической беседы;

устные и письменные опросы;

самостоятельные и проверочные работы;

деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения.

освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по химии.

пробуждение интереса к учению, любознательности.

формирование учебной мотивации.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на учебный год.

а) Определение фактического уровня знаний обучающихся.

б) Выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют ликвидации.

2. Установление причин отставания слабоуспевающих обучающихся через беседы с классным руководителем, врачом, психологом встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему обучающемуся, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка

В процессе обучения Никиту не всегда волнуют успехи и неудачи, однако по мере возможности он старался учитывать пожелания педагогов, исправить допущенные ошибки.

В общении со старшими и одноклассниками тактичен, вежлив и доброжелателен.

График и время посещения занятий

Форма освоения учебного материала: очная

Индивидуальный учебный план по предмету

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Автор: учитель МО английского языка

учреждение « средняя школа №13»

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают повышение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах, более полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.

Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.

Проблема формирования ребенка как субъекта учебной деятельности в педагогической психологии стоит достаточно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невозможностью развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать.

Школа это ситуация, когда учитель и ученик взаимодействуют, благодаря чему удовлетворяется основная потребность, ради которой семья отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Раньше такой потребностью было стремление к общему идеалу, порядку, стабильности. Сейчас очень многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать семье и ребенку, ЗАЧЕМ ему ходить в школу.

Отвечать на этот вопрос можно с разных позиций, но если оставаться в педагогическом контексте, то есть проблема трансляции культуры подрастающему поколению, есть огромный объем знаний, накопленных человечеством, есть семья, у которой уникальный и неповторимый ребенок, в отношении будущего которого у мамы и папы есть некоторые планы.

И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково, что должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок.

И тогда школа нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования. «Какие знания мне необходимы» – это должно быть специфически школьным содержанием образования, потому что ученик может осознать свои затруднения, но именно учитель знает, какие знания необходимы для их решения. Поэтому в школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута:

постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);

самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями;

выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;

оформление маршрутного листа

Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:

осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;

осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных

– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;

– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;

– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;

– психологического тестирования ученика;

– собеседования с ним самим.

Определение содержания образовательного маршрута, т.е. образовательных объектов.

При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.

При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.

Формирование индивидуального плана обучения.

На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.

Реализация индивидуального учебного плана.

Именно на пятом этапе начинается собственно продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Однако следует помнить, что индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. В процессе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту ученик может изменять свой учебный план, например: переходить с базового уровня на углублённый или наоборот; добавлять в индивидуальный план какие-либо учебные дисциплины из вариативной части или отказываться от изучения некоторых из них. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа тьютора по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи.

Предъявление, анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.

Шестой этап является итоговым, т.к. на нём анализируются результаты прохождения индивидуального образовательного маршрута.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в 1 классе на все 4 года начального обучения, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Трудно отрицать факт, что в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Можно выделить 4 вариативных образовательных маршрутов.

Выявленные проблемы и трудности учащихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого-педагогического обеспечения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально-волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое сопровождение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов

У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; несформированность учебной деятельности; педагогическая запущенность; низкий уровень умственного развития.

Отношение учащихся к обучению может быть разным. Для одного ученика, процесс изучения предмета является важным, многозначительным, он мотивирован ; для другого учащегося, — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособностью к обучению. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к учебе.

Для анализа можно использовать различные методы наблюдение для определения показателей мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступить и различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

Для повышения мотивации изучения предметов используются следующие пути.

1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения

3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений

4) использование на уроках аудиовизуальных средств;

5) личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

6) развитие творческих способностей;

7) вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

При формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.Формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

Проектирование индивидуально- образовательного маршрута для ребёнка с низким уровнем мотивации и испытывающего трудности в обучении.

Наверное, каждый учитель хоть один раз в своей педагогической практике задавался вопросами: что делать с ребёнком, который испытывает трудности в обучении и низкую мотивацию к обучению?

Виды готовности к обучению в школе.

Физиологическая готовность: уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений, выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и т.д.

Психологическая готовность включает следующие сферы:

интеллектуальную (когнитивную): запас системных знаний, ориентировка в среде,любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие;

• личностную и социальную (коммуникативную): обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний;

• эмоционально-волевую (аффективную): соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация и т.д.;

• специальную (психомоторную): умения

и навыки : читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и т.д.

Под неготовностью к обучению будем понимать несформированность или нарушение в развитии основных составляющих когнитивной, личностной, коммуникативной, аффективной и психомоторной области учебной деятельности.

Под «условной» готовностью будем понимать частичную несформированность или нарушение в развитии в одной или нескольких областях учебной деятельности: когнитивной, личностной, коммуникативной, аффективной и психомоторной. Этой группе детей необходима индивидуальная помощь как педагога, так и узких специалистов (по мере необходимости).

Классификация типичных трудностей в зависимости от области учебной деятельности.

1. Когнитивная (познавательная) область. К познавательной области относятся цели и задачи обучения, сформулированные в Стандартах и развёрнутые в примерных государственных программах, в концепциях и УМК.

Основная дидактическая задача: преодолеть трудности, испытываемые детьми при запоминании и воспроизведении изученного материала, до решения проблем, когда необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов

и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Основная дидактическая задача: сформировать эмоционально-личностное отношение к явлениям окружающего мира, начиная от простого воспитания, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.

3. Психомоторная область. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением. Основная дидактическая задача связана с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.

Рассмотрим типичные трудности в обучении школьников в когнитивной, аффективной и психомоторной области деятельности, для различных категорий (уровней) усвоения материала по степени сложности.

Когнитивная область включает категории: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Аффективная область включает категории: восприятие, реагирование, распределение ценностных ориентациий или их комплекса на деятельность. Основные категории в психомоторной области : манипулятивная и двигательная (моторная) деятельность, нервно-мышечная координация. Представлены типичные трудности для каждой категории, их причины и методики для уточнения причин трудностей. Даны примерные задания для коррекции.

По этим данным можно спроектировать индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, испытывающего трудности в обучении. Для этого необходимо выявить, в какой области и какие трудности встречаются у школьников; уточнить причины их возникновения; построить индивидуальный образовательный маршрут; использовать его в процессе учебной деятельности (типичные задания для коррекции).

В когнитивной области учебной деятельности:

Типичные трудности: не запоминает учебный материал (не может на следующем уроке воспроизвести ранее изученный материал).

Причины трудностей: Когнитивные: низкий уровень объема внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания и объёма кратковременной памяти.

Методики для определения трудности: Тулуз-Пьерон (внимание); А.Р. Лурия. Методика заучивания 10 слов; методика «Изучения объёма памяти».

Задания для коррекции: рассказать по картинке. Игра «Кто больше запомнит». Найди различия. Найди лишнее.

Типичные трудности: не может воспроизвести правило (термин и т.д.) своими словами, не может указать на изучаемый объект (иллюстрации при изучении нового).

Причины трудностей: Когнитивные: слабое развитие произвольной, смысловой памяти, словесно-наглядного и словесно-логического мышления.

Некогнитивные: низкий уровень речевого развития (низкий уровень словарного запаса).

Методики для определения трудности: методики «Расскажи по картинке»;

Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной).

Задания для коррекции: составление рассказа по картинке. Составление сказки. Расскажи по порядку. Подбери нужный вариант к схеме.

Типичные трудности: не может грамматически правильно построить фразу и предложение при воспроизведении; не может использовать правило или образец при решении упражнений, задач, повторить способ действия.

Причины трудностей: Некогнитивные: низкий уровень речевого развития (низкий уровень словарного запаса), слабое понимание грамматических конструкций.

Когнитивные: плохо развито словесно-логическое мышление, неустойчивость произвольного внимания.

Методики для определения трудностей: методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной); построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска).

Задания для коррекции: ответ по образцу; составление рассказа по картинке. Ответь на вопрос. Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу.

Типичные трудности: не выделяет скрытые (неявные) предположения. Не видит ошибки и упущения в логике рассуждений или нерациональное решение задач. Не приводит разграничения между фактами и следствиями. Не оценивает значимость данных.

Причины трудностей: не сформирована операция анализа.

Методики для определения трудностей: Интуитивный речевой анализ-синтез. Методика «Исключение понятий» (четвёртый лишний). Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска). Кубики Коса.

Задания для коррекции: найди ошибку. Выбери правильный способ решения. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.

Типичные трудности: не умеет составить небольшой творческий рассказ. Не может составить план. Не использует знания из различных областей для решения практических задач.

Причины трудностей: не сформирована операция синтеза.

Методики для определения трудностей: методика «Исключение понятий» (четвёртый лишний). Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска). Кубики Коса.

Задания для коррекции: сочини рассказ, сказку. Расскажи по порядку. Составление плана. Решение практических задач. Участие в экспериментальной деятельности (метод проектов).

Типичные трудности: не может выразить свою точку зрения по изучаемой проблеме, оценить свою работу или работу соседа по парте.

Причины трудностей: низкий уровень речевого развития. Непонимание адекватности причин неуспеха в обучении.

Методики для определения трудностей: методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Задания для коррекции: ответ по образцу. Составление рассказа по картинке. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.

В аффективной области учебной деятельности:

Типичные трудности: не умеет слушать. Постоянно отвлекается на посторонние дела.

Причины трудностей: индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

Методики для определения трудн остей: Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Проба на внимание (поиск различий в изображениях).

Задания для коррекции: графические диктанты. Упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания. Включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность.

Типичные трудности: не соблюдает правил поведения в школе. Не может самостоятельно выполнить работу (в том числе домашнюю). Нет интереса к учению.

Причины трудностей: не сформирована внутренняя позиция школьника, возможны трудности в семье, стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности, несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого, несформированность приёмов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

Методики для определения трудностей: беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Проба на внимание (поиск различий в изображениях).

Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение работать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.

Категории (уровни): распределение ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность.

Типичные трудности: не может работать самостоятельно. Не может работать в паре, группе; не принимает (безразличен) другую точку зрения.

Причины трудностей: индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого, несформированность приёмов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

Методики для определения трудностей: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А, Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Кубики Коса (модифицированный). «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман).

Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение работать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *