индийские храмы в джунглях
Затерянные Храмы Индии
Древние затерянные индийские храмы были обнаружены в первой половине XX века исследователем из Великобритании.
В 1838 году английский исследователь, пробираясь через джунгли Индии, совершенно случайно обнаружил загадочные древние Храмы. Подойдя ближе к этим священным сооружениям, исследователь просто потерял дар речи, оказалось, что он сумел найти затерянные эротические древнеиндийские храмы. Эти места до сих пор окутаны плотной тайной «завесой».
Затерянные Храмы Индии — это визитная карточка, которая известна всей планете. Их идеальные пропорции, и индийская утонченность являются идеалами древней красоты.
Древние индусы владели великими тайнами, и кажется, что стены затерянных Храмов Индии и сейчас хранят самое сокровенное внутри себя. Разгадает ли кто-либо эти древние загадки?
Индия хранит множество секретов. В непроходимых тропических джунглях этой страны был совершен самый великий подвиг в области строительства — в этих местах было создано огромное количество древних причудливых Храмов, которые и сейчас являются священными местами для индусов всех вероисповеданий.
Большинство старинных Храмов расположены на юге Индии. Это место является сердцем традиционной индийской религиозной культуры, родиной вечнозеленых рисовых плантаций и густых пальмовых рощ. В этой местности древние Храмы возникают то тут, то там, они как-бы парят над сельским ландшафтом.
Более тысячи лет тому назад один из величайших царей Индии Раджа Раджа Великий решил осуществить одно из самых гигантских строительств за всю человеческую историю.
Он и его последователи потратили столько каменного строительного материала, что это количество даже превзошло количество камней, которые ушли на строительство египетской пирамиды Хеопса. Древние мастера-художники создали величайшие произведения искусства, подобное больше не встречается на планете.
Со временем древние священные Храмы Раджа Раджи становились все больше и больше. В некоторых храмах настолько просторно, что можно разместить даже целые поселки.
Зачем все это было нужно Раджа Радже? Им двигала сила древней веры. Как известно, индусы, во все времена, были очень религиозным и верующим народом. В древней Индии почитали огромнейшее количество Богов, а также их ближайшее окружение.
Даже в наше современное время, в удаленных деревнях, каждое утро, старшая дочь в семье совершает один и тот же ритуал — с восходом солнца она рисует замысловатые узоры с помощью разноцветной рисовой муки. Узоры рисуют прямо перед порогом дома, они предназначены преграждать дорогу злым духам и нечистой силе. Индусы считают, что эти изображения притягивают удачу и благополучие.
Женщины рисуют эти загадочные узоры по всей Индии. Рисунки называются колам. Рисовая мука, из которой их создают, за день разносится ветром, поэтому утром на земле «появляются» новые рисунки и узоры.
В индуизме каждая жизнь является священной, даже жизнь крошечного насекомого. В древних священных Храмах сотни священников совершают религиозные обряды чтобы «умастить» своих Богов.
Фаллический символ — Каменный Линга. Он есть в большинстве древних Храмов, ему возносят множество молитв. Западным людям трудно понять эротическую сторону древней индуисткой религии, которая наполнена обнаженными женскими фигурами, многоликими Богами и фаллосами, но для индусов только эта религия понятна и «правильна».
Во время священных праздников фигуры Богов выносят и, вознося молитвы, шествуют с ними вокруг Древних Храмов.
Индусы верят, что если они будут правильно выполнять все обряды и чтить своих Богов, то Боги уготовят для них счастливую жизнь.
Храмы Кхаджурахо
Храмы Кхаджурахо расположены крохотном городке в Центральной Индии, его население не превышает 9000 человек. От Дели до храмов Кхаджурахо ехать 620 километров.
Клан местных правителей был родственен раджпутам. В период своего расцвета правители Чандела имели власть над значительными территориями Центральной Индии, успешно противостояли соседним индийским кланам, и многочисленным набегам мусульман и прочих захватчиков.
На санскрите kharjura означает финиковая пальма, именно эти растения произрастали на месте сегодняшней деревни Кхаджурахо. Арабский путешественник Абу Рихан аль-Бируни упоминает (в начале XI века) в своих путевых заметках Кхаджурахо, как столицу государства династии Чанделла.
История
Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.
После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.
Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.
Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.
Изюминкой местных храмов являются знаменитые сцены Камасутры. Следует отметить, что откровенных сцен не более 2%, но именно они стали визитной карточкой Кхаджурахо привлекая в небольшой индийский город тысячи туристов со всего света.
Храмы Кхаджурахо на карте
Обратите внимание на карту, храмы Кхаджурахо образуют три группы:
Гугл карта расположена вот тут.
Очерёдность осмотра храмов
Всё Кхаджурахо можно осмотреть за пару часов, это если очень спешить.
Если времени у вас много, то очерёдность осмотра может быть какой угодно. При нехватке времени следует начать с храмов Востойной группы, она самая крупная и хорошо сохранившаяся.
Потом прерваться на обед на центральной улице, и отправиться к Западным и Южным храмам. Их посещение бесплатно, территория не огорожена, можно прийти в любое удобное время.
Вечером можно посмотреть на лазерно-музыкальное шоу, оно проводится у Западной группы храмов.
На каком транспорте осматривать Кхаджурахо
На выбор путешественника есть несколько вариантов:
Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.
Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.
Будете в Кхаджурахо обязательно используйте этот экологически чистый вид транспорта и преспокойно шлите лесом моторикш с их прайсом.
Храмы Кхаджурахо
Западная группа храмов самая посещаемая в Кхаджурахо и расположена в двух шагах от главной туристической улицы. Обычно для пакетников которые приезжают группами на комфортабельных туристических автобусах, она же является и единственной группой храмов в Кхаджурахо.
Храмы открыты для посещения от рассвета до заката, входной билет для иностранцев стоит 250 рупий. Билет можно использовать для посещения археологического музея.
Пройдя рамку металлоискатель на входе и досмотр сумок вы оказываетесь за забором, тут чисто и ухожено, совсем не похоже на Индию.
Принцип строения большинства индуистских храмов похож и стандартен. Архитектура их такова, храм находится на платформе (джагати) и состоит из входного портика (ардха-мандапа), главного зала (мандапа) в котором расположено божество, над ним высится башня, этакая кукурузина (сикхара).
Есть большие храмы, у них на одной платформе может быть больше одной мандапы, но главная (маха-мандапа) всегда выделяется размерами и центральным расположением.
Храмы ориентированы по линии запад-восток, внешние стены обильно украшены скульптурами – боги, люди, животные и прочие мифические существа. Особенностью храмов Кхаджурахо являются разнообразные пикантные сцены, застывшие в камне.
Храм Вишванатха
Несмотря на указатели со стрелками иду к храму Вишванатха, это от входа направо, который был построен в начале XI века, по пути прохожу мимо бросающегося в глаза современного храма построенного чуть более века назад.
И передо мной храм Вишванатха, храм частично в строительных лесах, но все равно впечатляет.
Снимаю обувь, во всех храмах на территории Кхаджурахо принято ходить босиком и всюду есть информационные таблички напоминающие про вашу обувь. Внутри храма, мистический лингам огромных размеров из черного камня, индийцы относятся к нему как к божеству, а не как к экспонату, так что увидеть религиозный обряд тут привычное дело.
При входе слева и справа на камне древние письмена, выглядит очень впечатляюще.
Задрав голову вверх, можно увидеть поеденный временем и влагой искусно вырезанный из камня потолок входного портика.
Внутри храм Вишванатха красив, но снаружи, несмотря на строительные леса и восстановительные работы, храм великолепен, он поражает искусной резьбой по камню и пусть сюжет многократно повторяется, мастерству тогдашних каменщиков надо отдать должное.
Нанди
Напротив входа в храм Вишванатха, расположен двухметровый бык по имени Нанди это личный транспорт Шивы и бог по совместительству. Именно у этого павильона все время дежурит полицейский, просто околачивается у входа, наверное чтобы быку не так одиноко было.
Храм Парвати
Рядом с храмом Вишванатха, расположен храм Парвати. Время его не пощадило, то что вы видите было восстановлено уже в ХХ веке.
Храм маленький и вход в него заперт на замок, внешне не очень симпатичный, возможно из-за того, что он скудно украшен скульптурами, в отличие от остальных храмов Кхаджурахо.
От храма Вишванатха по тенистой дорожке направляюсь к храму Читрагупта, он расположен в самом углу парка Западной группы.
Храм Читрагупта
На отдельной платформе, построенной явно наспех со следами явной небрежности, возвышается храм посвященный Сурье, на севере Индии не так часто можно встретить храмы этому божеству, а в Кхаджурахо храм богу Солнца вообще единственный.
На главном куполе храма видны следы реставрации, индийские реставраторы не очень то заботятся о сходстве своих работ с оригиналом, так что их работу видно невооруженным взглядом.
Но сохранившиеся скульптуры на внешней стене великолепны.
Внутри пустовато, но божество на своем законном месте.
Храм Кандария
Далее двигаюсь к самому большому храму в Кхаджурахо, Кандария имеет внушительные размеры, высота – 30,5 метров, общее количество скульптур более 870.
Главную башню храма окружают башенки поменьше, общее их количество 23, вместе с главной. На платформе в симметричном порядке стоят несколько скульптур львов в «обнимку» с войнами, выглядят они так, словно только что сошли с герба династии Чанделов.
Над входом красивый каменный орнамент.
Внутри много скульптур, размеры и формы самые разные, но выполнены они очень искусно.
В отведенном месте для божества установлен лингам, ведь храм посвящён Шиве.
Внешние стены храма украшены скульптурами, которые расположены в несколько ярусов.
И самые популярные у туристов скульптуры со сценами 18+, именно они собирают больше всего народу возле себя.
Ну и сам вид на центральную башню впечатляет.
Храм Деви Джагадамба
На противоположном конце платформы расположен храм Деви Джагадамба, он попроще, как внутри, так и снаружи.
Внутри, лишь массивные колонны.
Но внешние стены имеют все те же знаменитые сцены.
Между Кандарией и Джагадамбой когда-то был храм Махадева, но сегодня о нем напоминает лишь входной портик, перед которым расположена статуя сардула, монстроподобного льва нависающего над девушкой.
Впечатленный размерами храма Кандария, направляюсь к храму с самыми скандальными скульптурами.
К храму Лакшмана туристы идут сразу же как проходят полицейский досмотр и попадают на территорию Западной группы храмов Кхаджурахо, но я этот храм оставил на «десерт».
Храм Лакшмана
Сам храм Лакшмана, расположен на платформе в окружении 4-х святилищ. На платформе храма, сплошной скульптурный фриз, один из самых впечатляющих в Кхаджурахо.
Именно тут расположены самые скандальные скульптуры во всем Кхаджурахо, они компактно разместились на торце платформы храма Лакшмана.
Изображений слонов на стенах храма множество.
Есть они и на фризе платформы храма.
В храме посвященном Вишну, естественно присутствует Вишну в образе трёхглавого и четверорукого Вайкунтхи.
Внутри храма на стенах в изобилии скульптуры полуобнаженных и полностью нагих женщин, но желательно иметь фонарик чтобы внимательно все разглядеть.
Снаружи сикхару украшают ряды скульптур подобным другим храмам Кхаджурахо, но отличия все же есть, внимательно поищите.
Найти расположения большинства знаменитых скульптур очень просто, стоит лишь внимательно посмотреть, где толпится народ и идти в толпу.
А за забором из колючей проволоки, действующий храм Матангешвара, храм тоже старый и посвящён Шиве. Вход в храм свободный, он является единственным храмом западной группы не попавший в зарешеченный парк. Со ступенек этого храма можно сделать хорошие снимки.
Храмы Варахи и Лакшми
Напротив храма Лакшмана есть два павильона – храмы Варахи и Лакшми.
Статуя вепря Варахи, еще одного аватара Вишну, попирающего змея Сешанага, впечатляет. Есть гипотеза, что статуя Варахи была создана еще в эпоху Гуптов (IV-VI века), что значительно старше самого храма в котором она расположена.
Отлично, западная группа храмов Кхаджурахо полностью исследована, беру арендованный велосипед и еду смотреть красоты восточных храмов Кхаджурахо.
Храм Ханумана
Вооружившись картой Кхаджурахо собираюсь ехать по Джайн Тэпл Роад на восток и тут среди мусора и деревенских построек нахожу тысячелетний храм Ханумана. Он расположен рядом с центральным входом западной части храмов.
Храм Ваманы
Еду строго по карте и на самой окраине деревни нахожу храм Ваманы, окруженный железным забором и хижинами местных жителей.
В таком соседстве он стоит примерно с XI века.
Внутри, как и положено божество.
Снаружи, уже привычные сцены и скульптуры богов и апсар.
Храм Джавари
До соседнего храма Джавари очень близко, надо лишь преодолеть поле с пасущимися священными животными.
Окруженный каменной стеной и кучами сохнущих лепешек, которым уготовлена участь стать биотопливом, храм Джавари впечатляет своим входным портиком.
Постройка конца XI века отлично сохранилась.
Потолки и внутреннее убранство заставляет меня сделать несколько снимков с включенной вспышкой.
Снаружи, как и у большинства храмов — искусно вырезанные в камне сцены людского взаимодействия.
Храм Шивы
Возвращаясь в деревню, останавливаюсь у маленького храма Шивы, на вид храм не очень, но его преклонному возрасту следует отдать должное, к тому же на заднем плане Кхаджур Сагар, пруд в котором еще не вся вода испарилась. 🙂
Не успев сфотографировать задуманное попадаю в цепкие руки торговца стариной, из которых не так-то просто выбраться.
Попрощавшись с торговцем антиквариатом, я направился к джайнским храмам восточной группы. Дорога к этим менее посещаемым туристами храмам лежала сквозь пыльные деревенские постройки со стандартным звуковым сопровождением «Хай, мистер, гив ми доллар».
Приехав к месту назначения, обозначенному на карте, сперва не понимаешь куда идти. Но оглядевшись становится все понятно. Маленький уютный джайнский городок, окруженный забором и состоящий в большей своей мере из вновь выстроенных храмов вперемешку со старыми.
Рядышком есть строго пронумерованные кельи, я так полагаю для паломников.
Чуть поодаль от храмов был обнаружен старый и все еще действующий колодец, глубина которого такая же неопределенная, как и возраст.
Храм Шантинатх
При входе сразу натыкаешься на главный храм Шантинатх, примерное время постройки 1020-е годы, он действующий и весь белый, но под штукатуркой скрываются древние скульптуры.
Пройдя внутрь комплекса можно обнаружить красивые газоны и несколько современных храмов, выполненных под старину, но без того великолепия в деталях, которыми изобилуют древние храмы Кхаджурахо.
Храм Паршванатх
Величественный храм Паршванатх (3-я четверть X века) сразу бросается в глаза, его размеры впечатляют.
Снаружи, скульптуры такие же как и на всех мною ранее увиденных храмах в Кхаджурахо.
Потолок входного портика украшает 3D резьба по камню, на мой взгляд, тут она сохранилась лучше, чем в других храмах.
Храм Адинатх
Рядом стоит храм поменьше, к которому пристроено современное сооружение, а от старого храма Адинатх осталась лишь «кукурузина» главного купола.
В современной пристройке преспокойно себе поживает джайнская статуя.
Внутри действующего храма Шантинатх, все намешано, современный внутренний дворик, старые храмы и так далее. Храмовый дворик с обилием колонн и массой свободного места, а по периметру — храмы. Двор построен относительно недавно, но часть храмов, которые им объединены — старые.
Изображения и статуи джайнских учителей, это аскеты, которые дали учение. Считается, что они были вполне реальными людьми и жили в очень древние времена.
Место очень приятное, тут чисто и есть где отдохнуть перед дальнейшим изучением южной группы храмов Кхаджурахо.
Южная группа храмов самая удаленная от туристической улицы и от самых посещаемых храмов Кхаджурахо, которые сосредоточены в западной группе, туристов тут совсем мало.
Храм Дуладео
Первым меня встретил храм Дуладео и местные мальчишки-хэлперы, на удивление в такой глуши и отдалении от основного туристического потока, расположен ухоженный парк в котором всего один храм. Перед входом на территорию толпятся торговцы и водители моторикш, меж ними бродят детишки с приставучими фразами «Мистер, я могу быть вашим гидом».
За день насмотревшись на всякие храмы, мне храм Дуладео кажется очень похожим на предыдущие, лишь стриженые газоны и клумбы с цветами дают понять, что этот храм я еще не видел.
Храм Чатурбхуджу
Храм Дуладео, один из поздних храмов империи Чанделов и посвящен он Шиве, время его постройки датируется первой половине XII века, а чуть позже приходит закат династии Чанделов.
Следующим на очереди единственный в Кхаджурахо храм не имеющий скандальных сцен — это храм Чатурбхуджу.
По хорошей асфальтированной дороге качу на велосипеде сквозь деревушки, высохшие луга и такие же высохшие русла рек. Если бы не обитатели деревень, то такие поездки были бы монотонными, но какая монотонность, если в каждой деревне тебя встречают как парад Победы на Красной площади. Где-то настойчиво требуют сфотографировать, а где-то скромно просят денег, но при отказе особо не огорчаются и продолжают заниматься тем, чем занимались.
Вдруг, совершенно неожиданно, асфальтированная дорога заканчивается, уперевшись во входные ворота храма Чатурбхуджу, как бы намекая, все путник ты прибыл в конечный пункт назначения.
На входе я встретил китайского фотографа, который с таким рвением делал снимки, что иногда залезал в кадр. Храм внешне совершенно похож на предыдущий, но лишь внешне.
Внутри стоит трехметровая статуя четверорукого Вишну, с высоты взирая на всех сюда входящих.
Входной портик, буквально усыпан скульптурами.
Сохранность не плохая, но следы реставрационных работ в некоторых местах видны.
Посмотрев чудесный храм Чатурбхуджу, возвращаюсь к западной группе храмов Кхаджурахо для встречи заката.
Каджурахо
Каджурахо (Кхаджурахо)
Каджурахо — древнее селение в Индии, известное эротическими скульптурами, украшающими местные средневековые индуистские храмы. Сооружения из песчаника являют собой чудеса гармонии, но истинная красота и грация заключены в чувственности их скульптур. Памятник мирового наследия, храмы Каджурахо расположены в красивейшей сельской местности, окруженной горами Виндхья.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Каджурахо
Общая информация
Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.
Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.
Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.
История
По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra), который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela). Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.
Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г., через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.
Опасности и неприятности
Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.
Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.
Храмы Каджурахо
Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.
Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.
Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе (индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат). Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.
Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги (Dhanga), так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом). Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище). Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.
Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными. Кандария — самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.
Махадева (Mahadeva), небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba). Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.
К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг.), уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.
Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати, который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане).
Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.
Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini), находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar), датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.
В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей), расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.), посвященный Шиве.
Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.
Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.
Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath). Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.
Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.
Шанти Натх (Shanti Nath), построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.
Южная группа
Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.). В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.
Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala). Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма), сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.
Музеи Каджурахо
Археологический музей
Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00
Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.
Музей племен и народного искусства Адиварт
Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс
Старая деревня
Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.
Информация
Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.
Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)
State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja’s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.
Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; khajuraho@mptourism.com; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.
Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)
Перемещение по Каджурахо
Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.
Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.
Дорога в Каджурахо и обратно
Самолет
Jet Airways (274406; 10.00-15.30); есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13.45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут). Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.
Автобус
Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.
Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00). Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00), где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа). Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00), откуда можно сесть на поезд в другие города.
Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75). Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00); они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.
Такси
Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий), железнодорожная станция (250 рупий), водопады Ранех (Raneh; 500 рупий), Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий), Сатна (2000 рупий), Орчха (2900), Читракут (2900), Бандхавгарх (4800), Варанаси (6800) и Агра (7000).
Поезд
С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.
Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа). Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.
По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов).
По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов).
Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.
21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;