информативность сообщения в обучении информатике это
Презентацияпо информатике на тему «информативность сообщений» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.
НОВИЗНА
Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.
Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре»
ПОНЯТНОСТЬ
Принцип последовательности в обучении
Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Новые и понятные
сведения
Новые
знания
Логическая связь
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Электронное учебное пособие по информационным технологиям в профессиональной деятельности
Самостоятельная работа «Кодирование графической информации» (7 класс)
Экзаменационные материалы по информатике для промежуточной аттестации в 10 классе.
Технологическая карта урока «Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет»
Презентация по информатике на тему «Понятие «равно» и «не равно», «больше» и «меньше» (1 класс)
Презентация по информатике на тему «Пересечение и объединение множеств» (3 класс)
Презентация по информатике на тему «Множество. Число элементов множества.» (3 класс)
Конспект урока: Программное обеспечение компьютера. Состав и функции программного обеспечения, системное программное обеспечение
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5270514 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 1
Предмет информатики
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
§1. Информация и знания
Введение
Любой учебный предмет посвящен изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Давайте попробуем разобраться, дорогие ученики, что же предстоит вам изучать в курсе «Информатика».
Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен.
Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором сидим; одежда, которую носим; пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди и т. д. Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин вещество.
Во-вторых, это энергия. Для большинства современных людей понятие энергии связано, прежде всего, с электричеством. Но кроме электрической в природе существуют и другие виды энергии. Например, тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, наконец, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. Например, электроэнергия позволяет работать радиоприемнику или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.
Третьей реальностью окружающей нас действительности является информация. Любой человек интуитивно понимает смысл этого слова. Информация — это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. Изучение любого предмета в школе связано с получением информации. В жизни современного человека информация играет не меньшую роль, чем вещество и энергия.
Издавна существующие естественные науки — физика, химия, биология и другие — изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы. В середине XX века появляется новая наука — информатика.
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Подобно тому, как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций и др.), информатика включает в себя множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения — информацией. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, теория алгоритмов, искусственный интеллект и др.
Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века — создание электронно-вычислительных машин — ЭВМ. В современной терминологии их чаще называют компьютерами. В информатике компьютер выступает одновременно и как инструмент для работы с информацией, и как объект для изучения и совершенствования.
Первые ЭВМ были доступны лишь специалистам, применялись для решения только научных, производственных и военных задач. С появлением персональных компьютеров эта техника стала общедоступной. Возникли условия для массового распространения компьютерной грамотности.
Первоначально под компьютерной грамотностью понималось умение программировать на ЭВМ. Для того чтобы пользоваться компьютером, необходимо было знать программирование — способы записи программ для управления ЭВМ.
Сегодня абсолютное большинство людей, использующих компьютеры, не программируют. Их называют пользователями. Пользователи работают на компьютерах по готовым программам, великое множество которых разработано профессиональными программистами. В отличие от старых способов работы с информацией, использующих бумагу, ручки, калькуляторы, чертежные инструменты, пишущие машинки, справочники, словари, компьютерные способы и средства принято называть новыми информационными технологиями.
В конце XX — начале XXI века бурное развитие получили компьютерные телекоммуникации — глобальные компьютерные сети. Все вы, конечно, знаете про Интернет. Это мировая телекоммуникационная система. В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения, обработки и передачи информации стали использовать термин информационно-коммуникационные технологии — ИКТ.
Наш учебный предмет называется «Информатика». Изучив его, вы познакомитесь с рядом научных вопросов информатики, а также освоите наиболее распространенные средства ИКТ.
Итак, дорогие ученики! Вы начинаете плавание по новому для вас океану знаний, который называется ИНФОРМАТИКА. В этом океане вы откроете для себя новые «материки» и «острова», познакомитесь с их «обитателями», научитесь понимать их язык — язык информатики, получите практические навыки работы со средствами ИКТ.
Во всяком путешествии нужен хороший проводник. А если это плавание по океану, то нужен опытный капитан-мореплаватель, который поведет наш корабль знаний по его волнам, не сбиваясь с курса. И такой капитан у нас есть! Познакомьтесь: его зовут Собака-Точка-Ру.
Символически это имя записывается так: @.RU. Впрочем, он любит, чтобы его называли кратко: Точка-Ру. Так мы его и будем называть.
Перед началом путешествия Точка-Ру получил карту океана Информатики. На этой карте обозначены материки и острова. Но все они закрашены белым цветом. Пока это неизвестные, неисследованные земли. И нам вместе с капитаном предстоит подробно их изучить, заполнить «белые пятна».
Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК
Работая за компьютером, необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности и санитарные нормы.
Во-первых, надо помнить, что к компьютеру подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому не следует прикасаться к открытым разъемам, дергать провода, работать с открытым корпусом системного блока. Не следует допускать попадания влаги на устройства компьютера.
Чтобы не уставать, сидя за компьютером, необходимо сидеть ровно, опираясь спиной на спинку стула. Ноги должны не висеть, а стоять на полу или на удобной подставке.
Очень важно беречь зрение! Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее длины вытянутой руки. Верхний край экрана должен располагаться примерно на уровне глаз. Направление зрения должно быть перпендикулярным плоскости экрана, поэтому обычно экран поворачивают немного вверх.
Обязательно делайте паузы для отдыха после 30-40 минут непрерывной работы. В это время следует проветривать помещение.
Информация и знания
Основные темы параграфа:
— сообщения — знания — информация;
— классификация знаний;
— информативность сообщений.
Изучаемые вопросы:
— Понятия вещества, энергии, информации.
— Информатика как наука.
— Компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.
— Информационно-компьютерные технологии – важная составляющая жизни современного общества.
Сообщения — знания — информация
К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. всё то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений — довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.
Всё, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. Это информация. В свою очередь, всё, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.
Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека.
Учеба в школе — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:
• Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
• Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро.
• Я знаю, как собрать радиоприемник.
• Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
• Я знаю, как перемножить две простые дроби.
• Я знаю, как выращивать помидоры.
• Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).
Классификация знаний
Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что. ». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что значит «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).
Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как. », называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).
Классификация знаний — очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.
Информативность сообщений
Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т.п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.
Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах».
Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен. Быть понятным — значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; для того чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.
Отсюда можно сделать вывод: для того, чтобы сообщение было информативно, оно должно быть понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:
• Москва — столица России.
• Дважды два — четыре.
Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно будет неинформативным. Сообщение «2 * 2 = 4» информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод:
Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.
Разнообразие научных взглядов на информацию
Рассмотренный нами подход к понятию информации, связывающий это понятие со знаниями человека, не является единственным в науке. В философии информация рассматривается как одно из свойств любых материальных объектов мира (наряду с массой, энергией и пр.). Информация возникла вместе с возникновением Вселенной. Другое философское направление утверждает, что информация — свойство живой природы. Она появилась с возникновением жизни и связана с функционированием живых самоорганизующихся систем.
Коротко о главном
Человек приобретает знания, получая сообщения из различных источников.
Знания человека можно разделить на две группы: декларативные («Я знаю, что. ») и процедурные («Я знаю, как. »).
Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для человека новыми и понятными.
Вопросы и задания
1. Что такое информация для каждого из нас?
2. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.
3. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
4. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком — нет? Приведите примеры обоих случаев и обоснуйте свой ответ.
Электронное приложение к уроку
Вернуться к материалам урока | ||
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Ресурсы ЕК ЦОР | |
Видео к уроку |
Cкачать материалы урока
Методический материал по информатике на тему «Основы теории информации»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 7 г. Химки имени Д.П. Уланова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
для учащихся 5-х классов
Учитель информатики и ИКТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ»
Что такое информатика как наука и как область практической деятельности людей.
Вещество, энергия, информация – три составляющие окружающего нас мира.
Роль информации в жизни людей.
Разделы, изучаемые в курсе информатики (система знаний курса).
Специфика информатики состоит в том, что абсолютное большинство учеников имеют высокую первоначальную мотивацию к изучению этого предмета. В их сознании информатика связывается с компьютерами, а работать с компьютерами хочет практически каждый. Педагогическая задача учителя, начиная с первого занятия, состоит в том, чтобы, не потеряв положительный заряд этой первоначальной мотивации, настроить учеников на изучение очень серьезного и непростого общеобразовательного предмета. Необходимо дать понять ученикам, что получение практических навыков работы с компьютером – это не самоцель, а всего лишь средство для освоения информатики.
Вся система знаний по предмету может быть представлена в виде дерева (иерархической многоуровневой структуры) с перекрестными ссылками.
Корень этого дерева («Базовый курс информатики») и шесть ответвлений от него изображены на рисунке 1. Схема дает наглядное представление о содержательной структуре курса. Дальнейшее изучение курса будем рассматривать как продолжение ветвей данной схемы путем детализации их содержания.
Переходя к изучению новой темы, следует возвращаться к схеме, указывая место этой темы в общей структуре предмета.
Рис. 1. Структура содержания базового курса информатики
Современная информатика – фундаментальная научная и учебная дисциплина, которая обеспечивает формирование универсальных интеллектуальных способностей учащихся. А одной из важнейших задач современной школы является интеллектуальное воспитание учащихся. Целью образовательного процесса является не только получение знаний, т.е. изучение информатики, математики и других общеобразовательных предметов, но и полноценное использование их на практике, развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов учащихся.
Информация и информационные процессы.
Чем является информация для человека, ее свойства.
Декларативные и процедурные знания (информация).
Три типа информационных процессов.
Роль органов чувств человека в процессе восприятия им информации.
Языки естественные и формальные.
Основные содержательные и методические проблемы изучения всего материала по этой теме связаны с проблемой определения понятия «информация». Информация – фундаментальное понятие науки, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно. В информатике известны различные подходы к этому понятию, и каждый подход дает свое определение информации. Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой. В базовом курсе рассматриваются два различных подхода к информации.
При изучении материалов этой темы следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Беседа ведется в форме диалога, ученикам задаются вопросы, на которые они в состоянии ответить. Сразу нельзя требовать от них определения информации, надо подвести их к этому определению с помощью понятных вопросов.
Таким образом, учащиеся все вместе приходят к определению: информация для человека – это знания, которые он получает из разных источников. Далее на многочисленных примерах это определение закрепляется.
Этот вопрос имеет продолжение в дальнейшем содержании базового курса. Когда речь пойдет об информации в компьютере, то ученики узнают, что вся она делится на данные и программы. Данные можно отнести к информации декларативного типа, программы – к процедурной информации.
Обсуждая проблему восприятия человеком информации из внешнего мира, нужно обратить внимание на то, что человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы – наши органы чувств. То, что человек помнит, хранится в его памяти. Значит – это знания, а, следовательно, информация.
Понятие о языке как некотором знаковом (символьном) способе представления информации также является одним из фундаментальных в информатике. Впервые встречаясь с этим понятием в базовом курсе, следует систематизировать представления учащихся, разделив языки на естественные и формальные. В дальнейшем, при изучении других вопросов, учащиеся не раз встретятся с понятием языка в информатике: язык двоичного кодирования, язык машинных команд, командный язык операционной системы, языки программирования и др. Все это – формальные языки. В перспективе можно ожидать, что ученые добьются окончательного решения задачи понимания компьютером естественных языков.
Кроме традиционных педагогических целей при изучении этой темы на уроках реализуется еще одна цель: описать информационную функцию человека, т.е. рассмотреть человека как высокоразвитую «биологическую информационную машину». Это нужно для того, чтобы при объяснении темы «Устройство компьютера» воспользоваться дидактическим приемом аналогии, основанном на следующем тезисе: компьютер – это техническая модель информационной функции человека.
От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком.
Единицы измерения информации.
Алфавитный подход к измерению информации.
Скорость информационного потока, пропускная способность канала.
В данной теме используется понятие «сообщение», интуитивно понятное учащимся. Сообщение – это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику.
Здесь важно дать понять учащимся, что нельзя отождествлять понятия «информация» и «информативность сообщения». Следующий пример иллюстрирует различие понятий,
Вопрос : «Содержит ли информацию вузовский учебник по высшей математике с точки зрения первоклассника?
Ответ : «Да, содержит с любой точки зрения. Потому что в учебнике заключены знания людей: авторов учебника, создателей математического аппарата (Ньютона, Лейбница и др.), современных математиков».
Другой вопрос : «Будет ли информативным текст этого учебника для первоклассника, если он попытается его прочитать?». Иначе говоря, может ли первоклассник с помощью этого учебника пополнить собственные знания? Очевидно, что ответ отрицательный.
Введение понятия «информативность сообщения» является подходом к изучению вопроса об измерении информации. Если сообщение неинформативно для человека, то количество информации в нем с точки зрения этого человека равно нулю. Количество информации в информативном сообщении больше нуля.
Для измерения массы, длины, температуры, времени и т.д. придуманы приборы и введены единицы измерения соответственно: грамм, метр, градус, секунда.
Определение бита – единицы измерения информации, может оказаться сложны для понимания. Бит – это сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза. Это сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных.
В этом определении содержится понятие «неопределенность знания». Надо пояснить учащимся, что речь идет об очень частном случае: о сообщении, которое содержит сведения о том, что произошло одно из конечного множества возможных событий. Например, о результате бросания монеты, игрового кубика, вытаскивания экзаменационного билета и т.п. Неопределенность знания о результате некоторого события – это число возможных вариантов результата. Для монеты – два, для кубика – 6, для билетов – 30 (если на столе лежало 30 билетов).
Еще одной сложностью является понятие равновероятности. Здесь нужно подкрепить объяснение примерами. События равновероятны, если ни одно из них не имеет преимущества перед другими. Приводятся примеры и неравновероятных событий.
Далее рассматривается вопрос об измерении количества информации в тексте (символьном сообщении). К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, т.е. независящим от воспринимающего его субъекта. Алфавитный подход – это единственный способ измерения информации, который может применяться по отношению к информации, циркулирующей в средствах информационной техники, в компьютерах.
При обсуждении темы об измерении скорости передачи информации привлекается прием аналогии. Аналог – процесс перекачки воды по водопроводным трубам. Здесь каналом передачи воды являются трубы. Интенсивность (скорость) этого процесса характеризуется расходом воды, т.е. количеством литров или кубометров, перекачиваемых за единицу времени ( л/с или м 3 /сек ). В процессе передачи информации каналами связи являются технические устройства. А если информацию непосредственно принимает человек, то его органы чувств – внутренние информационные каналы человека. По аналогии с водопроводом можно говорить об информационном потоке, передаваемом по каналам. Скорость передачи информации – это информационный объем сообщения, передаваемого в единицу времени, поэтому единицы измерения скорости информационного потока: бит/с, байт/с и др.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ