информационно коммуникационные технологии обучения в высшей школе
Статья «Информационно-коммуникационные технологии в системе образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в системе образования
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2]
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
комплексные средства (дистанционные).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). [ ]
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
технология асинхронного режима связи – «offline»;
технология синхронного режима связи – «online».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
раскрытия творческого потенциала обучающихся;
освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
побуждает к действию;
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
новая речевая задача;
новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
осознание необходимости общения;
потребность использования речи;
формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
презентуется (преподносится) речевой материал;
приобретаются речевые навыки;
развивается активность детей и самостоятельность общения.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
приносить детям радость;
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями. [ ]
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
[ III ]
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
2. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
3.Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Информационно коммуникационные технологии обучения в высшей школе
Информатизация общества в последние годы стимулирует быстрый темп инноваций, охватывающих различные сферы: экономику, культуру, медицину, образование, производство, управление и пр. Высшая школа активно отслеживает динамику изменений в области преподавания знаний, занимаясь внедрением новых технологий, созданием широкой информационной образовательной среды, повышением компетентности преподавательского состава на уровне, соответствующем запросам современного студента и профессионального рынка.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в неоспоримом факте того, что информатизация является главным механизмом реформирования и модернизации образовательной системы, который направлен на качественное развитие образования, его доступности и качества. Информационные технологии в области высшего образования на сегодняшний день являются приоритетом в мире и в России, так, некоторые государственные нормативно-правовые документы Российской Федерации, например Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования, указывают на необходимость внесения изменений или же полной трансформации сегодняшней парадигмы образования и создания принципиально новой, ориентированной на идеи информатизации и гуманизации. Все вышесказанное требует взглянуть на существующую модель образовательного процесса с позиции роли высоких технологий в нем.
Целью настоящего исследования является проверка гипотезы о том, что современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются субъектом для процесса педагогической интеракции.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1) проанализировать существующие определения ИКТ;
2) определить роль ИКТ в сфере современного высшего образования;
3) рассмотреть термины интеракция, педагогическая интеракция/взаимодействие;
4) классифицировать и дать характеристику основным субъектам и объектам в парадигме педагогической интеракции.
Материал и методы исследования
Материалом настоящего исследования послужили теоретические и практические работы в области высоких технологий, педагогики, а также смежные исследования. Был применен метод сравнительного анализа существующей терминологии для ИКТ и педагогической интеракции с выявлением основных характеристик и признаков ее субъектов для достижения вышеизложенной цели.
В настоящее время выделяется несколько определений для ИКТ. Так, И.В. Дробышева дает следующее определение: «ИКТ – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [2].
С точки зрения Ф.Б. Асановой, «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [3].
А.В. Тoпoр определяет ИКТ как «сoвoкупнoсть метoдoв, прoцессoв и прoграммнo-технических средств, интегрирoванных с целью сбoра, oбрабoтки, хранения, распрoстранения, oтoбражения и испoльзoвания инфoрмации. ИКТ включают различные прoграммнo-аппаратные средства и устрoйства, функциoнирующие на базе кoмпьютернoй техники, а также сoвременные средства и системы инфoрмациoннoгo oбмена, oбеспечивающие сбoр, накoпление, хранение, прoдуцирoвание и передачу инфoрмации» [4].
Зарубежные авторы, например J. Murray, определяют термин ИКТ (англ. ICT) как общий для информационных технологий ИИ (англ. IT), акцентирующих внимание на роли унифицированных коммуникаций [5].
Кроме того, определение ИКТ закреплено на законодательном уровне. Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится определение ИКТ как «процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов».
Итак, ИКТ в сфере современного высшего образования является цифровой дидактической интеграцией в процесс компьютеризации обучения, при котором его коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие – «все взаимодействие между обучающим и обучаемым» выходит на уровень информатизации, открывающий практически безграничные возможности для реформации и инновации процесса обучения, поиска недоступных ранее источников знаний, создания единой цифровой среды взаимодействия как преподавателя и студента, так и студента и искусственного интеллекта (т.е. образовательного программного обеспечения, не требующего наличия «живого» участия преподавателя) (рисунок 1).
Однако данный термин можно рассмотреть и под несколько иным углом. Если обратиться к англо-русскому словарю, то слово interaction имеет значение взаимодействие, а синонимом ему является лексема cooperation – кооперация (согласованность действий). Исходя из этого можно сказать, что термин интеракция доминантен в ситуациях дифференциации целей субъектов. Например, обучающий–обучаемый. Где цель первого – донести знания, а второго – эти знания усвоить. Но говоря об общности целей для обеих сторон, например выполнениями ими задач дидактического характера, здесь интеракцию следует рассматривать и как согласованность действий для реализации таких глобальных целей. Тем не менее в настоящей работе используется термин педагогическая интеракция, включающий в себя оба вышеотмеченных взгляда. Ниже приводится анализ и некоторые примеры определения данного термина, существующие в педагогической литературе.
Так, М.А. Петренко относит педагогическую интеракцию к интерактивным технологиям, где «подразумеваются те обучающие и развивающие личность технологии, которые построены на целенаправленной и для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми её участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа («здесь» и «сейчас») и совершения в процессе интерактивного занятия творческого действия определенной направленности» [8].
Согласно С.В. Власенко педагогическая интеракция представляется «как целенаправленное взаимодействие между преподавателями и студентами, обеспечивающее посредством взаимного влияния количественные и качественные изменения в форме совершенствования имеющихся и наращивания новых знаний, умений, навыков, компетенций» [9].
H. Blumer отмечает, что это «взаимодействие субъектов образовательного процесса, переходящее в коллективное поведение, которое обязует членов группы подчиняться общим экспектациям и пониманию социальной ситуации» [10].
С точки зрения А.А. Переваловой, «под педагогической интеракцией, осуществляемой в условиях полиэтнической среды вуза, понимается целенаправленное, продуктивное, равноправное межличностное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса как представителей различных культур, предполагающее развитие способности осуществлять профессионально-деловую коммуникацию в поликультурном пространстве, а также формирование межкультурной толерантности» [11].
Результаты исследования и их обсуждение
Следующий этап настоящей работы – определить место ИКТ в процессе педагогической интеракции как субъекта. Что касается отношений в рамках педагогической интеракции, то в научной литературе выделяют субъект-субъектные и субъект-объектные отношения.
«Субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по отношению к истине», является диалогической формой общения, предполагает центрацию на собеседнике, является в достаточной степени непредсказуемой формой взаимодействия и реагирования, где «принцип обратной связи возведен в абсолют, человек внимает, реагирует и изменяет свое поведение по ходу общения в зависимости от того, как воспринимается все сказанное собеседником» [12].
Однако в таком случае речь идет скорее о воздействии, а не о взаимодействии, и данное определение не подходит для настоящего исследования. С другой стороны, объектом в рамках педагогической интеракции можно считать усваиваемые знания и опыт, конкретную изучаемую дисциплину.
Исходя из вышесказанного – основным отношением этого процесса является дихотомическая взаимосвязь: «деятельность обучающего – деятельность обучаемого», и к субъектам педагогической интеракции относятся: преподаватель-студент, преподаватель-студенческая группа, студент-студент (рисунок 3).
Рис. 3. Субъекты педагогической интеракции
Какое место в этой парадигме отводится ИКТ? Как было сказано выше – обучаемый (студент) может являться и субъектом, и объектом в процессе интеракции. Кроме того, объектом является то, что им изучается. Следовательно, категория неодушевленности, к которой точно относятся ИКТ, здесь не учитывается. Иными словами, «обучающий/обучаемый» с ней не соотносятся. Также необходимо отметить, что обучающий (преподаватель) – всегда субъект.
Обратимся теперь к дефинициям лексемы субъект. Согласно философскому толкованию – это (1) существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. В общем значении – это (2) лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-л. акте, процессе. В лингвистике – это (3) подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля [14].
Итак, субъект – это всегда деятель (преподаватель), и его деятельность (научение) направлена на другой субъект (студент), который можно рассматривать и как объект педагогического воздействия. Теперь видно, что ИКТ играет роль деятеля, ИКТ – всегда субъект педагогической интеракции. Любая образовательная компьютерная программа имеет цель / деятельность, т.е. научение. Она написана человеком для человека, а значит в ней применяются такие методики, при которых искусственный интеллект заменяет интеллект естественный. Ярким примером служат многочисленные компьютерные программы и мобильные приложения для изучения иностранного языка. Конечно, субъект – это, кроме всего прочего, личность, а искусственный интеллект ИКТ пока личностью не является, но это не противоречит гипотезе, что ИКТ имеет все основные признаки субъекта педагогической интеракции.
В проведенном исследовании было установлено, что информатизация высшего образования через внедрение ИКТ приводит к его модернизации и реформированию на дидактическом уровне, что отвечает требованиям к высшей школе в XXI веке. Рассмотрено толкование педагогической интеракции и ее субъектов. Далее определена роль ИКТ в процессе педагогической интеракции в высшей школе как ее субъекта с позиции искусственного интеллекта, работающего по алгоритмам естественного. Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута. Данная тема может быть расширена и дополнена в рамках исследования субъектов и объектов в машинном обучении, когда компьютерная программа обучается другой компьютерной программой или человеком.
Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РФФИ, проект № 19-013-00805 А «Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза».
Информационно коммуникационные технологии обучения в высшей школе
В жизнь современного общества очень быстрыми темпами внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, которое характеризует всевозможные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. И сфера образования не исключение. ИКТ в образовании подразумевает следующее:
1) технологии индивидуализированного образования;
2) интеллектуальную обучающую сферу и мотивацию обучения;
3) организацию образовательного процесса;
4) комплексное регулированиеобразовательного процесса;
5) глобализацию высшего образования;
6) создание новых форм общения между обучающимся и преподавателем (общение происходит в специальной электронной среде).
Главной причиной для появления электронного образования служит большой поток информации. Современный мир развивается очень быстро, происходят изменения, как на уровне отдельной страны, так и во всем мире. Например, меняются нормативные документы: добавляются новые и редактируются уже существующие. При стандартном образовательном процессе знания студентов к концу обучения могут устареть, и, таким образом, возникает необходимость постоянного обновления профессиональных знаний. Студенты должны научиться находить нужную им информацию и проводить ее анализ, то есть понять суть процесса получения знаний. Интернет является средой, в которой есть как ложная, так и правильная информация. И весьма важно уметь различать их между собой [4].
Образование в России регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», 16 статья которого посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для начала разберемся с понятием «электронное обучение». Электронное обучение – это такая организация образовательной деятельности, при которой используются содержащиеся в базах данных информация и информационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [7].
Электронное образование неразрывно связано с дистанционными образовательными технологиями. Дистанционные образовательные технологиями (ДОТ) – это образовательные технологии, которые реализуются в основном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и преподавателейна расстоянии [2; 5].
Систему электронного образования можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке.
Система электронного (дистанционного) образования
Работодатели заинтересованы в качественно подготовленных кадрах. Поэтому дистанционное обучение является хорошей альтернативой традиционной форме обучения и имеет перспективы для развития в России. Но электронное образование не пользуется большой популярностью в РФ.
Преподавателями Владивостокского государственного университета экономии и сервиса (ВГУЭС) активно используется виртуальная образовательная среда Moodle в работе со студентами. Moodle – это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, в которой осуществляется взаимодействие между преподавателем и учениками на расстоянии [1; 3].
В данной среде размещаются лекционный материал, тесты для самопроверки, индивидуальные и групповые задания. Индивидуальные задания каждый студент выполняет самостоятельно, а групповые задания направленный на работу в группе. При выполнении группового задания студенты видят ответы других учеников, атакже могут их исправлять, если считают данный ответ неверным [6].
Таким образом, в диалоговом окне могут работать одновременно несколько человек. Также есть задания, в которых необходимо прикрепить файл с выполненной работой. По окончанию курса преподаватель проверяет работу каждого студента и выставляет оценку, кроме того, он может оставить свой комментарий для каждого из ответов.
В качестве примера работы в среде Moodle можно привести электронный курс «Налоговый учет и отчетность» (http://edu.vvsu.ru/course/view.phpid=8348) и «Рынок ценных бумаг» (http://edu.vvsu.ru/course/view.phpid=18025), расположенные полностью в электронной среде. В этих курсах наглядно показана эффективность работы в электронной среде и присутствуют все виды заданий. Работа в данной среде является очень удобной как для студентов, так и для преподавателей. В среде Moodle есть форум, в котором обучающиеся могут задавать вопросы и получать на них ответы от преподавателя.
Электронное образование имеет ряд преимуществ:
1. Мобильность – всегда есть доступ к образовательным программам, с помощью сети Интернет.
2. Интерактивность – неограниченное количество обучающихся.
3. Неформальность – отсутствует необходимость посещать образовательное учреждение.
4. Технологичность – запись и воспроизведение учебных материалов.
Недостатки электронного образования:
1. Большие финансовые затраты на реализацию процесса обучения.
2. Программа для электронного обучения не всегда соответствует желанию пользователя.
3. Обучающиеся не всегда могут понять материал без помощи преподавателя.
Главные недостатки электронного образования в России:
1. Программы обучения не приспособлены для ДОТ.
2. Несовершенная нормативная база.
3. Многие университеты не используют ДОТ.
4. Электронные ресурсы не всегда вовремя обновляются.
Например, США и Россия имеют схожие географические условия, многие студенты живут в отдаленных и менее развитых районах. Однако, в США эту проблему удалось решить [9]. В штатах, где за пределами городов проживает большое количество людей, были созданы специально ориентированные на него телекоммуникационные сети дистанционного образования. Используются системы EdNet в Орегоне, the Iowa Communications Network в Айове, the TeleLinking Network в Кентукки и BadgerNet в Висконсине.
Несмотря на то, что в настоящее время уровень электронного образования России уступает западным и европейским странам, сформировался определенный опыт создания и использования электронных ресурсов и дистанционных технологий в образовательном процессе российских вузов. Появляется все больше вузов, которые осуществляют обучение по смешанной или дистанционной модели. Россия активно перенимает знания лидеров (Южная Корея, Сингапур, США и т.д.) в области электронной образования и развивается с учетом основным мировых трендов.