информационно коммуникационный подход к обучению
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Панченко Татьяна Николаевна
преподаватель КГА ПОУ «ПКЛТТ»
Приморский край, г. Лесозаводск
Использование преподавателем современных информационно-коммуникационных технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает педагогу возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы глобальной сети, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, педагог получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.
Владение информационными технологиями значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога. На деятельностном уровне ИКТ применяются не только непосредственно в процессе обучения (использование компьютерных презентаций, автоматизация процесса тестирования, применение видеоуроков), но и для самообразования и саморазвития преподавателя. Например:
создание и ведение сетевых форм реализации образовательного процесса (сайт преподавателя).
работа в сетевых образовательных сообществах, которые строятся и развиваются учителями и для учителей.
осуществление непрерывного самообразования.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:
реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов.
реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения.
использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.
Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания детям, которые по разным причинам не имеют возможности посещать образовательное учреждение. Уже сейчас мы видим, что роль преподавателя меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.
Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль преподавателя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача педагога: организовать деятельность обучающихся, сформировать у ребят навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.
Возможности обучения через Интернет нужно развивать. Через Интернет студенту становятся доступными многие образовательные модули. Например, сейчас много говорят о нанотехнологиях, но из печатных учебников о них мало что узнаешь. Нужны модули, которые будут рассказывать ребятам и на фундаментальном, и на научно-популярном уровне о новых тенденциях в науке, о новых открытиях. Информационная грамотность и культура в современном мире – это фактор дальнейшего роста человека.
Иванов А.И.,Пастухова И.П . « Профессионально-методическая компетентность преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных государственных стандартов».- СПО, 2012, № 5.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире.
Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса.
Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.»
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательном и воспитательном процессе.
Картополова К. Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №15», г. Берёзовский, Кемеровская обл
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Традиционный способ передачи информации не отвечает современным требованиям и поэтому предлагается модернизация системы образования. Традиционное обучение предполагает получение информации, которой владеет педагог, причем получение этой информации пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания»
Главная задача современного образования — решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Прием, методы и формы организации занятия, которые до сих пор существовали недостаточно. Важно сегодня организовать обучение так, чтобы обучающиеся научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Но не менее важным остается и тот факт, что главными источниками информации являются, учебник и педагог, но и они не могут быть единственными.
В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь, развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост, развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности; индивидуализировать процесс обучения; преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником; сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности человека, созидательных способностей. Внедрение в учебную деятельность информационно-коммуникационных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»
Работая в Интернете, можно использовать его и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда.
При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходам в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Таким образом, использование форм, методов и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов способствует развитию аналитических способностей обучающихся на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, активизирует личностную позицию обучающегося, и являются средством развития его интеллектуальных способностей.
Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях. Базовые компетенции цифровой грамотности включают:
Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.
Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.
Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».
Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:
— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;
а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,
б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.
в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность.
г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.
— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;
— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.
Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.
Интеграция образовательных технологий и ИКТ предполагает создание интерактивного режима образовательного процесса, при котором ученик выступает в качестве самостоятельного субъекта деятельности, а учитель в роли консультанта, это и есть эффективное средство (метод) обучения. Именно интегративные формы технологий позволяют увеличить показатель качества знаний учащихся и скорость усвоения информации. ИКТ удачно интегрируется с технологией разноуровневого обучения: индивидуальная и парная работа на уроке по карточкам разного уровня сложности с использованием заданий с сюжетными аниматорами, интернет ресурсами, электронными картами. Использование карт- навигаторов на уроках обеспечивает максимальный уровень включённости учащихся в тему урока. Одним из популярных приёмов в начальной школе используется метод мозгового штурма, который обеспечивает выработку навыка передачи информации при зрительной фиксации общего результата. Такая работа ориентирует ребёнка на поиск вариантов решения. Это позволяет выработать навык построения алгоритма с заданной задачей. ИКТ удачно используется в работе по здоровьесбережению: создание видеороликов, физкультминуток и разминки, что подтверждает наличие высокого уровня включённости учащихся в контекст деятельности. Благодаря деятельностному подходу материал хорошо запоминается. Таким образом, использование в начальной школе интегративных форм работы с ИКТ позволяет обеспечить оптимальный уровень восприятия информации учащимися, что значительно влияет на повышение уровня качества знаний младших школьников.
Таким образом, использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе играет немаловажную роль. Оно приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов),обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, при решении задач из различных предметных областей. Компьютер в начальной школе может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.