инклюзивная форма обучения это
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы, формы инклюзивного образования детей с ОВЗ). Реализация инклюзивного образования в ДОУ
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования:
— создание адаптивно-образовательной среды
— обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;
— построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;
— обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;
— разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;
— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;
— повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
— формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
— принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
— принцип междисциплинарного подхода;
— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнерского взаимодействия с семьей;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:
1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
— беседа и анкетирование родителей;
— диагностика развития ребенка;
— наблюдение за поведением в группе.
2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
7. формирование умения поддерживать друг друга;
8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
— праздники, конкурсы, экскурсии;, походы выходного дня.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Всё включено: что такое инклюзивное образование
Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».
Не всё включено
Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию. Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.
Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.
Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.
В последние годы такую модель стали развивать и в России.
— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.
По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.
Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.
— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.
Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.
Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.
Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ситуацию пытаются исправить энтузиасты. С 2016 года компания Ingka Centres вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» запустила федеральный проект «На урок — вместе», который призван повысить уровень инклюзивной культуры в России. В его рамках оборудуют ресурсные комнаты для занятий, проводятся обучающие семинары и тренинги для учителей, ведется работа с самими школьниками. Последнее, уверены эксперты, особенно важно.
— На «Уроках доброты» детей учат пониманию и толерантному отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и уже сейчас мы видим, что ситуация начинает постепенно меняться. В охваченных проектом регионах уровень толерантности к особенным детям и готовность к развитию инклюзивного образовательного формата ощутимо повышается, — уверяет София Трофимова, генеральный директор Ingka Centres в России.
Сменить приоритеты
Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы, уверены специалисты.
— Если до 4–5-го класса дети могут учиться как все, то дальше им становится сложно. Появляются такие дисциплины, как физика, химия, которые с ментальными нарушениями не освоить. Здесь нужно бы разработать индивидуальный маршрут, чтобы у ребенка была возможность уйти на другие предметы, — объясняет Елена Ворошилова, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт управления образованием РАО.
Оптимальной заменой «сложных» предметов специалисты считают уроки по развитию трудовых навыков.
— Мы не говорим о том, что эти дети пойдут на высшее образование, но очень важно, чтоб они могли жить сами, обслуживать себя, создать семью, трудиться. Абстрактные предметы и понятия им даются сложно, но зато предметно-практическая деятельность усваивается прекрасно. К сожалению, в школах с инклюзивной системой, которые я знаю, такой возможности нет, — делится Ворошилова.
Такого же мнения придерживается и Ирина Буфетова, дефектолог клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay».
— На мой взгляд, оптимальная задача для родителей и учителей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия») — сделать его полезным членом общества, то есть дать ему возможность овладения хотя бы минимальными профессиональными навыками. Как правило, это возможно. Главное — грамотно выстроить образовательный маршрут: развивать мотивацию, желание работать, умение контролировать себя и свои порывы.
Не менее важно, по мнению эксперта, помнить и о бытовых моментах: учить детей распоряжаться деньгами, платить за коммунальные услуги, готовить пищу, избегать мошенников.
Пока ребенку с ментальными нарушениями не будут давать такие базовые знания, говорить о дальнейшем образовании для них не приходится. Оно может быть лишь номинальным.
— Многие московские колледжи открыли группы для детей с инвалидностью. Туда берут всех более-менее вменяемых выпускников спецшкол, а потом выясняется, что программу они не тянут. Но поскольку деньги нужны всем, их как-то доучивают до конца и проводят через экзамены, понимая, что работать они всё равно не будут, — рассказывает Екатерина Зотова, журналист и педагог спецшколы.
Организовать подобные занятия в рамках стандартной школьной программы, по мнению специалистов, затруднительно, поэтому для детей со сложными расстройствами предлагается создать спецклассы внутри общеобразовательных школ. Так у них будет возможность и заниматься по собственной программе, и одновременно участвовать в жизни школы, общаться со сверстниками.
Не всё потеряно
Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.
— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.
Занятия с детьми в Центре лечебной педагогики
С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть. Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться. Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.
Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития. В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей. Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.
Занятие с ребенком по программе «Уверенное начало»
Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.
Внеурочная деятельность
Не менее важно развивать детей и вне образовательных учреждений. Сейчас в крупных городах этим активно занимаются музеи и театры, придумывая специальные программы для посетителей с разными видами инвалидности. По-своему реализовали идею инклюзии и в Ботаническом саду МГУ.
— В августе 2017 года при содействии фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» у нас был открыт сенсорный сад. На деревянной площадке — шесть столиков-грядок, в них посажены ароматические растения — мята, лаванда, шалфей и другие. Здесь я занимаюсь с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, — рассказывает Анна Демидова, геоботаник, научный сотрудник и экскурсовод Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», волонтер фонда «Со-единение». — Я замечаю, что и здоровым детям бывает интересно понаблюдать за нашими экскурсиями. Мне кажется, замечательную традицию «Уроков доброты», где здоровым детям рассказывают, например, о детях слепоглухих, о пальцевой азбуке (дактилологии), можно продолжить и в ботаническом саду. Дети любят игры, так почему бы не поиграть в школу и не познакомить друг друга с растениями?
Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?
Инклюзивное образование для России – явление относительно новое. Поэтому у всех, кто к нему причастен – детей, родителей, педагогов, – оно вызывает множество вопросов. И мы ответим на самые популярные из них.
Что означает термин «инклюзивное образование»?
Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.
Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.
Преимущества инклюзивного образования
Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.
Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.
Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?
Интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.
Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.
Что мы хотим знать об инклюзивном образовании – ответы на 9 важных вопросов
«Как быть, если ребенок избалован, не умеет общаться с другими детьми? Стоит ли ему учиться в обычном классе или лучше его изолировать?»
Нужно понимать, чем вызвано нетипичное поведение ребенка. Может быть это действительно невоспитанность. Но нередко за проблемами с поведением стоят серьезные нарушения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности или расстройство аутистического спектра. Ребенок с такими нарушениями не может концентрироваться и контролировать себя, быстро устает, особенно при высоких сенсорных нагрузках (при громких звуках, нахождении в скоплении людей и т. д). Проблемы со здоровьем – не вина человека, а его беда. Поэтому к «невоспитанному» ребенку в группе или классе стоит относиться с пониманием и не требовать его изоляции.
«Если ребенок болен, не лучше ли ему учиться дома? Ведь из-за него будет страдать обучение других детей»
Позиции, что дети с ОВЗ не должны «мешать» здоровым сверстникам, увы, придерживаются многие родители в нашей стране. Но ведь изоляция больного ребенка – это гарантия того, что он не будет нормально развиваться и жить. А в законодательстве России закреплено право на образование для всех граждан. Не являются исключением и лица с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта. Поэтому только родители больного ребенка и врачи могут решать, как ему учиться – дома или в школе.
«В обычной школе ребенка с особенностями развития будут обижать. Может быть, его лучше отдать в специализированное учебное заведение?»
Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Кому-то действительно нужна коррекционная школа. Но многие дети с нарушениями могут успешно учиться по обычной общеобразовательной программе, общаться со здоровыми сверстниками. Инклюзия закаляет ребенка, готовит его к жизни в обществе, где будут не только победы и радостные моменты, но и обиды, неудачи и разочарования. Поэтому все больше родителей, опираясь на мнение специалистов, предпочитают отдавать своих детей с ОВЗ в обычные школы, а не растить их в «тепличных» условиях.
«Инклюзия – это когда ребенка с ОВЗ просто сажают в обычный класс? Но ведь это может негативно отразится на учебном процессе»
Когда ребенка с нарушениями развития зачисляют в общеобразовательный класс без какой-либо подготовки – это настоящая трагедия и для него самого, и для родителей, и для одноклассников, и для учителей. В законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия – разрабатываться или адаптироваться программы обучения, готовиться среда жизнедеятельности, выделяться тьютор или ассистент и т. д. Только так ребенок с ОВЗ может постепенно социализироваться и преодолеть проблемы поведения.
«Как выглядит инклюзия, при которой всем участникам образовательного процесса хорошо?»
Инфраструктура школы адаптируется под детей с ОВЗ с помощью пандусов на лестницах, информационных табличек, отдельных туалетов и душевых для маломобильных детей, специальной мебели и т. д. Для учеников с особыми потребностями выделяют тьюторов (наставников) и ассистентов (помощников). Они помогают детям в решении разных задач – от передвижения из класса в класс до ведения записей в тетрадях и дневниках. Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений и отклонений в поведении, он может на протяжении всего дня быть со здоровыми сверстниками. Дети, которые в силу особенностей развития не могут проходить общую программу, должны двигаться по персональным образовательным траекториям. Они пересекаются с детьми без ОВЗ на переменах, спортивных и культурных мероприятиях, в столовой, раздевалке и т. д.
«Как быть, если в класс пришел ребенок с ОВЗ, а специальных условий для него нет?»
В такой ситуации учителя, родители ребенка с особенностями развития и его одноклассников должны обратиться к директору с просьбой предоставить необходимые условия. Даже если в школе всего один ученик с ОВЗ, администрация обязана адаптировать учебную среду под него, в том числе ввести ставку ассистента или тьютора и найти соответствующего специалиста.
«Как быть, если ребенок с ОВЗ агрессивен? Можно ли ему учиться с другими детьми?»
Безусловно, некоторые болезни делают детей агрессивными. Если это мешает нормальному пребыванию ребенка в обществе, психолого-педагогическая комиссия не станет рекомендовать ему учиться вместе со здоровыми сверстниками. При этом стоит помнить, что в реальной жизни агрессию по отношению к окружающим в большинстве своем проявляют люди с сохранным интеллектом и отсутствием серьезных заболеваний. Например, среди всех преступлений всего около 1,5% совершаются людьми с психическими отклонениями.
«Зачем инклюзия нужна здоровым детям?»
Общение со сверстниками, у которых есть особенности развития, формирует у детей потребность проявлять по отношению к непохожим на них людям уважение, заботу, участие, а не испытывать к ним жалость или агрессию. Этот воспитательный эффект усиливается, когда учителя грамотно распределяют между здоровыми учениками поручения, касающиеся помощи однокласснику с ОВЗ – кого-то просят сопроводить в столовую, кого-то – помочь надеть куртку и т. д. Когда дети с самых ранних лет общаются с разными по умственному и физическому развитию людьми, они растут толерантными и терпимыми. И это будет сильно помогать им в будущем, ведь инклюзия постепенно проникает не только в образование, но и во всю нашу жизнь.
Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?
Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:
Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.
Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные