инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации
Инклюзивное образование в ДОО
Лариса Гариева
Инклюзивное образование в ДОО
МБУ детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти
Подготовила педагог психолог Гариева Л. В.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
Новые условия деятельности дошкольных образовательных организаций определяются Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. Изменения в работе ДОО имеют далеко идущие последствия, связанные не только с повышением ответственности за создание и реализацию АООП, но и с существенным изменением структуры и содержания программ дошкольного образования.
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами,но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
Воспитательно- образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование, которая включена в единую государственную систему образования России.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную, частичную и полную виды инклюзии.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного образованиямогут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ; значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования.
Комплексное инклюзивноепсихолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов: индивидуального и междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и вариативной методической базы обучения и воспитания, самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного сопровождения и пр. Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности. Так как основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.
Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекает успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием и имеет хорошее методическое обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом.
Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности. Модель инклюзивного ДОУ строится в соответствии законодательная база в области инклюзивного образования и на тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации детского сада и родителей воспитанников, на План развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно-структурного направлений, содержательного методического обеспечения, образовательной деятельности, организации и грамотной разработки последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности, развития безбарьерной среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а также повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Категории детей с ОВЗ и существующие программы.
1. Дети с интеллектуальной недостаточностью.
На протяжении последних тридцати лет эти дети имеют возможность пользоваться правом на развитие, воспитание и образование в соответствии с их возрастными, типологическими и индивидуальными возможностями, гарантированными многими нормативно-правовыми актами. В совокупности существующие документы обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой живет и развивается ребенок, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью связана, в первую очередь, с изменением общественной позиции по отношению к детям этой категории, с появлением реальных возможностей их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, с достижениями в области медицины и психологии, а также с усилением роли семьи в их воспитании.
Для детей дошкольного возраста создана программа «Диагностика-развитие-коррекция», которая продолжает традиции отечественной научной школы в области исследования и решения проблем воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с нормативными документами, действующими в РФ, во всех образовательных организациях осуществляется комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ОВЗ. Программа «Диагностика-развитие-коррекция» является комплексной как по содержанию, так и по структуре. В ней отражена система коррекционного воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, определены пути и организационные формы, содержание и основные способы взаимодействия взрослого и ребенка в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников и их последующей интеграции в общество.
2. Дети с задержкой психического развития.
Программа адресована специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в обучении. Материалы программы могут быть использованы ПМПК в диагностических целях при отборе дошкольников в группы для детей с ЗПР ДОУ, а также в процессе отслеживания динамики развития детей.
3. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Для этой категории детей разработана программа «Примерная адаптированная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Дети с нарушениями слуха.
Программа предназначена для работы со слабослышащими детьми преддошкольного и дошкольного возраста (1,5 – 2-7 лет) в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах при массовых дошкольных учреждениях. Она рассчитана на 5 лет обучения. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5 –2- 3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка-дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
5. Дети с нарушениями зрения.
Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Содержание и задачи программ предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.
Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии.
Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.
Содержание работы с детьми данной категории определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
Основные нормативные документы, на которые опирается организация инклюзивного образования:
1. ФЗ РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
2. Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04. 02. 2010 г.)
4. ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
6. Конституция РФ от 12.12.1993 года.
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014, зарегистрирован в Минюсте РФ от 26.09.2013 года № 30038).
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1015, зарегистрирован в Минюсте РФ 01.10.2013 года № 30067).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 года № 30384).
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 года № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
Елена Миленная
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ.
Педагог – психолог Т. Л. Жилина
Инструктор физической культуры Е. И. Миленная
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. Сопоставив эти различные модели организации образования, можно сделать вывод о том, что интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.
Инклюзивное образованиестроится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).
3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
На сегодняшний день для инклюзивного образованияв нашем детском саду существует стартовые условия: консультационный пункт и СП «Лекотека».
Инклюзивное образование детей-инвалидов в нашем ДОУ реализуется через следующие модели:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.
Как же дети попадают на инклюзивное обучение? Сначала родители, имеющие ребенка с ОВЗ, посещают консультационный пункт, после чего специалисты пункта отправляют ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ТПМПК родителям рекомендуется определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо в СП «Лекотеку», либо в общеразвивающую группу, где осуществляется инклюзивное образование. Если ребенка определили на «Лекотеку», то в последствии его могут перевести на инклюзивное обучение, только по заключению ТПМПК. И затем дети уходят в школу.
На сегодняшний день наш детский сад посещают 6 детей, находящихся на инклюзивном обучении: из них 3 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС, 2 ребенка с ЗПР (4 ребенка на полной инклюзии, 2 ребенка на частичной инклюзии, в сопровождении тьютера).
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1.Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
— беседа и анкетирование родителей;
— диагностика развития ребенка с ОВЗ;
— наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ПМКк,куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. Руководитель, воспитатель, мед. сестра.
Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце, так и внепланово (по запросу).
Содержание инклюзивного образованияреализуется в различных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активная деятельность в специально организованной среде (свободная
игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,
— совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
— режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
— праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.
Детско-родительские группы – это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику:
— в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);
— дети с желанием посещают детский сад;
— воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
— родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;
— педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.
В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании:
— отсутствие нормативно-правовой базы;
— своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОУ;
— недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в
— нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог):
— необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Перспективы инклюзивного образования.
— Создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;
— Обобщение опыта работы по инклюзивному образованию;
Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.
Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.
Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе» В нашем детском саду прошла неделя инклюзивного образования в ДОУ «Мы вместе». Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,.
Отчёт о работе «Неделя инклюзивного образования в ДОУ» МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Родниково» Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой.
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного образования.
Психологическая поддержка педагога в условиях инклюзивного образования Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения,.
Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России». О проблемах развития инклюзивного образования в России. Интеграция и инклюзия в системе специального образования: понятийно-функциональное.
Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.
Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.