инновационные методы обучения русскому языку
Инновационные подходы к преподаванию русского языка
Дата публикации: 11.04.2016 2016-04-11
Статья просмотрена: 6907 раз
Библиографическое описание:
Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957-960. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28393/ (дата обращения: 06.11.2021).
составление представления о содержании текста в целом
языковая догадка на уровне ситуационных моделей
определение значения незнакомых слов по контексту
анализ синтаксических конструкций.
опознавание интернациональной лексики
составление текста по аналогии, включение в текст ключевых слов и т. д.
– трудности, общие для любого нерусского
– трудности для носителей определенной группы языков (близкородственные, неродственные)
– трудности для учащихся конкретной национальности
перевод с русского на родной язык
выстраивание ассоциативного ряда
словесное (графическое) изображение слова
проговаривание и т. д.
Инновационные подходы вработе содаренными учащимися
Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.
В работе содаренными учащимися нужно использовать информационные технологии по следующим направлениям:
1. Проведение медиа-уроков.
От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у низ наглядно—образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.
2. Организация дистанционного обучения.
Потенциальными пользователями такой системы являются дети, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком—то из научных направлений, но не имеющие опытного наставника; дети, родителям которых приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.
3. Организация ипроведение интернет—олимпиад по предметам.
Онлайн олимпиады по предметам — это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.
Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.
Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.
В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.
4. Проведение интернет-тестирования.
Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей.
5. Проведение интерактивных недель.
С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуально проведение таких недель для старшеклассников, позволяющее проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.
При использовании информационных технологий с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в сети Интернет ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
– использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
– поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
– психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
– дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
– дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т. д.
Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.
Таким образом, использование инновационных технологий с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
“Единственный путь, ведущий к знанию — деятельность”. Бернард Шоу
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», — писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход кобучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок ив радость, иприносит пользу, не превращаясь просто взабаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» ив чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Инновационное обучение объединяет всебе основные принципы методик следующих педагогов:
– А. Адамского (раскрепощение личности ученика);
– В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);
– А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);
Актуальность инновационного обучения состоит вследующем:
– соответствие концепции гуманизации образования;
– преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
– использование личностно ориентированного обучения;
– поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
– соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются:
– развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
– формирование личностных качеств учащихся;
– выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
– развитие различных типов мышления;
– формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
– оптимизация учебно-воспитательного процесса;
– создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
– выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
– включение учащихся в креативную деятельность;
– тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
– развитее критического мышления;
– дифференцированный подход к обучению;
– создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
– креативность (ориентация на творчество);
– усвоение знаний в системе;
– нетрадиционные формы уроков;
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
– ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
– чтение с остановками и Вопросы Блума;
– перепутанные логические цепочки;
– лингвистическая аллюзия (намек);
– нетрадиционные формы домашнего задания.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок — исследование» просматривается основная задача — исследование языкового материала на основе текстов.
Похожие статьи
Применение инновационных технологий на уроках русского.
Инновационное обучение (от англ. innovation — нововведение) — новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход
Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например: Русский язык.
Особенности развивающего обучения на уроках русского языка.
развивающее обучение, процесс обучения, урок, ближайшее развитие, учащийся, русский язык, развитие, преподаватель, обучение, учебный процесс.
Применение инновационных технологий обучения на уроках.
При обучении русскому языку я использую ИКТ на уроках.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, русский язык, начальная школа, самостоятельная работа, учебный процесс, мой взгляд, материал, контроль знаний, учебно-воспитательный.
Инновационные технологии на уроках русского языка.
Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребёнку урок был в удовольствие, но не превращался просто в игру.
Использованию инновационных и когнитивных технологий.
В современной методике преподавания иностранного языка чаще всего применяются инновационные и когнитивные технологии.
Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека [2]. Процесс обучения иностранному языку в контексте.
Реализация принципа коммуникативной направленности обучения.
В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, на первое место ставится обучение языку как средству общения. Особенностью коммуникативно-ориентированного подхода к преподаванию русского языка.
Особенности обучения русскому языку в классе.
Таким образом, обучение языку абсолютно обоснованно выходит за рамки учебного процесса в школе, а значит, требуется работа с родителями, с самым ближайшим окружением ребенка. Реализация обучения русскому языку в рамках урочного времени требует четкую и.
Инновационные подходы в обучении дошкольников.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества.
Характеристика инновационных технологий при обучении.
метод проектов, модульное обучение, начальная школа, урок, русский язык, уровневая дифференциация, учебный процесс, проектная технология, необходимая информация, проектное обучение.
Инновационные методы преподавания русского языка и литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
— соответствие концепции гуманизации образования;
— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
— использование личностно ориентированного обучения;
— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
-соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
— формирование личностных качеств учащихся;
— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
— развитие различных типов мышления;
— формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
— оптимизация учебно-воспитательного процесса;
— создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
— выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
— включение учащихся в креативную деятельность;
— тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развитие критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению;
— создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
— креативность (ориентация на творчество);
— усвоение знаний в системе;
— нетрадиционные формы уроков;
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
— ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
— чтение с остановками и Вопросы Блума;
— перепутанные логические цепочки;
— лингвистическая аллюзия (намек) ;
— нетрадиционные формы домашнего задания.
На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:
1. «Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами «погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.
Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.
Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию «погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осеннюю рощу, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тем.(смотреть творческие работы детей)
А в 7 классе этот приём успешно помогает учащимся при описании зимнего пейзажа на уроках развития речи по теме «Словесное рисование».
Урок-презентация, или урок-представление.
Также уроки – презентации я провожу и по некоторым темам русского языка.
Например, ребята 6 класса с удовольствием представляли свои лингвистические рассказы и сказки на тему: «Подслушанный разговор», «Рассказ старого учебника» и т.д. Учащиеся определяли основную мысль своих работ, знакомили с «героями» придуманных сказок, рассуждали о пользе книг в жизни человека).(смотреть творческие работы детей)
Основные задачи дискуссии:
— обмен первичной информацией;
— переосмысления полученных сведений;
— сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
— уважение к различным точкам зрения ее участников;
— совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии
1. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
— сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
— побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
— получить новую информацию;
— соотнести с уже имеющимися знаниями;
— искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
— целостное осмысление, обобщение полученной информации;
— присвоение нового знания, новой информации учеником;
— формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Примером метода критического мышления может служить синквейн.
Мы недавно стали применять с учащимися 6 класса этот приём, но он уже нравится многим творческим ребятам, и они увлечённо составляют синквейны.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках работу с кластерами.
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
— Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
— Динамичный, событийный сюжет;
— Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
2. вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
3.по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. не бояться записывать все, что приходит на ум;
2. дать волю воображению и интуиции;
3. продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
4. постараться построить как можно больше связей;
не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Например, работая в 11 классе с текстом, я применяю данный метод:
1. Чтение и прослушивание текста М. Пришвина с 1 по 11 предложение.
По ходу чтения создадим «поле идей», т.е. графически организуем текст. Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
— установите ключевое слово текста;
— вокруг «накидайте» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
(7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
(8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9) И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
(10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
2. Создание кластера №1 и беседа по нему.
Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.
— Согласны ли вы с таким выводом?
— Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»?
(Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.)
— Какое сопутствующее понятие можете назвать?
(Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)
— Перечитайте 11 предложение.
(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.
5. Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.
Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.