инновация конкретизирующая отдельные теоретические положения которые касаются обучения и воспитания
Характеристики и критерии оценки инновации
В статье рассматриваются особенности развития инновационной деятельности на современном этапе развития научно-технической деятельности. Выявлены основные эффекты, связанные с применением инноваций. Обоснован перечень основных критериев педагогических инноваций. Рассмотрены ключевые показатели оценки инноваций.
Просмотр содержимого документа
«Характеристики и критерии оценки инновации»
Характеристики и критерии оценки инновации
К теоретическим инновациям относятся новые компетенции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
Инновации характеризуются временными и качественными параметрами.
Многие идеи, высказанные в прошлые годы учеными-педагогами, сохраняют свое значение и сегодня.
Нововведения должны оцениваться на момент их внедрения в практику вне зависимости от времени. Сама идея может уже устареть, в науке найдено новое решение, а нововведение только реализуется. С этой точки зрения следует считать новаторами педагогов, которые реализовали известные положения.
Понятия, характерные для техники, в определенной степени могут быть использованы при характеристике нововведений в области методики обучения или воспитания, когда дается общая оценка работы.
Оценку новизны инновации в области образования можно разделить на три уровня: уровень конкретизации, уровень дополнения и уровень преобразования.
Уровень инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны. Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет.
Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее.
Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению.
Новые методы, которые предлагают наука и практика, должны обеспечивать высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие учеников.
Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик. Выдвинуты новые концепции, идеи классификации, охватывающие и объясняющие различные явления, и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
а) оптимальность, означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;
б) результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;
в) возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же, эти критерии, создают основу для педагогического творчества.
Уровень конкретизации
На этом уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером этому может служить перенос метода укрупнения дидактических единиц, разработанного на математическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие учебные предметы.
Уровень дополнения
Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н. Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).
Уровень преобразования
Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие. Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали достоянием учительства всей страны.
Новые методы, которые предлагают наука и практика, должны обеспечивать высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С этой точки зрения далеко не все инновации оправдывают себя, хотя на отдельных этапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.
Критерии прогрессивностипедагогических инноваций могут выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, ккоторым относятся:
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.
Инновационные учебные заведения
Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающую реакцию на них. Исходя из этого, одни образовательные учреждения работают в режиме функционирования, другие — в режиме развития. Именно последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых авторских школ.
Авторская школа
Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).
В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, СЮ. Курганова), «школа развивающего обучения (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.
Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива и других направлений.
В процессе работы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.
Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Лицейреализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметовреализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.
В наше время в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).
Вопросы и задания для самоконтроля
Инновации в процессе обучения и воспитания
Инновации
в процессе обучения и воспитания
на педагогическом совете
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.
Применительно к педагогическому процессу обучения и воспитания инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновациив системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Попытаемся проанализировать понятие «ИННОВАЦИИ» по образовательным критериям.
Инновация
Масштаб целей и задач
Выходит за рамки существующих теорий
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество)
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество)
Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Проращивание, культивирование (изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы, методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациямв этой области относятся:
1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
— создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
— создание профильных классов;
— методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
— игровые методики (викторины, диспуты).
Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
— создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).
— индивидуальные образовательные траектории;
2. Представление и передача содержания образования
— организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
— построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
— создание компьютеризированных курсов;
— технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
— выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
— программное обучение;
— проблемное обучение;
— организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
3.Методы оценивания образовательного результата:
— расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств,способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
— создание различных вариантов школы полного дня;
— создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
— создание детско-родительских объединений вокруг школы;
— создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
— создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных методик.
Эвристическое обучение;
Проблемное обучение;
Программа саморазвития и т. д.
В основе всех методик лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. НО можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия,как:
между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.
В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.
Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Понятия «реформа» и «инновация»
Инновация
Изменение сроков начала обучения
Изменения во внутренней организационной деятельности
Изменения в содержании
Изменения в оборудовании учебных заведений
Изменения в методах обучения
Изменения в продолжительности обучения
Изменения в отношениях
Повышение статуса образования
Новые санитарно-гигиенические требования
Изменения в структуре системы образования
Инновация – это
нововведение, которое организуется и проводится
работниками системы образования
разрабатывается и проводится
организуется и проводится
Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.
Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.
По характеристике личности,которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.
По характеристике дидактических целей:
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.
По характеристике воспитательных целей:
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационнойже школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.
По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.
По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.
Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Объектами инновацииявляются следующие проблемы:
как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;
как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;
как ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени и т. д.
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.
Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников» «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников.» Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает.
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.
Инновационные приемы в процессе обучения плаванию Инновационные приемы в процессе обучения плаванию. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной.
Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Обучение английскому языку требует от педагога постоянного.
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.
Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ». Модернизационные изменения в дошкольном.
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.
Умственное воспитание в процессе обучения детей в ДОУ Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас, как бы случайно.
Задачи воспитания и обучения в первой младшей группе Задачи воспитания и обучения в 1 младшей группе Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных преlставлений о здоровом.
Педагогическая инноватика: как мы ее понимаем
Педагогическая инноватика: как мы ее понимаем
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Их изучают, анализируют и, в конце концов, внедряют.
Но начнем, как обычно, с терминологии. И лучше Ab ovo1.
В словаре «новый» − впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [1].
Понятие «инновация» (в переводе с латинского языка – «обновление, новшество или изменение») впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновация (англ. innovation) − внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
В начале XX века возникла новая область знания, инноватика − наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [2].
Об инновациях в нашей образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация − нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3].
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс − это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т. п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям [4].
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых педагогических технологий. Основой развития инновационных процессов являются две группы факторов:
− объективные факторы − создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
− субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, чья деятельность носит инновационную направленность [5].
Отличительные признаки инновационных процессов в образовании
2.Постоянность, непрерывность и длительность.
3.Системность, структурность и научность. Ориентация на системность и структурность в создании инновационных подходов и технологий. Установка на научные методы при создании инновационных подходов и технологий.
4.Гармоничность. Большое внимание уделяется совмещению и успешному сочетанию объективного и субъективного, коллективного и индивидуального, общественного и личного.
5.Установка на успех (высокую результативность). Установка на успешное развитие навыков, умений в деятельности участников образовательного процесса.
6.Установка на индивидуальный и коллективный педагогический, научный и мировой опыт. Чем более опытными являются участники образовательного процесса, тем более сложные инновационные процессы смогут рождаться в определенной среде, где взаимодействуют участники.
7.Установка на потребителя и рынок труда. Инновационные процессы должны быть востребованы, как должно быть востребовано современное образование.
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.
Технологические инновации − это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.
Методические инновации − это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Это наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
Этот тип инноваций доминирует в частных методиках [6,7].
Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические.
К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
К практическим − новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
На этом уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны [8].
Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее.
Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области.
Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
— возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах и создают основу для педагогического творчества.
Для иллюстративности теоретических положений об инновационной деятельности в преподавании хотелось бы упомянуть сборник кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования КазНУ им. аль-Фараби «Авторские технологии в преподавании языков» [9].
В сборнике собраны авторские технологии в преподавании казахского и русского языков как иностранных, наработанные коллективом кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев за 25 лет своего существования. Содержание этой книги можно назвать единой технологией, включающей в себя авторские технологии, методики, авторские решения, поиски путей улучшения преподавательского мастерства и другие результаты интеллектуальной деятельности коллектива кафедры, которые могут служить технологической основой для практической деятельности в сфере усвоения языков. По приведенному выше классификационному делению представленные в сборнике работы относятся как к технологическим, так и к методическим инновациям.
По характеру вклада в науку и практику инновации работ, составляющих сборник, относятся как к теоретическим, так и практическим инновациям.
Например, на полном основании можно сказать, что работы ученых кафедры профессора (Модульная технология обучения второму языку. Динамическая модель усвоения русского языка как неродного. Когнитивное картирование как инновационная технология), профессора (Технология моделирования русского предложения. Технология алгоритмизированной презентации грамматического материала. Эвристическое обучение в формате РКИ), доцента (Алгоритмделген сөйлем құрылымы. Қазақ алфавитін меңгеру), включают новые концепции, подходы, гипотезы, классификации, принципы в преподавании второму языку, полученные в результате их научно-исследовательской деятельности и являются основой как инновационных технологических процессов, так и программ, учебников и учебных пособий по КазКИ и РКИ.
Основная часть работ сборника «Авторские технологии в преподавании языков» содержит новые методики, правила, алгоритмы, описывает использование технических средств обучения, компьютерных и аудиовизуальных средств. Эти работы мы относим к работам, несущим в себе практические инновации.
Научно-методические труды коллектива кафедры демонстрируют усилия по формированию научной базы теории усвоения РКИ и КазКИ и обозначают ту теоретическую платформу, на которой строится практика преподавания неродного языка.
Каждый из коллектива кафедры наработал свои технологические подходы при подаче нового материала. Эти подходы основываются на научных исследованиях, подтвержденных многолетними экспериментами. Научная деятельность коллектива кафедры переплетена с практикой преподавания и отражена в научных трудах и учебных пособиях.
Жизнь требует от современного преподавателя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности, максимального развития своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, необходимо избавиться от психологических барьеров, мешающих реализации инновационной деятельности, быть открытым всему новому, ощущать в себе некий дух авантюризма [10].
Работа в иностранной аудитории ярко подтверждает эту мысль. Чтобы научить языку иностранца, попавшего в чужую среду, чужую культуру, мало быть просто преподавателем, необходимо испробовать в аудитории все методики, которые существовали до тебя, которые существуют сейчас и, проведя всю информацию через себя и своих учеников, получить что-то новое, дающее эффективные результаты в работе.
Значит, преподаватель должен постоянно находиться в творческом поиске, улучшать процесс преподавания путем внесения каких-либо новшеств, идей, методов, использовать новые идеи, предложенные другими новаторами.
На основе новых информационных и педагогических технологий, методов изменилась и роль преподавателя. Преподаватель стал не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента. В аудитории мы должны способствовать самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиску рационального в информативном потоке. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения.
Коллективный сборник «Авторские технологии в преподавании языков» представляет собой результат многолетней работы профессорско-преподавательского состава кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев КазНУ им. аль-Фараби. Областью научно-практических изысканий кафедры является теория и практика усвоения второго языка: русского как иностранного (РКИ) и казахского как иностранного (КазКИ) [9].
Нас интересует функционально-коммуникативное пространство, которое представляет собой неразрывное единство двух начал: теории и практики обучения языкам. Функционально-коммуникативный лингводидактический подход предполагает активное усвоение языка: понимание устных сообщений и письменных текстов, а также их активное отражение в коммуникации.
Таким образом, можно сказать, что происходящие в настоящее время интеграционные процессы, активно проявляющиеся и усиливающиеся во всех сферах человеческой деятельности, отражаются и в практике преподавания РКИ и КазКИ на нашей кафедре.
Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической деятельности Казахстана вызвало серьезный интерес к нашей стране во всем мире.
Всплеск интереса к науке и методическим новинкам вызван в первую очередь тем, что языки преподавания (казахский и русский как иностранные) стали реально востребованными. Стремление государств к использованию единого информационного пространства усиливает роль и значение казахского и русского языков как иностранных. Эти языки становятся необходимым инструментом для коммуникации, для получения профессии, для получения знаний о сильной стране, имеющей политический и экономический вес в мире.
Отсюда возникает необходимость усиления основ преподавания казахского и русского языков как иностранных, использования новейших технологий обучения, разработанных на международном уровне и активно используемых в образовательных системах различных стран.
Рассматривая тенденции развития современного языкового образования, важно отметить, что главной целью усвоения иностранного языка является сегодня не только языковая компетенция, связанная с овладением четырьмя видами деятельности, но и способность инофонов к коммуникативному общению, усвоение навыков их практического применения, знакомство со страноведческими и культурными реалиями. А это в свою очередь подводит к решению вопросов, связанных с межкультурным диалогом.
Коммуникативная компетенция неразрывно связана с понятием межкультурная компетенция. В условиях заинтересованности современного языкового образования проблемами диалога культур, мы должны уметь ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, направлений, в создании которых и мы принимаем посильное участие и которые позволяют по-новому конструировать поле нашей деятельности. Особый интерес для практики преподавания языков как иностранных представляют технологии, обеспечивающие эффективные условия для формирования межкультурной коммуникативной компетенции инофонов. И наши научные изыскания мы стараемся повернуть лицом к практике, отражая в учебных пособиях, методических разработках современные лингвометодические и лингвокультурологические тенденции.
Методики, разработанные членами нашего коллектива, внедряются в учебный процесс в виде оригинальных и инновационных технологий, часть из которых описана в сборнике «Авторские технологии в преподавании языков».