инновационными видами обучения являются
Инновации в процессе обучения и воспитания
Инновации
в процессе обучения и воспитания
на педагогическом совете
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.
Применительно к педагогическому процессу обучения и воспитания инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновациив системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Попытаемся проанализировать понятие «ИННОВАЦИИ» по образовательным критериям.
Инновация
Масштаб целей и задач
Выходит за рамки существующих теорий
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество)
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество)
Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Проращивание, культивирование (изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы, методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациямв этой области относятся:
1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
— создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
— создание профильных классов;
— методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
— игровые методики (викторины, диспуты).
Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
— создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).
— индивидуальные образовательные траектории;
2. Представление и передача содержания образования
— организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
— построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
— создание компьютеризированных курсов;
— технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
— выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
— программное обучение;
— проблемное обучение;
— организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
3.Методы оценивания образовательного результата:
— расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств,способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
— создание различных вариантов школы полного дня;
— создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
— создание детско-родительских объединений вокруг школы;
— создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
— создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных методик.
Эвристическое обучение;
Проблемное обучение;
Программа саморазвития и т. д.
В основе всех методик лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. НО можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия,как:
между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.
В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.
Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Понятия «реформа» и «инновация»
Инновация
Изменение сроков начала обучения
Изменения во внутренней организационной деятельности
Изменения в содержании
Изменения в оборудовании учебных заведений
Изменения в методах обучения
Изменения в продолжительности обучения
Изменения в отношениях
Повышение статуса образования
Новые санитарно-гигиенические требования
Изменения в структуре системы образования
Инновация – это
нововведение, которое организуется и проводится
работниками системы образования
разрабатывается и проводится
организуется и проводится
Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.
Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.
По характеристике личности,которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.
По характеристике дидактических целей:
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.
По характеристике воспитательных целей:
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационнойже школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.
По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.
По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.
Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Объектами инновацииявляются следующие проблемы:
как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;
как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;
как ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени и т. д.
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.
Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников» «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников.» Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает.
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.
Инновационные приемы в процессе обучения плаванию Инновационные приемы в процессе обучения плаванию. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной.
Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Обучение английскому языку требует от педагога постоянного.
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста Цель.
Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ». Модернизационные изменения в дошкольном.
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.
Умственное воспитание в процессе обучения детей в ДОУ Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас, как бы случайно.
Задачи воспитания и обучения в первой младшей группе Задачи воспитания и обучения в 1 младшей группе Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных преlставлений о здоровом.
Виды инновационных технологий в образовании
Виды инновационных технологий
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. – Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности.
Выделяют следующие инновационные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Формы работы: гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика); занятия физкультуры; спортивные праздники; физкультминутки между занятиями, динамические паузы; прогулки.
Проектная деятельность: создание проблемной деятельности, которая осуществляется обучающимися совместно с педагогом. Знания, которые обучающиеся получают в ходе работы над проектом, становятся их личными достояниями и прочно закрепляются в системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проекты различаются: по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные); по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); по приоритетному методу (исследовательские, творческие, информационные, игровые); по тематике (патриотические, экологические, социальные).
Информационно-коммуникационные технологии используются чаще всего. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Примеры форм занятий: занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией; практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает обучающийся. Непосредственное участие обучающихся в ходе эксперимента позволяет ему лично увидеть процесс и результаты своей деятельности. При организации данной технологий обучающимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методами и приёмами организации данной деятельности является: беседы; наблюдения; моделирование; фиксация результатов.
Личностно-ориентированные технологии — это технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность обучающегося, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного обучающегося. Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся.
Игровая технология, где игра помогает обучению. Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
– повышению квалификации педагогов;
– применение педагогического опыта и его систематизация;
– повышению качества образования;
– повышению качества обучения и воспитания;
– использованию компьютерных технологий обучающимися в целях обучения.
Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) «Использование инновационных технологий в ДОУ» (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.
Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.
Использование инновационных технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессиям вырабатывается в процессе социализации.
Использование инновационных технологий в работе с родителями Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах: • Сказать дружно друг другу “Привет!; • Стукнуться кулачками; • Потереться.
Оздоровление детей в детском саду посредством инновационных технологий Выявление методов внедрения здоровье сберегающих технологий, с помощью, которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом,.
Планирование проектов с использованием инновационных технологий Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.
Доклад на тему «Инновационные методы и приемы обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-воспитательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в организациях образования).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:
с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании,
организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
применение современных информационных технологий;
применение принципа интеграции содержания образования;
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:
сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;
операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;
акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;
креативно развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;
контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.
Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции образования, в том числе и в учреждениях ТиПО.
Проблемно ориентированные инновационные процессы направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.
Студенты должны научиться:
осознавать свою личную и социальную значимость;
ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности);
адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений;
Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д.
Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.
Дополнительно в системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:
на уровне образовательного учреждения.
По педагогической значимости:
обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;
модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);
модификационные, т.е. усовершенствованные;
комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента);
Анализ анкет и опыт работы в качестве руководителя показывает, что у педагогов инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:
низкий уровень базовой подготовки студентов;
формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;
невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Вместе с тем, без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.
Анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности, позволяет раскрыть закономерности и принципы организации данной деятельности, определить цели инновационной деятельности, которые заключаются в следующем:
Способность колледжа позиционироваться как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
Переход на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:
формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
лидерская позиция колледжа на рынке образовательных услуг;
создание позитивного имиджа учебного заведения.
Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011,