иностранцы о храме василия блаженного
«Постройка была красива изнутри…»: иностранцы о Покровском соборе. Часть 1
В XVI–XVII вв. златоглавая столица часто принимала многочисленные дипломатические миссии. Время бурного расцвета русской государственности после возвышения Москвы отмечено развитием международных отношений с европейскими и другими мировыми державами. Однако не только дипломаты посещали столицу: приезжали на службу разные мастера – от архитекторов и военных до врачей и аптекарей.
Кремленаград. Оттиск 1664 г. с посвящением Алексею Михайловичу. Впервые опубликован Герритсом Гесселем в виде отдельного листа в 1613 г.
Как же воспринимали иностранцы одно из чудес света – Покровский собор? Существует немало свидетельств об этом в записках служилых людей и дипломатов. Так, в мемуарах вестфальца Генриха Штадена (1542–после 1579), служилого опричника Ивана Грозного, сохранилось описание не только самого собора, но и его повседневности: «На этой [Красной] площади под Кремлем стояла круглая церковь с переходами; постройка была красива изнутри и над первым переходом расписана многочисленными священными изображениями, изукрашенными золотом, драгоценными камнями, жемчугом и серебром. Митрополичий выезд со всеми епископами на вербную субботу (auf Palmentag) происходил ежегодно именно к этому храму. Под переходами похоронено несколько человек; на их могилах горели день и ночь восковые свечи; они [т.е. мертвые] не тлеют, как говорят русские, а посему они считают их очень святыми и молятся им днем и ночью. У этого храма висело много колоколов».
Эта цитата из «Записок о Московии», увидевших свет в Германии в 1577–1578 гг., дает представление о композиции собора и его основных архитектурных объемах. «Круглая церковь» – отсылка к многоглавому собору, ренессансным представлениям об идеальном храме, концентрическом расположении восьми церквей-приделов во главе с девятой центральной. Как указывает автор описания, декор собора был нарядным, праздничным, полностью отвечая его идейному замыслу военного мемориала, посвященного Казанскому взятию, самого высокого на тот момент здания в Москве.
Любопытно упоминание Штаденом «шествия на осляти» – торжественного действа, праздничной службы в Вербное воскресенье. Правда, в оригинале указана суббота, однако православные традиции праздника убеждают нас в том, что этот крестный ход проходил в воскресенье. В Москву это действо пришло из Великого Новгорода, откуда был назначен на митрополичий престол архиепископ Макарий (ок. 1482–1563) – идейный вдохновитель создания Покровского собора. Ежегодная служба на Вербное воскресенье символическим образом рассказывала о въезде Иисуса Христа в Иерусалим накануне его крестных страданий, предваряя страстную неделю и Пасху. Штаден называет это день auf Palmentag потому, что в Иерусалиме Иисуса встречали пальмовыми ветвями, а на Руси символом этого праздника стала верба.
Фрагмент Кремленаграда с изображением Покровского собора
Сложно сказать, о каких почитаемых могилах рядом с собором идет речь. Однако одну из них можно идентифицировать. Известно, что Василий Блаженный (ок. 1469–1557) был похоронен рядом с восточной стеной строящегося Покровского собора, и место его захоронения было крайне популярно среди паломников. Святой был канонизирован спустя всего 31 год после смерти, преемником Ивана Грозного, его сыном Федором Иоанновичем. Судя по запискам Штадена, упоминавшего о нетленности погребенных под переходами Покровского собора, святость Василия Христа ради юродивого, вероятно, признавалась в народе еще до официальной канонизации.
Сегодня с юго-восточной стороны к собору примыкает двухъярусная шатровая колокольня с открытой площадкой для звона. Однако она появилась значительно позже самого собора – в конце 1670-х годов. А вот первоначальное строение – открытую стену-звонницу как раз описывает Штаден. Она была отдельно стоящей и представляла собой трехъярусную конструкцию из арок, в проемах которых висели колокола. Звонари раскачивали их за длинные веревки, и звон разносился по окрестностям.
Оставивший подробное описание Московии Генрих Штаден видел Покровский собор в первые десятилетия после строительства и поэтому его впечатления приобретают особую ценность.
Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор)
После уникальной авторской экскурсии, которую провела Татьяна Григорьевна Сарачева, кандидат исторических наук и заведующая Покровским собором (филиал Государственного Исторического музея), длительностью в 4 часа, начинаешь смотреть на этот великолепный храм совершенно другими глазами… Татьяна Григорьевна – настоящий Хранитель собора-музея, и, может быть, даже его Ангел с невидимыми крыльями. Я смотрела на неё и думала о том, какое это счастье, когда человек находится на своём месте в профессии, потому что невооружённым глазом видно как она любит свою работу. Кроме информации об истории собора, нас ожидало ещё немало сюрпризов, были развенчаны легенды, стали открытыми скрываемые ранее детали.
Итак. 10 самых интересных фактов
1. Покровский собор построили всё-таки фрязи! Фрязины-итальянцы, мастера эпохи Возрождения, а не Барма и Постник! Я так порадовалась этой информации, поскольку она означает, что никто глаза нашим мастерам не выкалывал!
2. Собор является обетным. Он был построен по обету Ивана Грозного в случае победы над Казанским ханством, построить храм в Москве. Казань была покорена в 1552 году, Иван IV даёт распоряжение построить церковь на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь).
Сначала был возведён деревянный восьмипрестольный храм, потом в 1555 году – девятипрестольный каменный. Собор строился около 7 лет в сер.15 века (1555-1561).
Над месте захоронения Василия Блаженного (угол между церковью Святой Троицы и церковью Трёх Патриархов Константинопольских) в 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного (10-я церковь).
Над могилой Иоанна Блаженного в 1672 году возведён придел Рождества Богородицы.
Церковь св. Иоанна Блаженного – 11-я. О ней мало говорят и мало знают, т.к. она находится на реставрации.
Все церкви соединены друг с другом системой переходов.
4. У собора церквей 11 и куполов – 11, но!
Кроме глав на храмах есть ещё купол над колокольней.
Купол над двумя церквями-приделами (св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного) – один общий.
6. Собор связан с именами не одного, а двух московских блаженных.
Василий Блаженный (Нагой), который исполнял свой подвиг юродства, ходя в любое время года без одежды.
Иоанн Блаженный (Большой колпак), напротив, носил тяжелые вериги и железную шапку-колпак.
Василий Блаженный был захоронен у стены церкви Святой Троицы в 1557. Через 30 лет в 1588 году он был канонизирован и над его могилой возвели маленькую церковь, в которой сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, вторая – поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. Сень (кованый балдахин) над ракой символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати. В церкви каждое воскресенье и по праздникам проходят службы.
Иоанн Блаженный скончался через два года после Василия Блаженного, завещав упокоить его в Покровском соборе в 1589 году. Над его захоронением в 1672 году была также воздвигнута маленькая церковь-придел в его честь. Сейчас этот храм находится на реставрации, доступ в него закрыт. После окончания реставрации здесь будут находиться мощи св. Иоанна Блаженного.
Два храма – св. Василия Блаженного и Иоанна Блаженного – относятся к «комплексу нижних церквей собора», а вместе с подклётом из белых «дышащих» известковых кирпичей и окнами-«продухами», которые поддерживают здесь уникальный микроклимат – нижний первый ярус (тёплый).
7. В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол,
8. Собор Василия Блаженного построен по формуле «божественной гармонии», в его идеальных пропорциях скрыта гармония «золотого сечения». Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения (ряд Фибоначчи, когда меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. 62% и 38%, или величина – 1,6180339887).
9. Рисунки куполов – уникальны. Ни один купол не повторяет другой. Форма глав – луковичная.
Формы декоративных элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой (церкви Входа в Иерусалим) содержат знаменитые пять Платоновых тел (правильных многогранников: тетраэдр, куб, октоэдр, икосаэдр, додекаэдр).
Иностранцы сравнивали их с «чешуей кедровой шишки, ананасом и артишоком».
10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
ФОТО С ЭКСКУРСИИ ПО ПОКРОВСКОМУ СОБОРУ (Храму Василия Блаженного)
Татьяна Григорьевна Сарачева встретила группу у памятника Минину и Пожарскому, героям освободительного ополчения 1611-12гг. (архитектор Иван Мартос, 1818 год). Деньги на его создание были собраны по народной подписке. Сейчас вновь собираются пожертования на его реставрацию (Общеросийская акция по по сбору средств, Государственый Исторический музей при поддержке Российского исторического общества).
Начало экскурсии
В подклете находятся некоторые иконы.
Древняя икона святого Василия Блаженного (кон.16в.) «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» (кон.17в).
Есть поверье, что если незамужняя девушка отстоит службу на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме на Рву, то обязательно найдёт себе жениха.)
Солисты ансамбля духовной музыки «Дорос»
Вруйр Ананикян (тенор), Александр Горбатов, Бексеит Рыспаев (бас-профундо), Александр Каышинцев (баритон).
Своды и стены внутренней галереи
Фонарь из слюды, который использовался во время пасхального крестного хода
Церкви Покровского собора
Стены парадной галереи, которая ведет к центральной Покровской церкви. Роспись, имитирует кирпичную кладку (17в.)
Экскурсия длилась 4 часа, время летело так быстро, что никто не заметил, как уже стемнело
А теперь мы выходим из собора и поднимаемся на Колокольню.
Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного) на Красной площади
2018
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
CNN (США): загадочное происхождение красочной московской достопримечательности
Храм Василия Блаженного был построен в середине XVI века, и сразу после этого стали появляться легенды об этой многоликой православной церкви (на самом деле — соборе, официальное название которого Храм Покрова на Рву, прим. ред.), находящейся в самом центре Москвы.
Это был архитектурный подвиг. Самое высокое здание в городе, построенное из кирпича благодаря полученным от итальянцев знаниям. Это была демонстрация могущества России в конце вековой войны. По легенде, являющейся лишь слухом, царь всея Руси и великий князь Московский Иван Четвертый (Грозный) приказал ослепить зодчих, чтобы они никогда больше не смогли возвести столь величественное здание.
Однако происхождение этого архитектурного памятника покрыто завесой тайны.
Прошло уже пять веков, но личности зодчих выяснить так и не удалось, хотя считается, что проект задумали два архитектора, которых звали Барма и Постник Яковлев. Некоторые историки утверждают, что зодчий был один — Постник Яковлев, а Барма — это всего лишь его прозвище.
Контекст
Forbes: пять российских городов, незаслуженно оказавшихся в тени Москвы
The Economist: остров раздора — теперь туристическая достопримечательность
«Это по-настоящему удивительно, что некоторые основополагающие факты невозможно проверить», — рассказал во время видеоинтервью историк русской архитектуры Уильям Брумфилд (William Brumfield), написавший недавно книгу «Путешествия по Российской империи» (Journeys through the Russian Empire).
Документов осталось очень мало, из-за чего историки типа Брумфилда вынуждены искать подсказки и зацепки.
«Мы многократно сталкиваемся с этой проблемой в истории русской архитектуры, даже в конце XVIII века. Было много пожаров, вторжений, катаклизмов. Москва горела в 1812 году во время нашествия Наполеона. Зачастую документов просто не осталось», — объяснил Брумфилд.
Сегодня храм Василия Блаженного, имеющий официальное название Покровский собор, представляет собой группу церквей из красного кирпича, которые окружают самую большую центральную форму. Каждый придел увенчан яркой маковкой, покрашенной в синий, зеленый, красный и желтый цвета. Этот собор известен во всем мире благодаря своему сказочному внешнему виду, и каждый год его посещают около 400 тысяч туристов. Он стал важным культурным символом страны.
На протяжении столетий этот находящийся на Красной площади архитектурный шедевр претерпел множество изменений, расширений и ремонтов. Он даже менял свой цвет. Первоначально храм назывался церковью Святой Троицы, но то здание сгорело в 1583 году, и в следующем десятилетии было восстановлено. Историки точно не знают, как выглядел собор до пожара, но судя по описаниям того времени и высеченным надписям XVII века, прославленные цветные маковки, ставшие символом русской православной архитектуры, появились позднее.
Демонстрация мощи
О храме доподлинно известно то, что в 1555 году Иван IV приказал построить церковь, которая стала бы символом военной мощи России, победившей тогда Казанское ханство в ходе длившихся целое столетие войн.
«Собор имел предельно ясное политическое значение, — сказал Брумфилд. — Он демонстрировал власть и силу Ивана Грозного как великого князя. Позже Иван стал первым царем».
Статьи по теме
Die Welt: путешествие по Енисею — реке русской души
Stern: что сегодня для немцев бывшая Восточная Пруссия
Храм Василия Блаженного получил свое второе название после того, как сын Ивана Федор построил церковь, посвященную этому святому юродивому, который был известен Ивану и будто бы обладал даром предвидения. Он якобы предсказал большой пожар, опустошивший Москву в 1547 году, а также царствование самого Федора. Собор Василия Блаженного был построен последним в память об этом человеке. Под собором погребены его останки. Это место стало святым и очень популярным, сюда приходили молиться жаждущие исцеления верующие.
Зодчие явно пользовались архитектурными знаниями итальянцев, которые славились своей прочной кирпичной кладкой и умением возводить очень высокие здания. Примером тому служит знаменитый красный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В период с 1475 по 1510 годы итальянские зодчие перестроили Кремль и два его важнейших собора, принеся в Россию свои новаторские методы эпохи Возрождения. Среди прочего, они умели строить крутые шатровые крыши. Такая крыша покрывает центральную церковь собора Василия Блаженного.
Возводившие собор зодчие расположили группу церквей в основном симметрично. В каждом приделе имеется алтарь, посвященный святому, который ассоциируется с властью Ивана.
«Они (русские зодчие) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные конструкции… придавая храмам политическое и династическое значение», — сказал Брумфилд.
Цветные купола
Хотя луковичный купол стал характерной чертой русской архитектуры, никто точно не знает, как он попал на Русь, говорит Брумфилд. Вполне возможно, что храм Василия Блаженного стал первым в этом регионе строением, которое увенчали такой маковкой.
«В какой-то момент эта идея просто охватила всю Россию, — сказал Брумфилд. — Священники по всей России начали менять купола на луковичные маковки». Они сохранили свою популярность на века, начиная с деревянных церквей 18 столетия на острове Кижи и кончая достопримечательностью Санкт-Петербурга 19 века храмом Спаса на Крови и современным храмом Преображения Господня в Звездном городке, построенным в 2008 году.
Согласно Брумфилду, построившие храм Василия Блаженного зодчие позаимствовали форму куполов у Османской империи, сделав их символом победы над Казанским ханством, которое являлось тюркским государством, населенным татарами. Либо же они могли взять в качестве образца купол храма Гроба Господня в Иерусалиме.
«В этот период русские начали считать свою страну новой священной землей», — объяснил Брумфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая столица Римской империи Константинополь (ныне Стамбул). Ни тот, ни другой город еще и до захвата османами не признавал верховную власть Папы Римского, а до пленения Константинополь считал себя православным городом. В итоге русские считали, что стать новой священной столицей православия может только город на русской земле.
Цвета тоже не имеют особого значения и истории. Их добавляли со временем, с конца XVII до середины XIX веков, когда появились новые тенденции и предпочтение ярким краскам.
«Русским нравятся яркие украшения», — сказал Брумфилд. Кроме того, цветной узор добавляет храмам нарядности на фоне хмурых туч, которые часто закрывают небо в долгие и темные русские зимы. Храм Василия Блаженного далеко не единственный собор, окрашенный в ослепительно яркие тона. Таких церквей в России великое множество, включая праздничную с позолотой Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, а также ярко-красный с голубыми куполами храм Казанской иконы Божией Матери в Иркутске.
Цвета храма Василия Блаженного менялись вместе с его внешним обликом. У него появилась новая колокольня, цветочные украшения и стенные росписи внутри.
«Это как живой организм. Он растет, он меняется, он преображается, — сказал Брумфилд. — Однако основа всегда четко прослеживается. Храм остается символом древней Московии. А еще — символом стойкости разросшейся из Московии великой России».
Наверное, изменчивый характер храма и стал той причиной, по которой он пережил века и сохранился. «Его выразительный внешний облик привел к тому, что каждый век считает его своим собственным. Храм по-настоящему любим. В России нет другого здания, которое вызывает такую привязанность и любовь, как собор Василия Блаженного».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Собор Василия Блаженного. Взгляд иностранца
Поздравляем с днем рождения 450-летний национальный символ России, собор Василия Блаженного на Красной площади, что дает нам хороший повод оглянуться назад и оценить, сколь фантастическим, психоделически нелогичным является этот символ!
Это не собор! Это замок из сказки, сооруженный из конфет! Это декорация к «Щелкунчику»!
Это было особенно забавно во времена холодной войны. Хрущев или Брежнев сурово махали рукой с Мавзолея Ленина стройным рядам марширующих и военной технике, но вся претенциозность атмосферы коммунистической силы разбивалась о звонкий кусочек архитектуры в стиле Диснейленда в углу площади, который как будто кричал «ю-ху» в восторге!
Собор Василия Блаженного был сродни клоунскому красному носу на лице дьявольской империи.
Не удивительно, что Сталин хотел его уничтожить. Ему удалось уничтожить много московских церквей, например, Храм Христа Спасителя, который был вновь построен в 1990 году. Но приказ Сталина, к счастью, был сорван защитником зданий и архитектором Петром Барановским.
Согласно легенде, Барановский послал Сталину телеграмму, в которой сообщал, что скорее покончит с собой. Он получил пять лет Гулага.
Что являлось ли причиной желания разрушить его: символика власти или попросту его комичная эстетика? Даже не учитывая его яркую конфетную раскраску (изначально он был белый), бросаются в глаза его странные, луковидные купола, многосторонние башни, пустые арки, крутые шпили и вычурность архитектурного словаря.
Мало известно об архитекторе собора, Постнике Яковлеве. Может, он был детским затейником, которого Иван Грозный нанял в редкий момент хорошего настроения.
Несмотря на вид, собор Василия Блаженного крайне логичен, особенно, если присмотреться к его плану. Главный храм окружен симметричной звездой из восьми церквей, четырьмя большими и четырьмя маленькими, построенными по направлениям компаса.
Единственное, что нарушает порядок – это неправильная форма центрального, главного храма, а также добавление девятой церкви, которая была построена для самого Василия Блаженного, юродивого, который не носил одежды и защищал бедняков. Иван Грозный сам нес его гроб.
Так или иначе, собор является религиозным зданием. Считается, что его постройка вдохновлена Иерусалимом. Может, это была оптическая иллюзия «райского королевства», постапокалиптического Нового Иерусалима, который описывался в Книге Откровений, или здание, наиболее похожее на Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Либо это, либо кто-то подсыпал что-то в хлеб архитектора.
Собор Василия Блаженного – это здание, которое находится в шариках со снегом, на майках, сувенирных тарелках и в голливудских фильмах про шпионов как визитная карточка Москвы.
Может быть, его кричащий вид больше сочетается с нынешней Россией, с олигархами и грандиозными амбициями, чем когда-либо ранее. Мог ли он повлиять на вкусы Гауди? Или даже Гери?
Как бы вы на него не смотрели, присмотритесь внимательней — это самый сумасшедший национальный символ в мире.