инструктаж относится к методам обучения

Инструктаж, как метод обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Инструктаж, как метод обучения»

Инструктаж- как метод обучения и как составная часть урока. Это объяснение и показ способов трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Следовательно, инструктаж является частью урока, а в процессе инструктажа используются несколько методов обучения. Это и демонстрация трудовых приемов и объяснение правил их выполнения, постановка технической задачи и беседа о том, как поняли ребята задание. Значит, надо умело скомбинировать в инструктаже методы и приемы обучения. Надо обосновать содержание инструктажа, чтобы оно было понятным. Инструктаж выполняется в целостном виде и по частям, постепенно по ходу урока. В инструктаже даю указания, чтобы учащиеся контролировали свою деятельность. Это формирует у них самостоятельность, практические навыки.

Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Особое место по своей значимости занимает вводный инструктаж. Проводя его, я ставлю основную задачу: формирование у учащихся правильных трудовых приёмов, чтобы не было ошибок, чтобы соблюдали технику безопасности.

Характеризую объект труда, его назначение, общественную ценность. После этого раскрываю технологию его изготовления, называю требуемые для этого инструменты, приспособления, напоминаю правила безопасного обращения с ними, указываю время изготовления. По ходу инструктажа демонстрирую образец изделия, чертёж.

Всё необходимое для работы у меня под руками, многие наглядные пособия я выполнял с учащимися. Например, готовили стенды по обработке древесины, столярных инструментов и другие. Завершая вводный инструктаж, показываю конкретные приёмы. Помогают в этом лучшие ученики, вводный инструктаж был обстоятельным. В нём сочетаются словесные, наглядные и практические методы. Поэтому часто инструктаж называют как комплекс методов обучения.

Текущий инструктаж провожу во время практической работы школьников, если вижу у ребят одинаковые ошибки, прерываю работу и даю необходимые пояснения фронтально.

Заключительный инструктаж даю при подведении итогов. Разбираю уровень работы выполнения задания и уделяю внимание качеству работы. Показываю и плохие работы, раскрываю причины ошибок, даю советы, как их устранить.

В своей работе я использую составление технологических карт, плакатов, карточки-задания. Ученики нашей школы в последние годы побеждают на конкурсах профессионального мастерства в городе и в республике.

Источник

Соотношения понятий «обучение» и «проведение инструктажа»

инструктаж относится к методам обучения. Смотреть фото инструктаж относится к методам обучения. Смотреть картинку инструктаж относится к методам обучения. Картинка про инструктаж относится к методам обучения. Фото инструктаж относится к методам обучения

Всем доброго времени суток!

Перед тем, как решился вопрос задать, перечитал уйму веток в теме, но конечного понимания так и не сложилось, возможно что-то где-то невнимательно читал, но все же, помогите внести ясность.

Но ближе к теме: хотелось бы на теоретическом что ли уровне понять, что представляет из себя «обучение по охране труда».

Далее постараюсь кратко с цитированием положение ТК РФ и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 показать, как человеку, не связанному на прямую с охраной труда, видится система обучения по охране труда.

В целом и общем интересует соотношение понятий «инструктаж» и «обучение».

Так, согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ:
Работодатель обязан обеспечить, в числе прочего:

Цитата
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
Цитата
— недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда

Далее в ч. 5 ст. 216 ТК РФ говорится, что в целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе:

Тут появляется понятие «обучение по охране труда», наряду с » обучением безопасным методам и приемам выполнения работ».

И далее на основе анализа частей статьи 225 ТК РФ, казалось бы основной по вопросу, в голову приходит следующее.

По части 1: четко говорится, что все работники (в т.ч. и руководители) обязаны проходить обучение по охране труда и точка, никак иначе.

По части 2: полностью не буду цитировать, но «для всех поступающих на работу лиц» работодатель обязан, если разделить норму на части:
1) проводить инструктаж по охране труда.
2) организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (первую помощь опускаю).

Кстати вывод об общем понятии «обучение по охране труда», которое включает 2 частных, напрашивается при анализе структуры Постановления № 1/29.

Изучив пункты 2.1. «Проведение инструктажа по охране труда» из Постановления № 1/29 в голову приходят следующие мысли (прошу прощения, если не верно истолковал,не являюсь специалистом по охране труда и с практической деятельностью таких специалистов пока мало связан):
1) Инструктаж является частью обучения по охране труда.
2) Вводный инструктаж проводится абсолютно для всех работников (аутсорсинг и привлекаемых подрядчиков не беру в расчет) и исключения тут не возможны.
3) Первичный инструктаж тоже номинально для всех, но могут не проходить не связанные с производственной деятельностью работники.

И самое интересное, как мне представляется, если инструктаж является частью обучения, и речь идет о работниках, не связанных с производственной деятельностью, можно ли считать выполненным требование ТК РФ об обучении по охране труда в случае, если такие работники (не связанные с производственной деятельностью) прошли исключительно и только вводный инструктаж (который закончился устным опросом)? Или тут надо вспомнить о специальном обучении руководителей и специалистов, и работников для которых необходим только инструктаж не существует (уборщица, например)?

По пунктам 2.2.»Обучение работников рабочих профессий» Постановления № 1/29 возникают следующие вопросы и мысли, прошу прокомментировать, если что не верно понято:
1) Юридически понимание рабочих профессий основывается на Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367(ред. от 19.06.2012)?
2) Работникам рабочих профессий необходимо пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (в порядке, определенном работодателем), а так же инструктаж и вводный и первичный?

И пару отдельных вопросов:
1) Вводный инструктаж обязателен абсолютно для всех, в том числе и руководителей (хотя бы для галочки в виде подписи в журнале)?
2) Для проверки знаний после инструктажа ведь не нужна комиссия по проверке знаний требований охраны труда?

Я прошу прощения за больное количество слов и букв, и прошу по возможности ответить на вопросы и прокомментировать написанное.
Довольно сложно входить в тему по охране труда.
В начале темы писал про один вопрос, в итоге их оказалась куча=)

Заранее большое спасибо тем, кто потратит свое время хотя бы на прочтение всего, что выше,

Источник

«Методика инструктажа в производственном обучений»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад мастера производственного обучения на тему: «Методика инструктажа в производственном обучений»

Доклад мастера производственного обучения на тему: «Методика инструктажа в производственном обучений»

1 Функции и классификация инструктажа

В теории профессиональого обучения часто народу с понятием «метод обучения» применяется термин «инструктаж». Под иструктажем понимается формирование исполнительных действий,являющихся предметом инструктирование. Инструктаж неотделим от сферы профессиональной деятельности человека. Однако следует отличать инструктаж людей,имееющих опыт профессиональной деятельности,от инструктажа учащихся,необладающих необходимо запасом знаний и умений.

Про инструктировать специалиста- значит дать указания,систему ориентиров и решении профессиональной задачи : проинструктировать учащихся- значит научить их определенном действиям. Инструктаж имеет большое значение в деятельности мастера производственного обучения. В связи с этим необходимо решить вопрос: относится инструктаж к методам обучения, правила деятельности или к приемам обучение? Вероятно, не совсем правильно было бы отнести инструктаж к методам обучения. Как показывает анализ методик производственного обучения, инструктаж проводится с помощью системы методов. Они различны и зависят от функции инструктажа в процессе обучения. В связи с тем, что инструктаж реализуется различными методами, его нельзя отнести к правилам обучения. Правильнее инструктаж отнести к приемам обучения, так как он обобщает целую систему действий мастера. Однако в отличие от приемов показа, рассказа, беседы это комплексный прием, включающий применение простейших и сложно действий, ориентировочных основ различных типов в определенной системе.

Укажем функции инструктажа процессе обучения.

Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производственной деятельностей. Причем целью практической деятельности могут быть изготовление какого-либо предмета, настройка аппаратуры, т.е материальный результат труда.

Актуализация теоретических понятий, служащих основы формирования профессиональных умений.

Анализ конструкций устройств, применяемых в ходе практических действий.

Изучение структуры действий, движение, необходимо для выполнение учебно-производственного задания.

Объяснение последовательности выполнение приемов и операции.

Объяснение условий техники безопасности и правил организации рабочего места.

Управление практической деятельностью учащихся. Это позволяет вовремя скорректировать действия учащихся, избежать ошибок и предотвратить брак в работе.

Методика инструктажа представлена в различных пособиях, методических рекомендациях. В них описываются различные виды инструктажа, которые может классифицировать по нескольким основаниям.

По месту процессе обучения:

Вводный инструктаж проводится в начале урока производственного обучения и, как правило, предшествует учебно-производственного во время выполнения учебно-производственной работы, заключительный- подводит итоги занятия.

2. П количеству учащихся, охватываемых инструктажем:

Индивидуальный инструктаж предназначен для одного учащегося. Групповой инструктаж проводится в небольших группах, касается выполнения различных операций и действий. Это могут быть действия как одинаковые для всех учащихся, так и индивидуальные. Фронтальный инструктаж предназначен для большой группы учащихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную работу.

По форме предъявления

— с информационными пробелами

Полный инструктаж применяется на начальном этапе обучения, поэтому

необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему действий по

выполнению учебно-производственной работы.

Инструктаж с информационными пробелами ставит перед учащимися

Задачу самостоятельно найти техническую информацию необходимо для

Выполнения предстоящей работы. Избыточной инструктаж содержит

информацию, которая приводится для выработки у учащихся умений

Самостоятельно оценивать ситуацию и отбирать небоходимую

2.Методика устного инструктажа

Устная форма инструктажа широко распространена в методике производственного обучения. Основная форма общения с учащимися при устном инструктаже – словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения операций.

Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж. Цель вводного инструктажа – подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятельности. Методика вводного инструктажа, его содержания и структуры. В свою очередь, эти параметры зависят от времени изучения темы и вида учебно-производственных работ. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируется в теоретических вопросах, если виды учебно-производственных работ не новы для них и целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер производственного обучения ограничивается напоминанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру трудового процесса, т.е. применить полный инструктаж.

В процессе разработки методики вводного инструктажа важно:
1) ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы ;

2) проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;

3) ознакомить учащихся с электроинструментом;

4) объяснить правила безопасности при работе с электроинструментом;

5) разъяснить структуру трудовой деятельности;

6) показать способы выполнения отдельных операций;

7) предупредить о возможных ошибках.

Все вышеперечисленное входит в полный инструктаж, который проводится перед изучением новой темы.

В результативности вводного инструктажа большую роль играют такие факторы, как мастерство мастера производственного обучения, опыт прежней трудовой деятельности учащихся, отношение учащихся к предмету.

Методически правильно проведенный вводный инструктаж нацеливает учащихся на практическую деятельность. Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер, если все учащиеся группы будут выполнять одну и ту же учебно-производственную работу.

Текущий инструктаж. Цель текущего инструктажа- контроль за правильностью выполнения учебно – производственных работ. Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке производственного обучения. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов. Первый целевой обход проводится для контроля начала работы, второй – для проверки организации рабочих мест учащихся. Третий целевой обход мастер проводит, чтобы убедиться в том, что учащиеся соблюдает технику безопасности электромонтажных работ. В процессе четвертого целевого обхода мастер наблюдает за правильностью выполнения вспомогательных операций. Далее название целевых обходов совпадает с названием основных операций выполняемого трудового процесса.

Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера производственного обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого учащегося или бригады. Мастер производственного обучения наблюдает, правильно ли учащийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи которые перед ним ставятся, может ли о работать в коллективе. Мастер должен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если учащийся начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе, мастер переходит к беседе с учащимся и объясняет причину ошибок или технология производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых действий, так как необходимо еще раз показать правильное выполнение операций.

Проводя текущий инструктаж, мастер производственного обучения учитывает, что в группе есть способные учащиеся, которые быстро осваивают приемы и операции, качественно выполняют учебо – производственные задания. В этом случае начинающему мастеру можно предложить несколько путей. Очевидно, такие учащиеся хорошо известны мастеру, поэтому для них необходимо запланировать учебно – производственные задания повышенной трудности или творческую работу. Другой путь – предложить дополнительного задания или участие в выпуске готовой продукции мастерской. Можно попросить их помочь учащимся, у которых не получаются какие – либо операции. Этот путь редко используется в методике профессионального обучения, хотя учащиеся лучше находят способы объяснения непонятного учебного материала друг другу.

Мы рассмотрели несколько типичных ситуации, которые возникают во время текущего инструктажа. Как мы отметили ведущей формой общения с учащимися в этот период является индивидуальной инструктаж. Групповой инструктаж применяется в том случае, когда учебно – производственное задание выполняется бригадой.

Заключительный инструктаж. Цель проведения заключительного инструктажа – поведение итогов выполнения учебно – производственных работ. Продолжительность заключительного инструктажа зависит от конкретной ситуации. Если учащиеся все справились с заданием и качество работ хорошее, то инструктаж может быть коротким. Необходимо выставить оценки учащиеся по результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за практическую работу.

Форма проведения инструктажа фронтальная, так как работают все учащиеся.

В рассмотренных рекомендациях реализуются не только обучающая функция урока, но и воспитывающие принципы учебно – производственного труда.

3.3.3.Методика письменного инструктажа

Во время производственного обучения следует формировать у учащихся навыки работы с различными формами письменных инструкций. Такой вид инструктажа является выражением в письменной форме перечня выполняемых операции, а также последовательности и способов выполнения каждой операции. Кроме этого, письменная инструкция содержит различные чертежи, рисунки, информирующие исполнителя о условиях выполнения задания.

Инструкционно – технологические карты содержать задания, сведения о материального – техничеком оснащении, необходимом для выполнения задания, перечень и последовательность операции, способов наглядности: чертежи, схемы, таблицы и т.д. Много численность и многообразие письменных инструктажей указывают на их большую значимость в методике профессионального обучения.

Источник

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Методы обучения

Обучение школьников основам труда и техники строится со­гласно известным дидактическим принципам. Практика показы­вает, что отдельные понятия, относящиеся к наукам о природе, обществе, мышлении и производстве, могут быть сформированы в результате рассказа и объяснения учителя, дополненного раз­личными средствами наглядности. Между тем никакие рассказы, никакие средства наглядности не могут обеспечить вооружение школьников соответствующими умениями. В данном случае, кроме объяснения учителя, кроме разнообразных средств на­глядности, необходимы упражнения. Все дело заключается в том, что в процессе формирования понятия необходимые образы могут быть получены на основе рассказа учителя или тех демон­страций, которые он применяет в процессе объяснения. Для об­разования трудовых умений необходимо вначале сформировать ряд кинестетических понятий. Для этого устная речь учителя да­ст незначительный эффект. Показ же, демонстрация приемов ра­боты отражает лишь самую общую сторону изучаемого явления. Сколько бы мы ни рассказывали и ни объясняли, как люди пла­вают, сколько бы мы ни применяли таблиц, кинофильмов и дру­гих средств, наглядно раскрывающих движения плавающего че­ловека, как показывает опыт, этим способом плавать научить не удается. Плавать можно научить только с помощью упражнений в воде. Именно эти первые упражнения обогащают сознание те­ми кинестетическими представлениями и понятиями, которые по­зволят в дальнейшем воспринимать объяснение учителя и раз­личные средства наглядности. Подобным же образом обстоит де­ло и при изучении и освоении трудовых движений и всего, что связано с действиями и поведением человека в процессе труда. Здесь необходимо вначале сформулировать понятия об этих дей­ствиях и поведении, которые будут далее развиваться в процессе восприятия объяснения учителем соответствующих трудовых при­емов.

Любопытен следующий факт. При изучении многих видов труда начальная стадия не может состоять в объяснениях, пото­му что учитель не может опираться на какие-либо образы, имею­щиеся в сознании школьников. В этом случае обучение прямо сразу начинается с соответствующего упражнения. Ученику только показывают, как стоять, как держать инструмент, и пред­лагают прямо подражать учителю. При этом заведомо известно, что учащиеся будут допускать очень много ошибок. Но самая главная ценность этих первоначальных упражнений состоит в том, что ученик приобретает некоторый чувственный опыт, опи­раясь на который, можно давать объяснения хотя бы, например, такие: «Ты делаешь не так, а надо вот так», или: «Ты стоишь согнувшись, а надо стоять прямо». Этим определяются и те методы, которые нашли широкое распространение в трудовом обучении.

Некоторые учителя считают, что полезно сначала подробно проинструктировать ученика о данной работе, а затем начать упражнения. Другие же придерживаются обратного порядка. Так, например, когда учащиеся в V классе приходят на за­нятие, учитель берет рубанок в руки и говорит: «Сейчас мы бу­дем строгать». Он показывает, как он выполняет эту работу, не называя и не объясняя ни инструмента, ни назначения этой работы, ни назначения той доски, которую предполагается стро­гать, а прямо говорит: «Приступайте к работе». Опыт показыва­ет, что такая демонстрация учителя и главным образом жизнен­ная практика детей убеждают их в том, что работа эта не требу­ет никаких знаний, все ясно, и они начинают усиленно трудить­ся. Обычно учитель побуждает учеников работать интенсивнее, и так минут через 10—15, когда он замечает, что большинство детей уже устали, он просит их сесть и на основе замеченных ошибок начинает объяснение. Вот в этом приеме и проявляется забота учителя о создании у детей первоначальных представле­ний об операции строгания. Именно на основе первоначальных представлений о строгании, полученных в процессе упражнений, он может приступить к подробным объяснениям по этой опера­ции.

На занятиях в учебных мастерских применяются рассказ, бе­седа, объяснение, а также различные виды инструктажа.

Несмотря на известные различия перечисленных методов обучения, их следует рассматривать одновременно, поскольку они основываются на устной речи учителя. На занятиях по тру­ду учитель пользуется рассказом, беседой, объяснением, инст­руктажем, чтобы сообщить учащимся сведения о приемах обра­ботки и свойствах материалов, о конструкции инструментов и станков.

Объяснения в зависимости от характера и содержания урока могут проводиться в начале, в середине или в конце его. Важная их особенность на практических занятиях, по крайней мере в V—VI, а иногда в VII классах — сравнительная крат­кость. Они занимают обычно не более 10—20 минут. После этого учащиеся переходят к работе. Краткие сведения, например, о правилах черчения, о сортаментах материалов и другие, давае­мые учителем, учащиеся записывают в свои тетради. Как пра­вило, рассказ, объяснение и инструктаж сопровождаются пока­зом приемов работы, инструментов, образцов изделий, таблиц, картин и других средств наглядности.

Рассказ имеет ряд достоинств. В первую очередь он позво­ляет изложить объясняемый материал в стройной, логически законченной системе. Именно это достоинство делает его распро­страненным методом в обучении труду. Однако у него есть и не­достатки. Главный из них заключается в том, что он требует зна­чительных усилий для поддержания активности школьников. Беседа же не дает возможности полностью сохранить логику изложения намеченного содержания данного урока. Трудно из­бежать различных отступлений и отклонений в связи с вопроса­ми и ответами учащихся. Однако беседа в отличие от рассказа лучше активизирует группу, заставляет всех слушать позволяет вовлечь в работу всех учащихся. Именно поэтому рассказ учителя часто переходит в беседу, и, наоборот, беседа, когда это нужно для большей стройности изложения, переходит в рассказ.

Для формирования трудовых движений, для обучения уча­щихся выполнению отдельных операций применяются различные виды инструктажа. Инструктаж — это то же объяснение, но если мы в нашей педагогике и дидактике привыкли относить объяснение к формированию понятий, то инструктаж — это объ­яснение, направленное на формирование трудовых умений.

Подобное определение инструктажа отличается от принятого в литературе и требует некоторого пояснения. Иногда препода­ватели труда, выслушав краткую характеристику рассказа, бе­седы и объяснения как методов устного изложения, спрашива­ют: «Можно ли считать, что в рассказе и беседе отсутствуют объяснения?» Естественно, что рассказ и беседа не обходятся без объяснений. Учебный материал, раскрываемый в рассказе или в процессе беседы, усваивается учащимися лишь в своей главной основной части, связанной с формированием одного или ряда понятий. Особенность объяснения, как устного метода из­ложения, состоит в том, что учащийся должен усвоить его со­держание, логику, возможно более полно и точно.

Всякий инструктаж предполагает возможно более точное по­нимание и усвоение содержания и, главное, возможно более точ­ное воспроизведение учащимися объясненных трудовых дейст­вий. Иначе говоря, в инструктаже имеются главные качества объяснения, а не рассказа и беседы. То, что в инструктаже при­меняются разнообразные средства наглядности и показ приемов работы учителем, подтверждает положение о том, что он явля­ется одним из видов объяснений.

В методике производственного обучения в понятие «инструк­таж» вкладывается более широкое содержание. Как правило, в профессионально-технических учебных заведениях весь учебный процесс организационно делится на две части. Изучение основ соответствующей технологии, элементов машиноведения, черче­ния, политехнических дисциплин и других предметов ведется в классах, а формирование трудовых умений ведется в мастер­ских. Первую часть ведут преподаватели различных дисциплин, вторую— мастер производственного обучения. Основным мето­дом в учебно-воспитательной работе мастера является инструк­таж. В данном случае инструктаж понимается как система разно­образных методов и приемов, применяемых мастером и направ­ленных в первую очередь на формирование трудовых умений и навыков.

В общеобразовательной школе учитель труда формирует все знания, умения и навыки, предусмотренные программой. Можно было не вводить в методику трудового обучения термин «инст­руктаж», заменив его различными видами объяснений. Однако указанная выше особенность формирования знаний и умений, относящихся к трудовым действиям, делает полезным выделение инструктажа как объяснения особого вида. Это позволит эко­номнее характеризовать отдельные явления методики трудового обучения.

Различают следующие виды инструктажа: по его положению II системе урока — предварительный, текущий и заключительный; по его направленности к учащимся — индивидуальный, зве­ньевой, фронтальный. Кроме того, инструктаж различают так­же по форме — устный и письменный.

Поскольку инструктаж — это вид объяснения, связанный с формированием трудовых движений, постольку в процессе ин­структирования учитель в особенности интересуется теми перво­начальными образами, которые помогут ему довести до сознания учащихся объясняемый материал по данной трудовой задаче. Например, приступая к объяснению опиливания, учитель снача­ла подробно рассказывает о том, где и для каких целей приме­няется в настоящее время эта операция, какими инструментами пользуются для различных видов опиливания, какую точность обработки плоскостей и криволинейных поверхностей можно по­лучить в результате различных видов опиливания. Когда же учи­тель начинает обучать самому процессу опиливания, он начинает инструктировать учащихся, т. е. объяснять, как следует выпол­нять данный вид работы. На первый взгляд может показаться, что инструктирование содержит лишь указания к тому, как дей­ствовать инструментом. Практика показывает, что это не так. В инструктирование включается очень много элементов, кото­рые можно было бы отнести к рассказу, объяснениям, демонст­рации, упражнениям. Здесь-то и раскрывается единство трудо­вых и мыслительных процессов. Их нельзя разъединить, несмот­ря на то, что каждый из них отличается своими особенностями: нельзя правильно выполнить трудовое движение, не имея поня­тия о его структуре, темпе, ритме, развиваемых усилиях. На­пример, нельзя правильно передвигать напильник, не имея по­нятия о том, как им следует балансировать в процессе работы. Однако нельзя себе ясно представить, как им надо балансиро­вать и как им балансируют во время работы, не выполнив ряда упражнений напильником, безотносительно к тому, имеется или не имеется уже соответствующее понятие о данной работе. Вот эта взаимосвязь действия и мышления в трудовом обучении и заставляет преподавателя труда часто сменять инструктирова­ние и рассказ, в зависимости от конкретной дидактической зада­чи данного урока.

Особенность различных видов инструктажа ясна из их назва­ния. Некоторого разъяснения требует лишь письменный инст­руктаж. На занятиях в школьных мастерских широко применя­ются различные инструкционные карточки. В дальнейшем под инструкционными техническими документами мы будем понимать такие, которые содержат объяснения, относящиеся к способу из­готовления, порядку отдельных операций или раскрывающие спо­соб выполнения операций. Исходя из этого, технологическая кар­та есть один из видов инструкционной технической документации.

В перечне методов, применяемых в трудовом обучении, не указан метод демонстраций, приводимый во многих частных ме­тодиках. Объясняется это тем, что подобного метода вне расска­за, объяснения и инструктажа не существует. В трудовом обуче­нии любые демонстрации являются составной частью названных выше методов, имеющих в качестве основы устное изложение учителя. Как правило, преподаватель труда демонстрирует изу­чаемые предметы, например материалы, инструменты, машины, и другие различные наглядные пособия, например чертежи, учеб­ные таблицы, диаграммы, модели, макеты и т. д., наконец, трудо­вые приемы. Последние демонстрации имеют особое значение, поскольку в них должна раскрываться рабочая поза, хватка инструментов, конструкция движения и его особенности, выра­жающиеся в скорости, силе, темпе, ритме, точности, координа­ции и др.

О демонстрации следует в первую очередь сказать следую­щее: она должна быть хорошо видна всем учащимся и правиль­но сочетаться с объяснением или инструктажем учителя. Для ак­тивизации восприятия демонстрируемого объекта или явления важно, чтобы учащиеся увидели их в соответствующий момент объяснения или инструктажа, когда они подготовлены должным образом к наблюдению. Наибольшего продумывания, подготов­ки, в том числе и предварительной тренировки, требуют демонст­рации приемов работы. Учитель обычно показывает выполнение приема или операции в рабочем темпе, затем в замедленном темпе с остановками, выделяя отдельные трудно воспринимае­мые движения и обращая внимание на положение рук, инстру­мента и др. Далее демонстрируется работа учителя вновь в ра­бочем темпе. После этого часто приглашают отдельных учащих­ся к рабочему месту учителя для повторения показанного. Убе­дившись в том, что учащиеся понимают содержание объяснения и связанную с ним демонстрацию, учитель организует первона­чальные упражнения. Такого рода схема имеет весьма широкое распространение.

В трудовом обучении широко применяются лабораторные ра­боты, упражнения и практические работы.

Лабораторные работы — один из видов трудовых за­дач, которые состоят в практическом изучении свойств материа­лов, взаимодействия инструмента и материала, способов заточки и наладки инструментов, термической обработки и др. Лабора­торные работы чаще всего представляют собой небольшие техни­ческие или технологические исследования, направленные на рас­ширение технического кругозора учащихся, на изучение отдель­ных элементов техники и технологии. В V классе, например, при­меняется лабораторная работа по изучению свойств различных листовых металлов. Учащиеся путем простейших технологиче­ских проб и непосредственного наблюдения листовой стали, ли­стового алюминия, листовой меди и других имеющихся в мастер­ской материалов узнают их свойства, как, например, вес, упругость, цвет, блеск, твердость и др. Отдельные полоски этих ме­таллов они сгибают, пробуют их ломать, надпилить напильником, сравнивают их упругость и получают представление о внешнем виде и отдельных свойствах этих видов материалов.

В VII классе ставится уже более сложная лабораторная ра­бота, например по определению влажности древесины. Эта лабо­раторная работа требует применения сушильного шкафа, физи­ко-технических весов. В процессе данной лабораторной работы учащиеся взвешивают и измеряют образцы, измеряют темпера­туру, проводят ряд вычислений для определения процента влаж­ности. Все это позволяет удачно применить на занятиях по тру­ду знания, полученные в процессе изучения основ наук, например ботаники и физики.

Большое количество лабораторных работ применяется в процессе изучения элементов машиноведения и электротехники в VII и VIII классах.

Упражнениями называются такие работы учащихся, дидактическая задача которых в большинстве случаев состоит в первоначальном формировании умений в выполнении изучаемой операции. Характерной особенностью упражнений является узость трудовой задачи, ее ограниченность в пределах одной опе­рации или одного приема работы.

Практическими работами называются трудовые за­дачи по изготовлению деталей или предметов, состоящих из ря­да деталей. Практические работы требуют применения несколь­ких приемов и операций и по существу представляют собой из­вестный комплекс. Практическим работам учащихся постоянно стремятся придать общественно полезный характер.

Применение в учебной работе по труду лабораторных работ, упражнений и практических работ соответственно называют ме­тодом лабораторных работ, методом упражнений и методом практических работ.

В целях более полного решения задачи технического разви­тия школьников некоторые учителя труда стали применять в учебной работе различные технические задачи. Учащимся пред­лагаются задачи, требующие конструкторского или технологичес­кого решения. Многие задачи реализуются в материале. Одна­ко применяются и такие, которые решаются лишь в виде проек­та, описания технологии, расчета и т. д.

Технические задачи применяются на всех этапах обучения. Их отличительная особенность — сравнительно узкий объем со­держания. Время, необходимое для решения задачи, как прави­ло, не превышает 45—90 минут.

Так же как и в других учебных предметах, в трудовом обу­чении широко применяются различные экскурсии, главным обра­зом на промышленные предприятия, на которых учащиеся зна­комятся с применяемым там станочным оборудованием, техно­логией и организацией производства.

Все шире в трудовое обучение входит кино. Ряд фильмов по­зволяет на занятиях по труду эффективнее разъяснить, напри­мер,- выполнение правил техники безопасности, устройство и принципы работы некоторых станков, технологию изготовле­ния ряда сложных технических объектов, наконец, производство широко распространенных материалов, например стали, чугуна и др.

Многие преподаватели труда применяют в своей работе и другие методические приемы. Так, например, они предлагают учащимся литературу для углубления их знаний по технологии, об изготовляемых ими приборах и моделях и др.

Очевидно, ни один из перечисленных методов и приемов обучения не является универсальным. В своей работе учителя применяют различные методические средства и по-разному органи­зуют занятия, сообразуясь с учебными целями и задачами воспитания, а также с имеющимся оборудованием и материалами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *