инструмент для обрезания у евреев
Интересная традиция… Обрезание у евреев — в каком возрасте и как проводится обряд, кто и зачем его делает
Обрезание – удаление у представителей мужского пола крайней плоти – практикуется в различных уголках мира.
Одна из самых старинных традиций, связанных с этой процедурой, имеется у еврейского народа.
Обряд обрезания у евреев — делают ли его современные мужчины, кто проводит обрезание и вообще зачем делают обрезание мужчинам евреям? Ответы в нашей статье.
История обряда
Когда еврейский народ стал практиковать обрезание, точно сказать невозможно: корни этой традиции теряются в глубине веков.
Однако ученые утверждают, что иссечение крайней плоти пользовалось популярностью у жителей Ханаана (эдомитян, аммонитян и моавитян), египтян и финикийцев, обитавших на Ближнем Востоке в III тыс. до н. э. Евреи переняли обряд именно у них.
Известно, что библейский пророк Иезекииль выступал за подобную инициацию мальчиков, говоря: «В кровях твоих живи!».
Однако при финикийской царице Иезавели издавались указы, запрещающие обрезание, что сделало обрезание на какое-то время тайной процедурой.
Гонения поклонников обрезания продолжались и во II в. до н. э. во время владычества Антиоха II Епифана, стремившегося сделать еврейскую нацию частью эллинской культуры. Те, кто делал иссечение крайней плоти своим сыновьям, приговаривались к смертной казни.
Приверженцы обряда также подвергались преследованиям во времена Веспасиана (после уничтожения Иерусалима) – именно по специфическому виду полового члена определялась национальная принадлежность мужчины, а следовательно, и налог, который ему следовало уплатить.
Евреи, подвергшиеся удалению крайней плоти, были в опасности и во время правления правителя Адриана (117 г. н. э.), и при нацистском режиме.
Название обряда обрезания у евреев
Как у евреев называется обрезание? На иврите обрезание у иудеев называется «брит мила» в соответствии с канонами иудаизма. Это слово обозначает завет (договор) между Господом и еврейским народом.
Религиозный смысл
Зачем делают обрезание евреям? Что такое обряд обрезания? Согласно Библии, процедура удаления крайней плоти впервые была сделана патриархом Авраамом самому себе и всем близким мужского пола как символ договора между высшими силами и еврейской нацией, согласно которому евреи должны были получить в полную собственность Ханаан.
Древняя еврейская книга «Хинух» гласит, что человек рождается со множеством физических и физических недостатков. В течение жизни он должен постараться их исправить. А поскольку крайняя плоть также считается излишеством, то есть недостатком, от нее нужно как можно скорее избавиться. Вот зачем евреи делают обрезание.
Это станет первым шагом к духовному очищению и внутренней целостности. Обрезание у евреев необходимо для освобождения от материального и низменного и прямого общения с высшими сферами, что стало причиной появления большого количества пророков среди еврейской нации.
Преимущества обрезанных евреев перед необрезанными.
Почему евреи делают обрезание? Этот обряд дает определенные преимущества представителям еврейской нации как в культурном, так и в медицинском плане. К плюсам процедуры относятся:
Является ли обрезание обязательным для евреев?
Делают ли обрезание евреям в современном истории? Согласно Торе любой отец обязан позаботиться о совершении обряда над своим сыном, таким образом подчеркнув его еврейскую национальность и приобщив к традиции и культуре предков. Если он отказывается это сделать, он подлежит суду.
Особенно поощряется такая процедура среди радикальных представителей иудаизма и в Израиле, где многие эмигранты делают удаление крайней плоти даже во взрослом возрасте.
Однако заставить родителей сделать операцию раввин не может: он лишь настоятельно советует не отказываться от этого. На самом деле согласно канонам религии любой малыш, рожденный матерью-еврейкой, является неотъемлемой частью нации, что не нуждается в дополнительном подтверждении.
Когда его обычно делают?
В каком возрасте делают обрезание у евреев? Обычно еврейские младенцы-мальчики принимают участие в брит мила на восьмые сутки после появления на свет. Для этого есть несколько причин:
Когда делают обрезание, если мальчик болеет? Обряд откладывают до полного исцеления, но в Шаббат его уже не проводят. В других случаях священная еврейская суббота – также подходящий день для иссечения крайней плоти: хотя в нее запрещено проливать кровь, брит мил является исключением.
Можно ли делать взрослому мужчине?
Во сколько лет можно делать обрезание? Традиции еврейского народа предусматривают возможность проведения обряда и у взрослых мужчин. Это символизирует их переход в иудаизм, их желание полностью соблюдать каноны веры и жить в соответствии с обычаями Израиля.
Такое обрезание носит название гиюр и сейчас производится только в больнице под наркозом квалифицированными хирургами. Также гиюр делается, если у матери ребенка до его рождения умерло 2 детей после брит мила.
Как проходит обрезание у евреев?
Согласно обычаю обрезание необходимо делать в синагоге, сразу после завершения утренней молитвы.
Древние источники говорят, что проведение этого обряда можно доверить любому мужчине-еврею (и даже представительнице прекрасного пола в отсутствие мужчин), но современные евреи предпочитают поручить это специалисту с хорошей медицинской подготовкой – моэлю.
Если такового нет, обращаются в обычную больницу к хирургу, однако раввин должен обязательно присутствовать при операции.
Как делают обрезание евреи? При обрезании используют простейший инструментарий: чаще всего лезвие, тщательно заточенное с обеих сторон. Это объясняется тем, что моэль, взволнованный криками младенца, может взять инструмент не той стороной. Процедуру выполняют следующм образом:
Во время обряда не накладываются швы и не используются обезболивающие лекарства. Если кровотечение слишком обильное, иногда применяют тугую повязку.
Праздник обрезания у евреев проходит так: после завершения операции по иссечению крайней плоти все окружающие поздравляют отца и мать мальчика, восклицая «Мазл тов!» и желая младенцу приобщиться к Торе, добрым делам и удачно жениться.
Новорожденный считается вошедшим в союз предка Авраама и получает традиционное еврейское имя.
Отец малыша во время заключительной стадии обрезания обязательно произносит бенедикцию – особую молитву, начинающуюся со слов «Барух Атта», что означает «благословен Ты», и просит благословения у Иеговы для своего отпрыска.
Затем мальчика передают отцу либо почетному гостю, а моэль поднимает бокал с вином и произносит благодарственную молитву, благословляя вино и Бога, подарившего избранному еврейскому народу завет.
Церемония завершается исполнением торжественных гимнов и праздничной трапезой со старинными еврейскими блюдами.
Обрезание у евреев, фото:
А вот так выглядит праздник еврейского обрезания, фото:
Обрезание в иудаизме – крайне важный обряд, который позволяет представителям этого народа выделяться среди единоверцев и при этом эффективно заботиться об интимной гигиене. Это сводный ответ на вопрос — зачем евреи делают обрезание мужчинам. Однако обряд проводится исключительно по желанию семьи.
Что такое Брит мила — Еврейское обрезание?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Брит мила — заповедь обрезания [↑]
Обрезание, или, на иврите, «брит мила» — обрезание крайней плоти, которое в Иудаизме проводят младенцу мужского пола на восьмой день жизни. Обрезание также известно под названием «союз Авраама», так как заповедь обрезания крайней плоти является знаком союза между Б-гом и евреями, заключенного впервые с праотцом еврейского народа Авраамом. По Торе, Авраам был первым, кто совершил заповедь обрезания по воле Творца. Во время обрезания ему было 99 лет. Также были обрезаны все его домочадцы мужского пола старше восьми дней.
Смысл заповеди обрезания [↑]
Если кто-то спросит, почему еврейский народ исполняет заповеди Торы, то ответ на это будет очень простым — потому что их дал Творец! В принципе, для еврея этого вполне достаточно, чтобы жить по Торе. Однако, каждый человек в меру своих возможностей обязан осмыслить повеления Творца, и это то, чем мы сейчас и займёмся.
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Да и само название заповеди — «брит», что в переводе на русский означает «союз», говорит о том, что здесь заложено нечто более глубокое…
Наши древние источники частично приоткрывают завесу. Чтобы глубже понять эту заповедь, обратимся к части из них. Так, например, книга «Хинух» упоминает несколько важных аспектов, связанных с обрезанием. Известно, что та часть человеческого тела, которую Тора нас обязывает устранить (на иврите она называется «орла»), в общем-то, является излишней. Никакой полезной функции крайняя плоть не несёт. Так зачем же тогда Всевышний создал нас «недоделанными», да ещё и повелел завершить недоделанную работу? Отвечая на этот вопрос, книга «Хинух» разъясняет смысл обрезания. Как в физическом плане человек создан несовершенным, и в его руках исправить недостатки (а излишество это тоже недостаток), так же и в духовном плане мы сотворены с большим количеством недостатков, которые нужно исправить и тем самым привести себя к совершенству. Так Тора учит нас основной цели нашей жизни — достижению духовной целостности. Необходимо разглядеть свои недостатки и в течение жизни постараться их устранить — такова воля Творца! Это, несомненно, одно из основных положений еврейского мировоззрения, но на этом понимание заповеди обрезания не ограничивается.
Что меняет брит мила? [↑]
Прежде чем подняться ещё на одну ступеньку постижения, приведём ещё несколько примеров из нашей древней истории и увидим, как это действие, освящая человеческое тело, качественно его меняет. Авраам-авину в преклонном возрасте выполняет повеление Творца обрезать крайнюю плоть, и это сильно повышает его пророческий уровень. Если до обрезания Авраам не мог воспринять пророческое видение стоя, то теперь материальность его тела уже не является барьером при соприкосновении с высокими духовными инстанциями. Нечто подобное Тора пишет про необрезанного пророка Билама (Бемидбар 24): «Речь слышащего речи Всесильного, того, кто видит явление Всемогущего, падает с открытыми глазами». Во время принятия пророчества он падал на землю, так как его связь с материальностью мешала нормальному восприятию видения.
Ещё одной иллюстрацией послужит нам история с известным прозелитом по имени Акилас, которую рассказывает мидраш Танхума. Это происходило в эпоху расцвета Римской империи. Акилас был родом из знатной римской семьи и приходился ни больше ни меньше, как племянником императору Андриану. После того, как Акилас принимает иудаизм, он встречает своего дядю, и тот обращает внимание на изменения во внешности племянника:
— Что произошло с тобой?
— Я стал изучать Тору, а также сделал обрезание.
— Что тебя подтолкнуло это сделать?
— Твой совет. В своё время я поделился с тобой своей идеей заняться торговлей, и ты порекомендовал мне скупать дешёвый товар, на который никто не обращает внимание, т.к. по истечении определённого времени его стоимость возрастёт. С тех пор я обошёл все государства и не нашёл более униженного народа, чем евреи. Но в будущем этот народ возвысится, как говорит об этом пророк (Ишаягу 49): «Так сказал Го-сподь, избавитель Израиля, Святой его — презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов цари увидят и встанут, князья поклонятся…».
— Но зачем же делать обрезание?
— Разве невозможно учить Тору, не делая обрезания?
— Отвечу тебе примером — один из твоих полководцев вряд ли получит императорскую награду, если прежде не пожертвует собой ради императора. Тору также нет никакой возможности постигнуть, не исполнив прежде эту заповедь!
В другом диалоге с Андрианом, который также приводит мидраш Танхума, Акилас отвечает на тот же вопрос несколько иначе: «Даже мудрейший из людей в твоём государстве, будь он столетним стариком, не может учить Тору, если не будет обрезан, как сказано в книге Тэилим (147): “Изрекает Он слово Своё Яакову, уставы Свои и законы Свои Израилю. Не сделал Он такого никакому народу, и законов Его не знают они…”». Акилас пытается объяснить римскому императору, что без обрезания понимание еврейского Учения невозможно. Ведь Тора, в отличие от наук, не зависит только от способностей и трудолюбия ученика. Есть Творец Мира, который даёт понимание Торы, и этот подарок далеко не каждый достоин получить.
Другими словами, вполне возможна такая ситуация, что человек будет учить Тору, а истинный смысл от него будет скрыт т.к. необходимые условия для её восприятия не выполнены.
Известный раввин раби Акива Эйгер объясняет это явление следующим образом. Подобно тому, как крайняя плоть, называемая не иврите «орла», покрывает и облекает собой физический орган, есть такого же рода оболочка — «орлат hа-лев», облекающая человеческое сердце. Она делает сердце невосприимчивым к духовности. Между двумя этими оболочками есть связь, и когда моhель (человек, исполняющий эту операцию) устраняет «орла», так и сердце становится открытым для духовности Торы. Недаром в тексте послетрапезной молитвы «биркат hа-Мазон», где мы благодарим Всевышнего за разные блага, которые Он нам даёт, сначала упоминается заповедь обрезания, и лишь затем говорится о Торе. «Благодарим Тебя … за завет Твой, что запечатлел Ты на плоти нашей, и за Тору, которой Ты научил нас…» — порядок именно таков, т.к. без этого завета постижение Торы невозможно.
Обрезание на святом языке — это «брит», что означает «союз». Союз, когда-то заключённый между Творцом и еврейским народом. «И скреплю Я союз между Мной и тобой со всеми твоими потомками после тебя во всех поколениях их — вечный союз: быть Б-гом тебе и всем потомкам твоим после тебя! … Вот Мой союз, который надлежит вам хранить меж Мною и вами и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина…» (Брейшит 17:7—11). Что же такое союз? Виленский Гаон в своём комментарии на «Сефер Йецира» говорит, что это не просто договор между двумя сторонами, а нечто большее. Когда одна из сторон передаёт другой что-либо очень важное и дорогое, и тем самым налаживается особая связь между ними — это и называется союзом. То же самое касается завета обрезания — тело при этом приобретает определённую святость — Творец как будто даёт часть Своей сущности и запечатлевает это на плоти нашей, возвышая материальность до уровня духовного. Та самая святость и является знаком завета, связывающим между нами и Творцом.
Как проводится обряд обрезания у евреев
Обряд обрезания проводится еврейским мальчикам на 8 день после рождения. Осуществляет его специально обученный человек или хирург.
Обрезание у евреев – важный признак принадлежности к иудаизму. Согласно древним законам только обрезанный мужчина считается истинным евреем. Удаление крайней плоти имеет психологический и социальный подтекст. Кроме того, большинство людей сходятся во мнении, что процедура важна для здоровья.
Особенности обрезания у евреев
Ритуал представляет собой отсечение крайней плоти на пенисе. Его практикуют в разных уголках мира. У евреев иссечение плоти или циркумцизия связана с древними традициями их народа.
Обряд обрезания – символ служения Всевышнему, и он указывает на принадлежность к иудейской расе.
По религиозным соображениям и в соответствии с заповедями, во время Шабата не допускается пролитие крови. Но обрезание, которому в жизни еврейского народа придается особое значение, является исключением.
В Священном Писании евреев – Торе – отмечено, что праотец Авраам заключил соглашение с Богом и провел ритуал обрезания крайней плоти. И в наши дни, следуя заповеди, каждый новорожденный еврейский малыш должен пройти процедуру брит-мила. Так народ подчеркивает свою приверженность иудаизму и избранность среди других.
С медицинской точки зрения, удаление крайней плоти важно не только как часть религии. Оно проводится из соображений личной гигиены. Считается, что циркумцизия полезна для репродуктивного здоровья мужчины.
Как сегодня соблюдают традицию
Еврейским мальчикам назначают обрезание на 8-ой день после их рождения. Именно столько времени новорожденным отводят, чтобы адаптироваться к жизни вне материнской утробы. Кроме того, малыш к этому времени должен пережить субботу. Традиции допускают проведение процедуры позже, если ребенок болел или были другие не менее важные обстоятельства.
Не делают обрезание у иудеев, если до этого ребенка у матери умерло после процедуры 2 сына. Этот факт не отменяет циркумцизию, а отсрочивает ее до взросления.
Малышам манипуляцию может проводить отец. Считается, что мужчина, не обрезавший сына, сокращает собственную жизнь.
Еврейский народ высоко чтит традиции и верит во все предсказания, поэтому их не игнорирует.
Если еврейское обрезание не сделано до 13 лет, удаление крайней плоти осуществляет специально обученный человек – мохел. По еврейским канонам тринадцатилетний юноша уже взрослый и отвечает за себя сам. По этой причине мальчик может самостоятельно определить день для операции, в ходе которой будет сделано обрезание.
Циркумцизию лучше проводить в младенчестве, тогда новорожденный получает имя и становится полноправным членом общества, истинным приверженцем веры. Только евреи-хипстеры не делают обрезание, они не следуют старым обычаям.
Как проводится циркумцизия
Осуществлять священный ритуал у евреев принято в синагоге. Обрезание в иудаизме проводят истинные мохелы –, мужчины еврейской национальности, у которых иссечена крайняя плоть. День обрезания становится большим семейным праздником, поэтому после обряда принято устраивать торжественную трапезу. На нее приглашаются все близкие и друзья семьи.
Сама манипуляция состоит из трех частей:
Делает все могель – человек, который имеет специальное разрешение. Держать во время обрезания малыша на руках считается особой честью – ее доверяют сандаку.
Иссечение крайней плоти проводят в присутствии 10 мужчин старше 13 лет, как того требует обычай.
Перед процедурой произносится благословение, далее, специальным ножом по кругу обрезают кожу, которая покрывает головку пениса. Выступающую кровь отсасывают трубочкой или ртом.
По древним традициям половой орган после манипуляций посыпают перетертым древесным порошком или ликоподием. В современном мире к таким средствам прибегают редко. Обрезание проводят без обезболивающих препаратов. Швы на кожу не накладываются, а в случае кровотечения для его остановки применяют тугую повязку.
За и против обрезания
Единого мнения о необходимости обрезания нет. У процедуры есть свои достоинства и недостатки, которые не касаются психологической стороны.
Крайняя плоть усеяна рецепторами. Они обеспечивают высокую чувствительность органа. Головка пениса менее чувственна, и, когда кожу убирают, длительность полового акта значительно увеличивается.
Евреи считают обряд больше традицией, чем необходимостью. Но существует мнение, что циркумцизия способна предупредить развитие некоторых заболеваний, снизить риск рака, воспалительных процессов в мочевыводящих путях. Многие специалисты уверены: удаление подверженной травмам крайней плоти снижает риск инфицирования СПИДом.
Кроме плюсов, иссечение кожи, покрывающей головку полового члена, имеет также несколько весомых аргументов против:
Традиционное обрезание у евреев проводят без анестезии. Хотя ребенок ничего не понимает, угроза болевого шока остается. В последнее время для снижения боли все же стали использовать местное обезболивание.
Если у новорожденного есть проблемы с кроветворением, возрастает риск кровотечения, что опасно для жизни. После операции швы не накладывают, а свежая рана остается открытой. Из-за этого высока вероятность проникновения инфекции и развития воспалительного процесса, вплоть до сепсиса.
Нельзя забывать, что, пока ребенок маленький, головка полового члена очищается самостоятельно, а вот уже подростку необходимо более тщательно следить за гигиеной. Крайняя плоть защищает от проникновения болезнетворных бактерий. После ее удаления не остается естественной преграды для патогенов, поэтому священный ритуал и еврейская традиция могут быть очень опасны как для здоровья, так и для жизни ребенка.
БРИТ МИЛА: теория и практика
12.02.2002
Редактировать статью
О том, что у евреев ОБРЕЗАНИЕ один из важных и наиболее древних обычаев, слышал каждый мало-мальски образованный человек. И о том, что это не просто некая абстрактная медицинская процедура, а обычай, определяющий многое в жизни целых поколений. Но не все представляют себе, что это значит на практике, в реальной действительности. Чтобы снять все вопросы и дать нашим читателям четкое, реалистичное представление, мы отправились к специалисту, более того, к специалисту, каких мало.
«ОДИН ДЕНЬ С МОЭЛЕМ ЭКСТРАКЛАССА» – так можно было бы назвать этот СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ, над которым трудился не только ваш корреспондент Артем Варгафтик, но и сам его герой, еврейский доктор ШАЯ ШАФИТ. МОЭЛЬ – это тот человек, который ВВОДИТ КАЖДОГО ЕВРЕЯ В ЗАВЕТ ПРАОТЦА АВРААМА, то есть своими руками, профессионально и с соблюдением всех требований еврейского закона делает то самое обрезание: с точки зрения сугубо практической — хирургическую мини-операцию по удалению крайней плоти.
Иное дело, что значит и как влияет эта операция на события человеческой жизни.… И на жизнь, сознание, практические шаги целых поколений.
Но даже с точки зрения психолога обрезание – это уникальный духовный опыт, суть которого сводится к очень простой вещи: маленькому человеку делают своего рода ПРИВИВКУ от боли и страха. То есть это первый в жизни ребенка случай, когда он сталкивается с подобными ощущениями («Боль мгновенна – исцеление вечно», — так говорят врачи), и, пройдя через это, человек попадает в абсолютно новую ситуацию. Та боль, которую он испытал, тот страх, который он пережил, больше не вернутся никогда. Таким образом, вместе с ВХОЖДЕНИЕМ В ЗАВЕТ АВРААМА (БРИТ – значит ЗАВЕТ на языке Торы) человек получает именно «психологическую прививку» на будущее: и боль, и страх (а они в его жизни еще будут, так устроен мир) он уже пережил, он уже «предупрежден», а значит — вооружен. Кроме того, обрезание — это первый опыт телесного, материального служения Вс-вышнему и опыт повиновения Его воле, но об этом мы сможем подробнее поговорить по ходу нашего репортажа.
Однако вернемся к теме, которой посвящен наш репортаж: теория и практика БРИТ МИЛЫ.
Дело происходило в Москве, и мы начали с того, что договорились с реб ШАЕЙ ШАФИТОМ о встрече около синагоги на Большой Бронной, 6, – там помещается его офис, а равно и представительство знаменитой на весь еврейский мир организации БРИТ ЙОСЕФ ИЦХАК. Реб Шая и его ассистент Феликс взяли обычный чемодан на колесиках, в котором имеются все необходимые вещи для обрезания, сели в машину, в которой нашлось место и для меня, и поехали к назначенному часу «НА ДЕЛО». Делом же – оговорим сразу – был обряд обрезания, назначенный в московской общине ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ. Пока мы преодолеваем привычные московские пробки и добираемся до ресторана «Подсолнух», где назначено обрезание, я с нескрываемым любопытством расспрашиваю реб Шаю.
— С самого начала, я бы хотел уточнить некоторые вещи, чтобы потом не задавать вопросы. Какова технология этого процесса? Понятно, что операции этой подвергаются все еврейские мальчики еще с древних времен. И она заключается в удалении маленького, удобно расположенного кусочка кожи.
Но изменилась ли технология со времен Авраама Авину? И так как люди пугаются этой операции и воспринимают ее как нечто странное, то КАК ОБЪЯСНИТЬ с точки зрения практики, в чем состоит сам процесс?
— Обрезание – это то, с чего начинается еврейство в его телесном смысле. Это наше ноу-хау. Хотя обычай довольно широко распространен на планете и известен у многих народов, но не без НАШЕЙ «ПОДАЧИ», поскольку первое упоминание об обрезании имеется именно в ТОРЕ. Там сказано, что НАШ ПРАОТЕЦ АВРААМ заключил союз с Вс-вышним путем обрезания. Методика – в практическом смысле, тем более современная, конечно, изменилась. Каждый человек, который занимается обрезанием, делает это по-своему. Цель же этой операции состоит в том, чтобы головка была открыта полностью. По законам Торы, если она не полностью открыта, это неправильно выполненная процедура. Так часто бывает при обрезании у мусульман.
Такая же проблема возникает и в ходе обычных медицинских операций, совершаемых врачами-хирургами, потому как они ставят перед собой иные цели, чисто медицинские. Цель врачей сделать так, чтобы головка просто открывалась – например, это нужно и показано при лечении ряда урологических заболеваний, но, как правило, для настоящего еврейского обрезания этого явно недостаточно. Главная проблема заключается в том, что еврейский закон требует, чтобы обрезание выполнялось евреем, искренне соблюдающим традицию.
Но вернемся к методике. Она, конечно, изменилась по отношению к младенцам. Все-таки мы стараемся выполнять все максимально стерильно, используя все новейшие технологии. Но, к сожалению, у младенцев полной стерильности добиться невозможно. Потому что все свои оправления малыши делают в подгузник, памперс, и инфицирование раны все равно происходит. Другое дело, что мы можем ничего не опасаться… — все продумано и отработано веками. Рана, как правило, заживает за неделю, и малыш перестает плакать уже через несколько минут после обрезания.
— Из ваших слов следует, что согласно еврейскому закону для обрезания требуется удалить все, что покрывает определенную часть тела. Как в точности формулируется этот закон? И если традиция воспроизводится три тысячи лет, то как возможны какие-либо модификации? Вот вы говорили о других инструментах. Отражена ли в законе именно медицинская процедура, и как в точности это описано? Что требуется? Чем кошерное обрезание отличается от некошерного?
— Надо сказать, что в законе не отражена процедура, в законе отражена цель. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов, — сказано, что сама процедура обрезания состоит из трех этапов. И только при соблюдении всех этих правил обрезание считается кошерным. Сама Мила, то есть обрезание, первая треть дела. Затем второй этап Прия, когда разрывается внутренний сток крайней плоти, и на то есть свои веские причины. И третья часть — это Мецица. Когда в целях быстрого заживления раны отсасывают (и тут же сплевывают) капельку крови.
— И теперь она отражена в законе как необходимая часть процедуры?
А вот про Прию и Мецицу в Письменной Торе нет ни слова, но это уже законы и традиции устной Торы. В эпоху античности обычай делать Прию получил еще один немаловажный смысл. Дело в том, что под влиянием греческой культуры некоторые евреи стали участвовать в Олимпиадах – публичных спортивных состязаниях. Как вы, наверное, знаете, все атлеты, принимавшие в них участие, должны были выступать голыми. Быть обрезанным с точки зрения греков и их представлений о «красоте» — было чуть ли не позором. И соответственно некоторые евреи стали делать восстановительные операции, так, чтобы человек выглядел необрезанным. Но процедура Прии значительно усложняла совершение такой операции. Это, собственно, была к тому же своего рода страховочная мера. После того как делали Прию, уже было крайне трудно восстановить прежний вид, то есть это была дополнительная гарантия необратимости обрезания. Может быть, сейчас это и можно. Ведь современная пластическая хирургия шагнула далеко вперед. Но в то время это было гораздо сложнее сделать, так как при данной операции разрывается внутренний лепесток крайней плоти до самой головки. И между разорванными краями получается как бы клин, который прирастает и способствует тому, что головка всегда будет открыта.
— То есть, попросту говоря, ПРИЯ — это некая жесткая рамка, которая фиксирует сделанную операцию?
— Да, после ПРИИ совершить восстановительную операцию гораздо сложнее. Но давайте перейдем к последнему, третьему, этапу обрезания — Мецице, который, кстати, имеет медицинскую подоплеку.
— Так в чем же состоит сама процедура?
— Делается это так: моэль собственным ртом отсасывает из ранки капельку крови. Это традиция. Так написано в Шулхан Арухе. В наше время эта процедура, естественно, несколько изменилась. Боюсь, не много моэлей в нашем мире делают это ртом.
Взрослым людям это вообще невозможно. Кстати, «взрослых моэлей» — профессионалов, умеющих делать обрезание взрослым людям по всей строгости еврейского закона, вообще единицы в мире, я думаю, что ни один из них не проводит эту процедуру ртом. Ну, это просто невозможно, иначе происходит инфицирование раны. Ведь рот считается самым грязным местом у человека, даже грязнее того, что обрезают. Так, по крайней мере, говорят врачи. С младенцами иная ситуация. Я, например, это делаю ртом только младенцам из соблюдающих еврейскую традицию семей, кто изъявляет желание. Вот такая история с Мецицей. В результате большинству детей я отсасываю эту капельку крови через специальную трубочку. Не делать этого вообще нельзя, потому что, как написано в молитве, составленной еврейскими мудрецами для произнесения ее во время трапезы после обрезания: «Он, Милосердный, благословит совершившего обрезание, того, кто совершил Прию и Мецицу! Если человек робок и малодушен и не исполнит одной из трех частей заповеди, его работа негодна». Однако самыми главными этапами остаются первые два, а третий — в практическом смысле — существует больше для лечения.
— Как передаются традиции и секреты Вашего ремесла, реб Шая? Ведь ремесло более чем редкое, учитывая, что и по первой профессии Вы хирург…
— То, что записано в Шулхан Арухе, для нас закон, который теперь выполняется всеми, но сами по себе традиции передаются от человека к человеку. У каждого моэля, человека, который профессионально занимается обрезанием, есть свой учитель. Ведь недостаточно простого прочтения свода законов. Тем более что в Шулхан Арухе и половины нет того, как надо делать обрезание. Например, там по понятным причинам нет картинок, объясняющих все тонкости процедуры, и нигде их нет. На самом деле моэлей-врачей не так много.
В этот момент выяснилось, что для того чтобы попасть в условленное место, необходимо было сделать большой крюк, вернуться и только так выехать на нужную улицу. А как мы помним, дорога ведет нас с вами на очередное обрезание. Я смотрю на часы.
— Ну ничего, без нас не начнут…
— А вы знаете, моэлю принято опаздывать.
— Ну, я не знаю. Во-первых, без моэля действительно не начнут. Во-вторых, моэль профессионально этим занимается. Он приходит на обрезание сделать свое дело.
Другие люди приходят для других целей, пообщаться, встретиться, отпраздновать и так далее. Приходят в основном родственники и друзья. Для них сидеть там пятнадцать минут, полчаса, ждать нет никаких проблем. А моэль приходит к совершенно незнакомым людям. И когда возникает ситуация, что моэль вынужден ждать еще каких-то родственников, то, естественно, это доставляет неудобство.
— Тем более что моэль вдобавок достаточно занятой человек…Но мы вроде бы отвлеклись от прежней темы. Ведь мы выясняли двойственную природу профессии моэля: врач или исполнитель обряда? Кто Вы прежде всего и кто Ваши коллеги?
— Из истории следует, что необязательно иметь образование. Хирургия — это больше ремесло. И я знаю моэля, который очень хорошо делает обрезание. Но он никакой не хирург и не врач. Он научился чему-то от нашего общего учителя, чему-то от меня. Вот, например, он накладывает швы так же, как я это делал когда-то. Решающим элементом является передача устной традиции от человека к человеку.
И невозможно научиться, если некому научить. Более того, в Шулхан Арухе написано, что обрезать может любой, кто умеет. Это такая заповедь, которую в принципе может выполнять любой. Сейчас, конечно, в Израиле идет очень серьезная компания, когда «рекламируют» и стараются приглашать моэлей, имеющих диплом раввината. Дело в том, что моэль должен быть известен, как человек Б-гобоязненный и соблюдающий субботу. Если он не соблюдает, то это не моэль, а просто добрый доктор Айболит, врач — и точка.
— Значит, по закону обрезать может только Б-гобоязненный и соблюдающий субботу человек?
— Да, но при этом он может быть кем угодно. В Израиле про моэля говорят, что он хороший, если он отрезал быстро, без кровотечения и при этом ребенок не заплакал.
— Таковы критерии профессионализма?
— Нет. Так принято в Израиле. Таково обыденное представление о критериях профессионализма как житейского правила.
Я как моэль так не считаю, потому, что это ничего не гарантирует.
Хорошим качественным обрезанием я считаю нечто другое. Плач ребенка не показатель. Ведь ребенок плачет, даже если его просто моют, потому что ему холодно. Ребенка раздели, он опять плачет. Не плакал бы он, наверно, только в том случае, если бы он был под наркозом. Кстати, чтобы ребенок меньше плакал, после обрезания ему дают немного вина. Но по традиции анестезию маленьким не делают.
— Это обоснованный запрет, потому что нельзя подписывать ДОГОВОР, не приходя в сознание, как когда-то говорили про престарелых советских генсеков. Суть обрезания — это ведь заключение союза с Вс-вышним.
Так же как наш праотец Авраам, когда заключил союз с Вс-вышним, испытывал при этом некоторое страдание, так и новорожденный ребенок в момент обрезания должен быть в полном сознании. Но, во всяком случае, союз должен быть как можно ближе к природе.