инструменты дистанционного обучения виды
В ногу со временем. Дистанционное обучение: обзор инструментов
В статье представлен материал, который поможет преподавателям в организации дистанционного обучения на бесплатных платформах обучающей среды. В статье показаны разновидности инструментов дистанционного обучения. Данный материал будет полезен педагогам и методистам дополнительного образования, учителям общеобразовательных организаций.
А.А. Кичигина,
методист центра развития и управления проектами
КГАОУ ДО РМЦ
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» до 2024 года определены показатели, среди которых есть и разработка и внедрение дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, разработанных с учетом лучших образцов практики. С 2018 года в Хабаровском крае реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», где в концепции по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Хабаровском крае указан индикатор: количество разработанных и внедренных дистанционных курсов дополнительного образования детей. В 2019 году от каждого района края должны были быть представлены не менее 20 программ по каждой направленности дополнительного образования детей, за исключением физкультурно-спортивной, к 2020 году — 25 программ, к 2021 году — не менее 30 программ. Проведенный мониторинг по показателям / индикаторам эффективности реализации мероприятий в районах показал, что под дистанционным курсом / программой некоторые педагоги и методисты понимают только работу с электронной почтой и флэшкой, а разнообразие инструментов велико.
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16). Соответственно, программа с применением дистанционных технологий — это обучение учащегося педагогом в очном режиме с использованием информационных средств. А программа дистанционного обучения предполагает удаленное взаимодействие учащегося с педагогом при помощи средств, необходимых для проведения обучения.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» (далее РМЦ) проводит работу по дистанционным программам: создана проблемно-целевая группа, регулярно проводится обучение педагогов и методистов.
На краевом семинаре «Исследовательская и изобретательская деятельность учащихся по технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования» (30.10–31.10.2019 г.) и вебинаре «Инструменты дистанционных программ» (26.11.2019 г.), организованном КГАОУ ДО РМЦ, педагоги дополнительного образования, методисты края делились опытом использования средств коммуникаций в дистанционном обучении (запись вебинара можно увидеть по ссылке).
Популярная система Moodle
Система предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс обучающихся и поддержку мультимедиа; дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны.
Интерфейс системы ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п.
В центре технического творчества КГАОУ ДО РМЦ реализуется проект краевой заочной физико-математической школы, где все материалы размещаются на платформе Moodle. Педагоги считают, что «система имеет удобный интерфейс, преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой: вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Педагог может по своему усмотрению использовать как тематическую, так и календарную структуризацию курса. С помощью встроенного календаря можно определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Оценивать работы обучающихся возможно по произвольным шкалам через форум, wiki, глоссарий и т.д. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования, возможна градуировка сложности тестовых вопросов обучающихся».
Программа Moodle бесплатная, но из-за того, что она очень объемная, необходим сервер. При его отсутствии есть вариант использования сервера на портале, что обойдется примерно в две тысячи рублей в год. Также в системе предусмотрено использование личного портала в тестовом режиме на срок 30 дней на базе одного из коммерческих хостингов, размещенных на территории Российской Федерации.
На семинаре у педагогов была возможность, на специально созданном для мероприятия портале дистанционного обучения в тестовом режиме познакомиться с аспектами работы на платформе Moodle. Участники регистрировались в системе, создавали курсы и зачисляли на них пользователей, наполняли курс лекциями, заданиями, тестами.
Просто Learnme
Если с Moodle новичку, чтобы освоиться с программой, все-таки нужно время, то понять принцип работы платформы Learnme можно достаточно быстро. Это бесплатная облачная платформа для онлайн-обучения, относительно простая, интуитивно понятная для размещения учебного материала и работы в ней. Если уже есть готовые материалы для наполнения курса, лекции, тесты, то всего за один вечер можно зарегистрироваться и создать дистанционный курс. Единственное ограничение — бесплатно можно создать только три курса до 20 человек в группе.
Курс Eduardo —это не только видео и тесты
Для коллективной работы над проектированием курса, когда просто по электронной почте приглашаются коллеги и создается команда, можно будет воспользоваться программой Eduardo. В сердце сервиса — Open edX, который используется в проектах Лекториум, Edx.org и на платформе «Открытое образование». Платформа Eduardo позволяет использовать в обучении видео, тексты, документы, создавать более десятка различных заданий. Это удобная работа для авторского коллектива или сменных преподавателей. Материалы публикуются просто, быстро и вовремя — достаточно установить время для открытия курса пользователям, задать последовательность изучения материалов, изменять ее с помощью визуального редактора.
На этой платформе можно предложить творческие задания, открытые задачи для развития мышления, проверять ответы и вступать в дискуссии на форуме курса. Без специальных навыков в программировании педагогу достаточно просто работать с наглядными инструментами. Ограничение — бесплатно можно создать только пять курсов до 30 человек в группе.
Google Forms — это возможности для педагога
В рамках деятельности краевой очно-заочной экологической школы педагоги эколого-биологического центра КГАОУ ДО РМЦ искали удачные варианты онлайн-платформ для решения своих задач: организовать опрос среди большого количества обучающихся, провести дистанционно олимпиаду, анкетирование, контролировать знания у обучающихся, ну и, конечно, все это должно быть бесплатно. Подходящий для себя вариант они нашли в Google Forms. Это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Рассмотрим преимущества данного сервиса:
Не забываем о Skype-конференции
Многие пользуются программой Skype, преимущество которой в доступности. Если Skype не установлен по умолчанию, то его можно установить не только на любой компьютер, но и на мобильное устройство. Таким образом, с помощью очень простой гарнитуры вы сможете не только слышать, но и видеть обучающихся.
Однако есть некоторые возможности этой программы, о которых некоторые забывают, а, может быть, и не знают.
Menti.com (менти) — лучший вариант онлайн-опросов
На краевой научно-практической конференции педагогических работников «Образование в интересах человека: драйверы изменений» в августе 2019 г. на большом экране выводился определенный вопрос и все слушатели, используя свое мобильное устройство, могли ответить на него, при этом результаты в режиме реального времени отображались на экране. Самостоятельно педагог дополнительного образования, обязательно зарегистрировавшись, тоже может создать такой опрос, создав личный кабинет на платформе www.mentimeter. А для того чтобы участвовать в опросе, необходим выход на платформу www.menti.com, где регистрация не нужна. Потребуется только мобильное устройство с выходом на сайт в Интернете.
Выбор для создания опросов достаточно большой, все зависит от того, какую цель вы ставите. Например:
Такой опрос удобен в качестве экспресс-тестов на проверку знаний.
Chatbots (чат-боты) в электронном обучении, или Ваш друг — чат-бот
Время новых технологий не стоит на месте и онлайн-помощниками, которые научились общаться и помогать людям в решении многих вопросов, стали чат-боты.
Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая создана для имитации поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками.
В дистанционном обучении чат-боты могут сопровождать каждого обучающегося индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего доступ к wi-fi.
Благодаря чат-боту процесс учебы не останавливается: вы можете уехать на курсы повышения квалификации, на конференцию или уйти на больничный, а дети все равно смогут проверять свои знания: они пишут чат-боту ответы на вопросы, а тот говорит, правильно или нет. Если неправильно, то чат-бот скидывает видео или ссылку на статью, где обучающийся может лучше изучить материал. Плюс чат-ботов еще в том, что они не ругают. У ребенка есть право на ошибку: он может много раз попробовать и, в итоге, найти верный ответ. Каждый педагог может создать своего чат-бота просто следуя алгоритму.
В заключение хотелось бы сказать, что разработка и реализация программ в дистанционной форме или с применением дистанционных технологий для педагогов — процесс весьма увлекательный. А для детей поколения Z, уже не представляющих жизни без гаджетов, — это интересные занятия «в ногу со временем».
Обзор 10 систем дистанционного обучения
СДО, соответствующая международным стандартам. Простая в использовании, с понятным интерфейсом, не требующим глубоких знаний в технологиях для создания курса и его использования. Как и в других системах, основой курсов выступают модули, которые можно редактировать, экспортировать, скрывать или открывать. В систему встроены мультимедиаприложения для просмотра видео и прослушивания аудио. Внутри модуля есть возможность настройки зданной и свободной навигации. Для работы со студентами предусмотрены чат, форум, внутренняя почта, обмен файлами, создание коллективных проектных работ, инструмент для видеоконференций. В Dokeos есть менеджер отчетов, который формирует данные об успеваемости студентов, показывает, как долго и интенсивно они работали с курсом.
Бесплатная российская платформа для дистанционного обучения. Дополнительные услуги, например аренду сервера, можно докупить в процесс использования. Поддерживает загрузку и создание курсов. Конструктор на платформе позволяет создать 40 типов контента разного уровня сложности, вплоть до интерактивного видео. Большое количество шаблонов и заготовок и простота позволяют создавать курсы без предварительного обучения. Также можно создавать тестовые задания и анализировать процент правильных ответов на тот или иной вопрос. Пока в системе нет большого количества функций, особенно связанных со взаимодействием с учащимися и интеграцией с другими сервисами, но продукт постоянно дорабатывается.
Flora LMS
Платформа для создания онлайн-курсов Flora имеет русскоязычную версию. Больше подходит для бизнес-структур, однако может использоваться и преподавателями образовательных организаций, которые предоставляют дополнительную квалификацию, не входящую в стандартный учебный курс. Сервис предполагает продажу курсов и отслеживание аналитики продаж. Как и в других LMS, здесь вы можете разрабатывать курсы, однако их размещение происходит на цифровой витрине с ценой. Каждый курс имеет отдельную веб-страницу, куда можно добавить описание курса, его программу и отзывы. Курсы можно разбивать по категориям, предлагать скидки и купоны. Обучение здесь геймифицировано, что улучшает восприятие материала и оптимизирует рутинные процессы, такие как выдача сертификатов.
Moodle
Конечно же, нельзя не упомянуть о данной платформе. Гибкая и настраиваемая система LMS Moodle с открытым исходным кодом и возможностью добавления плагинов является одной из самых популярных СДО в России. Moodle расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система имеет мобильную версию, но также можно пользоваться и web-версией либо приложением для компьютера. Если вы только начинаете знакомиться с Moodle, то можете ознакомиться с основными функциями на демонстрационном сайте: https://sandbox.moodledemo.net/
Платформа подходит как для самостоятельного обучения, так и для онлайн-взаимодействия с преподавателем: лекции в режиме реального времени, форум, блоги, почтовый сервис, видеочат. К курсам можно прикрепить ссылки на литературу на ЭБС. Каждый студент может выбрать темп освоения материала и наполненность тем.
Базовая система eFront предоставляется бесплатно, есть открытый исходный код. Как и у Moodle, здесь есть демонстрационный сайт для ознакомления с основным функционалом. На данной образовательной платформе работает НИУ Высшая школа экономики. eFront постоянно оптимизируется, что делает работу с системой быстрой и минимизирует время перехода от одной страницы к другой. На сайте функционал представлен в виде иконок. Для создания уроков предложен блочный макет. Отдельно в системе выделяется работа с управленческими компетенциями и навыками, предусмотрена система создания штатного расписания и отслеживание карьерного роста. eFront русифицирована, в отличие от многих других LMS здесь есть функция электронного деканата, которая позволяет упорядочить управление учебным процессом: разбивка студентов на группы, создание журналов успеваемости и т. п.
Docebo
Платформа для разных видов обучения, как формального, так и экспериментального. Входит в двадцатку лучших СДО. В платформе четыре модуля: Learn, Coach and Share, Extended Enterprise, Perform. Основным модулем является Learn, который входит в базовую стоимость, остальные нужно докупать. Learn является модулем формального обучения, где вы можете загружать учебные курсы, создавать обучающие программы, делать тесты и отчеты. Coach and Share — модуль неформального социального обучения. В нем специалисты могут задавать вопросы экспертам и делиться собственным опытом. Сервис имеет русифицированную версию, его можно кастомизировать и модифицировать внешний вид для разных ролей.
TalentLMS
Облачная LMS, которая подстраивается под нужды пользователя, поэтому в системе доступны расширенные профили. Отличается простотой интерфейса, сразу при заходе в личный кабинет администратор видит инструменты управления и статистику активности. В главном меню сделаны простые кнопки для навигации. На сайте есть обучающий курс по работе с системой. Поддерживается загрузка курса, но только из eLearning-форматов. Отчетность доступна по множеству критериев: по пользователям, заданиям, тестам, группам и т. д. Но персонализированные отчеты с несколькими характеристиками доступны только в платном тарифе. Здесь так же, как и в Flora, можно продавать курсы и создавать сертификаты по их завершению.
Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне
Онлайн обучение давно перестало быть набором лекций, которые можно посмотреть на компьютере. Сегодня это эффективный инструмент получения знаний. Технологии дистанционного обучения вышли на новый уровень и стали более доступными.
Что такое технологии дистанционного обучения
Не так давно дистанционный формат считался сложным и непонятным. Но сегодня его активно используют во всех образовательных направлениях — например, в системе школьного и высшего образования, в развитии персонала в компаниях и в обучении клиентов онлайн-школ.
Под онлайн обучением многие до сих пор понимают работу преподавателя и ученика на расстоянии. На самом деле, это понятие гораздо шире. Технологии дистанционного обучения — это совокупность новейших информационных методов и форм развития, которые обеспечивают проведение учебного процесса на расстоянии. Дистанция больше не препятствует живому общению, интерактиву и получению практического опыта.
С образовательной точки зрения электронная форма обучения дает выбор: в режиме реального времени участвовать в вебинарах, писать в чат и задавать вопросы лектору (синхронный формат) или просматривать записанные и подготовленные уроки в свободное время (асинхронный формат). Но такие возможности были не всегда.
История электронного обучения
Первые шаги и этапы в дистанционном обучении были сделаны еще в начале 19 века в Англии. Преподаватель по стенографии пересылал учебные материалы письмами и принимал экзамены по почте. Почти одновременно «корреспондентское обучение» начали практиковать в высших учебных заведениях Европы и Америки. Идея пользовалась популярностью, потому что открывала доступ к образованию людям разного вероисповедания, национальности и социального статуса.
В 20 веке у почты появились достойные конкуренты — радио и телевидение. Все желающие могли слушать дискуссии, лекции и получать задания, а позже – смотреть обучающие курсы по ТВ. В конце прошлого века обучение с применением дистанционных методик начали использовать и в России. Но это было все еще одностороннее взаимодействие. Все изменилось с появлением Всемирной паутины, которая сделала учебный процесс интерактивным и двухсторонним.
Сегодня дистанционная форма обучения больше не является вспомогательной. Видеоуроки, размещенные в интернете, уже не так привлекают людей. Новые онлайн-курсы в большинстве своем не обходятся без обратной связи, анализа результатов и проверки эффективности обучающей программы.
Дистанционные технологии активно внедряются не только в область школьного и университетского образования, но и в корпоративную культуру. По статистике 60% молодых специалистов отдают предпочтение работодателю, который предлагает своим сотрудникам обучение на рабочем месте. Так называемый онбординг (onboarding — с англ. «адаптация») в дистанционном формате особенно популярен в условиях пандемии и будет только набирать обороты в меняющемся мире.
7 преимуществ дистанционных технологий перед очными
За дистанционным обучением будущее — это не просто избитая фраза, а реальность. Технология онлайн-образования для школьников, студентов, сотрудников офисов и работников предприятий имеет ряд существенных преимуществ:
Подробней о преимуществах онлайн формата читайте в отдельной статье.
Несомненно, дистанционный формат существенно облегчает жизнь и повышает продуктивность его участников. Но важно учитывать некоторые нюансы.
Трудности онлайн обучения и как их решить
Развеем несколько самых популярных мифов о недостатках дистанционного образования:
Дистанционный подход к образованию имеет свои слабые стороны, но мы живем в 21 веке, а значит, можно найти решение.
6 современных технологий дистанционного обучения
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий включает не только знакомые всем вебинары и конференции в Zoom. На сегодняшний день инструментарий настолько широкий, что уже составляются энциклопедии форматов онлайн-образования. Рассмотрим самые эффективные и перспективные технологии, используемые в онлайн обучении.
Обучающие игры
Информационные технологии дистанционного обучения не обязательно подразумевают тонны материала в аудио- и видео формате. Зачастую для эффективного решения каждодневных задач бизнеса подходит моделирование реальной рабочей ситуации. Современные виртуальные средства позволяют легко внедрить обучающую игру в систему онлайн-обучения персонала в любой компании. Это могут быть как персональные, так и многопользовательские обучающие игры. Сотрудник будет приобретать необходимые навыки, как говорится, без отрыва от производства.
Например, в онлайн игре механику сервиса технического обслуживания нужно принять новый автомобиль и в правильной последовательности выполнить работу.
Диалоговые тренажеры
Диалоговый тренажер — это не заучивание избитых фраз, а незаменимый помощник в сфере продаж. Он представляет собой виртуального персонажа, с которым нужно правильно провести беседу. Например, в туристическое агентство пришел человек, чтобы заказать тур. Сотрудник должен так построить диалог, чтобы не только не отпугнуть клиента, но и сохранить у него положительный образ компании.
Такой текстовый кейс хорошо формирует навыки общения при переговорах, презентации продукта, заключении сделки, коммуникации с коллегами или партнерами на иностранном языке.
Скрайбинг
To scribe — с англ. «писать», в данном контексте подразумевается больше как «рисунок от руки». Суть скрайбинга в сопровождении текстовой информации визуальными образами. Наш мозг гораздо лучше запоминает то, что видит, чем то, что слышит. К примеру, в PR и маркетинге без скрайбинга не обойтись. Графические и динамические презентации хорошо воспринимаются и запоминаются. Сотрудники быстро усваивают большие объемы сухой теории и тут же применяют полученные знания в работе.
Скрайбинг-презентации — «маст-хэв» для топ-менеджеров, бизнес-тренеров, коучей и собственников бизнеса.
Чат-бот
Чат-бот — специальная программа для мессенджеров и социальных сетей, которая «умеет» задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию, принимать заказы и выполнять простые поручения в автоматическом режиме. Это такие себе роботы, запрограммированные на общение с пользователями.
Современные чат-боты обладают искусственным интеллектом и хорошо имитируют живое общение. С каждым днем они становятся «человечнее», учатся распознавать эмоции и проводить аналитику. Это образовательная технология будущего, которая сочетает в себе индивидуальный подход и вовлеченность в процесс обучения. Некоторые исследования доказывают, что тренинги в формате чат-бота гораздо популярнее среди пользователей и проходятся в разы быстрее обычных онлайн-уроков.
Виртуальная реальность
С технологией виртуальной реальности (VR, virtual reality) знакомы многие благодаря играм. Но она расширяет свои горизонты и уже активно используется в образовательных целях. С помощью VR можно создавать эффектные симуляторы: человек надевает очки и попадает в рабочее пространство — например, пилот самолета попадает в виртуальную кабину. Профессиональные навыки отрабатываются очень быстро, при этом в полной безопасности.
Электронные курсы
Онлайн курс может объединять в себе сразу несколько упомянутых методик, а также содержать привычные всем форматы и типы контента — видео, текст, вебинар, подкаст, анимированную инфографику, учебный чат и практические упражнения. А организаторы тренингов могут проводить экзамены и онлайн тестирования, контролировать скорость и результаты обучения всех участников.
Например, вам нужно обучить новых продавцов. При этом они должны знать всю информацию о представленных в магазине товарах, уметь правильно общаться с клиентом, отрабатывать возражения и еще, желательно, постоянно повышать продажи. Все эти задачи можно объединить в один обучающий курс, добавив презентации, диалоговый тренажер, видеолекцию и тесты. Читайте подробней как создать онлайн курс.
Все эти технологии легко внедрить в любой бизнес, если пользоваться специальными инструментами.
Как организовать обучение с применением онлайн технологий
Технология дистанционного обучения — только звучит сложно. Существует множество удобных и понятных инструментов для организации обучения как в онлайн-школах, так и в компаниях. Больше не нужно нанимать специалиста, с нуля писать обучающую программу для персонала, лично контролировать каждого сотрудника и вручную проверять выполнение заданий. Есть готовые решения для бизнеса — специальные онлайн-платформы.
Образовательная платформа — одновременно сервис и информационное пространство, в котором вы можете:
Например, онлайн-платформа Unicraft позволяет автоматизировать обучение, подстраивать курс под себя и давать доступ неограниченному количеству учеников. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами курсов для разных сфер бизнеса, постоянной поддержкой для быстрого запуска онлайн-обучения в любом формате. Интеграции с другими сервисами позволяют проводить и хранить вебинары, создавать интерактивные курсы в формате SCORM, разрабатывать диалоговые тренажеры и подключать чат-ботов.
За технологиями дистанционного обучения будущее, стоит начинать его строить прямо сейчас.