инструменты педагога в обучении
Статья по педагогике «Педагогический инструментарий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методический инструментарий педагога
Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете.
Методический инструментарий педагога – это использование инновационных технологий обучения и системы интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований стандартов второго поколения.
Среди множества технологий по направлениям модернизации в настоящее время приобретают наибольшее значение личностно-ориентированные технологии и технологии на основе активизации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения, был и остается одним из основных. Под этим понятием понимают такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Одной из самых удачных технологией для этого является технология интерактивного обучения.
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Обучение во взаимодействии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения проблем. В образовательном процессе мы понимаем под интерактивным обучением специальную форму организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания, между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование УУД субъектов обучения.
Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
Применяют следующие интерактивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер». Применение данной технологии целесообразно на обобщающих уроках, семинарских занятиях или отдельных этапах урока (на этапах овладения учащимися способами УД, воспроизведения и коррекции знаний), при формировании надпредметной и межпредметной компетенций.
Модерация – технология проведения занятия в интерактивном режиме. Основная цель данной технологии – развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем. Модератором является учитель или подготовленный им ученик, группа учеников.
I этап — знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы
Создается настрой учащихся на предстоящую работу. Модератор обозначает свою роль, задачи предстоящей работы и результаты, которые нужно получить.
II этап — определение и формулировка проблемы или темы обсуждения На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, выявляются приоритеты для обсуждения.
III этап — обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов в малых группах проводится обсуждение темы. Необходимым условием является выполнение предварительно оговоренного временного регламента .
III этап — обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов. Заранее модератор готовит различные алгоритмы, «сценарии» для такого обсуждения, которые даются участникам в качестве рекомендаций. Результаты обсуждения в группах представляются всем учащимся с помощью листовок, плакатов, презентаций или других средств визуализации, на основании чего проводится общая дискуссия.
IV этап — обобщение и конкретизация результатов, подведение итогов работы. Модератору предстоит, проанализировав, обобщить проделанную работу и представить участникам результаты обсуждения. Демонстрация плакатов, слайдов, опорных конспектов на которых зафиксированы все результаты работы и заметен вклад каждого ученика, свободный обмен мнениями и впечатлениями, рефлексия, которая поможет учителю (модератору) определить степень усвоения учениками изучаемого материала и решения выдвинутой проблемы.
Технология «Открытого пространства» созданная Харрисоном Оуэном, используется для разработки новых продуктов и обучающих программ в образовательном процессе, для обмена опытом, в междисциплинарных исследованиях предлагает учащимся простой способ самоорганизации. Использование интерактивных технологий в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий, что соответствует требованиям, предъявляемым к уроку здоровьесберегающими технологиями. Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Однако если применять интерактивную методику в «первозданном» виде, она не будет соответствовать современным требованиям к педагогической технологии и, как следствие, может не достигнуть поставленных целей. Преодолеть эту проблему можно, применив в комплексе с интерактивным обучением информационно – коммуникационные, проектные и дальтон-технологии, проблемное обучение, что позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить каждому ученику возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении.
Технология проектной деятельности тесно связана с использованием ИКТ-технологий. Очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности: как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над исследовательским, социальным или практико-ориентированным проектом требует от учащегося развития навыков самостоятельного обучения.
В виде мини – проектов на каждом уроке может быть представлен материал по наиболее значимым и интересным с познавательной точки зрения вопросам темы. Проект может носить творческий, информационный или исследовательский характер. Представляется в форме мультимедийной презентации, устного журнала, опорного конспекта, схемы, стендовой выставки. Обязательно указывается цель, этапы и практическая направленность проекта.
Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления.
Проблемное задание отличается тем, что намеренно провоцируется создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление, разобраться и устранить их. В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. Проблемное задание может быть: тестовым, графическим, практическим, основанным на наглядно – образном материале, носить характер исследовательской работы. Проблемный вопрос – это то, с чего должен начинаться практически каждый наш урок. Согласно требованиям, предъявляемым новыми стандартами образования учитель должен приходить на урок с вопросами, а не с готовыми ответами и в процессе совместной деятельности находить ответы на все вопросы.
Дальтон-технология. Технология считается в настоящее время весьма перспективной, так как в ней заложены большие возможности для реализации личностно – ориентированного образования. Цели: Обеспечить индивидуализированное развитие ученика. Развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.. Дальтон-технологии: Дальтон-план, Дальтон-задание, Дальтон-лаборатория; Дальтон-«дом», Дальтон-час.
Одна из международных консалтинговых компаний проанализировала наиболее успешные образовательные системы планеты. Исследования показали, что единственный параметр, от которого зависят успехи детей и качество образования, – это взаимодействие учителя и ученика на уроке.
Нельзя улучшить результаты обучения, не повышая качество преподавания. Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на уроке должны способствовать успешному осуществлению учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результатов обучения.
Статья «Педагогический инструментарий воспитательных технологий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Педагогический инструментарий воспитательных технологий»
Педагогический инструментарий деятельностного компонента представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Они, как бы, выступают в роли специфических (педагогических) инструментов, с помощью которых осуществляется формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека.
Следует отметить, что в терминологии педагогического инструментария в отечественной педагогике в настоящее время нет четкости. В результате одни и те же понятия (например, лекция или индивидуальная беседа) в различных учебных источниках называются как формами, так и методами воспитания. В результате практически у каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемым.
В то же время большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления. В результате достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.
Каждая из представленных групп включает в себя формы, имеющие как преимущества над другой, так и недостатки. Например, телевизионные и радиопередачи, как формы фронтального воспитания, позволяют воздействовать на достаточно большое воспитательное поле, но не учитывают его возрастные, профессиональные, личностные и другие особенности, что снижает их педагогическую эффективность. В то же время в индивидуальной беседе этот недостаток полностью устраняется, но проявляется другой – недостаточный охват воспитуемых педагогическим взаимодействием. Однако правомерно считается, что их право на существование обусловливается целями, которые ставятся в той или иной воспитательной технологии.
Нередко в воспитательной технологии реализуются формы, применяемые в обучении (например, лекция, рассказ, объяснение и др.). Это вполне правомерно. Их отличие состоит лишь в содержательном компоненте – в воспитании они направлены на формирование или развитие личностной сферы человека, а в обучении – преимущественно на формирование системы знаний, а также познавательных или профессиональных навыков и умений.
Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий. В то же время И.Ф.Харламов рассматривает их как совокупность разнообразных способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Однако в этом случае в способе воспитательного взаимодействия отсутствует один важный элемент – средства воспитания.
Приемы воспитания(иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, самостоятельный цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания и предполагать использование разных воспитательных средств.
Средства воспитания- это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ и т.д.), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.
Каждый из рассмотренных педагогических инструментов воспитательных технологий отражает ее конкретную сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значимая роль отводится методам воспитания. В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной педагогической ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Вот почему существующие представления о систематизации методов воспитания в той или иной мере исходят из предпосылки о непосредственном взаимодействии педагога с воспитанником в сознательной и подсознательной сферах. Вследствие этого возможно выделение двух видов методов воспитания: педагогических и психологических.
· невербального воздействия, средствами которого выступают мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса и др.;
· эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, нравственное поучение и др.);
Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности воспитуемого. Следовательно, основные воспитательные усилия должны направляться на сознание воспитуемого, вследствие чего педагогические методы в воспитательной технологии играют ведущую роль.
Статья «Педагогические технологии: инструментарий современного педагога»
Описание разработки
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле…» (Н. А.Коменский)
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимодействия с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. “Если воспитание- постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:
развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;
взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель- ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
— коллективную систему обучения;
— технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
— обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень владения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Копилка образовательных on-line инструментов для педагогов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социальные аспекты обучения
2. Grockit: объединяет учащихся во время обучения, которое проходит курсами на этом большом социальном сайте.
3. EduBlogs: предлагает надежное и безопасное место для ведения блогов, как для себя, так и для всего вашего класса.
4. Skype: может быть отличным инструментом для поддержания связи с другими педагогами или даже участия в совещаниях в режиме онлайн.
5. Wikispaces: позволяет поделиться онлайн со своими учениками уроками, медиа и др. материалами, дать им возможность объединяться друг с другом для сотрудничества с целью построения своих собственных образовательных Wiki.
6. Pinterest: вы можете прикрепить практически любое изображение, которые вы считаете интересным и важным для размещения, многие учителя используют его как хранилище развернутых планов уроков, проектов и различных вдохновляющих материалов.
7. Schoology: педагоги могут управлять занятиями, привлекать к ним учеников, обмениваться контентом и общаться с другими учителями.
8. Quora: может использоваться для широкого спектра различных целей, он служит отличным инструментом для педагогов. Его можно использовать для сотрудничества и общения с другими профессионалами данной сферы или для вовлечения школьников в дискуссии после занятий.
9. Ning: позволяет любому создавать персонализированные социальные сети
10. OpenStudy: поможет мотивировать школьников на совместную коллективную работу по изучению материала.
11. ePals: это возможность связаться с кем угодно и где угодно, но ориентируется при этом на учеников, помогая им изучать языки и понимать различные культуры.
12. Khan Academy: многие учителя используют эту прекрасную коллекцию материалов по математике, естественным наукам, а также лекции по финансам и всевозможные викторины.
13. MangaHigh: огромное множество образовательных ресурсов на базе игрового обучения математике.
19. Kerpoof: учащиеся могут получить творческую самореализацию в процессе обучения, используя игры, интерактивные мероприятия, инструменты рисования и многое другое, что будет для них одновременно и увлекательно, и познавательно.
20. StudySync: это платформа с полнофункциональным инструментарием для преподавания и обучения, включая цифровую библиотеку, еженедельные публикации практического назначения, онлайн-сочинения и экспертные оценки, базовые задания и мультимедийные уроки.
21. CarrotSticks: широкий спектр обучающих игр по математике.
Планирование урока и инструментарий
Используя следующие технические инструменты, вы сможете объединить тематически важные уроки и создание удивительных и незабываемых ученических проектов.
22. Teachers Pay Teachers: у вас есть отличные уроки, которыми вы можете поделиться? Ищете что бы добавить к своему уроку? Здесь вы можете сделать обе вещи: продать собстве материалы для проведения школьного занятия, а также приобрести высококачественные ресурсы, предложенные другими учителями.
23. Planboard: этот онлайн-инструмент специально для учителей, с ним вы можете оценить и достовериться, насколько хорошо организованы ваши уроки и насколько гладко проходит ваш школьный день.
24. Timetoast: является отличным инструментом для ученических проектов, позволяющий им создать удобный, интерактивный график реализации проекта по минутам.
25. Capzles: позволяет легко собрать различные мультимедиа, (фотографии, видео, документы и даже посты в блогах) в одном месте, что делает его идеальным для преподавания, обучения или создания онлайн-проектов
26. Prezi: здесь можно создать презентации, которые приведут в восторг ваших учеников.
29. Quizlet: облегчает педагогам процесс создания учебных пособий для школьников, особенно различных карточек, которые помогают легко запомнить важную информацию.
30. MasteryConnect: позволяет ее легко отслеживать и анализировать насколько успеваемость ваших учеников находится в соответствии с государственными и другими базовыми стандартами.
31. Google Docs: можно создавать и совместно использовать документы, презентации, электронные таблицы, оставлять отзывы и впечатления о созданных учениками проектах.
32. YouTube: представлено множество прекрасных учебных материалов для занятий в школе.
33. TED-Ed: является не только прекрасным сайтом для получения вдохновения, но также содержит многочисленное видео, которое структурируется по теме и непременно станет полезным для обучения буквально всему: от того, как работает болеутоляющее средство до шекспировских сонетов.
34. Glogster: это социальный сервис, который позволяет комбинировать музыку, фотографии, видео и много другое, что вы только пожелаете. Т.е. позволяет создавать мультимедийные постеры, плакаты и т.п. Это отличный способ для создания учебных материалов и удобный инструмент для творческих проектов.
35. Creaza: хотите взять с собой в ХХІ век свои школьные проекты? Здесь-инструменты для мозгового штурма, создания мультфильмов, а также редактирования аудио и видеоматериалов.
36. Mentor Mob: поможет создать обучающий плейлист- коллекцией высококачественных материалов, которые вы можете использовать для изучения конкретной концепции.
37. Evernote: здесь можно собирать прекрасные идеи, фотографии, записи или др. интересное на своем аккаунте.
38. Twitter: существует множество способов использования в образовании. Учителя могут связываться с другими педагогами, принимать участие в чатах, делиться своими идеями, или даже использовать Twitter во время уроков, чтобы достучаться к ученикам.
39. Google Education: целый ряд интересных ресурсов, касающихся образовательных технологий для учителей, в том числе электронную почту и совместимые с ней приложения, видео, планы урока, профессиональное развитие и даже образовательные гранты.
40. Dropbox: с помощью простого бесплатного сервиса легко хранить, обмениваться, и иметь доступ к всевозможной информации из любой точки мира
41. Diigo позволяет использовать Интернет словно бумажные материалы, создавая возможность во время чтения что-то подчеркнуть, выделить, сделать закладки, заметки или даже прикрепить стикер.
42. Apple iPad: это один из наиболее востребованных, хотя и дорогих высокотехнологических инструментов, которые используются в проведении современных школьных уроков.
43. Aviary: набор инструментов, которые позволяют легко редактировать изображения, эффекты, образцы, музыку и аудио или же создавать и изменять скрины.
Примеры зарубежных и российских ресурсов
относимых к тому или иному типу
1. Типология по формату:
Агрегаторы — ресурсы, позволяющие осуществлять поиск по базам лекций, видеозаписей и других учебных материалов.
Зарубежные примеры: SkilledUp, EMMA, Degreed, CK-12.
Российские примеры: Медиатека образовательных ресурсов, Eclass, Edumarket,Мой универ.
Контентные сайты, приложения или учебники — отдельные ресурсы,предлагающие материал по определенному предмету или теме. К типу относятся контентные проекты, в которых интерактивные и/или социальныефункции не предусмотрены вообще или представлены в минимальномобъеме (например, учебники в формате PDF или приложения, работающиекак простые справочники).
Зарубежные примеры: Wikipedia.
Российские примеры: Право для школьников, Глазарий языка
Видеолекции — сайты с видеоуроками; материалы могут сопровождаться заданиями или конспектами.
Зарубежные примеры : MIT OpenCourseWare, Khan Academy.
Онлайн-курсы — платформы с полноценными онлайн-курсами от университетов или компаний. Предлагают возможности для обучения, кооперации,оценки, получения сертификата. Курсы могут быть платными или бесплатными (MOOC). Изначально большинство платформ были ориентированы на взрослую аудиторию, однако сегодня развиваются и курсы для школьников.
Зарубежные примеры : Coursera, edX, Udacity, Iversity, Udemy.
Социальные платформы для обучения — платформы с функциями социальных сетей, позволяющие совместно работать над проектами, общаться научебные темы или обмениваться опытом. К ним относятся и DIY-сообщества.
Зарубежные примеры: Lore, Busuu, Open Study, DIY.
Российские примеры: ГлобалЛаб, I2istudy, Naplotu, Learnee, Марабака.
Вопросно-ответные сервисы — социальные сервисы, позволяющие находить ответы на конкретные вопросы и задавать собственные. Вопросы и ответы участников участвуют в системе рейтингования.
Зарубежные примеры: Quora, Stack Exchange.
Российские примеры: TheQuestion, Школьные знания.
Платформы для тьюторинга — сайты, где можно найти репетитора и пройти урок прямо в интернете (браузерный сервис или по Skype).
Зарубежные примеры: Lingvist, Skill Pocket.
Российские примеры: Preply, Skyeng, Teachbase, Tutorion, Дистанционный репетитор.
Интерактивные учебники, тренажеры — ресурсы, позволяющие осваивать предметы в интерактивном режиме. Это могут быть интерактивные учебники, тренажеры или отдельные приложения, совмещающие разные функции (изучение теории, решение задач, проверка знаний).
Зарубежные примеры: учебники Knewton, TenMarks.
Российские примеры: BitClass, Uchi.ru, ЯКласс.
Видеоигры и симуляторы — образовательные игры, существующие в виде браузерного приложения или отдельной программы (в том числе полноценные видеоигры).
Российские примеры: InBrain, InCell, N-O-C-H, Лабукап.
2. Типология по содержанию
Предметные сервисы — сервисы и приложения с материалами по различным предметам из школьной программы.
Российские примеры: 01Math, ClearMath, Мат-решка, Русский язык. Образование по-новому, Глазарий языка, Разбираем интернет, Твоя история,Право для школьников.
Ресурсы по иностранным языкам — сервисы и приложения для изучения иностранных языков; позволяют изучать теорию, выполнять задания;часто включают геймификацию.
Зарубежные примеры : Duolingo, Hello-Hello, What a Trip!
Российские примеры : LinguaLeo, Easy Ten, Dctio, i2istudy.
Ресурсы по программированию — сервисы, приложения и сообщества для обучения программированию
Зарубежный пример: Code.org.
Российские примеры: Hexlet, HTML Academy, Geek Brains.
Ресурсы для развития некогнитивных навыков — сервисы и приложения для развития некогнитивных навыков: внимания, логики, лидерских качеств и проч.
Зарубежный пример: Lumosity.
Российские примеры: BoostBrain, Brainify.
Ресурсы для подготовки к экзаменам — онлайн-курсы, сервисы и приложения для подготовки к экзаменам (ЕГЭ и ГИА).
Зарубежный пример: Khan Academy.
Российские примеры : Examer, Maximum, Quentin, Sibege, Smart Fox, YouClever.
3. Вспомогательные сервисы
Ресурсы для работы с текстами — программы, упрощающие написание текстов посредством проверки орфографии, пунктуации, стиля.
Зарубежный пример: Grammar.ly.
Российские примеры: Орфограммка, Главред, Test the Text, Вернский, Пазл-текст.
Ресурсы для создания тестов — редакторы тестов и сервисы для создания мемо-карточек. В базе проектов копятся готовые комплекты заданий по различным предметам.
Зарубежные примеры: Quizlet, Exam Time, Memrize.
Российские примеры: OpenTest.
Ресурсы для карьеры и стажировок — сайты и сервисы, с помощью которых школьник может выбрать стажировку и/или пройти ее дистанционно.
Зарубежный пример : Campus Tap.
Российские примеры : Edumoko, We Study In, CareerDriver, Changellenge