интеграция учебных дисциплин в процессе обучения по одной дисциплине это признак
Интеграция учебных дисциплин
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Интеграция учебных дисциплин
Виды межпредметных связей
Уровни интеграции
Разработчик: Кузнецова Н.А.
Описание слайда:
Актуальность
«Монологическая» система образования утратила свою эффективность
«Конкурирующий» характер учебных дисциплин
Каждая учебная дисциплина – набор сведений из определенной области знаний, не дающая системного описания действительности
Описание слайда:
Проблемы
Овладение учащимися обрывочными сведениями
Неумение учащихся связывать материал одного предмета, разных предметов
Затруднения у учителей в грамотном применении знаний из других предметов учителя
Описание слайда:
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интеграция содержания – процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплинс целью формирования целостного представления о мире
Описание слайда:
Уровни интеграции содержания учебного материала
Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельного учебного предмета
Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин
Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования
Описание слайда:
Внутрипредметная интеграция
Степень интеграции
Средняя
Высокая
Вертикальное интегрирование: содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями; «пресование» материала в крупные блоки
Ученики расширяют и углубляют круг знаний по исходной проблеме
Горизонтальное интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий
Информация постигается путем перехода от одного элемента к другому, которая доступна в пределах крупной единицы усвоения
Описание слайда:
Теоретические – это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.
(единство и борьба противоположностей)
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Горизонтальное интегрирование
последовательная интеграция
(степень интеграции слабая)
За содержательную единицу берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин
Материал других предметов включается эпизодически; сохраняется самостоятельность каждого предмета, его цели, задачи, программа; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением материала другого предмета
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Вертикальное интегрирование
(степень интеграции слабая)
Объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ и т.п., которые как ключевая фраза проходит через несколько уроков в течение, например, недели.
Выделяется различное количество времени (от 5 минут и более); осуществляется иной подход к теме: новые взаимосвязи, ассоциации и.т.п.
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Горизонтальное интегрирование
(степень интеграции средняя)
параллельная интеграция
Предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого предмета; в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно – двигательные), что обеспечивает прочность образования
(мелодия, рисунок, объект, слово, изделие)
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Смешанный тип интеграционных связей
(степень интеграции средняя)
На уроке может использоваться и последовательная, и параллельная интеграционные связи
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Опоясывающий тип интеграционных связей
Описание слайда:
Межпредметная интеграция
Горизонтальное интегрирование
(степень интеграции высокая)
Объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий
Самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа интегрированного курса
Описание слайда:
Транспредметная интеграция
Горизонтальное интегрирование
(степень интеграции высокая)
Объединение в единое целое содержания образовательных областей, организованных по межпредметному уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования
Описание слайда:
Развивающие возможности интегрированного урока
Реализация важнейшего принципа дидактики – принцип системности обучения
Повышение уровня знаний учащихся по предмету, проявляющееся в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук
Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение)
Развитие системного мировоззрения
Описание слайда:
Подготовка интегрированного урока требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, поэтому создание урока в этой технологии достаточно трудоемкий, и сложный процесс.
К использованию интегрированного урока можно прибегнуть при:
обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;
желании сэкономить время на изучение темы, взяв готовое содержание из параллельной дисциплины;
изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни;
выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
Демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
Создании проблемной, развивающей методики обучения предмету
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья: «ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Киселева Юлия Альбертовна
учитель начальных классов
Орехово-Зуево, Московская область
Колычева Галина Юрьевна
канд. филол. наук, доцент
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-
г. Орехово-Зуево, Московская область
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос интеграции в образовании. Авторами также проанализированы понятия «учебная дисциплина» и «научная дисциплина» и рассмотрена возможность интегрированного обучения.
Ключевые слова : интеграция, учебная дисциплина, научная дисциплина, образование, интегративность.
Интеграция предполагает объединение частей в нечто целое. Чем является интеграция для образования? В образовании — это проблема межпредметного синтеза отраслевых научных знаний в учебных дисциплинах.
Рассмотрим, какие вариации на тему интегративности могут прослеживаться в обучении. Общепонятной интеграцией, и ее сподвижниками считается: модернизация образования, новый подход, желание соединить разные предметы, дисциплины, бытует идея взаимопроникновения, отмечают даже такое понятие, как «междисциплинарные уроки».
Изначально, понятие «учебная дисциплина» следует отличать от понятия «научная дисциплина». В данном случае, мы можем наблюдать некоторое столкновение понятий. Ведь учебная дисциплина предназначена для систематического изложения знаний в образовательном процессе. Безусловно, учебная дисциплина, предполагает конструктивную переработку отраслевых научных знаний для целостной характеристики какого-либо объекта. Интересно то, что обычные предметы, школьные, выполняющие роль учебных дисциплин, в строгом смысле этого понятия таковыми не являются, так как их чаще всего представляют научные дисциплины, которые являются отраслевыми знаниями частных наук.
Однако на общеобразовательном уровне просвещения, в первую очередь в школе, включить все многоотраслевые научные знания в ограниченные по времени учебные программы в том же виде, в каком они существуют в науках, невозможно. Поэтому возникает проблема интеграции с иного ракурса, с позиции – внедрения и существования многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин.
Рассмотрим вторую идею интеграции, более классическую.
Следует отметить, что именно уровень развития современной науки способствует такому интенсивному развитию общества и учеников. Из этого следует, что именно интеграция знаний, а особенно общественных и естественно- научных, технических, в свою очередь потребует нового подхода к организации учебного процесса. Новый учебный процесс должен быть ориентирован на всеобщую связь и единство окружающего мира.
В данных высказываниях мы можем особенно отметить то, что интеграция не только предполагает взаимовлияние, взаимопроникновение учебных предметов, но и требует нового педагогического подхода – чем и занимается педагогика, разрабатывая инновационные и передовые технологии и подходы.
Само явление «интеграция» развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. Сегодня наибольший интерес представляет новая стадия развития интеграции в образовании. Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Интегрированное обучение – это система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным учебным предметам в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.
Проанализировав литературу по данному вопросу, мы можем отметить более широкое применение понятия интеграции. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интегративно-тематический подход, который мы можем извлечь из теоретического изложения различных педагогических статей, позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана, то есть учесть взаимосвязь естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учителю необходимо планировать систему уроков.
В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрируемых предметов. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Мы можем сформулировать результат интегрированного обучения, который проявляется в следующем:
– в повышении уровня знаний по предмету,
– в изменении уровня интеллектуальной деятельности,
– в эмоциональном развитии учащихся,
– в росте познавательного интереса школьников,
– во включении учащихся в творческую деятельность.
После прочтения и изучения материала на данную тематику, необходимо отметить, что интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Мы считаем, что в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, так как у ребёнка ещё небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.
Главной особенностью интегрированного урока, на наш взгляд, является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
В итоге, мы можем отметить, что интегрированный урок – это такой урок, который непосредственно решает задачи перспективной интеграции.
Интегрированный урок – это урок сложного сочетания, единства, он находится в иной плоскости, нежели дисциплины, на основании которых он построен. Также, мы можем говорить и об уровне интегративных процессов. Они определены в данном случае именно тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию. Интеграция – как определенная система в деятельности учителя, исключает статус самоцели, предполагает наличие конкретного результата, к чему в принципе и стремится интегрированный урок.
Список использованной литературы
Коложвари И. Интегрированный курс, как его разработать / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1999. – № 1/2. – С. 219 – 223.
Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 87 – 89.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1981. – 95 с.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1987
Педразвитие
Авторы: Бадаева Марина Павловна, Коренкова Алена Валерьевна
Должность: учитель математики, учитель английсского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Дрезна, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Интеграция учебных дисциплин в контексте современного образовательного процесса»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
для районной Ярмарки педагогических технологий 2019
на тему: « Интеграция учебных дисциплин в контексте
современного образовательного процесса »
Бадаева Марина Павловна
Коренкова Алена Валерьевна
учитель английского языка
— процесс установления связей между структурными компонентами
содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования
целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие
В условиях современной жизни образование поставлено перед необходимостью
выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а
как органическая часть окружающего мира.
Модернизация системы образования, изменения, происходящие в современном
обществе требуют поиска новых форм организации обучения, применения новых
технологий в образовательном процессе для разрешения противоречий, обусловленных
-содержанием современного образования и требованиями, предъявляемыми к
выпускникам общеобразовательной школы
-необходимостью формирования творческой личности и преобладанием логических
методов познания в процессе обучения школьников в ущерб художественно-
образными методами познания
-необходимостью формирования целостной картины мира и действующей
предметоцентрической системой обучения: внутренние закономерности
творческого развития наиболее полно выявляются при изучении всей системы, а не
изолированных учебных дисциплин
-имеющимися научными данными об интегративном подходе и недостаточной
эффективностью его использования в учебно-воспитательном процессе с целью
развития творческих способностей школьников.
гуманизация и гуманитаризация образования актуализировали разработку и внедрение в
образовательный процесс инновационных технологий. Их основой стала интеграция
содержания образования, способная сформировать у школьников универсальные и
одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи
интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности. Поэтому
технология интеграции учебных дисциплин необходима в современной системе
образования и это вызвано рядом объективных причин:
1.Традиционная «монологическая» система в образовании становится все менее
2.В современной школе учебные дисциплины носят конкурирующий характер.
3.Каждая дисциплина представляет сама по себе набор сведений из определенной области
знаний и не может претендовать на системное описание действительности.
Актуальность интегрированного обучения объясняется рядом причин:
1.Формирование единой, целостной картины мира.
2.Ориентация на новые результаты образования на основе системно-деятельностного
3.Повышение мотивации учения,формирование познавательного интереса учащихся.
4.Формирование компетенций,обеспечивающих учащимся творческое развитие личности.
Это обучение реализует в себе:
Целостность образовательного процесса:
содержание («всеохватность» различных областей знаний)
взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, методов и форм обучения
присутствие в учебном процессе всех комплексов целостной деятельности:
цели, планировании, практической деятельности, самоконтроля, коррекции.
Системность в комбинировании элементов разных систем, т. е. выбор и инструмент
обучающих средств определяются приоритетом личностного подхода, научными
основами и конкретной ситуацией.
Главными идеями интегративного обучения являются:
личностная направленность обучения. Человек признается главной ценностью
образовательного процесса, в процессе обучения идет развитие и обучающихся и
преподавателей. В то же время личностный подход не предполагает только
развитие для каждого обучающегося, но и необходимое развитие социальных и
формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов
деятельности (усвоение знаний на основе осознания закономерностей, общего
принципа, обобщения). Изучение взаимосвязей, умение определять связь
изучаемого с другими темами курса, сочетание творчества и регламентации.
приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние и
системность в обучении (осознание учащимися связей внутри научной теории)
диалогичность. Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается
между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и
связаны с идеей межпредметных связей.В основе своей идея межпредметных связей
родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного
Еще в 17 веке Ян Амос Каменский говорил, что начальная школа должна учить не
только чтению,письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд
общих знаний, основанных на интересах детей. Великий педагог К.Д. Ушинский строил
изучение русского языка в тесной взаимосвязи с литературой. И сейчас объединение в
одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в
обучении.Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения
конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о
природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных
учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на
одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их,
устанавливает причинно-следственные связи.
Интеграция в обучении выполняет ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на основании интеграции
возможно формирование у учащихся целостного представления о мире.
Образовательная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью
формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность,
Развивающая функция таких уроков определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,
самостоятельности. Интеграция уроков помогает преодолеть предметную инертность
мышления и расширяет кругозор учащихся.
Воспитывающая функция реализует комплексный подход к воспитанию, повышает
идейно-воспитательную и политическую направленность обучения.
Конструктивная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью
совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на
достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.
1. Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или
иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы,
2. Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины
3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации
усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления,
способность сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения.
активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять
развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
5. Доказательность решения.
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
-Интеграция может осуществляться на любом этапе образовательного процесса:
-Интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства
и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
-Интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные
-Интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии,
-Интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов
Интегрированная технология обучения позволяет:
-рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;
-более четко систематизировать учебный материал;
-создать у детей представление о целостной научной картине мира.
Каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе? Какие
средства и формы обучения можно использовать?
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
1.внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений и т. п. внутри отдельных
2.межпредметная- синтез фактов,понятий,принципов и т. д. двух и более дисциплин;
3.транспредметная-синтез компонентов основного и дополнительного содержания и
Вертикальное интегрирование: спиральная структура на основе принципа
концентричности, содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и
Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и
усложняются, познания углубляются.
Особенность: постигается информация перехода от одного элемента к другому, доступная
лишь в пределах крупной единицы усвоения.
Вертикальное интегрирование: объединение нескольких школьных предметов с целью
организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное
состояние, нравственный и эстетический смысл – она как ключевая фраза, лейтмотив
проходит через несколько уроков в течение недели.
Особенности: выделяется различное количество времени (от пяти минут и более);
на уроке может осуществляться иной подход к разбору произведения, новое образное
сравнение, ассоциации и т.п.
Горизонтальное интегрирование: линейная структура; за содержательную единицу
обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин.
Особенности: материал других предметов включается эпизодически; сохраняются
материале, и с введением дополнительного материала.
Горизонтальное интегрирование: объединение в единое целое содержания
образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню
интеграции, с содержанием дополнительного образования.
предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых
содержится в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах;
в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные,
обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования
условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
Их можно реализовать как:
1.Интегрированный курс(элективные курсы, курсы по выбору, дополнительные учебные
предметы) автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения,
которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно
ином уровне.Горизонтальное интегрирование: объединение нескольких учебных
предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Особенности: предметом анализа опять выступают многоплановые объекты,
информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, но
самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа,
направленная на целостность педагогической системы;
исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, круг связанных с ней знаний
расширяется и углубляется; происходит все большее усложнение соотношений элементов,
сближение блоков во времени может привести к иной форме организации учебного
процесса: учебный день, учебная неделя.
2.Интегрированное задание-разновидность учебной задачи.Его особенность заключается в
синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в
объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы,ради познания
одного объекта или предмета.
3.Интегрированный урок- особый тип урока,объединяющий в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одног понятия, темы или
предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых
содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого
предмета (цели, задачи, программа); в процесс познания включаются все анализаторы
(зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что
обеспечивает прочность образования условных связей.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими
предельной четкостью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;
информационной емкостью учебного материала,используемого на уроке.
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он
состоит из нескольких этапов.
1.Подготовительный 2. Исполнительный
Цель этого этапа – вызвать интерес
учащихся к теме урока, к его
содержанию. Способы вызова интереса
учащихся могут быть различные, например,
описание проблемной ситуации или
В заключительной части урока необходимо
обобщить всё сказанное на уроке, подвести
итог рассуждениям учеников,
сформулировать чёткие выводы.
проводится анализ урока.
Необходимо учесть все
Важное место в качественном проведении урока играет «постановка» сценария.В него
входят три составляющие:
1) Деятельность учителя. Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно
может быть: Паритетным, с равным долевым участием каждого из них,
Один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
Весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и
2) Форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем:
Позитивные формы взаимодействия учителя и учеников в
-высокий уровень эмпатии учителя
-умение учителя принимать ученика таким, какой он есть на самом деле
-гибкость мышления учителя
-умение учителя адекватно оценивать себя
-отсутствие у учителя стереотипов в восприятии учеников
совместное определение целей образования
совместное планирование учебного процесса
совместное распределение сил и средств на основе возможностей учителя и учеников
социальная активность учителя
эмоциональная стабильность учителя на уроке
забота учителя об учениках
высокий уровень эмпатии учителя
социальная активность учителя
умение учителя прийти на помощь ученикам
Негативные формы взаимодействия учителя и учеников в
1. Конфронтация учителя на уроке с учениками
2. Подавление учителем учеников на уроке.
3. Конфликт учителя с учениками на уроке.
4. Индифферентность учителя по отношению к ученикам на уроке.
3) деятельность учащихся по выполнению учебной задачи
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов
особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на
уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие
формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает
совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая —
в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или
Фронтальная форма организации учебной деятельности:
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой
вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно
выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и
обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с
учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения
школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует
установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и
учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма,
позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих
товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке:
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с
его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа
с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками
(справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров,
написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных
наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся:
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
-класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством
лидера группы или учителя;
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и
оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
-состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого
Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых
необходимо привлечение знаний из других областей и его основная цель-обучение
учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении
новых вопросов и задач.
Интегрированные уроки могут быть различными по форме их проведения. Это может
быть дискуссия, конференция, лекция. Все зависит от творчества учителя, темы урока.
Типы и формы интегрированных уроков
Урок формирования новых знаний: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция;
урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия;
мультимедиа- урок; проблемный урок.
научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Следует разделять традиционный и современный уроки.
знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком
уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов
и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-
иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения,
дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты,
магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие
технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные
формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки
формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования
знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным
формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:урок-практикум; урок-
путешествие; экспедиция и т.д. На уроке формирования умений и навыков в качестве
основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы
раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя
учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования,
оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и
контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности
школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую
дифференциацию обучения.Урок- применение знаний на практике ролевые и деловые
игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной,
групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды
коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств
личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого
характера, способствует их эффективному развитию. На этих уроках, мобилизуя
теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую,
поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У
детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев
учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль,
формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и
навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно,
т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового
материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение
подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или
самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически
обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и
всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей
каждой из них. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при
благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве
на основе взаимопонимания и уважения.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным
1.На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных
интеллектуальных умений учащихся, в частности для развития научного стиля мышления
2.Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса
учащихся, снимают перенапряжение.
3.Через него можно выйти на формирование более широкого синергетического
мышления,научить применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных
жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
4.В большей степени, чем обычные уроки,способствуют развитию речи
учащихся,формируют умения сравнивать,обобщать, делать выводы.
5.Интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности
разных наук, расширяют кругозор.
6.Повышает качество знаний учащихся.
7.Приобщают к научно-исследовательской деятельности.
8.Помогают творческому росту учителей.
При подготовке таких уроков и мероприятий возникает ряд трудностей:необходимо
согласовывать учебные программы по предметам, найти общие понятия,согласовать время
их изучения,назначить консультации.И, наконец,следует планирование тематики и
конспектов интегрированных занятий.
Подготовка и проведение таких занятий требует большой согласованной и кропотливой
работы не только учителей-предметников, но и самих учащихся.
Это, в свою очередь,способствует улучшению эмоционального климата в классе и
переводит отношения учеников с учителями на новый уровень, когда сотворчество
становится неотъемлемой частью образовательного процесса.
Наш союз сложился недавно, работаем вместе два года.Мы пытаемся реализовывать
принципы интегрированного обучения на совместных уроках, которых, к сожалению, пока
не так уж много. Надеемся, что сумеем осилить и внеклассные мероприятия.
Интеграция в обучении создает предпосылки для формирования не узко
информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно
воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и