интегрированная система обучения это
Сущность интегрированного обучения. Модели интеграции
Дарья Колесник
Сущность интегрированного обучения. Модели интеграции
Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. По мнению известных отечественных ученых (Н. Н. Малофеева, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной и др., главное направление интеграционных процессов в нашей стране – сближение систем общего и специального образования на всех его ступенях (дошкольная, общая и профессиональная школы).
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции:
-обязательная коррекционная помощь каждому ребенку,
-обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Первый принцип – раннее выявление отклонений – требует создания законодательного оформления системы ранней помощи. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля. Ведь раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых лет жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.
Второй принцип – обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Даже при достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ДОУ, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии, которые должны быть удовлетворены. Необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Формы интеграциив образовательных учреждениях:
Комбинированная интеграция – дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, по 1-2 человека воспитываются в обычных группах и получают систематическую коррекционную помощь педагога-дефектолога и психолога.
Частичная интеграция – дети (1-2 человека, ещё не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня в группе нормально развивающихся сверстников.
Временная интеграция – воспитанники коррекционной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Полная интеграция – может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1-2 человека включаются в обычные группы общеобразовательного ДОУ).
Типы интеграции детей:
1) Физическая интеграция – сокращение дистанции между детскими мирами путем совместного пребывания в одном помещении в одно и то же время.
2) Функциональная и 3) социальная интеграция характеризуются предметно-пространственным объединением, которое сопровождается организацией предметного взаимодействия, межличностных контактов, общения детей с отклонениями и нормально развивающихся.
3) Социетальная интеграция – оптимальная форма, означающая полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности, субъектно-субъектные отношения детей в общей группе.
Формы интегрированного обучения:
— Воспитание в обычных группах общеобразовательных ДОУ;
— Воспитание и обучение в специальных группах ДОУ комбинированного вида, частичная интеграция;
— Воспитание и обучение ребенка в коррекционном ДОУ и перевод в общеобразовательное ДОУ;
— Полная или частичная интеграция в процессе обучения.
Условия интеграциидошкольного возраста:
— Детский сад как жизненное пространство, стимулирующее переход из зоны актуального в зону ближайшего развития каждого ребенка;
— Качество работы дошкольного учреждения;
— Наличие адекватных условий для развития детей с особыми нуждами (количественный и качественный состав группы, квалификация персонала, материальные условия, наличие педагогической концепции).
Таким образом,главными составляющими в процессе объединения детей с ограниченными возможностями развития с их нормально развивающимися сверстниками являются:
— Полноправное участие семьи в организации лечебно-педагогической работы;
— Переосмысление содержания и методов интегрированного обучения;
— Формирование единой стратегии действий воспитателей, родителей, врачей, социальных работников.
Интеграциядошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:
— Осуществление ранней коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;
— Обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
— Наличие медико-педагогических обоснований при выборе модели интегрированного воспитания.
Таким образом, осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив нормально развивающихся сверстников должно способствовать социализации дошкольников с нарушениями развития, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей. Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ общеразвивающего, компенсирующего и комбинированного видов.
Консультация «Проблемные ситуации, их сущность» «Проблемные ситуации, их сущность». Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Беликова Г. Н. Джон Дьюи считал, что: «Человек, по-настоящему.
Сущность игры, её характеристика Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только.
Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы» УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Как научное.
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.
Роль предметно-развивающей среды в применении модели развивающего воспитания и обучения дошкольников Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
Сущность и принципы системы образования РФ Система (греч.) – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная.
Сущность педагогической деятельности в личности педагога Деятельность педагога имеет, обусловленный характер, так как человек постоянно подвергается влиянию различных факторов (внешних и внутренних,.
Сущность понятия «Педагогическая деятельность» Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности.
Сущность понятия представления о временах года Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей.
Сущность взаимодействия педагогов ДОО с семьей на современном этапе Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности.
Интегрированное обучение: форма инклюзивного образования
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
Конечно же, интегрированная форма обучения, как и любое другое новшество, имеет как сторонников, так и тех, кто ее не принимает. И обсуждают ее как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте и мы присоединимся к активным участникам обсуждения системы современного образования, и рассмотрим все особенности интегрированного обучения, которое сегодня активно развивается в Томской, Новгородской, Нижегородской, Владимирской, Московской и других областях.
Интегрированные классы: что это такое и как в них попасть?
В современном обществе много говорится о предотвращении дискриминации инвалидов здоровыми детьми. Одним из способов достижения равноправия детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников является создание интегрированных классов. Многие считают, что дети с особыми возможностями развития при данной форме обучения получат более качественное образование, нежели в специальных учреждениях. Что такое интегрированные классы? Это такие классы, где созданы условия для обучения детей-инвалидов. При этом обучение в них ведется как по программам, соответствующим нарушению детей, так и по программам для массовых школ.
В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники. Основание для приема детей в интегрированные или специальные классы является подача заявления родителей, которое оформляется по приказу руководителя учреждения. Для детей, имеющих проблемы с опорнодвигательным аппаратом, такая форма обучения может быть выбрана как приоритетная, если нет нарушений слуха, зрения, психического развития и поведенческих реакций.
Преимущества интегрированного обучения
В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.
Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.
Недостатки интегрированного обучения
Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.
Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.
Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.
Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.
Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.
Интегрированное обучение: быть или не быть?
Исходя их всего выше сказанного, можно сделать однозначный вывод, что создание интегрированных классов в нашей стране сопряжено с целым рядом сложностей, из-за которых своевременность и эффективность такой формы обучения вызывает серьезные сомнения.
Так может быть, лучше оставаясь в старой системе, дополнять ее некоторыми элементами инклюзивного образования? Например, заниматься развитием ребенка с раннего детства, пользуясь советами педагогов-коррекционистов. Или создавать дошкольные учреждения для особенной категории детей. Ведь чем раньше они овладеют специальными навыками, тем быстрее они смогут интегрироваться в общество.
Понятно только одно, что в любом вопросе должна быть золотая середина: нельзя игнорировать все новшества, как нельзя рушить все старое до основания.
И при достижении такой «золотой середины» (например, если дети будут обучаться вместе где-то со старшего звена общеобразовательных школ) инклюзивное образование может быть качественным.
Интегрированное обучение
Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями развития. Образование – это неотъемлемое право человека.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения появляются трудности – несоответствие их возможностей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Долгое время специальное образование рассматривалось в виде системы специальных (коррекционных) организаций образования, которые в значительной мере изолированы от системы общего образования. Движение в сторону их сближения на основе совместного обучения в единых организационных условиях получило название «интегрированное обучение».
Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей».
Интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей.
При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно разделяются на внутренние и внешние.
К внешним условиям относятся следующие:
Условия успешной реализации интегрированного обучения в системе образования:
Модели интегрированного обучения
Дети с ОВР, достигшие по уровню умственного и психического развития возрастной нормы, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.
Данная модель эффективна для тех учащихся, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Неотъемлемым условием постоянной полной интеграции является присутствие в общеобразовательном классе двух педагогов – общей и специальной систем образования. Обязанности дополнительного педагога:
Эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы. Такие дети нуждаются в систематической коррекционной помощи, но при этом способны в целом ряде предметных областей обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками, проводить с ними большую часть внеклассного времени.
Данная модель полезна школьникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сложных нарушений. Цель подобной интеграции – максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми.
Учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками.
Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов.
Данная модель интеграции применима для детей, которые находятся на индивидуальном обучении, посещают отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Частичная интеграция полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть внеклассного времени. Однако такие дети не способны овладевать школьной программой наравне со здоровыми сверстниками.
В рамках частичной интеграции дети с нарушениями развития проводят со здоровыми сверстниками часть времени (например, вторую половину дня).
Цель – расширение общения и взаимодействия детей с ОВР с их нормально развивающимися сверстниками. Данная модель применима в школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии. Это промежуточный вариант между обучением детей с ОВР исключительно в общеобразовательном классе и обучением в специальных учебных заведениях.
Сочетаются две организационные формы обучения: в условиях образовательной интеграции с нормально развивающимися сверстниками и обучение в специально организованных классах или малых группах (в пространстве массовой школы). Как и в случае с моделью полного включения, учащиеся с ОВР получают необходимую дополнительную психолого-педагогическую помощь.
Применима для детей, которые находятся на индивидуальном обучении, но имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, общешкольной деятельности).
Воспитанники специального класса независимо от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения совместных мероприятий воспитательного характера.
Цель – создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.
Временная интеграция становится этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Может быть осуществима в общеобразовательных школах, в которых открыты специальные классы.
Ориентирована на школьные организации, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.
Цель – организация минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками. Преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) организаций, где обучаются только дети с ограниченными возможностями.
Эффективна для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) организаций образования.
Дети с ОВР, которые несмотря на нарушения в развитии имеют достаточно высокий уровень общего психофизического и речевого развития, направляются в классы общеобразовательной школы. В школе учитель-дефектолог проводит с проблемными детьми систематические коррекционные занятия (индивидуальные или малыми группами), посещает занятия в классах, помогая организовать обучение и воспитание проблемного ребенка в коллективе здоровых детей.
ВНИМАНИЕ!
Полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с достаточно высоким уровнем психофизического и речевого развития.
Частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ моделей интеграции свидетельствует о возможности каждого ребенка реализовать свое право на образование в любом типе образовательной организации и получить при этом необходимую ему специальную помощь. При данной организации образовательного процесса все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в социально активную деятельность общественной жизни школы, что позволяет повысить адаптивные возможности ребенка и раскрыть индивидуальные способности личности.
Интегрированная система обучения это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники.
Статья:
К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.
Конечно же, интегрированная форма обучения, как и любое другое новшество, имеет как сторонников, так и тех, кто ее не принимает. И обсуждают ее как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте и мы присоединимся к активным участникам обсуждения системы современного образования, и рассмотрим все особенности интегрированного обучения, которое сегодня активно развивается в Томской, Новгородской, Нижегородской, Владимирской, Московской и других областях.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КЛАССЫ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК В НИХ ПОПАСТЬ?
В современном обществе много говорится о предотвращении дискриминации инвалидов здоровыми детьми. Одним из способов достижения равноправия детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников является создание интегрированных классов. Многие считают, что дети с особыми возможностями развития при данной форме обучения получат более качественное образование, нежели в специальных учреждениях. Что такое интегрированные классы? Это такие классы, где созданы условия для обучения детей-инвалидов. При этом обучение в них ведется как по программам, соответствующим нарушению детей, так и по программам для массовых школ.
В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники. Основание для приема детей в интегрированные или специальные классы является подача заявления родителей, которое оформляется по приказу руководителя учреждения. Для детей, имеющих проблемы с опорнодвигательным аппаратом, такая форма обучения может быть выбрана как приоритетная, если нет нарушений слуха, зрения, психического развития и поведенческих реакций.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.
Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.
НЕДОСТАТКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.
Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.
Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.
Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.
Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Исходя их всего выше сказанного, можно сделать однозначный вывод, что создание интегрированных классов в нашей стране сопряжено с целым рядом сложностей, из-за которых своевременность и эффективность такой формы обучения вызывает серьезные сомнения.
Так может быть, лучше оставаясь в старой системе, дополнять ее некоторыми элементами инклюзивного образования? Например, заниматься развитием ребенка с раннего детства, пользуясь советами педагогов-коррекционистов. Или создавать дошкольные учреждения для особенной категории детей. Ведь чем раньше они овладеют специальными навыками, тем быстрее они смогут интегрироваться в общество.
Понятно только одно, что в любом вопросе должна быть золотая середина: нельзя игнорировать все новшества, как нельзя рушить все старое до основания.
И при достижении такой «золотой середины» (например, если дети будут обучаться вместе где-то со старшего звена общеобразовательных школ) инклюзивное образование может быть качественным.