интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему : «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
учитель русского языка и литературы:
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально. Среди моделей обучения выделяют:
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Необходимо организовать познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, чтобы ученик, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешал определённые ситуации и проблемы.
Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.
Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Поэтому целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
На мой взгляд, принципиальное отличие интерактивных методов обучения и преимущество их в том, что они стимулируют выражение своего «Я» и таким образом освобождают ученика от страха получения плохой оценки. Как правило, оценки за урок всегда положительные. А значит максимально раскрывается его творческий потенциал.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
1) Благодарить их за высказанные мнения.
2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся.
3) Стараться выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит, прежде всего, от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс
«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»
Успех обучения любому предмету всегда определялся чёткостью и правильностью постановки цели обучения, которая определяется социальным заказом общества и на сегодняшний день для учебного предмета «Русского языка» и «Литературы» характеризуется единством образовательной, воспитательной и развивающей цели.
Какие изменения претерпевает на сегодняшний день цель обучения данным предметам?
Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.
На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).
Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.
Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.
Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности.
К интерактивным методам относятся:
1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников. 2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).
6. Исследовательская деятельность.
9. Разноуровневые задания и др.
Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний с 5 по 8 классы.
Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку ( например; составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию и т.д.)
Таким образом, весь урок дети самостоятельно по группам и индивидуально могут проявить себя и получить заслуженные оценки за урок. После таких уроков мы педагоги как воспитатели можем многое раскрыть в своих учениках. Они раскрываются полностью, без комплексов так как чувствуют, что их выслушают не только учитель, но и одноклассники.
1. Слово с пропущенными буквами и дополнительное задание к нему составить с данными словами словосочетания.
2. Полный синтаксический разбор предложения и дополнительное задание к нему сказать, какой частью речи выражены данные члены предложения. (На данном этапе мы обращаем внимание на развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, основанной на уровневой дифференциации).
Передача «Тема» формирует коммуникативные навыки, повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Так как в ней я предусмотрела такие задания: вопросы для повторения о типах и стилях речи, основной мысли текста и переход к выполнению упражнений по учебнику на странице 210, упр. 755. Участники передачи «Это вы можете» выполняют письменно упражнение 754 на стр. 210, где отвечают на вопросы и обозначают изученную орфограмму. (Этот этап критического мышления предусматривает самостоятельную работу каждого ученика). Участники следующей передачи «Сам себе писатель» пишут мини-сочинение о зиме (можно сочинить стихи), (здесь мы прослеживаем творческую работу учащихся). И в «Итогах» диктор и участники передач закрепляют пройденный материал по вопросам данным на слайде у учителя (Этот этап урока развивает у учащихся коммуникативные навыки и прививает интерес к творчеству, повышает самостоятельность).
Технология обучения представляет собой совокупность различных способов и средств, направленных на выполнение учебно-воспитательной цели. Педагогической технологией является комплекс взаимосвязанных требований, направленных на достижение определенных психолого-педагогических целей. Таким образом, педагогическая технология – это совокупность различных методов и средств для реализаций определенных целей, которая гарантирует запланированный результат. Кроме того, педагогическая технология предполагает комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, необходимое для полного и качественного обучения предмету в соответствии с требованиями учебных программ.
Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.
— универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);
— востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);
— интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).
Важное место в дебатах принадлежит исследовательскому умению учащихся. Чтобы аргументировано спорить, надо подготовить хорошие доказательства и отобрать лучшие. Для этого нужно не только прекрасно знать текст произведения, но и «перелопатить» горы дополнительной литературы. Технология дебатов позволяет глубже войти в тему, ознакомиться с ней в различных аспектах и вынести собственные суждения на основе огромной исследовательской работы.
Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.
Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.
И я вам желаю того же, удивляйте своих учеников на протяжении каждого урока.
«Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема проекта работы творческой группы: «Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Резко возросла информированность обучающихся, уровень владения детей средствами мультимедиа зачастую в разы превышает умения педагога – отсюда отсутствие мотивации к учению, зачем слушать учителя, если он знает больше, а я умею больше. Школа же не может предложить полную информатизацию процесса обучения в силу объективных обстоятельств – недостаточно интерактивных средств, низкая скорость интернета, устаревшие компьютеры
Речи учителя противостоит яркий ряд видеообразов, предлагаемых СМИ, дети, с ранних лет привыкают к ТВ и ВЕБ-страницам – пресловутое клиповое мышление.
Мобильная связь делает общение мозаичным, коротким – результатом становится неумение воспринимать речевую сторону урока, учебная пассивность.
На основе этого возникает необходимость решения педагогической проблемы – какие средства активизации познавательной деятельности обучающихся можно эффективно применять в целях повышения эффективности обучения в условиях нашей школы
Гипотеза исследования – развитие познавательной деятельности обучающихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, если
— будут учитываться важные с точки зрения учения индивидуальные особенности обучающихся;
— будет реализовываться компетентностный подход при использовании интерактивных методов обучения.
— изучение теоретической основы
— практическое применение, разработка методической лаборатории
— обобщение и систематизация опыта работы, формирование методической лаборатории.
Этап изучения теоретической базы завершён, его итогом стала копилка интерактивынх методов.
Цель данного проекта заключается в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения как средств эффективного развития орфографической зоркости и грамотного письма, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы; создание методической лаборатории, обеспечивающей внедрение интерактивных методов обучения
— использовать интерактивные методы обучения в теории и практике обучения русскому языку и литературе;
— повысить эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов;
— разработать условия организации технологии интерактивного обучения;
— апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку и литературе посредством включения в целостный педагогический процесс.
— сформулировать основные понятия, необходимые для использования интерактивных методов обучения: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»;
— выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;
— продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы.
Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку и литературе..
Новизна темы заключается в практическом применении на уроках русского языка и литературы методов и приёмов интерактивного обучения.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.
1.Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения русского языка и литературы
Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
— постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
— выбора различных способов деятельности для достижения результата;
— развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
— развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
— мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.
Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.
Применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
2. Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
Сообщение целей (целеполагание).
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма, мини-лекций и т.д.
Новый продукт- самостоятельные выводы.
Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях.
Преимущества использования этой технологии.
В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
3. Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Технологии интерактивного обучения.
2. Ротационные (сменные) тройки.
4. Работа в малых группах.
6. Незаконченное предложение.
8. Броуновское движение.
10. Суд от своего имени.
11. Гражданские слушания.
12. Ролевая (деловая) игра.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
— как реагируют на чужую мысль,
— как улаживают назревающий конфликт,
— как аргументируют свою мысль и т. д.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Правила организации интерактивного обучения на уроках.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
— контролирует ход работы в группах;
— отвечает на вопросы;
— регулирует споры, порядок работы;
— в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:
— развитие личностной рефлексии;
— осознание включенности в общую работу;
— становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
— развитие навыков общения;
— принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
— повышение познавательной активности.
— формирование класса как групповой общности;
— повышение познавательного интереса;
— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
— нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
— формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий обучения
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе.
Применение интерактивных досок в обучении позволяет расширить форму деятельности учителя:
— презентации, демонстрация и моделирование.
4. Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:
Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.
Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Наиболее эффективные педагогические условия подготовки и проведения нетрадиционных уроков для оптимизации процесса обучения русскому языку и литературе школе:
1. Использование игровых технологий.
2. Использование исследовательских технологий.
3. Решение нестандартных лингвистических задач.
4. Использование информационных технологий.
6. Межпредметная интеграция.
7. Использование блок-схем, схем-опор.
Сформированы методические папки по разделам:
В нынешнем учебном году запланирована работа над темами:
Виды творческого взаимодействия:
— взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий
— овладение умениями анализа и самоанализа уроков
— проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий
— подведение итогов данного этапа работы, формирование методической лаборатории.
Срок реализации проекта – 4 года
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Список использованной литературы
3. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III
7. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.