интерактивные формы обучения в начальной школе
Интерактивные методы обучения в начальной школе
Интерактивные методы обучения в начальной школе
учитель начальных классов
город Соликамск Пермский край
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными.
Позвольте напомнить, что такое методы обучения и какие они бывают.
Методы обучения классифицируют по разным признакам:
Сейчас я вам предлагаю применить один из методов активизации мыслительной деятельности обучающихся «Незаконченное предложение»
Метод «Незаконченное предложение» это один из методов интерактивного обучения.
Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, которые учат ребёнка учиться.
А вот действительно ли они интерактивные, или всё-таки активные или даже пассивные?
Попробуем разобраться.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Что такое интерактивные методы обучения?
Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».
Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:
«Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
На каких этапах урока можно применять ИМО? (Ответы педагогов)
ИМО применяются на всех этапах урока.
Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Они бывают индивидуальные и групповые.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество, создание ситуации успеха, рефлексия.
При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям и другие.
Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Остановимся на некоторых…
Методы и приемы интерактивного обучения
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
« Интерактивные методы и приемы обучения учеников первых классов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Интерактивные методы и приемы обучения учеников первых классов»
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Я работаю над проблемой активного внедрения интерактивного обучения в начальной школе. Практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами, методами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, нестандартные формы приведения уроков с применением интерактивных технологий.
Цель такого обучения – создание комфортных условий обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс. В своей работе я чаще всего используют такие методы интерактивного обучения, как «Работа в парах», «Работа в группах», « Микрофон», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», «Анализ ситуаций», « Ролевые игры», « Займи позицию», которые соответствуют возрастным особенностям младшего школьника.
Уже с первого класса я стараюсь готовить учащихся к таким видам работы на уроке. Очень широко применяю в 1 классе технологию «Работа в парах».
Работая в паре, ребенок имеет возможность высказаться. Именно с этой технологии в 1 классе я начинаю свою работу по внедрению интерактивного обучения.
При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Хочу привести несколько примеров упражнений для работы в паре на различных этапах уроков.
1. Складывание пазлов (портреты сказочных героев, растений, животных);
2. Чтение слогов и текстов, схем предложений, составление слов по карточкам;
3. Составление примеров, задач по схемам, рисункам ;
4. Расставить картинки в нужной последовательности («Как надо убирать в комнате»);
5. Составление текстов («Правил поведения в школе», «Подбор качеств человека», назвать признаки здоровья у соседа и т.д.)
6. Обсуждение короткого текста;
7. «Угадай слово» (неправильно напечатанные слова);
8. «Исправь ошибки» (неправильно решенные примеры);
Поэтому мной востребована технология «Работы в группах».
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью.
Одной из форм подготовки к групповой работе является коллективная работа.
Чаще всего я использую ее на уроке трудового обучения и изобразительного искусства. Это работа с пластилином. Изготовление композиции «Репка», «Колобок», «Теремок», работа с бумагой –
« Новогодняя елка» и другие.
Во 11 семестре дети получают групповые задания
— Составить предложения по теме (Для развития речи можно предложить задания такого плана: составить группам предложения о солнце, о небе, о деревьях весной);
— Обсудить ситуацию (Как себя вести на перемене; при пожаре, утечке газа, наводнении, с неисправной розеткой, с оголенным проводом);
— Составить продолжение сказки;
— Выполнить задания по теме: «Цветок дружбы», «Выбери продукты»;
— Работа с пословицами (Составить по карточкам пословицу и объяснить ее значение);
Также в 1 классе использую такой метод как «Микрофон». Этот метод дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свою точку зрения. Ученики с большим удовольствием рассказывали о своей любимой книге и своей любимой игрушке, отвечая на вопрос, почему они ее любят? Или какие у них есть права и обязанности? «Как ты помогаешь по дому?» «Расскажи о себе», «Что вы видите хорошего в своем соседе», « Какие правила пользования лифтом вы знаете?»
Очень часто связываю приемы «Микрофон» и «Незаконченное предложение». Этот прием использую на любом этапе урока.
— Я хочу, чтобы наш урок был…
-Мне нравится, когда …
Ведущей деятельностью первоклассника является игра.
Технология «Ролевая игра» широко используется на всех уроках начальной школы.
Этот метод имитирует реальность назначением ролей участниками, дает им возможность действовать « как – будто по-настоящему».
На уроке украинского языка мы играли в игру «На городі»
— Как чувствуют себя саженцы? ( Дети делают выводы )
Цель ролевой игры – определить отношения к конкретной жизненной ситуации, получить опыт путем игры. Ролевая игра может также использоваться для получения конкретных навыков, например, безопасного поведения в определенной ситуации.
Так же использую много дидактических игр, учу читать тексты по ролям.
В первом классе я готовлю детей к использованию метода
«Займи позицию». На карточках запись «Согласен», «Не согласен», «Не могу определиться».
На уроках часто использую технологию « Ассоциативный куст».
— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (интересным, чудесным, волшебным, увлекательным, хочу узнать много нового и т.д.). В конце урока, возвратиться к записи на доске и проанализировать их, тем самым подвести итог урока.
Все эти технологии помогают учащимся 1 класса лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Я перечислила только те интерактивные методы и приемы, которые использую в своей работе в 1 классе. Возможно, они несколько видоизменены, в соответствии с возрастными особенностями первоклассников, но только потому, что это подготовка детей к работе с этими технологиями в 2-4 классах, где задания будут более интересные и разнообразные. Опыт работы показал, что использовать на уроках интерактивные технологии можно в любом классе, даже в первом, если есть желание учителя сделать своих учеников активными, коммуникабельными, компетентными людьми.
Интерактивные формы обучения в начальных классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Презентация практического опыта по применению интерактивных форм обучения в начальных классах».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция класса);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников на группы. Первоначально лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Правило седьмое. Уважать мнение каждого, быть вежливым.
Правило восьмое. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Учителя начальных классов на своих уроках применяют разные формы и методы интерактивного обучения.
Такие как: 1.« Метод проектов».
В методе проектов ученики объединяются в небольшие группы и работают над темой, которая их интересует или, которую им предложил учитель. «Метод проектов» чаще всего используют на уроках окружающего мира, литературного чтения. Учителя считают, что данный метод способствует развитию гармоничной личности и отвечают потребностям современного общества.
2.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.
Учащиеся 4-ых классов готовят презентации к урокам окружающего мира, литературного чтения. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.
3. «Метод дискуссии и конструктивного диалога».
Данный метод предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между учениками. Киселева Елена Александровна использует метод дискуссии и диалога и учит школьников применять следующие правила в диалоге:
— отвечать на поставленный вопрос;
— каждый имеет право на свою версию;
— каждый имеет право поддерживать версию другого;
— каждый имеет право критиковать версию другого.
Как считает Елена Александровна, наиболее ценным в применении этого метод является то, что учение идет от обучающихся, а она направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет их к правильному выводу. Отвечают и слабые и сильные. Дети не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда помогут одноклассники и все вместе они примут решение. Главное в работе- умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
4. «Метод группового обучения».
Учителя 1-ых классов парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
-не владеют умениями совместной деятельности;
-не готовы сотрудничать в больших группах;
-плохо знают друг друга;
-не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
А учителя 2-ых, 3-их классов считают работу в парах наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности,
Согласовывать способы достижения предложенной цели; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Начиная с 3-го класса учителя вводят в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах необходимо соблюдать несколько условий:
1.Группа получает задачу с вполне предсказуемым результатом.
2.Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3.Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый ребенок работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь детям найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания- это интересно и необходимо.
5.Метод «Разминка».
Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. Такой метод на уроках применяют Лебедева Т.Н., Жалнова И.А.
6. «Ролевая игра». Игра «Юридический хоккей», «Аукцион знаний», «Тренинг» и другие формы обучения применяет на своих уроках Афанасьева И.В.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Тренинг-это форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то, чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.
Аукцион – это активная форма проверки знаний.
Бородина Ю.А. работает по программе «Школа 2100». Авторы данной образовательной системы постарались в своих методических рекомендациях указать максимальное количество различных интересных методов и форм обучения. Вот одна из тех форм, которые она использует на своих уроках, и которые очень нравятся ученикам.
Игра «Пресс-конференция». Такую игру учитель проводит после изучения темы на повторительно-обобщающем уроке. Проводить её следует на начальном этапе урока, это позволяет актуализировать и обобщить знания по изученной теме. Кроме того, можно проверит и теоретические знания у большинства класса. А также такой прием позволяет выставить максимальное количество оценок, так как на повторительно-обобщающем уроке оценки должен получить каждый ученик.
Роль учителя заключается лишь в том, чтобы корректировать вопросы, исправлять речевые ошибки учащихся.
И, конечно, стоит отметить, что данный прием очень нравится детям, даже слабые ученики хотят попробовать себя в роли «корреспондентов» и задать свой вопрос. Таким образом, весь класс включается в работу.
Заключение
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Интерактивные формы организации в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча. Автор: Мосиенко Елена Викторовна Учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края.
«Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе».
Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализует субъективную позицию всех участников образовательного процесса.
Интерактивные формы обучения Нестандартные формы организации урока Уроки-путешествия Уроки-КВН Интегрированные уроки Уроки с элементами мультимедиа Уроки-проекты Уроки с использованием интерактивных технологий обучения
использование интерактивных форм организации учебного процесса.
Выводы •Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. •Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
В результате использования интерактивных технологий: процесс обучения увлекателен как для ученика, так и для учителя; чтение учебных текстов может быть интересным занятием; Вы и ваши ученики получите навыки взаимодействия в группе и умения вести дискуссию и диалог; Вы и ваши ученики научитесь быть внимательным к чужому мнению и формировать собственное отношение к фактам и информации; Вы и ваши ученики станете партнёрами
Выбранный для просмотра документ интерактивные формы организации в начальной школе.docx
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча. Слайд 1.
Слайд 2. Тема моего выступления « Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе»
Слайд 3. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать.
Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока.
Слайд 5. Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:
— уроки с элементами мультимедиа;
— уроки с использованием интерактивных технологий обучения.
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слайд 6. Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.
В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся ( разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д. )
В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Слайд 7. Использование интерактивных форм организации учебного процесса.
Узнав о возможностях доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Не наличие интерактивной доски в классе делает урок развивающим, а учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
У 80% учащихся есть свой сотовый телефон и персональный компьютер. Дети свободно оперируют кнопками телефона, знаю сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось. Дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска независимо от цели и этапа урока, является инструментом визуального представления данных. К тому же, нельзя забывать, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. На ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.п.)
При использовании доски, у меня нет необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновки доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время на очистку доски. В результате увеличивается время для изучения нового или закрепление изученного материала, ускоряется темп урока. Работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время.
Благодаря разметам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской – управление с демонстрацией. Смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше, остаётся в центре внимания.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски Smart Board явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения учащихся и эффективность моего учительского труда.
В процессе обучения использую ИД:
Как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён на электронный карандаш).
Как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого.
Как интерактивный инструмент (работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде).
Не обязательно использовать доску на протяжении всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Слайды 8-17. Использование разлиновки экрана в клетку. В линейку, что особенно было актуально в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
Проецируя на доску страницу тетради по математике на печатной основе, страницу «Прописей» или «Букваря» у меня отпала необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания. На доске, которая видна всем ученикам, ребёнок видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённым на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие. Поэтому дети уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Всю проведённую в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать её с индивидуальной в рамках традиционной классно – урочной системы. Она помогает мне донести информацию до каждого ученика. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе. А также с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении ( используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовать работу со словарными словами и т.д.
Этот же приём я применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинания. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цвет маркера, ученики с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Такие уроки проходят с «высоким коэффициентом полезного действия».
Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определённым признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на экране, на проецированном изображении учебника. На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажёров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять сразу несколько учеников, и процесс, и результат их действий виден всему классу. Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приёмы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании всех учебных дисциплин в начальной школе.
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков русского языка, литературного чтения окружающего мира беру на сайте http://school-collection.edu.ru и на сайте www.school2100.ru. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа 2100» предназначены для учителей и содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области. Тренажёры по математике к учебнику Л.Г. Петерсон приобретаю на дисках, а так же готовые авторские программы для начальной школы на сайте «Сеть творческих учителей». Содержание данных ЭР соответствуют тематическому планированию и специфике преподавания предметов по программе. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
Слайд 18-19. Интерактивная доска выводит взаимодействия учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, дети не отвлекаются на таких уроках. Ребята стали собранными, внимательными. Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совсем не хочется.
Слайд 20. Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению материала, являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Слайд 21. В результате использования интерактивных технологий процесс обучения увлекателен как для ученика, так и для учителя. С её помощью вы получите навыки взаимодействия в группе и умения вести дискуссию и диалог, научитесь быть внимательными к чужому мнению и формировать собственное отношение к фактам и информации. Вы и ваши ученики станете партнёрами.