интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Интерактивные технологии в дополнительном образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование интерактивных технологий в дополнительном образование.

«Технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Сейчас понятие «интерактивный» широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать в интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Технологии дополнительного образования сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их самостоятельно без помощи взрослых. Среди педагогических технологий в образовательной области можно выделить следующие:

— универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета (для помощи в проведение занятия);

— ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;

Цель интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, восприятия и усвоения, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают. Такая деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки, умения и знания поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. А так же, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их к самостоятельному поиску всеми участниками запланированного общения.

В заключение ещё раз отметим, что все интерактивные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

— стимулировать активность детей;

— вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

— подвести деятельность к процессу творчества;

— быть самостоятельными и так же направлены на активность и общение детей.

Источник

Использование интерактивных форм работы на занятиях дополнительного образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Дополнительное образование.docx

Доклад к презентации.

Дополнительное образование – это золотой ключик, позволяющий ребенку открыть двери в ещё неизведанный, интересный яркий мир. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации дает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности. Уверенности в собственных силах. По словам Сухомлинского, «у каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добрым и веселым звоном». И задача педагогов дополнительного образования затронуть в душах детей колокольчики творчества и таланта.

Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но центральная роль педагога остается. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жесткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.

Деловые и ролевые игры

Анализ конкретных практических ситуаций

Исследование и проект

Выделим основные составляющие интерактивного занятия:

1часть-вводная – Создание благоприятной, эмоциональной и интеллектуальной атмосферы. Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.

2 часть-основная – Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах. Здесь могут быть использованы ролевые игры, викторины, круглые столы, дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия.

3часть-итоговая – Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов. (цветные квадраты)

Провести игру «Не в своих санях», для слова «лягушка» составить синквейн

Источник

Презентация «Применение интерактивных форм и методов обучения в работе педагога дополнительного образования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

Применение интерактивных форм и методов обучения в работе педагога дополнительного образования Котляр И. В. Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО РК «ЭБЦ» 2016

«интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»)

Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму Китайская пословица

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений личная заинтересованность ученика в получении знаний; уровень учебных умений и навыков учащегося; взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, стиль общения педагога; характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе; отношения родителей или других значимых лиц к самому процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности (единство требований родителей и учебного заведения).

Чтение Слушание Просмотр картинок Просмотр видео Посещение выставки Наблюдение за презентацией Наблюдение за реальным процессом Участие в дискуссии Выступление с речью Инсценировка, театрализованное выступление Моделирование (имитация) реальной деятельности Выполнение реального действия 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного 50% увиденного + услышанного 70% проговоренного 90% сделанного + проговоренного Пассивное вовлечение Активное вовлечение Конус обучения (Эдгар Дейл)

Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы.

Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуаций морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») Мозговой штурм Презентации Обсуждение Дебаты Игровые Деловая игра Организационно-деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра и др. Тренинг-методы Социально-психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Обсуждение домашней творческой работы Синквейн («восточный стих») Хук (притча, игра, «крючок»)

Рефлексия – получение обратной связи Незаконченное предложение Юмористический рассказ Глоссарий (составление словаря) Сказка Мини-сочинение

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Номер материала: ДБ-205116

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Применение интерактивных технологий в дополнительном образовании. Методические рекомендации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное образовательное учреждение

Дом детского творчества

старший методист МОУ ДО ДДТ

Применение интерактивных технологий

в дополнительном образовании

Каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности. А отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения различных современных педагогических технологий

в практику их деятельности.
Если рассматривать технологию на уровне деятельности отдельного педагога, то она будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат.

В список современных педагогических технологий, рекомендуемых Хабаровским краевым институтом развития образования к освоению педагогами дополнительного образования Хабаровского края, внесены следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская);

Здоровьесберегающие технологии (Д.В.Шилов, Н.К. Смирнова и др.)

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей ( И.Н. Закатова);

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение) (Т.К. Донская, В.В. Фирсов, И.Э.Унт, А.С. Границкая);

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (И.Э.Унт, В.Д.Шадриков);

Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

Технология исследовательского проблемного обучения (Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь и др.);

Коммуникативная дидактика (В. Петерсен, К Шаллер, В.И. Тюпа, и др.)

Информационно-коммуникативные технологии (М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.В. Бухаркина);

П едагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.);

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов);

Технология коммуникативного обучения (Г. Лозанов);

Технология программированного обучения (Б. Скиннер);

Технология проблемно-модульного обучения (П.А. Юцявичене, П.И.

Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошон);

Технология полного усвоения знаний ( Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок,

Технология формирования ключевых компетентностей (Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова, Е.А. Перелыгина);

Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся (И.С.Фишман, Г.Б. Голуб и др.);

Технология тьюторства (Дж. Ланкастер, А.С. Макаренко, А.А. Ремнев, С.В. Федотова);

Технология событийности (Ю.Л. Троицкий, В.И. Тюпа);

Тренинги как виды интерактивных техник (К. Левин, Е.В. Сидоренко, А.П. Ситников);

Технология «портфолио» (Б.Воган, Эстес, Бьюзен)

Технология педагогических мастерских (П.Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже, Э.С. Соколова);

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.).

Все ли их нужно применять на своих занятиях? Наверное, нет, потому что все технологии можно разделить на 3 группы по пригодности применения:

Универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

Ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов ;

Но среди всех педагогических технологий есть подборка универсальных, педагогических технологий, пригодных для всех направленностей и объединений, для всех педагогов и обучающихся. Это интерактивные технологии. Именно о применении интерактивных технологий в системе дополнительного образования пойдет речь на нашем семинаре.

Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. «Inter» – между-, взаимо-, среди-, «aсt» – действовать, следовательно, «Interaсt» – взаимодействие, взаимодействовать, то есть «интерактивный» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Но следует разобраться, чем же отличаются интерактивные технологии и методы от других, ведь диалог является основной формой вербального общения и на традиционных занятиях?

Можно сравнить три схемы, которые демонстрируют активность и взаимодействие участников образовательного процесса при использовании традиционного (пассивного), активного и интерактивного методов.

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Когда мы подключаем активные методы, которые строятся на основе взаимодействия педагога и обучающихся, а дети выступают как равные участники и создатели занятия, то процент эффективности такого занятия вырастает до 50%.

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Признаками активных методов обучения

активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

мотивированность к обучению.

Активные формы работы могут быть применимы как в индивидуальных, так и в групповых формах работы и включать разнообразные методы: проектные, игровые, тренинговые, рейтинговые, дискуссионные, программированное и проблемное обучение, имитационные упражнения, разбор документации и действия по инструкции. Педагоги активно используют презентации, как собственные, так и подготовленные детьми. Интересна и такая технология, как кейс-подход. Любят дети мозговые штурмы, круглые столы, баскет-имитации.

Самым сложным, как показывает практика, является построение занятий с применением интерактивных технологий. Ведь роль педагога должна свестись к роли помощника и создать условия для инициативы детей.

Интерактивные технологии строятся на схемах взаимодействия «Учитель-Ученик» и «Ученик-Ученик».

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

А формы – это всем известные:

Проектные методы – когда работа идет по принципу: Ученик создал проект, научил другого, в том числе и педагога.

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности или неправильности производится после проведения штурма.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. К этому методу относятся баскет-имитации и аквариумы.

Баскет-метод основан на имитации ситуации, когда оценивается способность учащегося работать с информацией, людьми для ее сбора, анализировать, делать выводы, умение презентовать результаты и доносить другим.

Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Интерактивное занятие отличается и по своему построению :

Разминка (общее направление работы, условия работы, мотивация)

Организация работы учащихся в группах (источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ)

Презентация групповых решений

Рефлексия («Письмо самому себе»; «Я хочу сказать спасибо…»; «Заверши фразу»; «Цепочка пожеланий»;

«Шкала мнений» (займи позицию); «Барометр настроения» (3 лица: улыбающиеся, серьезное, плачущие)

Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают. И, главное, не боятся этого делать, потому что педагог не боится признаться детям, что он тоже учится, и учится вместе с ними.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Глассер У. Школа без неудачников. М., 2011.

Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 2017.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 2010.

Ежеленко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 2018.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр. Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 2012.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1999.

Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 2011.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 2016.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М., 2008. С.104-105.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 2018.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 2013.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2013.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 2008.

Источник

«Интерактивные формы обучения в системе дополнительного образования детей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Смития А.С., заместитель директора по учебно-информатизационной работе МБУ ДО ДДТ г.Дзержинска

Интерактивные формы обучения

в системе дополнительного образования детей

В современном информационном обществе знания появляются каждый день. Поэтому возникает настоятельная необходимость приобретения новых навыков работы с информацией. Сегодня важно уметь:

находить сведения для решения поставленной проблемы;

обрабатывать и структурировать их в соответствии с поставленной задачей;

работая в коллективе и с коллективом, максимально активно нарабатывать собственный опыт.

Сегодня жизнь детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в образовательной системе знания и умения помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни? Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.

С другой стороны научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности педагога: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятия развивали мыслительную активность учащихся, их познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, показать свои умения и навыки, которые педагог оценит справедливо? Ведь динамичный уровень образования нуждается в ресурсах, позволяющих не только представить мир в виде виртуальной действительности, но и исследовать его, накапливая лучший опыт человеческого существования.

В свете этого главная задача педагога – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.

Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. Современное реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.

Именно поэтому широкое распространение получили интерактивные педагогические технологии, в основе которых предусматривается интерактивная модель образовательного процесса с использованием интерактивных средств обучения и которые являются наиболее эффективными в развитии интеллектуальной сферы и творческого мышления, стимулирования познавательной активности в современных условиях социально-культурной среды.

Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Выделяя в современной образовательной системе дополнительное образование детей и юношества, можно подчеркнуть его уникальность и неповторимость – это среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации.

Ведь отличительной особенностью учреждений системы дополнительного образования является активное взаимодействие субъектов деятельности, добровольность участия, возможность каждого достигнуть оптимального результата с учетом его индивидуальных особенностей и практически полное отсутствие жесткой регламентации деятельности, что позволяет в полной мере раскрыть и использовать потенциал интерактивных педагогических технологий. Важно, что взаимоотношения между педагогом и учащимся строятся на основе сотрудничества, сотворчества и свободе выбора.

Эти особенности учреждений системы дополнительного образования открывают новые педагогические возможности и перспективы для внедрения в образовательный процесс новых форм, методов и средств использования современных интерактивных педагогических технологий.

Что же такое интерактивные педагогические технологии? Определим понятия.

Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. «Inter» – между-, взаимо-, среди-, «aсt» – действовать, следовательно, «Interaсt» – взаимодействие, взаимодействовать, то есть «интерактивный» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.

Чем же отличаются интерактивные от других методов обучения, ведь диалог является основной формой вербального общения и на традиционных занятиях?

Давайте сравним три схемы, которые демонстрируют взаимодействие участников образовательного процесса при использовании традиционного (пассивного), активного и интерактивного методов.

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Как Вы видите, в отличие от активных методов, интерактивные позволяют организовать большее поле взаимодействия обучающегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний.

Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого школьника, а не педагога. Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.

интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Смотреть картинку интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Картинка про интерактивные формы обучения в дополнительном образовании. Фото интерактивные формы обучения в дополнительном образовании

Итак, главными принципами интерактивного обучения являются:

– работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

– активно-ролевая (игровая) деятельность;

– тренинговая организация обучения.

Продуктивность интерактивных форм деятельности велика. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

Важно понять, что обучаемый является полноправным участником психологически грамотно организованного процесса восприятия. Именно его опыт становится основным источником познания. Чувствуя свою успешность, интеллектуальную состоятельность, учащийся не только приобретает новые знания и умения, но и интенсивно развивает навыки познавательной деятельности, формирует интеллектуальные запросы, интересы, приобретает коммуникативные навыки, навыки поведения в социуме.

Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи:

дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.),

технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),

игровые – деловые (управленческие), ролевые, организационно-деятельностные игры;

тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др.), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивные формы работы не универсальны, они не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и воспитания. Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.

Рассмотрим боле подробно каждый тип интерактивных форм и методов.

Дискуссия – это публичный спор, целями которого являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса, выявление истинного мнения. Считается, что дискуссия – это эффективный способ убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Участники дискуссии должны быть хорошо осведомленными в предмете дискуссии, знать историю вопроса, предвидеть возможные последствия того или иного решения.

Главное значение дискуссии – побуждение участников задуматься над проблемой, пересмотр своих убеждений, позиций, точки зрения. (клик) Обобщая выше сказанное, воспитательный потенциал дискуссии огромен и заключается в умении аргументировано отстаивать свое мнение, и, в тоже время, осознавать право других иметь свой взгляд, быть индивидуальностью.

Способы представления проблемной ситуации могу быть самыми разнообразными, например, видеоклип, видео- или аудиофрагмент, в котором довольно очевидно должно быть представлено противоречие, вызывающее необходимость разобрать и понять причину. Также могут использоваться газетные и журнальные публикации.

В подготовке и проведении дискуссии можно обозначить следующие три этапа:

1) Мотивационный (начало дискуссии).

2) Содержательно-операционный (организация пространства, установка правил ведения дискуссии, структурирование и регулирование дискуссии).

3) Оценочно-рефлексивный (завершение дискуссии).

Основная роль педагога в период подготовки и проведения дискуссии должна заключаться в стимулировании самостоятельных мыслей участников дискуссии, умении задавать наводящие вопросы, создания доброжелательной атмосферы, поддержание психологического комфорта.

Характерными чертами технологии творчества являются творческие эксперименты в свободных группах, в которых учащиеся, благодаря неформальной обстановке, чувствуют себя раскованно и непринужденно. (клик) Этому способствует педагогика сотворчества и сотрудничества; применение различных методов коллективной работы: творческая мастерская, мозговая атака, творческая дискуссия.

В системе дополнительного образования игровые технологии занимают особое место. Игровая деятельность бесконечна и обладает большим педагогическим потенциалом. Особенность таких интерактивных занятий заключается в практической подготовке учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, формировании умения самостоятельно мыслить и принимать решения, познавать и открывать окружающий мир и мир человеческих взаимоотношений.

К этапам проведения занятия-игры можно отнести следующие три этапа :

1) подготовительный этап, включающий определение цели, описание изучаемой проблемы, общее описание игры, составление плана, написание сценария, распределение ролей, определение условий и правил.

2) этап проведения игры – непосредственно сама игра, выступления групп, отстаивание результатов, экспертиза.

3) завершающий этап – анализ и обсуждение результатов, подведение итогов, рекомендации.

Тренинг – это средство психологического воздействия, направленного на формирование новых знаний и социальных установок, умений и опыта в какой-либо области жизнедеятельности.

устраняется страх перед выражением собственного мнения;

развивается готовность оказать или принять помощь в экстремальной ситуации;

формируется уважение и понимание чужих проблем;

приобретается навык анализа своих и чужих поступков;

снимаются барьеры перед публичным выступлением;

формируется чувство радости от совместного труда и творчества.

Благодаря своей природе тренинговые технологии могут включать в себя и дискуссионные, и игровые формы взаимодействия участников.

Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.

Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс, который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.

Игра проводится по аналогии с «Аплодисменты», но вместо хлопка передается рукопожатие – руку соседа слева нужно пожать своими обеими руками. Добавить можно и смешную фразу (например, «Царь! Очень приятно! Царь!»)

Игра «Фруктовый салат».

Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде «апельсин» местами меняются те, кто в группе «апельсин» так, что бы ни один «апельчинчик» не оказался на предыдущем месте. По команде «Яблоки» – меняются яблоки. По команде «Фруктовый салат» местами меняются все.

Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.

Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах.

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению подростками собственных личностных смыслов и ценностей, открывающий возможности творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.

Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:

активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

возбуждение внутреннего диалога ученика;

обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;

индивидуализация педагогического взаимодействия;

вывод ученика на позицию субъекта обучения;

достижение двухсторонней связи педагога и ученика.

Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов (например, выбрать цветной жетон или составить коллаж из предложенных на выбор символов)

Формы подведения итогов разнообразны: обзор пройденного, закрепление, обратная связь, рефлексия.

Приведем примерный перечень вопросов для рефлексии:

Что вы чувствуете и почему?

Что произвело на вас большее впечатление?

Что вам помогало в процессе занятия, а что мешало?

Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

Учитывалось ли мнение группы?

Как вы оцениваете свою роль в групповой работе?

Итог обязателен, его главный принцип: «здесь и сейчас». Причины нежелания участвовать в обсуждении чаще всего таковы: нечего добавить, незавершенность размышлений об увиденном и услышанном, невнимательность, физический дискомфорт. Разобравшись в причинах и устранив их, вы постепенно вовлечете ребенка в интерактивное взаимодействие, что повлияет не только на его умственное, но и на психо-эмоциональное развитие.

Главный признак интерактивного метода – получение обратной связи от обучающихся в процессе всего занятия, на каждом его этапе. Всегда считалось, что хорошее занятие вызывает много вопросов у обучающихся. Обратная связь возникает при условии активного слушания (активное усвоение материала, включение разума, т.е. не только слушать пассивно, но и слышать; практическая направленность занятия, т.е. перенос теоретического знания в область практической деятельности, когда примеры приводят сами учащиеся, моделируют ситуации).

Обратная связь – это фиксирование внешних проявлений (сигналов) реагирования сознания обучаемых на излагаемую информацию, а также определение их причин и корректировка в соответствии с ними речи. (А.Н.Панфилова. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., 2006. – с.275). Существуют разные виды обратной связи:

а) кинесическая – реакция на невербальные проявления;

б) речевая – ответная реакция слушателей в вопросах, репликах, суждениях;

в) коммуникативно-операционная – изменения в поведении и действиях обучающихся.

Обратная связь предполагает соблюдение ряда условий: внимание к собеседнику, установка на взаимодействие и взаимопонимание, самоконтроль и помощь собеседнику в понимании реакции и отношения к передаваемой информации.

Внедрение новых интерактивных технологий в образовательный процесс невозможно без освоения интерактивных средств обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия образовательного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями не только между участниками образовательного процесса, но и между субъектом (пользователем) и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как:

регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах,

передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме,

управление на экране моделями различных объектов, явлений, процессов.

Занятия становятся интересными, насыщенными и занимательными, так как материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положите льной эмоциональной обстановки обу чения, развитию мыслительных способностей, устойчивого познавательного интереса.

Широкие возможности имеет Мультимедиа. Это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Обычно, это большие электронные энциклопедические собрания.

И, конечно же, интерактивная доска.

Вот основные возможности интерактивной доски:

4. Имеет собственное программное обеспечение.

5. Дополнительные возможности SMART Notebook относительно PowerPoint:

функция перемещения по слайду и множественного копирования объекта на слайде,

работа с электронным пером,

работа с изображениями,

наличие коллекции изображений,

затемнение экрана («шторка»).

Применение интерактивной доски в системе дополнительного образования дает целый ряд преимуществ, как педагогу, так и учащимся:

обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

использование различных стилей обучения (педагог может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

обеспечение хорошего темпа урока;

предоставление возможности сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала и упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивно-компьютерных средств не решит всех педагогических проблем моментально. Это всего лишь средства, но не цель работы педагога. Ведь совсем не обязательно работать с презентацией, мультимедиа или интерактивной доской постоянно, на каждом уроке. Иногда эти средства могут пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Иначе они потеряют свою необычность в глазах детей, эффект занимательности и познавательной привлекательности и станут обыденным инструментом педагога.

В заключение, хочется отметить, что несмотря на всю важность, значимость и педагогическую эффективность интерактивных технологий, результат и скорость их внедрения в образовательный процесс целиком и полностью зависит от личности педагога, его профессиональных умений и навыков, его психо-эмоциональных особенностей,

Что необходимо знать педагогу для качественного включения интерактивных средств в образовательный процесс?

Для использования мультимедийных средств, в первую очередь, педагог должен владеть компьютером, а также уметь использовать, находить в различных источниках и в последствие создавать программное обеспечение по своему предмету (дисциплине).

При подготовке к занятию необходимо знать и соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к занятиях с мультимедийными средствами, а также обязательно учитывать рекомендации по оформлению электронных образовательных ресурсов.

Педагог должен стремиться к непрерывному самообразованию, быть готовым к педагогическим инновациям. Использование интерактивных технологий требует от него переосмысления форм и методов работы, собственных знаний и опыта. Исследования показывают, что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивные технологии способствуют активизации передового опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу, формированию критической самооценки собственной практики.

Педагог должен владеть навыками саморегуляции и самоконтроля, умениями предотвращать конфликтные ситуации и решать их в случае возникновения, а также профессиональными знаниями в области психологии общения в группе.

Педагог должен быть активен и всесторонне любознателен сам, уметь признавать факт, что знает далеко не все, чтобы стать для детей примером, авторитетом в познавательной деятельности.

Не бойтесь признаться детям, что вы тоже учитесь, и учитесь вместе с ними!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *