интерактивные методы обучения можно разделить на тест
ОНЛАЙН-ТЕСТ «Активные методы обучения как неотъемлемый элемент образовательного процесса» с ответами
ОНЛАЙН-ТЕСТ «Активные методы обучения как неотъемлемый элемент образовательного процесса»
1. По каким признакам классифицируются методы обучения?
по характеру учебной деятельности
по степени активности педагога и учащихся
по способу организации учебно-познавательной деятельности
нет правильного варианта ответа
2. Что является признаком активного метода обучения?
учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач
3. Согласно общей классификации, активные методы можно разделить на две большие группы:
дискуссионные и игровые
рейтинговые и тренинговые
индивидуальные и групповые
4. Какой самый простой и распространенный метод активного обучения?
презентация
5. Что такое активные методы обучения?
методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения
метод, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания
6. К активным методам обучения относится технология, в основе которой лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Как она называется?
проблемное обучение
7. На что, прежде всего, направлены активные методы обучения?
на усиление и углубление существующих знаний
на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся
на установление доверительных отношений между учителем и учеником
8. Принцип сотрудничества предполагает:
сочетание вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся
подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности
развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей
9. Что такое «мозговой штурм»?
способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем
одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию
процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем
10. Активные методы помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика
развивать интерес к предмету
учить учащихся самостоятельно добывать знания
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Интерактивные методы обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные методы обучения
Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов обучения на интеллектуальную активность студентов сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к озвученной, или, наоборот, вовсе противоположную.
Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше ак т ивности и творчества, чем тогда, когда оно происходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции.
При интерактивных методах обучения совместная учебная деят ел ьно с т ь студентов, благодаря участию самого преподавателя превращается в некую моде л ь социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей (обучающей и учебной).
К интерактивным методам обучения могут быть отнесены следующие:
Цель интерактивных методов обучения: развитие элементов компетенции: коммуникативность
— Формировать навыки совместной работы в группе, коллективе ради достижения поставленной цели.
— Овладеть навыками выполнения различных социальных ролей в трудовом коллективе: лидера, подчиненного, коллеги и других.
— Воспитывать и развивать способность к деловому партнерству.
— Овладеть навыками ведения переговоров: (диалог, монолог бизнес-язык).
— Развивать способность к активному взаимодействию и сотрудничеству с другими субъектами.
— Воспитывать способность к соблюдению этических норм общения, к разрешению конфликтов и смягчению разногласий.
— Воспитывать умения слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят другие.
— Развивать способность позитивного восприятия предложений других и способность самому вносить предложения.
— Умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую.
— Умение анализировать, перерабатывать, воспроизводить информацию.
а) Эвристическая беседа
Специально запрограммированное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа, постепенно переходя в дискуссию.
Метод « BRAINWRITING » или «6-3-5».
г) Учебная деловая игра.
Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит учебная деловая игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность.
В учебной игре сочетаются два разных принципа обучения:
— принцип моделирования будущей профессиональной деятельности;
— принцип наличия проблемы
В центре игрового моделирования будущей профессиональной деятельности оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин . В деловой игре процесс решения задачи является поисковым, исследовательским.
Требования к учебным деловым играм :
— должны быть определены и известные студенту формируемые компетенции;
— задача должна быть актуальной, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности студентов:
— задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов решения.
Метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах.
Главное выбрать общую тему, входящую в программу разных дисциплин и требующую более глубокого, всестороннего рассмотрения.
— изменить исходную позицию участников семинара;
— направить размышления в новое русло;
— вытеснить у с т аревшее видение и стерео т ипы.
Задачи преподавателя-модератора в ведении групповой дискуссии состоят в следующем:
мо д ерато р конт р оли р ует п роцесс общения в группе, которая решает опреде л енную поставлен н ую перед ней задачу;
модерато р уп ра вл я ет п р оцессом коммуникации в группе согласно правилам игры, он вме ш иваетс я в п р оцесс в случае нарушения правил ;
модерато р не должен влиять на смысловое содержание игры, он занимает нейтральную по з ицию, его задача состоит в достижении г р уппового результата ;
модератор помогает ст р уктурно р аботать распредел я ть обязанности в г р уппе, согласовывает суждения с планом семина р а.
Данный метод полезен для того, чтобы исследовать и анализировать интересы тех, кто непосредственно или косвенно причастен к рассматриваемой проблеме (особенно в том случае, когда нет возможности вовлечь их в дискуссию). С этой целью участники семинара ставят себя на место других людей и пытаются ответить на воп р ос : «Как бы я действовал на его месте»?
ж) Метод обсуждения ситуации
идея доведена до самой короткой формулировки ;
телег р афный стиль ;
возможность прочитать ка р точку с расстояния 5 метров;
Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию
У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.
Интерактивные методы: суть, задачи, принципы
Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.
Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.
Задачи интерактивных методов обучения
В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:
Принципы интерактивных методов
В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.
Примеры интерактивных методов обучения
Сюжетно-ролевая игра
Возраст : для начальной и средней школы.
В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.
Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.
Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.
Примеры сюжетно-ролевых игр
Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.
Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.
Игра на ассоциации
Возраст : для начальной и средней школы.
В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.
Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).
Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.
Примеры игр на ассоциации
Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.
Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.
Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.
Мини-исследование
Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.
В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.
Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).
Как проводить
Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.
Сформулировать суть проблемы.
Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.
Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.
Оформление результатов и подведение итога.
Примеры мини-исследований
Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.
Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.
Кейс-метод (разбор ситуаций)
Возраст : для средней и старшей школы.
В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.
Как проводить
Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.
Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.
В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.
Каждая группа презентует свое решение перед классом.
Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.
Примеры кейсов
Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.
Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.
Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.
Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.
Активные и интерактивные методы обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Активные и интерактивные методы обучения
Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений, навыков к формированию компетентности ученика.
Напомним, что за основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко отражены в портрете выпускника.
Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Активные методы обучения следует применять для:
активизации познавательной активности учащихся
развития способности к самостоятельному обучению
выработки навыков работы в коллективе
корректировки самооценки учащихся
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями)
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
развитие навыков активного слушания
отработка изучаемого материала
развитие навыков принятия решения
эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме
Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Сегодня мы рассказали на уроке новый материал, завтра проверили, как ученики его усвоили, затем прорешали задания на закрепление материала, провели через несколько уроков контрольную работу. И как часто мы признаемся себе, что часть класса (в целом неплохие ребята) эту тему не освоили (не поняли), но “время не ждет”, надо двигаться дальше по учебному плану, суммируя в уме потери.
Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме. В случае их использования мы получаем отсроченный во времени результат. Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.
Апелляция к жизненному опыту детей.
Ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью ЭВМ. Для того чтобы ЭВМ произвела необходимые вычисления и получила ответ, нужно составить для нее четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью ЭВМ. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для ЭВМ. Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.
Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов
Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. Краткий рассказ учителя:
Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая:
V= то есть: скорость = Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с
Ученику предлагается выступить в роли формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
Пример: “Представьте, что вы стали директором завода и, изучив спрос, решили организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — мясорубки и скороварки. Для краткости обозначим эти товары буквами “A” и “Б”. Допустим, что вам удалось заключить договоры с другими предприятиями на поставку ресурсов (металла, электроэнергии и т.п.) и выделить определенное число рабочих. Изучение рыночной конъюнктуры позволило определить минимальные объемы производства для каждого изделия. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это и вашей задачей”. По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.
Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля.
Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову”
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:
Пример 1: Игра “Веришь, не веришь”
• Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)
• Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)
• Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)
• В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”
Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,
• “ Этот процесс орнитологи называют миграцией”
• “ Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”
• “ Он всегда имел запас калькуляторов”
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.
Пример 1. Кроссворд по теме «Информационные технологии».
Текстовый файл; объект, создаваемый в текстовом редакторе, содержащий печатный текст.
Строка в базе данных, основной элемент структуры БД.
Поле, применяемое для ввода логических данных в БД.
Поле, в котором наряду с числом изображены денежные единицы в БД.
Столбцы в БД, основной элемент структуры БД.
Информация, содержащаяся в строках и столбцах (символы, тексты и т.д.).
Поле, которое имеет свойство увеличивать числа на единицу.
Поле, хранящее до 65535 символов.
Оценка будущих перспектив в ЭТ.
Оформление по каким-либо правилам участков печатного текста. Тема нового урока.
Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.
Исследовательская деятельность учащихся в предметной области «Информатика».
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.
Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ описанных выше:
• проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;
• проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).
Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими. Проекты, создаваемые при помощи языка программирования, требуют хорошей математической подготовки, свободного владения приемами программирования. Подобные проекты для разработки целесообразно предлагать представителям физико-математических классов, обладающих вышесказанными умениями.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности как преподавателя, так и школьников. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний у учащихся. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и дает эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Развиваются творческие и коммуникативные способности.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике.
Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
Использование педагогами активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у педагога, так и у учащихся.