интерактивные методы обучения литература по теме

Курсовая на тему «интерактивные методы обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Раздел І . Интерактивное обучение, основные понятия

1.1.Сущность интерактивного обучения 7

1.2. Групповая и кооперативная формы деятельности на уроке 11

1.3.Преимущества интерактивного обучения 13

Раздел ІІ Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

2.1.Интерактивное обучение на уроках русского языка 15

2.2. Практическое применение интерактивных методов обучения на уроках литературы 21

На этапе современности происходит процесс становления новой

системы образования, который сопровождается существенными

изменениями в педагогической теории и практике учебно-

воспитательного процесса. Задача общеобразовательной школы состоит в формировании личности, способной полноценно реализоваться во взрослой жизни. Актуальным сегодня является ориентир образования не только на усвоение определенных знаний, но и развитие личности школьника, его творческих способностей.

Задача учителя на современном этапе развития школы лежит в

создании условий для реализации творческого потенциала каждого

ребенка. Главной целью сегодня есть не дать наибольший объем знаний,

а обеспечить общекультурный, личностный, познавательный рост.

Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В этом плане ориентация на интерактивные методы обучения способствует овладению знаниями, формированию творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, переходу от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Интерактивные методы позволяют:

1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей, 3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,

4.осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Актуальная значимость данной темы заключается в том, что информационная компетентность учащегося все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние («постиндустриальная», или «информационная», культура приходит на смену «индустриальной»). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. Сегодня особое место занимает использование интерактивных методов обучения, а также информатизация образования. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

выбора различных способов деятельности для достижения результата;

развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных, или информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

Интерактивные технологии описаны в пособиях «Интерактивные

технологии обучения: теория, практика, опыт» и «Современный уро к.

Интерактивные методы обучения» (авторы-составители О. Пометун, Л. Пироженко). В научной работе Щербины В.И. доказана актуальность внедрения интерактивных технологий в практику учителя-филолога. Проблема интерактивной деятельности затронута в работах Ксензовой Г.Ю. «Перспективные школьные технологии»,Кларина М.В. «Интерактивное обучение- инструмент освоения нового опыта».

Цель данной работы заключается в систематизации наиболее интересных и действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, применимых на уроках русского языка, которые бы учитывали разные психофизиологические особенности учащихся и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

— проанализировать состояние проблемы использования интер активных методов обучения;

— определить условия организации технологии интерактивного обуч ения русскому языку ;

— обратить внимание на сущность современного урока русского языка и литературы;

— представить элементы уроков с использованием интерактивных методик .

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интер активных методов обучения, если:

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;

педагог будет понимать значимость использования интер активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интер активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

— труды в области дидактики, психологии, методики обучения русскому языку в школе;

— программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений;

— исследования по проблемам развития познавательных интересов;

Основными методами исследования явились:

— изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

— анализ содержания различного дидактического материала;

— наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка литературы.

В первом разделе работы подробно изложен материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.

Второй раздел посвящен описанию использования интерактивных методов обучения на уроках русскому языка и литературы.

Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.

Раздел 1. Интерактивное обучение, основные понятия

1.1 Сущность интерактивного обучени я

Пассивный метод (схема 1).

интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть фото интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть картинку интерактивные методы обучения литература по теме. Картинка про интерактивные методы обучения литература по теме. Фото интерактивные методы обучения литература по теме

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы мож

интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть фото интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть картинку интерактивные методы обучения литература по теме. Картинка про интерактивные методы обучения литература по теме. Фото интерактивные методы обучения литература по темено рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3).

интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть фото интерактивные методы обучения литература по теме. Смотреть картинку интерактивные методы обучения литература по теме. Картинка про интерактивные методы обучения литература по теме. Фото интерактивные методы обучения литература по теме

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:

То, что я чувствую, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Эти три простых утверждения объясняют необходимость использования активных методов обучения.

Интерактивное взаимодействие, конечно, требует определённых изменений жизни класса. Увеличивается количество времени, необходимого для подготовки, как ученикам, так и педагогу.

Необходимо начинать с постепенного включения элементов этой модели, чтобы ученики привыкли к ним. Можно даже составить план постепенного внедрения интерактивного обучения. Безусловно, лучше старательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, нежели часто проводить наспех подготовленные «игры». Необходимо провести с учениками организационное занятие и создать вместе с ними правила работы в классе. Для начала целесообразно использовать простые интерактивные технологии – работу в парах, малых группах, мозговой штурм. Со временем у учеников появится опыт такой работы, и период подготовки к занятиям сведется до минимума.

Для успешного построения урока в интерактивной форме от учителя требуется проявления высшей степени мастерства, знание и умение совмещать различных методик преподавания при организации учебного процесса. Для эффективного использования интерактивного обучения учитель должен старательно планировать, прежде всего, свою деятельность: дать задание ученикам для предварительной подготовки (прочитать текст, продумать ответы на вопросы, выполнить дополнительные задания), глубоко выучить и продумать материал, определить хронометраж занятия, задания для групп, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, разработать критерии оценки эффективности урока. Целью уроков интерактивного типа является сотрудничество учителя и учащихся, а также учеников между собой в процессе обучения, приносящее удовлетворение от совместного творческого общения.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

1.2. Групповая и кооперативная формы деятельности на уроке

На современном уроке можно использовать групповую и кооперативную формы организации учебной деятельности. Каждый ученик испытывает потребность постоянно углублять свои знания и потребность находиться при этом в психологической безопасности. Один из способов достижения безопасности – объединение в группы. Чувство групповой независимости дает ученикам возможность преодолеть трудности. Когда дети учатся вместе с другими, они чувствуют существенную эмоциональную поддержку, которая дает им возможность выйти далеко за рамки нынешнего уровня знаний и умений.

Основными признаками кооперативной групповой работы является:

а) разделение класса на группы для достижения конкретного результата;

б) постоянная смена состава группы;

в) каждая группа решает конкретную проблему, поставленную в задании;

г) задание в группе выполняется таким образом, чтобы можно было оценить и учесть индивидуальный вклад каждого члена группы и группы в целом.

Количество учеников в группе может зависеть от их числа в классе, характера и объема знаний, наличия необходимых материалов, времени, отведенного для выполнения задания. Оптимальной считают группу из 3 – 6 человек, так как при меньшем количестве ученикам трудно разносторонне рассматривать проблему, а при большем – трудно определить уровень выполнения работы каждым учеником. Объединение в группы может осуществляться учителем (в основном на добровольной основе, по результатам жеребьевки) или самими учениками по собственному выбору. Существует множество способов объединения учеников в группы. Можно предварительно составить список и вывесить его в классе. В этом случае учитель контролирует состав группы. Можно попросить учеников рассчитаться на «первый, второй…», объединить их по временам года, названию цветов. Вместо номеров можно использовать разноцветные карточки, разнообразные предметы. В отдельных случаях можно даже сохранить группу, которая уже начала работать над проблемой. На несколько уроков в постоянном составе или выделить на определенное время действующую группу экспертов или наблюдателей. Следует обязательно помнить, что демократичность интерактивного обучения требует обязательного привлечения учеников к организации их учебной деятельности, то есть обсуждения с ними возможного состава группы, процедур групповой деятельности, её ожидаемых результатов. Группы могут быть однородными, объединять учеников по определенным признакам, например, по уровню знаний. Желательно объединить в одну группу сильных, средних и слабых учеников. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями.

Таким образом, использование групповых форм организации деятельности учеников в рамках классно – урочной системы обучения дает возможность избавиться некоторых её недостатков и являться одним из условий использования интерактивного обучения.

1.3.. Преимущества интерактивного обучения

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

— постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

— выбора различных способов деятельности для достижения результата;

— развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

— развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

— мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Современный педагог обязан владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Если в радиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке, то у роки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют вовлечь всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Именно интерактивные методы позволяют создать среду, в которой одновременно усваиваются как теория, так и практика.Это немаловажно в развитии мировоззрения, логического мышления, формировании характера, критического мышления; интерактивное обучение позволяет выявлять и реализовывать индивидуальные возможности.При таком обучении ученики самостоятельно ищут связь между новими и полученными ранее знаниями, принимают альтернативне решения,делают «открытия»,учатся высказывать свои мысли, идеи,приобретают навыки сотрудничества.

Таким образом, процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной умственной деятельности ребенка и активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация никогда не дадут устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью интерактивного обучения. С другой стороны, после нескольких старательно подготовленных уроков преподаватель сможет ощутить, как изменилось к нему отношение учеников, а также сама атмосфера в классе. Это послужит дополнительным стимулом к работе с интерактивными технологиями.

Раздел ІІ Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

2.1 Интерактивное обучение на уроках русского языка

Внедрение интерактивных форм обучения на уроках русского языка- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения. Современная образовательная ситуация характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным.Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса.

Например, при изучении темы «Способы образования слов» можно применять следующие приемы:

-поиск соответствий(необхомимо соотнести термин и его определение);

— прием «верно-неверно» ( обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность);

-прием «да-нет» (определить правильность следующих утверждений),

3.Слова не могут образовываться сложением основ.

4.Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

К примеру, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно

организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом. Данный

прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку:

ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно»,

классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными

способами совместной деятельности, при которых моделируется

ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в

различных видах учебных занятий.

В своей практике использую работу в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее. В начале урока во время проверки домашнего теоретического материала практикую игру «Лови вопрос». Учащиеся задают вопрос по теории друг другу «цепочкой», если тот, кому адресован вопрос, не отвечает на него, вопрос переходит к следующему ученику. Ребята часто получают на дом задания: составить «словарный диктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными орфограммами), «карточку-зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два практических задания.

Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение

языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в

этом случае –оказывать помощь и консультировать, решая спорные

Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть

разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть

небольшие. Группы соревнуются между собой. Например, на уроке

развития речи одна группа описывает ромашку в художественном стиле, а

вторая-клен, соперники должны по описанию узнать предмет.

Соревнуются, кто больше подберет однокоренных слов, слов с

безударными проверяемыми гласными в корне слова и т.д.. Или же

задание дается в форме игры:с последней парты передается листочек, на

который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило.

Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим

количеством ошибок в записанных словах. При оценке работы группы

учитывается и оценивается общая работа группы.

Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в

малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является

обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовится текст и используется для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора.

Таким образом, следует отметить, что традиционное обучение-это организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.

2.2 Практическое применение интерактивных методов обучения на уроках литературы

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Считаю, что на уроках литературы должны преобладать коллективные формы работы. Еще Л. Выготский утверждал, что в сотрудничестве ребенок может сделать больше, нежели самостоятельно. Например, работу в парах можно проводить на любом этапе урока. Ученики, получив задание, активно сотрудничают, обмениваются мыслями, а по истечении времени, данного на определенную работу, озвучивают результаты работы. Можно, например, поделить класс на группы и дать разные домашние задания. Скажем, одна группа готовит словесные портреты героев, другая- подбирает цитаты для их характеристики. Объединение учащихся в малые группы при изучении объемных произведений есть выходом. Поэтому практикую подготовку домашних заданий в группах, например:

І группа- подготовить интересные малоизвестные факты из биографии писателя;

ІІ группа-подобрать высказывания известных людей о авторе произведения, прокомментировать;

ІІІ группа- ознакомить с историей написания изучаемого произведения;

І V группа-подготовить цитатный материал, иллюстрирующий образы

Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий–«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев –«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

Ученики по очереди встают с места высказывают свою точку зрения относительно обсуждаемого вопроса. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Если кого-то убедили аргументы одноклассника, он может изменить свою позицию. Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

В своей деятельности практикую уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока. Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. На уроках литературы внедряю проблемно-поисковый метод путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Целевые установки урока-исследования таковы: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, воспитание патриотизма. На уроках учу детей понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, формулировать выводы; организовывать работу в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи, самостоятельно осуществлять поиск информации в библиотеке и Интернете. Следовательно, реализуя цель урока, учащиеся активно работают в группах для достижения общей цели. Задачей учителя в таких случаях является необходимость составления перечня источников, где ученики могут найти необходимую информацию.

Важно научить на уроках литературы понимать литературное произведение, анализировать его, понимать пафос, формулировать собственное отношение к нему, писать сочинение на темы, связанные с проблематикой изученных произведений. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, но этому предшествует большая работа по подбору материала, подготовке данного урока.

Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, групповая, которая предполагает коллективный поиск. Обычно в группе работают сильный и слабый ученики. В таком случае сильный делится своими знаниями со слабым, тот в свою очередь занимает роль пассивного слушателя. Целесообразно подбирать задания таким образом, чтобы каждый учащийся отвечал за свой участок работы и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Либо результат будет оцениваться по тому, насколько активны все ученики.

Учащиеся объединяются в группы примерно по 4-5 человек. В зависимости от темы урока и его цели формируется нужное количество групп.

1.Организационный момент, ознакомление с темой и целью урока.

2.Проверка домашнего задания ( анализ собранных данных)

4.Защита творческих работ группами

Например, на этапе исследовательской деятельности учащиеся получают задания перечитывать заново уже изученный материал, то есть думать, анализировать, искать, исследовать. Учитель направляет, подталкивает к правильному пути решения, помогает учащимся. На уроке, к примеру, дети могут получить задание заполнить хронологическую таблицу, нарисовать карту путешествия писателя, составить сравнительную характеристику героев, нарисовать эмблему, коллаж к произведению, найти запахи, звуки, краски, используемые в тексте и др.

Творческим заданием может быть сочинение-миниатюра, эссе, письменный ответ на вопрос, составление сенкана, запись интервью с автором либо героем произведения и т.д. Иногда это совместная работа. Иногда каждому участнику группы приходится выполнять свой участок работы.

После защиты творческих проектов происходит оценивание и подведение итогов. Иногда допускается взаимооценивание, это развивает у учащихся

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ A.M. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО РАССКАЗУ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Задания группам
Задан ие№1Композиция Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?
Задание №2. Легенда о Ларре.
Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами?
Почем соль сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему
старейшинами? Изобразите Ларру.
Задание №3. История Изергиль.
Назовите наиболее важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую важную жизненную философию они раскрывают?
Задание №4. Что сближает историю жизни Изергиль и легенды о Ларре и Данко? Вписывается ли история жизни Изергиль в мир легенд?
Задание №5. В чем состоит подвиг Данко? Изобразите героя.
Задание №6. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?
План
1. Оба красивы (докажите текстом).
2. Оба горды, сильны (докажите текстом).
3. Цель жизни, отношение к свободе.
4. Одинаковая ситуация (конфликт: Ларра и племя; Данко и племя).
5. Нравственная оценка героев проекта группами

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя – не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию.

Содержание интерактивного взаимодействия учителя и ученика в условиях школы – программный учебный материал. Цель интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации – общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Результатом такого обучения является создание дидактических условий для переживания учениками ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Предусматривается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учеников за относительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных умений, которые определяют успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение эффективнее, результативнее обучения в этом направлении каждого отдельного школьника.

Содержание учебного материала включает огромное количество различных видов знаний, что в значительной мере определяет сложность и неоднозначность его понимания и усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность учетного материала – перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, которые определяют успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств ученика.

Итак,интерактивное обучение позволяет одновременно решать несколько задач:

— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Таким образом, при интерактивном обучении в процессе общения у учеников формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за коллективное дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, которые способствуют пониманию закономерности и идей мировосприятия. Систематическое использование учителем интерактивных методов на уроке создает благоприятные условия для формирования у школьников позитивной мотивации учебной деятельности и реализации общеобразовательных учреждений

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение 2006г.

3. Васильева Ф.И. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам?

4. Выготский Л.С.Мышление и речь.Изд.5,испр.-Издательство

5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л.В.Занков.- М.: Знание, 1960г. 162с

6.Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского

языка/О.П.Зобернюс//Русский язык в школе.- 2008, № 7.

7.Казыгулова А.Г. Интерактивные методы обучения на уроках русского

языка и литературы/ А.Г.Казыгулова//Молодой ученый.-2016.-№8

8. Кажигалиева Г.А.О принципах и методах технологии интерактивного

обучения русскому языку в средней

школе/Г.А.Кажигалиева,М.В.Васенкова//Педагогика, 2005, №2

9. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного

обучения/Е.В.Коротаева//Русский язык в школе,-2008,№8

10.Ксензова Г.Ю.Поисковые технологии: Учебно-методическое

М.: Изд. центр «Академия», 2004.-536с.

учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / А. П.

Панфилова, В. А. Сластенин, И. А. Колесникова; Под общ. ред. В.А.

13.Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное

пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова-

14. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные

технологии для обучения и организационного развития персонала:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *