интерактивные методы обучения их сущность и классификация
Интерактивные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и задачи интерактивного метода обучения
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.
Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.
Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.
Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными задачами интерактивных методов обучения являются:
Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.
В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.
Виды методов интерактивного обучения
Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Интерактивные методы обучения их сущность и классификация
Педагогические науки/5. Современные методы преподавания
Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан
Интерактивные методы обучения и их классификация
Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами.
Рис.1 – Пассивный метод
Пассивный метод (рис. 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Рис. 2 – Активный метод
Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Рис. 3 – Интерактивный метод
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [1].
Методы интерактивного обучения: Интерактивные игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; «Общая дискуссия»; проекты; семинары; «Общий галдёж»; словесные ассоциации; каждый учит каждого; «Мозаика» («Ажурная пила»).
— По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;
— По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;
— По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;
— По характеру педагогического процесса : обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.
Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Деловая игра – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями являются:
— Различие интересов участников игры;
— Наличие общей игровой цели;
— Реализация цепочки решений;
— Использование гибкого масштаба времени.
Пары и группы. Это один из самых популярных методов, так как он дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе.
Работа в парах и группах даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
— нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. При нехватке знаний учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
— надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;
— надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;
— надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Общая (учебная) дискуссия. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
— Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;
— Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;
— Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».
Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение определенного времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск, то есть в более старшем возрасте.
«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Рисование. Приём используется с целью развития:
— навыков совместной работы;
Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.
Классификация интерактивных методов обучения
По Ю.С.Арутюнову – в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей [3].
Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения
Классификация интерактивных методов обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Классификация интерактивных методов обучения
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
Развитие умения работать в группе.
Развитие умения выступать публично.
Суть метода, технологии
Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.
Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.
Эта форма сходна с предыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией.
Форма, предполагающая выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы.
Метод является разновидностью предыдущего.
Основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.
Правила: 1) вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа; 2) тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты; 3) роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен (это тоже толерантность), выстраивать цепь доводов; 4) в игре участвуют – 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты; 5) оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией; 6) каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение; 7) итоги дискуссии подводят независимые эксперты.
Группа детей по выбору учителя садятся в центр круга, образуя «аквариум с рыбками». Они демонстрируют выполнение какого-то задания в группе. Остальные дети внимательно следят за работой «рыбок», но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только по завершению работы в «аквариуме» наблюдавшим разрешается высказаться.
Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы метода:
Высказываем свое мнение: «Я считаю. »
Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что. »
Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «. Например. »
Обобщаем, формулируются выводы: «Итак. », «Таким образом. »
Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
Обеспечение ученику возможности включаться в коллективную деятельность и общение.
Суть метода, технологии
Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.
Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).
Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.
Методы организации мыследеятельности
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
Развитие умения работать в группе.
Развитие способности продуцировать множество решений.
Развитие умения выступать публично.
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.
Суть метода, технологии
Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.
Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.
В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.
Дерево ответов (дерево решений)
На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.
1. Обучающимся предлагаются задания, задаётся вопрос. Даётся 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов или решений.
2. Обучающиеся (или педагог) решают, кто будет выражать мысли первым и обсуждают свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.
3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.
Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.
Ученики самостоятельно индивидуально или в группах готовят вопросы по теме обсуждения. В роли отвечающего выступает один из учеников по желанию или по предложению учителя.
Педагог предлагает обучающимся записать в тетради начало фразы (в соответствии с темой занятия, например, «Основная мысль этого произведения заключается в следующем:….»). Фразу необходимо завершить в течение 2 мин, раскрыв свой смысл, и записав в тетрадь. По истечении 2 мин, педагог предлагает 2 – 3 обучающимся выполнять функции экспертной группы: кратко зафиксировать все неповторяющиеся смыслы-варианты и по ходу обобщить их, выделив то общее, что их объединяет.
Чтение с пометками
Методы организации творческой деятельности
Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.
Суть метода, технологии
Метод символического видения
Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
Метод сравнения версий
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
Метод ключевых слов
Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод конструирования вопросов
Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
Метод смысловых ассоциаций
Предлагается назвать ассоциации, связанные с определенным объектом.
Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.
Суть метода, технологии
Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющих содержание синквейна;
2-я строка –2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Метод пяти пальцев
Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?
Корзина мнений
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Ступени
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка
Плюс – минус – интересно
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+”, «–”, «?” или индивидуально письменно. В графу «+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу «?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Экспертная комиссия
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
Нормы поведения в группе
В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники.
Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял». ), только после этого делаются выводы.
Критикуются идеи, а не личности.
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.