интерактивные методы обучения иностранным языкам

Доклад по теме : «Интерактивные методы обучения иностранному языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя школа №1» города Смоленска

Тема: «Интерактивные методы обучения иностранному языку»

Интерактивность ( interaction ) применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения.

Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда преподаватель спрашивает / побуждает обучающегося к речевой деятельности – обучающийся отвечает. Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый обучающийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.

Именно при организации «многостороннего» общения на занятии иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося. В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на занятии иностранного языка. По мнению Р.П. Мильруда, взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить обучающихся практически пользоваться иностранным языком.

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на занятии не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Раскрою сущность некоторых интерактивных методов, которые являются инновационным в практике преподавания иностранных языков.

Условием эффективного обучения иностранному языку в условиях научно-технического и информационного взрыва является, по нашему мнению, сочетание традиционных интенсивных методик обучения с разработкой и использованием в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентированы на личность студента, более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности студентов в процессе обучения. Необходимо создать такие педагогические условия, которые способствовали бы оптимальному использованию резервных возможностей личности и приводили бы к эффективному ускоренному обучению.

Эффективное обучение иностранному языку возможно, если преподаватель, организующий обучение, владеет современной технологией преподавания. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что создано общественным прогрессом. Современная педагогика и методика предлагают большое разнообразие интерактивных технологий, которые целесообразно использовать при ускоренном обучении учащихся иностранным языкам. В основе интерактивных технологий лежит взаимодействие преподавателя и студентов, которое проявляется через диалоговое, полилоговое общение, реализуемое посредством интерактивных упражнений и заданий.

На занятиях по иностранному языку в учебном процессе применяются следующие интерактивные методы обучения:

– Интернет-технологии и средства мультимедиа.

Как показала практика, только интерактивные формы обучения могут обеспечить высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию обучаемых, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, желание совершенствоваться. Использование интерактивных методов в период обучения иностранному языку соответствует современной концепции обучения, в основе которой лежит принцип активной деятельности обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их сознательно овладевать языковым материалом в процессе коллективной деятельности и широкого использования ситуативного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку.

Мною сделана попытка разработать и апробировать технологию обучения и создать такие педагогические условия, которые способствовали бы оптимальному использованию резервных возможностей личности. Примером некоторых интерактивных подходов, применяемых мною на занятиях, являются:

Анализ опыта педагогической деятельности показывает, что продуктивной технологией изучения иностранного языка учащимися, средством повышением мотивации обучения является ролевая игра. Основными этапами обучающей ролевой игры являются: выдвижение и обсуждение идеи относительно коммуникативной ситуации (обязательным элементом ролевой игры является разрешение проблемной ситуации), набора ролей и примерного хода и правил предстоящей игры; распределение ролей и определение содержания (сценария) ролевой игры; подготовка комплекта игровой документации (опознавательные знаки, эмблемы, плакаты); индивидуальная подготовка каждого обучающегося к предстоящей игре; проведение ролевой игры; подведение итогов. Следует отметить, что каждый этап в алгоритме осуществления ролевой игры важен, но особенно необходимо отметить заключительный этап, который складывается из оценок и самооценок индивидуального вклада каждого обучающегося в подготовку и проведения игры, адекватности иноязычных высказываний исполняемой роли и наличной коммуникативной ситуации, а также правдивости и выразительности ролевого поведения.

Детально продуманная и методически грамотно организованная ролевая игра способствует активному включению студентов (даже самых робких и застенчивых) в процесс обучения, их самоутверждению и повышению самооценки, качественному усвоению дидактического материала; вызывает потребность в общении; ориентирует на умение планировать собственное речевое поведение и поведение собеседника; развивает творческие способности, внимание, память, мышление, умение контролировать свои поступки; улучшает взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями. Более того, профессиональные игры позволяют задать в обучении предметные и социальные роли будущей профессиональной деятельности, развивать профессиональное, творческое мышление.

Задача игры: выработка для исполнителя каждой роли оптимальной стратегии поведения. Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, является наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей и каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие, умения и навыки работы в команде.

В процессе обучения данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций учеников при изучении тем: «В аптеке», «У врача», «Достопримечательности города» и др. Пример ролевой игры можно рассмотреть на занятии Тема: «Путешествия. Отдых. На пляже».

Название игры: «Оказание первой медицинской помощи при солнечном ударе».

Преподаватель (от лица прохожего) начинает игру по теме «Оказание первой медицинской помощи», предлагая реплику-стимул: «You look pale and upset today». Один из учеников (гость) дает свою реакцию на данную реплику: «No wonder. He has a sunstroke ». Следующий ученик реагирует на эту фразу, согласно заданной теме, используя активную лексику. Действие продолжается пока все участники диалога не используют всю необходимую активную лексику по теме и не закончат описание картинки или озвучивание видеоролика.

Пример диалога : “In the country”.

I’m in the kitchen, Pete. What’s the matter?

My friend Nick feels bad. He has a bad headache and his skin is very hot.

He is on the bank of the river. He was lying in the sun for a long time.

He probably has a sunstroke. Is anybody with him?

Yes, Boris is there.

Don’t waste time. Run back quickly and take Nick to a shady place. Raise his head a little. Put a wet cloth on his head. I’ll take some medicine and come in a minute.

При проведении игры одновременно закрепляются разговорные фразы по темам «Оказание первой медицинской помощи», «Болезни». Целесообразно предварительно раздать игровые карточки, которые могут быть оформлены по-разному.

Например: одна сторона карточки дает информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников ( T heн need your help. Every person must have enough knowledge of giving first aid. And must help a person at any hour of the day and night. That’s why you should know how to help a person in different situations.)

Оборотные стороны карточек для разных участников различны, т.к. они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения:

to cool [ kHl ] – охлаждать, (здесь) прохладный;

shady [ SeIdI ] – тенистое ;

sponge [ spAnG ] – губка ;

to keep up – поддерживать ;

интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть фото интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть картинку интерактивные методы обучения иностранным языкам. Картинка про интерактивные методы обучения иностранным языкам. Фото интерактивные методы обучения иностранным языкаминтерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть фото интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть картинку интерактивные методы обучения иностранным языкам. Картинка про интерактивные методы обучения иностранным языкам. Фото интерактивные методы обучения иностранным языкам

интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть фото интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть картинку интерактивные методы обучения иностранным языкам. Картинка про интерактивные методы обучения иностранным языкам. Фото интерактивные методы обучения иностранным языкаминтерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть фото интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть картинку интерактивные методы обучения иностранным языкам. Картинка про интерактивные методы обучения иностранным языкам. Фото интерактивные методы обучения иностранным языкам

Во время игры преподаватель может взять на себя роль ведущего или одну из второстепенных ролей, чтобы иметь право вмешиваться в процесс общения, стимулировать пассивных участников к беседе, направить ход игры в нужное русло.

Ролевая организация учебного материала способствует эффективной организации учебной деятельности студентов, создает психологическую готовность обучаемых к речевому общению, готовит к ситуативной спонтанности речи.

Таким образом, учащиеся систематизируют знания по изученной грамматической теме и тренируют лексический материал. Также на заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.

Вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку становится все более актуальным. Совершенно очевидно, что использование компьютера и мультимедийных средств для интенсификации процесса обучения помогает не только осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом уровня знаний учащихся.

Для достижения нового качества образования, действительно адекватного современности, преподаватель английского языка не только должен овладеть информационно-компьютерными технологиям, но и осознать, насколько изменяется подход к процессу обучения, когда традиционно руководящая и контролирующая функции постепенно замещаются ориентирующей и систематизирующей. Только при этих условиях может полноценно осуществляться целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников в информационно-образовательной среде (ИОС).

Если в традиционном обучении главной задачей являлись передача студентам определенной суммы знаний, формирование ряда умений, то цель обучения в ИОС – научить обучающихся ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

В последние годы наиболее универсальным техническим средством обучения стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, обеспечивающий мотивацию обучаемого на активную плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты, тематические видеофрагменты позволяют эффективно подать материал, проводить занятие динамично, используя различные стили обучения, развивают творческую активность, увлечение предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективность усвоения иностранного языка.

Интерактивная доска позволяет осуществлять:

– активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

– набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания и его демонстрацию в режиме реального времени;

– сохранение результатов в отдельном файле;

– одновременную работу с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами;

– стимулирование развития мыслительной и творческой активности студентов и работу всей группы при значительной экономии времени.

Поскольку основная задача преподавателя в процессе обучения иностранному языку заключается в формировании языковых компетенций я успешно использую интерактивную доску как прием коммуникативной методики.

Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы по темам «Моя семья», «Мой дом», «Осмотр достопримечательностей», «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», «Лондон» и др. служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей, совершенствования навыков говорения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки интерактивных заданий оказывают учебные материалы, имеющиеся на сайтах:

http://en.wikipedia.org – многоязычная онлайн энциклопедия.

http://www.study.ru – онлайн ресурс по изучению английского языка.

Опыт работы с интерактивной доской позволяет эффективно сочетать ее возможности и реализацию дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Эффективность обучения иностранному языку зависит во многом от того, насколько преподаватель владеет современной технологией преподавания.

Во многих исследованиях приводятся данные, свидетельствующие о преимуществах организации процесса обучения иностранным языкам с использованием компьютерных технологий, причём авторы предлагают свои подходы к вопросу о роли компьютера в системе обучения иностранным языкам. Представляет интерес классификация основных функций компьютера в преподавании иностранных языков, предлагаемая в работе американских авторов К.Эвелин и У.Оливер. Они считают, что наиболее эффективное использование компьютера при обучении иностранным языкам в функции репетитора, «редактора текста», консультанта, партнёра. Кроме того, что компьютер может обеспечить максимальную поддержку в процессе обучения, он также помогает преподавателю анализировать, контролировать и оценивать выполняемую работу. Среди наиболее актуальных вопросов научного поиска выделяются следующие: применение программ банка данных, компьютерные программы по расширению словарного запаса и совершенствованию навыков письменной речи, симулятивно-имитационное моделирование, использование спутниковых и телевизионных технологий обучения, редактирование машинного перевода.

Симулятивно-имитационное моделирование в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам открывает широкие возможности для создания ситуаций, способствующих повышению мотивации обучения иностранным языкам, создаёт имитацию языковой атмосферы. Компьютер выступает в роли консультанта, выдавая информацию справочного характера, а также партнёра, осуществляя работу над программой в диалоговом режиме. Одним из видов таких программ являются игры, которые могут быть познавательного, социального, лингвистического характера. По мнению американских специалистов, программы симулятивно-имитационного моделирования обеспечивают интегрирующую деятельность обучающихся при изучении иностранных языков, сочетая процессы чтения, интерпретации прочитанного, формирования и фиксирования вводимой/выводимой информации.

Качественно новая подготовка выпускников, формирование их творческих способностей и творческого мышления, готовность к рационализаторской и изобретательской деятельности является основным ориентиром и индикатором профессиональной пригодности современных форм обучения. Поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся через использование интерактивных методов обучения, через приобщение к самостоятельному исследованию научных источников с опорой на потенциальное использование собственного практического опыта продолжается.

В заключении необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между обучающимися и преподавателем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на занятии иностранного языка снимает нервное напряжение у обучающихся, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны обучающихся.

Источник

«Интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть фото интерактивные методы обучения иностранным языкам. Смотреть картинку интерактивные методы обучения иностранным языкам. Картинка про интерактивные методы обучения иностранным языкам. Фото интерактивные методы обучения иностранным языкам

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Обучать – значит вдвойне учиться.

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивное обучение»

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

пробуждают у обучающихся интерес;

поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

обращаются к чувствам каждого обучающегося;

способствуют эффективному усвоению учебного материала;

оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

формируют у обучающихся мнения и отношения;

формируют жизненные навыки;

способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Как распределить время на интерактивном уроке?

1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? Конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом.

Основные правила организации интерактивного обучения

Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения

доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Основные интерактивные формы обучения

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов,

среди которых можно выделить следующие:

работа в малых группах;

обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм» и т.д.);

Характеристика основных интерактивных методов обучения

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

не имеет однозначного и односложного ответа или решения

является практическим и полезным для учащихся

связано с жизнью учащихся

вызывает интерес у учащихся

максимально служит целям обучения

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения?

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *