интерактивные методы обучения на уроках биологии
« Использование интерактивных методов в обучения биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Использование интерактивных методов в обучения биологии.
Из опыта работы учителя биологии Светлаковой С.А.
Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что » Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки»
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий
• Повышение эффективности занятий, интереса учащихся
• Формирование и развитие у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов
Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).
• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).
Принципы работы на интерактивном занятии:
• Занятие – не лекция, а общая работа.
• Суммарный опыт группы больше опыта учителя
• Все участники равны
• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Технологии интерактивного обучения.
2) Ротационные (сменные) тройки.
4) Работа в малых группах.
6) Незаконченное предложение.
8) Броуновское движение.
10) Суд от своего имени.
12) Ролевая (деловая) игра.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь
(3 участник пробегает через разомкнутые рук). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (участник 1 и 2 протягивают и соединяют руки), которые словно сеточка закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3 участник застревает), они закрывают прорыв. Так образуется тромб.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Хочу познакомить вас и с этой технологией. Когда мы долго жуем хлеб, он становиться сладким, так как углеводы расщепляются до глюкозы. Тогда почему когда мы едим бутерброд с колбасой мы не чувствуем сладкого вкуса? Прошу высказать свою точку зрения
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики, хлопнуть в ладоши – если это утверждение правильное, и не хлопать, если это утверждение не правильное. Причем, надо объяснить свою позицию. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в классе. Совместная деятельность часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Умение делать что-то одновременно с другими – важнейший навык для любого школьника.
1.Сейчас на улице весна (да)
2. Луна – единственный естественный спутник Земли (да)
3. Атмосфера – водная оболочка Земли (нет) воздушная.
Мозговой штурм это решение биологических задач, требующих логических рассуждений. Я использую ТРИЗ – технологию. Это позволяет придать уроку динамику, и провести его в захватывающе проблемной форме. Например, проблема, которую успешно решили создатели спортивного автомобиля «Нисан» Специальный прибор следит за выражением лица и глазами водителя. Если человек засыпает, то раздается сигнал и…(что происходит дальше) каждый может высказать свою точку зрения (в салон подается взбадривающий ароматизатор)
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
Использование интерактивных рисунков в преподавании биологии.
Эффективность проведения урока достигается за счет того, что я использую различные программные ресурсы, например интерактивные рисунки. Большинство интерактивных рисунков способствуют лучшему усвоению сложных тем курса биологии. Зачастую интерактивные рисунки имеют демонстрации и тестовые задания.
Работая с рисунками, ученик видит четко очерченные части рисунка, а учитель, выделяя различные фрагменты интерактивного рисунка, может акцентировать внимание учащихся на конкретном его фрагменте. У большинства рисунков одновременно с всплывающими подписями в отдельном окне выводится краткая характеристика составной части биологического объекта. В таком варианте всплывающие подписи интерактивного рисунка можно использовать в качестве опорных конспектов как при фронтальной работе учителя с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. С рисунком, у которого открыты все подписи, можно работать как с полиграфическими таблицами, применяя его для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты и рисунки, выводимые на интерактивную доску или экран через проектор и комментируемые при необходимости учителем. Опция «Сброс» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант я использую как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка.
Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы можно использовать и как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере как дома, так и в школе, и при проведении их устного опроса, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. При самостоятельной работе проверка знаний может носить активный характер, т.к. заложенные в программу возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте.
Для ряда интерактивных рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Например, модели «Законы Г.Менделя», «Систематика живых организмов», « Опыт Пристли». Использование интерактивных заданий и моделей, в свою очередь, способно стимулировать интерес к учебному процессу.
На своих уроках широко применяю интерактивные задания, разработанные для закрепления пройденного учебного материала и снабженные автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов: для ввода ответа нужно перетащить мышью рисунки и тексты в соответствующие поля, в случае неверно заполненных полей они показывают «Неверно», поэтому ученику можно вернуться назад и выполнить задание вновь. Большинство таких заданий повышают мотивацию школьников для работы с ними. Используя их на уроке, можно не только объяснять особенности строения каких-либо систем органов, но и осуществлять проверку их закрепления.
Таким образом, являясь современными дидактическими материалами, интерактивные рисунки обладают достаточно высоким уровнем наглядности и интерактивности, а также обеспечивают адаптивность к конкретным условиям преподавания. Они позволяют учитывать как уровень подготовки класса и особенности программы изучения предмета, так и уровень отдельного ученика, учитывать его индивидуальные особенности и, таким образом, помогают каждому участнику учебного процесса реализовать свой личностный творческий потенциал. Использование интерактивных рисунков позволяет привлечь и сосредоточить внимание учащихся, активизировать познавательную деятельность и, как следствие, повысить эффективность и результативность обучения.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его.
Литература:1. Балабанова В.В. «Открытые уроки по биологии.7-9 классы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
к статье « Использование интерактивных методов обучения на уроках биологии как средство развития личностных качеств учащихся ».
В статье рассмотрены интерактивные приемы школьного обучения на уроках биологии, сделаны выводы о пользе интерактивного обучения в современной школе. А так же о том, что интерактивное обучение школьников на уроках биологии не только способствует вовлечению ученика в процесс получения и обработки знаний, но и влияет на развитие его личностных качеств. Приведены конкретные примеры интерактивных приёмов, используемых мною на уроках биологии.
Использование интерактивных методов обучения на уроках биологии как средство развития личностных качеств учащихся.
Автор: Орехова Светлана Павловна, учитель биологии МОБУСОШ №9 ст. Советской.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. На сегодняшний день фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия с опорой на традиционные средства обучения.
Одной из основных задач современной школы является развитие ученика, как личности активно и заинтересовано познающего мир, понимающего ценность труда, науки и творчества, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Поэтому на первый план в соответствии с ФГОС выдвигается формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ. И это полностью совпадает с требованиями современного общества.
На мой взгляд, одними из средств, позволяющими воспитать личность, способную к самостоятельности в добывании знаний, их применению не только при обучении, но и в повседневной жизни, являются интерактивные методы обучения, которым я уделяю большое внимание в своей педагогической деятельности и нахожу их применение очень эффективным.
Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень и даёт возможность учащемуся развиваться в личностном плане. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Диалоговое обучение позволяет моим учащимся научится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках мною организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации и интерактивными плакатами, используются творческие работы.
Интерактивные методы позволяют развивать у учащихся инициативность, при этом я, как учитель, занимаю позицию партнера-помощника. Ход и результат обучения при этом приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Главной целью интерактивного урока считаю приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Уверена, что именно выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос. Все это вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
При проведении интерактивных уроков руководствуюсь следующими принципами:
Занятие – не лекция, а общая работа.
Суммарный опыт группы больше опыта учителя
Все участники равны
Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
На интерактивном уроке для проведения фронтальной работы я использую такие интерактивные методики, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Вот только некоторые из них: незаконченные предложения, «Обучая – учусь», работа в парах, «Карусель», работа в малых группах, «Аквариум», «Дерево решений», метод проектов, интерактивные плакаты и др.
Одним из любимых учащимися видов работы является «Аквариум».
Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например, задание: «Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь, 3 участник пробегает через разомкнутые руки. Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (участник 1 и 2 протягивают и соединяют руки), которые словно сеточка закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3 участник застревает), они закрывают прорыв. Так образуется тромб».
«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Учитель зачитывает следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?
Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?
У каждой группы есть распечатки проблемы. В этих листах ученики должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:
Перечислить все написанные решения этой проблемы.
Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение позиция.
2-е предложение Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение Примеры.
4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).
Заслушивается выступление 1 ученика из каждой группы, задаются вопросы:
В чем же причина избыточного веса?
Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно?
Современные возможности урока (компьютер и мультимедийный проектор) позволяют мне использовать одну из интерактивных технологий, как «Интерактивный плакат».
В первую очередь, это электронное образовательное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя. В интерактивном плакате использую различные интерактивные элементы: ссылки, кнопки перехода, области ввода данных и др., которые обеспечивают возможность взаимодействия пользователя и содержания плаката.
Для уроков сама создаю интерактивные плакаты в различных средах: от Power Point до специально созданных для этого онлайн-сервисов.
Использование интерактивного плаката помогает обеспечить высокий уровень наглядности, причем информация предъявляется не сразу, а раскрывается в соответствии с действиями пользователя, что, кроме всего прочего, еще и позволяет варьировать глубину погружения в тему.
В своей работе использую различные формы интерактивных плакатов (информационные, тестовые и др.). Работая с информационными плакатами, ученик видит четко очерченные части рисунка и их описание, что позволяет акцентировать на них внимание и получать информацию. Тестовый режим работы с интерактивом удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные варианты из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка.
Эти режимы работы можно использовать как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере дома, так и в школе.
Для ряда интерактивных плакатов реализована возможность проигрывания анимации. Например, модели «Законы Г. Менделя», «Систематика живых организмов». Использование интерактивных заданий и моделей, в свою очередь, способно стимулировать интерес к учебному процессу.
Таким образом, интерактивные плакаты, являясь современными дидактическими материалами, обладают высоким уровнем наглядности. Они помогают каждому участнику учебного процесса реализовать свой личностный творческий потенциал. Использование интерактивных заданий позволяет привлечь и сосредоточить внимание учащихся, активизировать познавательную деятельность и, как следствие, повысить эффективность и результативность обучения.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его.
Из опыта работы в данном направлении могу сделать выводы о том, что систематическое использование интерактивных методов обучения способствует повышению эффективности занятий, интереса учащихся к изучению биологии, помогает формированию и развитию у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов. У моих учеников хорошо сформированы и развиты аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам, способность критически мыслить, делать обоснованные выводы, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Все это, на мой взгляд, помогает моим ученикам в развитии личностных качеств, быть успешными и на других уроках, и в дальнейшей жизни.
Доклад «Интерактивные формы обучения на уроках биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29»
Интерактивные формы обучения на уроках биологии
учитель биологии I категории: Парнус Л.В
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. (Слайд 2)
Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться. У них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни, после окончания школы, то есть через несколько лет.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. (Слайд 4)
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Повышение познавательной мотивации
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
Воспитание лидерских качеств
Умение работать с командой и в команде
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. (Слайд 5)
Структура интерактивного урока
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.
«Мозговой штурм», «Микрофон»
2 этап. Озвучивание темы и задач
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.
Через эпиграф, слово, название.
3 этап. Получение необходимой информации
Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.
4 этап. Интерактивное задание
Практическое усвоение материала
«Защита проекта», Работа в малых группах.
5этап. Подведение итогов
Обсуждение с целью закрепления материала
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. (Слайд 6)
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
— «Мозговой штурм» (атака)
— Контрольный лист или тест
— Решение ситуационных задач
— Дискуссия группы экспертов
— Выступление в роли обучающего
— Обсуждение сюжетных рисунков и др.
Практическое использование инновационных технологий на уроках биологии. (Слайд 7)
Лично я, использую преимущественно игровые технологии на своих уроках, так как считаю их более эффективными для современных подростков.
Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.
О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
ролевые дидактические имитационные организационно
Давайте посмотрим некоторые из них:
Терминологическая дуэль. На этапе закрепления нового материала, все учащиеся открывают учебник, знакомятся с материалом учебника (время 3 минуты). Обсуждают новую информацию с товарищем по парте, уточняют непонятное, затем каждый ученик по очереди называет термин, другой дает ему объяснение. Остальные выступают в роли экспертов: внимательно слушают, фиксируют время и количество правильных ответов. После окончания работы анализируют и оценивают работу учеников. Учитель подводит итог работы. (Слайд 8)
Загадки. Этот метод выполняет 2 мисси – дает глубокие знания и делает уроки интересными.
Идейная карусель. Каждому члену группы (4-5 чел.) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответа на него. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по группе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имающиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. В группах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение наиболее важных и актуальных из них. Все группы по очереди предлагают свои формулировки. Если они не оспариваются другими группами она включается в итоговый список. (Слайд 11)
Конкурс «Узнай их» На мониторе компьютера рисунки животных, на партах таблицы. Нужно разделить животных по группам.
Биологическая эстафета Ученики по очереди дают ответы на вопросы задаваемые учителем, отвечающий передает любой предмет (в данном случае шариковую ручку) определяя следующего отвечающего. Вопросы обычно выбираются довольно простые с обширным диапазоном ответов. Например: Что вам запомнилось из урока, что показалось сложным или непонятным и тд.
Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках биологии.