интерактивные методы обучения на уроках географии
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Е.В. Деменкова, учитель географии МБОУ «СШ №24 города Смоленска»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их.
Сегодня новый образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. И когда мы видим, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, мы делаем для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя путём включения в активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Новая школа ХХ I века нацелена на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.[1,с.7].
На мой взгляд, одними из средств, позволяющими воспитать личность, способную к самостоятельности в добывании знаний, их применению не только при обучении, но и в повседневной жизни, являются интерактивные методы и формы обучения, которым я уделяю большое внимание в своей педагогической деятельности и нахожу их применение очень эффективным.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивность — способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).[1,с.14].
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, между самими учениками.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.[1,с.17].
При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
активизация умственной самостоятельности обучающихся;
стимулирование исследовательской и поисковой деятельности;
развитие коммуникативно–технических умений; умений находить причинно – следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
формирование культуры самоорганизации деятельности обучающихся на уроках географии; умение работать с различными видами информации с помощью различных интерактивных технологий, организовать собственную информационную деятельность; интеллектуальные умения, необходимые для познания в реальной действительности.[1,с.21].
Объём материала, изучаемого в школьном курсе географии, значительный и с каждым годом происходит его уплотнение, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остаётся за рамками программы или изучается вскользь. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХ I века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Именно поэтому учителю требуется владение основными способами формирования у обучаемых взаимодействия с миром и с самим собой, использовать в дальнейшей жизни такие приемы как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с приобретёнными во время школьного образования знаниями, умениями и навыками составляет компетентность современного ученика.
Работа в малых группах . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, прогнозов, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками урока. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала». Группы получили задание- описать природу озера, выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.
Микрофон. Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило – не прекращать речь, пока не кончится одна минута.
Мозаика. Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какой закономерности природы принадлежит описание в данном тексте.[5,с.38].
Чемодан. На плакате перед учащимися нарисован чемодан, каждая группа по очереди должна рассказать какие знания по рассматриваемой теме они возьмут в дорогу и поделятся своими ощущениями от урока.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что и нтерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
И самое главное, происходит воспитание и становление конкурентоспособной личности, востребованной в современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы, Ростов – на –Дону: Феникс, 2010.
2. Иванова В. Н. География 7-10 классы: Активизация познавательной деятельности учащихся, Волгоград: Учитель, 2009
3. Курышева И. В. Интерактивные технологии в преподавании географии России. География в школе. №10 2009, стр.44-47
4. Стадник А. Г. География 6-10 классы: Уроки – исследования, дискуссии, пресс-конференции, Волгоград: Учитель, 2010
5. Стрельникова Т. Д. Использование отдельных видов интерактивных технологий на уроках географии. География в школе. №10 2009, стр.37-44
Интерактивные методы обучения на уроках географии
Разделы: География
Цель мастер-класса: показать разнообразные возможности применения интерактивной доски на уроках географии
Задачи:
Ход мероприятия
I. Организация участников мастер-класса.
II. Постановка целей и задач.
Предлагаю послушать притчу и определить ее смысл, в результате которого выяснить цели проведения занятий каждому для себя.
Притча
В чем смысл притчи?
1. На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию, анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора.
2. Учитель, разрабатывая различные формы контроля, привлекает учащихся к этому процессу, тем самым, развивая творческие способности детей (создание различного рода презентаций), приучая детей к публичным выступлениям.
3. Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, выделить основные моменты урока и сохранить их. Применение интерактивной доски даёт возможность рационально использовать время на уроке.
4. Единая информационная сеть позволяет использовать на уроках различные программы («КМ школу», «Фразу», «1С репетитор» и т.д.), что позволяет сделать контроль на уроках оперативным и сэкономить учительское время.
Основные направления использования ИКТ в моей работе при проектировании уроков:
1.Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ.
В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по географии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.).
Существующие электронные издания позволяют облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.
Самым ценным в ходе мультимедиа уроков считаю проведение виртуальных практических работ по географии, что позволяет расширить возможности изучения материала в профильных классах.
Используемый на уроках материал оказывает воздействие на разные органы чувств, благодаря объединению аудиовизуальной информации, представленной в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка, звуковое сопровождение), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, подкрепляется речевым пояснением. Такое сочетание речевого пояснения в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
2. Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, практических работ, докладов учащихся.
С помощью компьютерных программ «PowerPoint» и «Namo WebEditor» мною уже созданы серии мультимедийных продуктов для уроков по таким разделам школьного курса географии как: «Общий физико-географический обзор земного шара Земли», «Население Российской Федерации», «Региональная характеристика мира».
3. Уроки с использованием SMART Board (Интерактивная доска).
На своих уроках, я применяю интерактивные методы обучения. Структура урока с использованием SMART Board складывается из этапов:
Подготовка к началу занятия.
Объяснение целей занятия
Введение в новую тему или задание — может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой
Развитие темы при участии школьников
Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет мне более четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями — улучшает способ подачи материала, который можно по-разному классифицировать, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Конечно, пока рано говорить о том, что результаты учащихся улучшатся благодаря работе именно с интерактивной доской, но уже сейчас заметно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроках. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
4. Тестирование на компьютерах.
Начиная с 2000 года, в российском сегменте Интернета появились мощные специализированные образовательные серверы, содержащие информацию по многим учебным дисциплинам, в том числе по географии. Большая часть этих серверов помимо теоретической базы содержит разнообразные по сложности интерактивные тесты.
Предлагается выполнить физкультминутку, отвлекающую глаза от монитора.
Физ. Минутка:
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз и вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась, ты молодец!
Полностью текст статьи приведен в Приложении.
Приложения к работе – в Архиве.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛИ: изучить интерактивные методы обучения выявить их достоинства и недостатки использование интерактивных методов и приёмов на уроках географии ЗАДАЧИ: Улучшение качества обучения посредством более полного использования интерактивных методов обучения. Интеграция различных видов деятельности в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий. Актуальность:Включение интерактивных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и учителем.
Современные образовательные технологии
Интерактивные методы обучения
ЭЛЕКТРОННАЯ КОНТУРНАЯ КАРТА
ЭЛЕКТРОННАЯ КОНТУРНАЯ КАРТА
Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии:
На уроках я также применяю различные приёмы
При изучении нового материала «Знаю-хочу узнать-узнал»
При подведении итогов «Фишбоун»
Также в своей работе использую игровые формы работы (квест –игра «Пираты» при изучении курса «Материки и океаны»)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1586761
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая статья «Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии»
Данная методическая статья поможет учителям геогафии разобраться с технологиями интерактивного обучения и эффективнее работать по ФГОС
Просмотр содержимого документа
«Методическая статья «Использование иетерактивных методов обучения на уроках географии»»
Ермолаева Нина Леонидовна, учитель географии
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно- Вершины
муниципального района Челно-Вершинский
«Использование интерактивных методов на уроках географии»
Введение. Актуальность выбора темы.
Особенности интерактивного бучения.
Технологии интерактивного обучения.
Материально-техническая база кабинета географии.
“Плохой учитель преподносит истину,
а хороший учит ее находить”
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные-экономические и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне представляется, что для достижения качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.
Задачи интерактивного обучения:
Активизировать умственную самостоятельность учащихся;
стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность;
развивать коммуникативно-технические умения, а также наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
2. Интерактивные методы обучения.
Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе.
Особенности, характеризующие интерактивное обучение:
включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;
более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности;
наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
1.Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
3. Технологии интерактивного обучения.
Основные технологии интерактивного обучения:
Работа в малых группах, в паре.
Технология проблемного обучения.
Остановлюсь на некоторых технологиях интерактивного обучения.
Работа в группах на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:
I этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.
I этап – постановка проблемной ситуации.
На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций. Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее
II этап – формирование учебных групп.
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе.
IV этап – презентация групповых решений.
Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.
Презентация решений может проходить в одной из форм:
— представление структурно-логических схем;
— заполнение таблиц и пр.
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.
Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания. Например, помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: « Почему?, « В чем причина?, «Чем объяснить? и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.
Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. К процессу оценивания необходимо подойти очень гибко. Можно обратиться за консультацией по поводу оценивания деятельности к самим ученикам. Если между педагогом и учениками действительно существуют доверительные и искренние отношения, то оценки, выставленные учениками, совпадают с оценкой, данной учителем.
Работа по данной технологии предъявляет особые требования к учителю. Учитель должен:
уметь находить проблемную формулировку темы урока, занятия. Тогда традиционная тема, например, «Рельеф Африки» может стать предметом живого диалога.
уметь ставить перед учащимися вопросы, которые, в отличие от наводящих («Почему для Восточной Африки характерны плоскогорья?»), способствуют поиску и совместной работе («Какие процессы формируют современный рельеф Восточной Африки?»);
быть готовым к детальному анализу и самоанализу занятия и не жалеть времени на «педагогические заметки». Такие краткие записи помогают проследить, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зависало», с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем
2.Технология проблемного обучения
Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.
Этапы проблемного обучения:
— Постановка практического или теоретического задания;
-Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.
Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставлю проблему и предлагаю решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных. Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.
Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.
Использование этой технологии способствует формированию: умения определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод); возможности критиковать и даже отвергать любое мнение; поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Эта технология сложно даётся, не всегда уч-ся вступают в диалог, тем не менее, стараюсь постоянно вести диалог на основе анализа источников географических знаний.
Работаю над этой технологией. Ежегодно участвуем в школьной конференции проектов, занимая призовые места: «Природные ресурсы Челно-Вершинского района», «Рельеф Челно-Вершинского района»,
«Климат Челно-Вершинского района», «Ландшафты Челно-Вершинского района», «Народы Челно-Вершинского района», « Реки Челно-Вершинского района и их названия», «Путеводитель по Челно-Вершинскому району», «Влияние погодных условий на здоровье», «География в домашнем холодильнике» и др. Учащиеся также принимают участие и занимают призовые места в окружной НПК. В 2014-15 учебном году учащиеся 6-б класса Ермолаева Мария, Антонова Екатерина, Гусева Марина представили работу «Изучение рельефа Челно-Вершинского района» и заняли 3 место. В 2015-16 работа Ульяновой Яны «Влияние погодных условий на здоровье моей семьи заняла 1 место, работа учащихся 7-в класса Распопиной Полины и Осиповой Кристины «География в домашнем холодильнике» заняла 3 место. Учащиеся с ОВЗ: Баринов Иван (7-б), Тяжова Анастасия (7-а) и Громова Александра (7-в) участвовали в областном сетевом интернет- проекте «Путеводитель по Земле Самарской» и заняли 2 место.
4. Материально техническая база кабинета географии.
Кабинет географии оснащён современным оборудованием: проектор, ноутбук, экран, система акустическая. А также различные приборы (теллурий, метеостанция, компасы), наглядные пособия и модели (географические карты, глобусы, коллекции горных пород и минералов) позволяют эффективно организовать учебный процесс.
Внедрять в практику методы интерактивного обучения помогает учебно-методический комплект «Сферы». Главные методические принципы построения УМК:
соответствие ФГОС ООО; направленность на личностные, метапредметные и предметные результаты;
активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;
усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
УМК «Сферы» по географии включает 8 типов учебно-методических изданий: