интерактивные методы обучения на уроках обж
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждый конкретный метод является авторским.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
— интерактивная – взаимодействие. [4]
В данной статье я подробнее остановлюсь именно на интерактивных методах обучения, т.к. основные методические инновации связаны с их применением.
Роль активного участника образовательного процесса здесь в первую очередь отводится обучающимся. Интерактивные технологии обучения опираются прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми. [2]
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, активизацию творческого мышления.
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в
создании условий, где обучающиеся почувствуют комфортность, свою
компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым интерактивным технологиям.
Задачи применения интерактивных методов обучения:
— активизировать деятельность преподавателя и студента;
— повышать качество обучения;
— воплощать в жизнь принцип наглядности;
— выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.
В заключении я хочу обозначить положительные стороны применения методов интерактивного обучения:
— значительно повышается мотивация, особенно у слабых студентов;
— наблюдается более высокий уровень усвоения материала и снижение утомляемости;
— организованы и включены в работу все обучающиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
— развивается умение работать в группе;
— вырабатываются коммуникативные навыки.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. [1]
Интерактивные методы, внедряемые в учебный процесс, являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний и формирования общих компетенций обучающихся, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.
Интерактивные методы на ОБЖ и в КЮСП
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«НЕСТАНДАРТНЫЕ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ (ФАКУЛЬТАТИВАХ)
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
И ПРЕСТИЖА ПРЕДМЕТА»
Вторая проблема – выявление методов, которые окажутся наиболее эффективными в процессе обучения: в современном мире изучение таких важных вопросов, каковыми являются вопросы, изучаемые в курсе основ безопасности жизнедеятельности, не могут сводиться только к изучению параграфов учебника или другим традиционным методам. Затруднение вызвал и подбор материалов для работы, учитывая разновозрастной контингент обучающихся, а также календарно-тематическое планирование.
И ещё один нюанс: результативность преподавания ОБЖ невозможно измерить. Зачастую она проверяется самой жизнью, при чем, к счастью далеко не для каждого человека.
Первая проблема решается только вместе со второй. А решение второй кроется, на мой взгляд, в широком использовании интерактивных методов обучения, электронных ресурсов, современных средств коммуникации и привлечении к проведению уроков (в том числе дистанционно) специалистов-практиков: работников Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел, спасательных станций, представителей государственных банков, общественных организаций, медиков и других. Интерактивные методы обучения призваны в первую очередь, повысить интерес к преподаваемому предмету, повысить его престиж, укрепить авторитет. Интерактивное обучение основам безопасности жизнедеятельности позволяет решать ряд задач. В первую очередь, решается информационная задача, так как в ходе изучения правил поведения в каждой конкретной ситуации, обучающиеся получают нужную информацию, которая поможет им правильно действовать в реальной жизненной ситуации. Во-вторых, решаются обучающие задачи, так как интерактивное обучение развивает общие умения и навыки. В-третьих, обеспечивается решение воспитательных задач, так как, выполняя требования и команды, обучающиеся приучаются прислушиваться к чужому мнению, в первую очередь – опытных взрослых людей, что очень важно в процессе усвоения. В-четвертых, решается коммуникативная задача, так как обучающиеся, усвоив посредством современных электронных обучающих средств нужную информацию, могут передавать ее другим. А установление эмоциональных контактов в процессе обмена информацией способствует развитию их коммуникативных умений и навыков. [4, с. 32].
Таким образом, цель моей работы – максимально заинтересовать учащихся изучением предмета; формирование культуры и привитие навыков безопасности жизнедеятельности, а ведущей идеей является максимально эффективное использование на уроке (факультативе) нестандартных, в частности, интерактивных методов обучения.
Реализовывать поставленную цель помогают следующие задачи:
Создать интерактивный кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Убедить учащихся, отдельных родителей и коллег в важности серьёзного отношения к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Содействовать формированию и развитию у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Один из таких методов – игра. Играть любят все, причём независимо от возраста. Увлекшись игрой, человек уже не замечает того, что он учится. При этом одинаково привлекательны и традиционные формы проведения игр, и игры с использованием электронных ресурсов, например, таких как дополненная реальность. Второй – привлечение уже имеющегося жизненного опыта учащихся, вовлечение ребят в обсуждение тех или иных проблем на основе местного материала.
На первом этапе работы над опытом были изучены основные требования нормативных документов, в частности, Кодекса Республики Беларусь об образовании, инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе. Затем, при подготовке каждого занятия определялись конкретные формы и методы работы с каждой возрастной категорией. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников:
— работа в малых группах,
— обучающие игры (ролевые деловые, образовательные),
— использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии),
— социальные проекты, соревнования, представления,
— разминки (различного рода) [2].
Эмоционально увлекательные, развивающие, а главное воспитывающие действия, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих) занятия содействуют решению поставленных задач. Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ученика.
является прекрасным ресурсом при изучении темы «Компьютерная зависимость», тогда как старшие учащиеся с большим интересом включаются в проблему обсуждения возникновения зависимостей с позиции выявления ошибок, допущенных взрослыми в воспитании детей.
А вот комплекс игр «Своя игра» по теме о здоровом питании пришлась по вкусу 8-9 классам, также как и игра «Финансовый футбол», размещённая на сайте ОАО АСБ «Беларусбанк». Педагог чаще выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Ещё одним важным фактором в восприятии и поддержании интереса к предмету – является сезонность ряда тем. Практика показала, что правила использования пиротехнических изделий лучше всего воспринимаются непосредственно перед Новым годом, то есть тогда, когда это актуально. Правила поведения в мороз – легче усваиваются в ноябре – начале декабря. А в конце сентября – начале октября, когда световой день становится короче, весьма эффективно напоминание о необходимости обозначения себя светоотражающими элементами. При изучении этой темы уместно говорить и о качестве выбираемых светоотражающих элементов, с постановкой опытов. Освещённый только светом окон коридор школы вполне может подойти для этого. Вопросы безопасности на воде актуальны всегда, но наиболее – в зимний период, когда начинается таяние льда, и весенне-летний период – каникулы плюс купальный сезон. Весной важно актуализировать знания, добавив к ним опыт предыдущего прожитого года, об опасной флоре и фауне. Обращение к собственному жизненному опыту учащихся и жизненному опыту их друзей, без которого не обходится ни одно интерактивное упражнение, как раз и помогает решать задачу повышения статусности предмета.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться. [4]
Практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: установить и объяснить причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщить знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов. [3]
Таким образом, преимущество использования межпредметных связей на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в том, что они:
— развивают системное, ассоциативное мышление;
— интегрируют «Основы безопасности жизнедеятельности» в систему жизненно необходимых знаний;
— дают представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций;
— объективно поднимают престиж науки ОБЖ.
И в эту систему прекрасно вписывается проектирование, как один из интерактивных методов обучения.
Проектная деятельность из уроков плавно перетекает во внеурочную деятельность. Активно работающий в школе клуб юных спасателей-пожарных яркое тому подтверждение (приложение 4, фото 10). Деятельность клуба направлена на транслирование теории и практики безопасного поведения, полученные на уроках. Работа клуба строится на как раз на методах проектирования. Такие проекты как «Социальный приют» (приложение 4, фото 11), «Динамическая перемена» (приложение 4, фото 12), «Безопасность нашим маленьким друзьям» (работа в детских садах), 1 смена пришкольного оздоровительного лагеря «Здравствуй, лето красное – лето безопасное!» (приложение 4, фото 13), «Массмедиа на службе безопасности» (приложение 4, фото 14) (совместное создание с Борисовсикм ГРОЧС и Борисовским телевидением «Скиф» социальных видеороликов), понравились всем. В рамках этих проектов прослеживается прямая связь: актуализация собственного жизненного опыта учащихся, получение, закрепление новых знаний на нестандартных уроках, трансляция этих знаний на младших школьников и воспитанников детских садов. Система «Равный обучает равного» давно зарекомендовала себя. И ещё один проект «Что? Где? Когда?» «За безопасность вместе», который позволяет распространить заинтересованность в изучении основ безопасности жизнедеятельности среди школьников, в тесном сотрудничестве с другими объединениями по интересам (приложение 4, фото 15).
Участие в акциях Министерства по чрезвычайным ситуациям «Мой безопасный дом», «Не прожигай свою жизнь», «Безопасность в каждый дом»,
«Безопасный Новый год», «Каникулы без дыма и огня», «За безопасность вместе»,
то есть выполнение важных, больших взрослых задач и заданий помогает решать и образовательные и воспитательные задачи: во время таких акций школьники учатся общаться не только с людьми, донося до них информацию о правильном безопасном поведении, но и с представителями средств массовой информации, проводят игры, раздают флаеры и листовки, организовывают флешмобы. Материал, разрабатываемые к этим акциям, а также тренинги от МЧС Республики Беларусь становятся хорошим подспорьем в работе учителя.
Экскурсии в Борисовский городской (районный) отдел по чрезвычайным ситуациям,
Республиканский отряд специального назначения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,
Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации,
Центр кризисной психологической помощи Министерства по чрезвычайным ситуациям,
филиал университета и Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
помогают расширить кругозор и получить представление о профессии пожарного-спасателя, а также профильных учебных заведениях.
В Борисовском районе с сентября 2017 года начал работу постояннодействующий семинар учителей основ безопасности жизнедеятельности, руководителем которого я являюсь. На заседаниях обсуждаются актуальные вопросы преподавания, проходят встречи с представителями различных структур, отвечающих за безопасность, происходит обмен опытом, поиск интересных методик. Очень важно, что этот семинар объединил учителей, которые серьёзно и со всей ответственностью относятся к преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» (приложение 4, фото 16, 17, 18).
Как результат, если в начале моей работы учащиеся 8-9-х классов просто пытались игнорировать факультатив, то нынешние девятиклассники приходят уже с интересом. Что в перспективе? Продолжение работы над формированием интерактивного кабинета, внедрение в работе ещё одной интересной формы – дополненной реальности, создание зоны безопасности в школе, в которую войдут кабинет «Здоровый образ жизни», кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», холл между этими кабинетами, который и объединит их, а возможное создание ресурсного центра безопасности позволит транслировать опыт учитель основ безопасности жизнедеятельности всем учителям района, проводить на нашей базе конкурсы и олимпиады соответствующего направления. Завершение работы по созданию открытой площадки по изучению правил дорожного движения во дворе школы. Создание системы календарно-тематического и поурочного планирования, которая позволила бы выстроить чёткую преемственность преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» от 5 до 9 класса, способствовала повышению заинтересованности в изучении и статуса предмета.
Список использованной литературы
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» [Электронный ресурс].
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс].
Карпиевич, В.И., Кулик, А.Н. Возможности использования интерактивных методов в комплексном подходе к обучению основам безопасности жизнедеятельности «Инновационные образовательные технологии» № 2 (42) 2015, 31 с.- http://media.miu.by.
Раздаточный материал для первого урока в новом учебном году
Статья на тему «Использование интерактивных методов на занятиях ОБЖ»
Использование интерактивных методов на занятиях ОБЖ.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без сомнений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
— развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
— формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного приоритета учащихся;
— реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Учителю необходимо не только все доступно рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, а так же различные интерактивные методы: «Мозговой штурм», «Деловые игры», «Дискуссии».
Различные методы обучения условно можно разделить на три большие группы. Это методы пассивного, активного и интерактивного обучения.
Пассивное обучение – это трансляция преподавателем знания или информации, которое учащийся впоследствии воспроизводит. Учащийся только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Обучение основано на том, что педагог передает собственный опыт, практически не обращаясь к опыту учащегося. Коммуникация при таком методе обучения осуществляется в одностороннем порядке.
Активное обучение предполагает, что учащийся совершает определенные действия, которые, тем не менее, определяются некоторыми изначальными алгоритмами деятельности. Решение задач, выполнение практических заданий по заранее известным правилам и т.п. – это все относится к методам активного обучения. Активность учащегося направляется тем, что его подводят к определенным проблемам, для решения которых он может и сам предложить решения, но они корректируются. Учащийся вступает в коммуникацию с учителем, эта коммуникация выглядит как обратная связь, при которой учитель оценивает действия ученика. Коммуникация между учителем и учеником преобладает над коммуникацией между учениками.
Интерактивное обучение – это обучение, основанное на активном взаимодействии между различными субъектами образовательного процесса, а так же на взаимном влиянии учащегося и среды обучения. Такое взаимодействие осуществляется как диалоговая взаимная двунаправленная коммуникация между учащимся и педагогом, а также как разнонаправленная коммуникация между учащимися. А англоязычных педагогических исследованиях, рассматривающих интерактивное обучение, зачастую делают акцент на его технологической составляющей, такой, например, как использование социальных медиа и компьютерных игр в процессе обучения. Тем не менее, хотя компьютерные технологии способствуют реализации принципов интерактивного обучения, упрощают процесс его организации, а какие-то его аспекты практически не возможны без применения ИКТ, использование информационных технологий не является существенным атрибутом интерактивного обучения.
Понятие «интерактивное обучение» появилось в педагогике сравнительно недавно, примерно в девяностые годы двадцатого века. Однако концептуальная основа интерактивного обучения была заложена значительно раньше.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из важнейших целей интерактивного образования – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это в свою очередь, делает процесс обучения продуктивным. При организации интерактивного обучения необходимо создать условия, при которых все обучающиеся оказываются вовлечены в процесс познания. К числу таких условий относится прежде всего доброжелательная, позитивная обстановка в коллективе обучающихся. Между учащимися может существовать конкуренция, однако она должна протекать в конструктивном русле. Если существует конфликтная напряженность между какими-либо учащимися, то задача учителя распределить роли в интерактивном обучении так, чтобы не усугублять конфликт.
В интерактивном обучении учитываются потребности обучающихся, используется их личностный опыт. В процессе обучения через сотрудничество, свободу выбора, самостоятельность достигается оптимальный результат. Происходит качественное изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Интерактивное обучение позволяет глубже погрузиться в образовательную среду, подталкивает обучающихся к осознанию необходимости налаживать новые связи и отношения, диалог, основанные на взаимопонимании.
В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основой интерактивного обучения является то, что поставленную проблему невозможно решить только индивидуально, необходимо привлечение разнообразного личного опыта. Учащимся приходится согласовывать средства и методы совместной работы, решать сложные задачи, для которых нет исходного алгоритма решения. Все это позволяет учащимся проявлять творческую активность и самостоятельность, искать новые знания, которые за счет этого усваиваются более глубоко.
Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П.Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:
Радикальные – стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и прочее).
Комбинаторные – соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция вдвоем).
Модифицирующие (совершенствующие) – улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (деловая игра).
Также выделяют следующие методы интерактивного обучения:
1. Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм).
2. Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра).
3. Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг).
4. Лекционные(лекция-беседа, проблемная лекция).
Дискуссия – это обсуждение некоторого спорного вопроса, каждый участник которого имеет собственное мнение и отстаивает его. В учебную дискуссию обычно вовлечено достаточно большое количество учащихся, весь класс или вся группа. Чаще всего при проведении дискуссии как отдельного метода обучения, а не в составе, например, круглого стола, нет каких-то ключевых докладчиков, чьи выступления обсуждаются в ходе дискуссии. Тем не менее дискуссия предполагает некоторое знакомство с темой, поскольку позиция учащихся должна быть аргументирована. Дискуссию формирует общая проблемная тема. Однако, предварительно не выносится какой-либо исходный тезис, от которого следует отталкиваться. При введение в тему могут быть перечислены различные точки зрения относительно общего вопроса дискуссии, тем не менее участники ее вправе не придерживаться ни одной из этих точек зрений, а отстаивать свою.
Дебаты – это дискуссионный метод интерактивного обучения, который, в отличии от обычной дискуссии, предполагает, что ведется не просто коллективное обсуждение некоторой проблемной темы, но доказывается или опровергается определенное ключевое положение. В начале дебатов такое ключевое положение выдвигается в виде тезиса. Среди участников дебатов будут защитники данного тезиса, его противники, а так же третья сторона, которая оценивает аргументацию «за « и «против». Фактически, в ходе дебатов участники стараются убедить не друг друга, а третью сторону, которая выносит оценку обоснованности аргументов.
Круглый стол является методом интерактивного обучения, при котором определенная тема рассматривается в рамках предварительно подготовленных докладов и их обсуждения. Круглый стол предполагает достаточно существенную и глубокую предварительную подготовку участников. Учащиеся могут обмениваться не только темами относительно рассматриваемой темы, но и знаниями о ней. Круглый стол предполагает, что его участники в конечном итоге приходят к единым выводам относительно обсуждаемой темы.
Мозговой штурм представляет собой метод интерактивного обучения, при котором решение конкретной задачи происходит в процессе коллективного обсуждения. Этот метод предполагает свободное выдвижение различных идей относительно решаемой задачи. Идеи не ограничиваются аргументированными пожеланиями, они могут иметь фрагментарный и даже не вполне рациональный характер. Использование метода мозгового штурма в обучении позволяет стимулировать творческую активность учащихся. С его помощью учащиеся приобретают навыки совместного решения определенных проблем.
Метод кейсов в обучении – это достаточно подробное описание некоторой конкретной ситуации или характерного случая в какой-либо области деятельности. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Решение кейса – это анализ предложенной ситуации, в ходе которой нужно понять как возможно решение описываемой в кейсе проблемы или обозначенного противоречия.
Метод кейсов в обучении является одним из самых эффективных методов интерактивного обучения. Он позволяет одновременно формировать навыки в определенных предметных областях, в сочетании с личностными и метапредметными навыками. Также метод кейсов вовлекает в себя методы дискуссионного обучения, и сам, в первую очередь, интегрируется в другие интерактивные методы типа деловых игр. Таким образом метод кейсов является достаточно универсальным методом интерактивного обучения, который может применяться самостоятельно, так и в контексте других интерактивных методов.
Сторилеллинг – метод интерактивного обучения, суть которого состоит в том, что задание преподносится в виде определенной истории, обладающей сюжетом. Вместо набора фактов и информации учащимся предоставляется история, в которой фактологический материал представлен в виде компонентов сюжетного действия. Сторителлинг обладает сильной мотивационной составляющей, поскольку истории увлекают своим сюжетом, они выразительны, представляют более персонализированное знание, связанное с личным опытом. Если у истории есть яркий сюжет, то знание, связанное с ситуациями, описанное в этом сюжете лучше запоминается. Стремление предугадать перипетии сюжета стимулирует мыслительную и творческую активность учащихся.
По настоящему интерактивным методом обучения сторителлинг становится тогда, когда учащиеся не просто воспринимают какую-либо историю, но и принимают активное совместное участие в ее сочинении. Необходимость совместно выстраивать непротиворечивый сюжет заставляет учащихся самостоятельно искать новое и дополнительное знание, анализировать факты, выявлять логические противоречия. Совместная работа над историей также формирует коммуникативные навыки.
Деловая игра представляет собой метод интерактивного обучения принятию решений в определенных ситуациях. Такие ситуации возникают в условиях в условиях неопределенности, когда решения принимаются поэтапно, после изучения различных факторов, анализа постоянно поступающей информации, уточнения условий. Основная цель применения деловых игр в обучении – выработать навыки принятия решений в условиях неопределенности, близких к реальным.
Ролевая игра в учебном процессе представляет собой метод интерактивного обучения, при котором учащийся должен свободно импровизировать в рамках заранее определенной ситуации, выступая в роли одного из ее участников. Возможны самые различные роли: представителя определенной профессии, представители некоторого этноса, семейные роли, роли фантастических или литературных персонажей. Игровые ситуации связаны с содержательной имитацией определенной деятельности, связаны выстраиванием отношений между людьми, имитацией коммуникативных ситуаций.
В отличии от деловых игр, в ролевой игре учащиеся сталкиваются с гораздо более неопределенной ситуацией. В ролевой игре задаются исходные условия, но деятельность учащихся гораздо менее структурирована. Им необходимо, как актерам, зная, что от них требуется, хорошо изучить ту сферу деятельности, к которой относится игра. В противном случае эффект не будет достигнут, исполнение роли окажется неубедительным. Ролевая игра дает гораздо больший простор для творчества, чем деловая игра, но требует от учащихся дополнительных усилий. В ходе ролевой игры гораздо больше уделяется внимания отработке коммуникативных навыков, вовлекаются различные аспекты коммуникативного взаимодействия.
Несмотря на то, что лекционная форма обучения традиционно считается пассивной формой обучения, ее можно превратить в интерактивную. Это достигается за счет изменения традиционной структуры лекции и внедрение в нее таких элементов как беседа, дискуссия.
Лекция-беседа представляет собой изложение лекционного материала на котором преподаватель периодически вступает в диалог с учащимися. Эта форма работы является наиболее простым лекционным методом интерактивного обучения. В процессе такой лекции преподаватель периодически задает учащимся вопросы, но которые они отвечают. Эти вопросы могут быть информационного и проблемного характера. Они позволяют выявить уровень знаний обучающихся, обнаружить пробелы в из знаниях, а также узнать их мнение. Вопросы задаются всему классу, если преподаватель замечает, что кто-то из учащихся не включается в обсуждение, то вопросы можно адресовать ему лично. Благодаря лекции-беседе учащиеся могут самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые предполагались преподавателем.
Проблемная лекция представляет собой лекцию, в центре которой находится определенное неизвестное, которое нужно найти, решив проблему. Задача преподавателя состоит в том, чтобы учащиеся приняли участие в решении поставленной проблемы. Новое знание не преподносится в виде готовых схем, а открывается учащимися путем решения проблемной ситуации. Учащиеся приобретают навыки выдвижения гипотез, обсуждения различных проблем разрешения сложных ситуаций.
Привлечение учащихся к интерактивному взаимодействию происходит за счет того, что специально создаются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это противоречивая ситуация для выхода из которой необходимо применить новые знания или образ действий. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, отсутствуют привычные методы анализа, имеется недостаток информации.
Для создания проблемной ситуации можно использовать несколько различных приемов. Во-первых, возможна прямая постановка проблемы, Во-вторых возможно проблемное задание в виде вопроса. В-третьих, можно сообщить противоречивую ситуацию. В-четвертых, можно обратить внимание на противоречивое проблемное явление.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Главная особенность его в том, что данный метод создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Проектная деятельность способствует повышению учебной мотивации, а так же развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее. Создание проекта – это, в первую очередь, творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. Проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научится самостоятельно применять их на практике.
Одним из составляющих интерактивных уроков в образовательном процессе являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учениками. Существенная разница интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя из ученик не только и не столько закрепляет уже изученный материал, сколько изучает новый.
Также в обучении используются популярные методы такие как:
— работа в малых группах;
— использование общественных ресурсов (приглашенные специалисты, экскурсии);
— изучение и закрепление нового (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, аудио- и видео-материалы, ученик в роли «учителя», «каждый учит каждого».
— решение проблем (метод «Паттерн», «Дерево решений»).
Использование этих методов позволяет развивать у ученика логику при принятии различных решений, а так же видеть перспективу в той или иной ситуации или задаче.
Одна из основных целей обучения состоит в создании условий, где обучающийся почувствует комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым интерактивным технологиям.
Положительными сторонами применения метода интерактивного обучения можно отметить следующее:
— значительно повышается мотивация, особенно у слабых учащихся;
— наблюдается более высокий уровень усвоения материала и снижение утомляемости;
— организованы и включены в участие все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
— развивается умение работать в группе;
— вырабатываются коммуникативные навыки.
Интерактивное обучение в процессе преподавания ОБЖ помогает так же снять нервное напряжение, переключать внимание, сохраняя тем самым интерес к получению новых знаний. Это происходит в процессе смены форм деятельности.
Одним из преимуществ использование в учебном процессе современных электронных средств обучения как раз и является их интерактивность. В процессе обучения ОБЖ существует множество тем, при изучении которых моделирование виртуальных ситуаций способствует лучшему усвоению знаний в данной области.
С помощью электронных тренажеров можно сымитировать различные чрезвычайные ситуации, с которыми могут столкнуться обучающиеся в своей непосредственной деятельности. Возникает уникальная возможность визуализации опасности реального явления, что позволяет моделировать конкретные ситуации и решать задачи, требующие определенных навыков. Отработка же таких навыках в реальных условиях весьма опасна, и обучающиеся не всегда смогли бы вынести определенную психологическую нагрузку.
Таким образом, использование в процессе обучения интерактивных технологий и различных методов, в том числе и интерактивных, в значительной мере повышает эффективность усвоение учебного материала. Обучающиеся с помощью виртуальных моделей могут погружаться в конкретные ситуации, что повышает чувственное восприятие материала, а так же учит взаимодействию при возникновении ЧС. Использование интерактивных технологий дает уникальную возможность приобретения специальных навыков действия в определенных ЧС, чего весьма трудно добиться при традиционных формах обучения.
Интерактивные методы, внедряемые в процесс обучения, являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний и формирования общих компетенций обучающихся, которые способствуют новому подходу к образованию в 21 веке. Таким образом, учителю целесообразно сочетать различные методы и технологии интерактивного обучения, что позволит достичь наибольшего эффекта от их применения.
1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И.Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
4. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.-2004.-№4.- С. 78-83.агин, Д.П.
5. Шипов А.К. Использование интерактивных методов обучения на занятиях ОБЖ