интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

учитель русского языка и литературы средней школы № 4

Павлодарская область, г.Аксу

Новое время определяет новые цели образования. И можно с уверенностью сказать, что использование в работе интерактивных технологий – это уже веление времени.

Но что же означает термин «интерактивное обучение»?

Само слово «интерактив» образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. Это значит, что слово «интерактивный» будет означать «способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».

Таким образом, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее фасилитатор, менеджер, определяющий направление, цели и время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.

Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.

Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и д.р. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Существует большое количество технологий интерактивного обучения, которые можно применять как в учебной, так и во внеклассной деятельности.

2. Ротационные (сменные) тройки.

4. Работа в малых группах.

6. Незаконченное предложение.

8. Броуновское движение.

10. Суд от своего имени.

11. Гражданские слушания.

12. Ролевая (деловая) игра.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Данную технологию не только можно, но и нужно использовать в школе, ведь ее применение активирует процесс мышления детей, развивает способность выражать свои мысли при помощи слов и правильно строить при этом предложения.

Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:

1.Все кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).

3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).

4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).

• Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.

• Вносит в обучение элемент загадки, тайны.

• Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Классификации методов интерактивного обучения

• Правильно или требует изменений

• Преимущества и недостатки

• Исследование и отчет

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

• не имеет однозначного и односложного ответа или решения

• является практическим и полезным для учащихся

• связано с жизнью учащихся

• вызывает интерес у учащихся

• максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Рейтинг, подобно ранжированию, требует oт учащихся рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Прием Верно/Неверно. При выполнении мною приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Правильно или требует изменений. При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа:

• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

• дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)

• в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.

Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 20-90 минут с применением следующих активных форм обучения:

• Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа

• Демонстрация слайдов или учебных фильмов

• Кейс-метод (разбор ситуаций)

В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого мышления и т.д. я использую элементы следующих современных методов обучения:

Источник

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Поторочина Г.В., учитель русского языка и литературы

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально. Среди моделей обучения выделяют:

интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Фото интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Необходимо организовать познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, чтобы ученик, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешал определённые ситуации и проблемы.

Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.

Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Поэтому целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

На мой взгляд, принципиальное отличие интерактивных методов обучения и преимущество их в том, что они стимулируют выражение своего «Я» и таким образом освобождают ученика от страха получения плохой оценки. Как правило, оценки за урок всегда положительные. А значит максимально раскрывается его творческий потенциал.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Благодарить их за высказанные мнения.

2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся.

3) Стараться выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.

Источник

Доклад «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки РК

Южно-Казахстанская область Сузакский район

средняя школа им. И. Кенесбаева

«Интерактивные методы обучения

на уроках русского языка и литературы».

Подготовила: Дегтярёва Н.Н.,

учитель русского языка и

1. Вступление. «Тайные желания».

2. Немного о программе и её эффективности.

3. Виды интерактивных приёмов и примеры их использования на уроках русского

языка и литературы:

— блочное повторение изученного материала по русскому языку

при подготовке к ЕНТ;

— работа в малых группах;

4. Заключение. Интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие

5. Список использованной литературы.

— все таблицы для демонстрации на графопроекторе (*);

— наглядный материал по данной методике;

— разработки двух уроков, на примере которых показано использование

Вступление. «Послание М. Булгакову. Москва, Большая Садовая, дом №10, кв. № 50 »

* (Проецируется портрет М.Булгакова и иллюстрация к роману.)

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утверждённой указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

— формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Понятно, что функционирование современной общеобразовательной школы невозможно без профессионального учителя, обладающего такими качествами, как профессиональная зоркость, педагогическая интуиция, креативность, т.е. способность к творчеству. Нам, педагогам, следует всегда помнить греческую пословицу «Как ты объяснишь (спросишь), так тебе и ответят».

2. Уровень развития наших учащихся. Наши «взрослые» дети намного «продвинутее» нас по многим вопросам. Учитель вынужден конкурировать со СМИ и Интернетом, по-прежнему имея под рукой картинки и так называемую наглядность в виде таблиц.

Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. Один из древнегреческих учителей говорил: «Ученик-это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Пожалуй, эти слова в последнее время стали снова актуальными.

Личностно-ориентированным является интерактивное обучение (от английского interact находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике. Поэтому я работаю под девизом « Практика через действие, обучение опытом ».

Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи.

Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного литературного и языкового образования — воспитывать талантливого читателя и грамотного человека, а, в конечном счете — вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументирование отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

взгляд на окружающее, жизненная позиция.

Интерактивные методы построены на методике взаимодействия:

-приём «Каждый учит каждого и всех» (тему объясняет не учитель, а сами дети по очереди

-учащиеся должны получать информацию, на основании которой строится знание. Ребята

должны сами находить ответы и принимать решения;

-анализ тем должен включать в себя обсуждение противоречивых вопросов или алгоритм;

— нельзя требовать от ученика однозначного ответа, того, что ожидает учитель. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения и попробует её доказать.

приобретать читательский опыт, знания и щедро, открыто обмениваться ими. На моих

уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на

Как это происходит? В процессе дискуссии в малых и больших группах, ролевых игр, разминок, анализа полярных позиций, разыгрывания ситуаций, «ажурной пилы», ранжирования, воображаемых прогулок, обучения друг друга, медиаций, работы с печатными материалами, играми,

общения и многого другого.

Сейчас я представлю эти приёмы и приведу примеры использования интерактивных методов на своих уроках.

Повторение и закрепление проходит в несколько этапов:

1. Повторение и обобщение определенной темы на уроке с использованием опорных схем и ТОС.

Части слова (морфемы).

чита-ющ-ий,чита-ем-ый (форма слова).

Основа — это часть изменяемого слова без окончания:

Морфологические способы словообразования

Источник

«Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема проекта работы творческой группы: «Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Резко возросла информированность обучающихся, уровень владения детей средствами мультимедиа зачастую в разы превышает умения педагога – отсюда отсутствие мотивации к учению, зачем слушать учителя, если он знает больше, а я умею больше. Школа же не может предложить полную информатизацию процесса обучения в силу объективных обстоятельств – недостаточно интерактивных средств, низкая скорость интернета, устаревшие компьютеры

Речи учителя противостоит яркий ряд видеообразов, предлагаемых СМИ, дети, с ранних лет привыкают к ТВ и ВЕБ-страницам – пресловутое клиповое мышление.

Мобильная связь делает общение мозаичным, коротким – результатом становится неумение воспринимать речевую сторону урока, учебная пассивность.

На основе этого возникает необходимость решения педагогической проблемы – какие средства активизации познавательной деятельности обучающихся можно эффективно применять в целях повышения эффективности обучения в условиях нашей школы

Гипотеза исследования – развитие познавательной деятельности обучающихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, если

— будут учитываться важные с точки зрения учения индивидуальные особенности обучающихся;

— будет реализовываться компетентностный подход при использовании интерактивных методов обучения.

— изучение теоретической основы

— практическое применение, разработка методической лаборатории

— обобщение и систематизация опыта работы, формирование методической лаборатории.

Этап изучения теоретической базы завершён, его итогом стала копилка интерактивынх методов.

Цель данного проекта заключается в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения как средств эффективного развития орфографической зоркости и грамотного письма, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы; создание методической лаборатории, обеспечивающей внедрение интерактивных методов обучения

— использовать интерактивные методы обучения в теории и практике обучения русскому языку и литературе;

— повысить эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов;

— разработать условия организации технологии интерактивного обучения;

— апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку и литературе посредством включения в целостный педагогический процесс.

— сформулировать основные понятия, необходимые для использования интерактивных методов обучения: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»;

— выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;

— продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы.

Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку и литературе..

Новизна темы заключается в практическом применении на уроках русского языка и литературы методов и приёмов интерактивного обучения.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.

1.Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения русского языка и литературы

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

— постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

— выбора различных способов деятельности для достижения результата;

— развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

— развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

— мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

2. Технология интерактивного обучения

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

Сообщение целей (целеполагание).

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма, мини-лекций и т.д.

Новый продукт- самостоятельные выводы.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях.

Преимущества использования этой технологии.

В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

3. Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Технологии интерактивного обучения.

2. Ротационные (сменные) тройки.

4. Работа в малых группах.

6. Незаконченное предложение.

8. Броуновское движение.

10. Суд от своего имени.

11. Гражданские слушания.

12. Ролевая (деловая) игра.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

— как реагируют на чужую мысль,

— как улаживают назревающий конфликт,

— как аргументируют свою мысль и т. д.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

— контролирует ход работы в группах;

— отвечает на вопросы;

— регулирует споры, порядок работы;

— в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

— развитие личностной рефлексии;

— осознание включенности в общую работу;

— становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

— развитие навыков общения;

— принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

— повышение познавательной активности.

— формирование класса как групповой общности;

— повышение познавательного интереса;

— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

— нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

— формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий обучения

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе.

Применение интерактивных досок в обучении позволяет расширить форму деятельности учителя:

— презентации, демонстрация и моделирование.

4. Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:

Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Наиболее эффективные педагогические условия подготовки и проведения нетрадиционных уроков для оптимизации процесса обучения русскому языку и литературе школе:

1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

4. Использование информационных технологий.

6. Межпредметная интеграция.

7. Использование блок-схем, схем-опор.

Сформированы методические папки по разделам:

В нынешнем учебном году запланирована работа над темами:

Виды творческого взаимодействия:

— взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий

— овладение умениями анализа и самоанализа уроков

— проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий

— подведение итогов данного этапа работы, формирование методической лаборатории.

Срок реализации проекта – 4 года

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Список использованной литературы

3. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III

7. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *