интерактивные методы обучения в доу

Статья «Интерактивные методы обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интерактивные методы обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Паутова Е.С., ст. преподаватель кафедры специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин

Филиала СГПИ в г. Буденновске

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».

Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

«прослушать» звуки картины через «наушники»;

вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;

почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;

«выйти за пределы изображенного»;

мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;

недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;

дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);

опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;

заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;

склонность к чрезмерной критике;

неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;

несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников;

происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;

изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.

Список используемых источников:

1. Открытый педагогический форум :Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:www.festival.1september.ruстатья «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы авторы Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель Кривопалова Галина Александровна, воспитатель

2. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.

3.Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

Источник

Выпускная работа «Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНООЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Данная работа содержит подбор и анализ таких форм и методов взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, которые соответствуют личностно-развивающему подходу в обучении, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Основной целью данной работы является поиск и внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста форм и методов педагогической деятельности, способствующих формированию активной, успешной, интеллектуально состоятельной, творческой и разносторонне развитой личности ребенка.

1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

3. Выявить особенности современных интерактивных методов.

В работе делается акцент на применение интерактивных форм и методов взаимодействия с детьми в процессе обучения и развития личности.

Понятие интерактивных методов______________________________6

Особенности интерактивного обучения_________________________7

Методы интерактивного обучения_____________________________10

Применение интерактивных форм взаимодействия в практике______14

работы с дошкольниками

Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ГОСДО: образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются такие методы, как совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную деятельность.

Целесообразность выбора темы данной работы обусловлена подбором и применением таких форм и методов, которые бы позволяли с высокой эффективностью обучать, воспитывать и развивать дошкольников. Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, что, в свою очередь является условием разностороннего развития дошкольника.

Основные задачи работы:

1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов;

3. Актуализация целостного знания о современных интерактивных способах взаимодействия с дошкольниками в процессе обучения.

4. Анализ современных интерактивных форм и методов, а также возможности их применения в педагогической практике с детьми дошкольного возраста.

5. Овладение методикой совместной деятельности взрослых и детей с использованием интерактивных форм работы.

6. Формирование умения использования в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения, применения теоретических знаний.

1.Понятие интерактивных методов

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.

Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный».

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом.

2. Особенности интерактивного обучения

Интерактивное обучение решает три задачи:

Суть интерактивных методов:

— обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

— предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

— нет доминирования одного мнения, лидера;

— педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т.е. организатора процесса бучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Особенности интерактивного обучения

1. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов, форм я приемов.

2. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.

З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

4. Для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

5. Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

6. В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд. дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1.Индивидуаљная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)

2. Парная (задание выполняется в паре).

З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).

4.Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).

5.Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3. Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

— интерактивные и ролевые игры:

— Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

Характерные особенности интерактивных методик:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

З. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

Рассмотрим влияние методов интерактивного обучения на процесс обучения дошкольников.

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.

Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры :

Подбор педагогом заданий н упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

После окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение), анализируются результаты, подводятся итоги.

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Метод «Мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний.

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений детей. Кроме того, у детей формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции:

— коммуникативные (умения общаться, формулировать н задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника н др.)

— способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их,

— умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.

«Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Метод проектов. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Применение «Метода ассоциаций» способствует развитию творческой активности и логического мышления воспитанников, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность. Соответственно, повышается интерес к деятельности и усиливается мотивация.

Интерактивные формы и методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть очень узкими.

Эффективность и целесообразность применения интерактивных форм и методов я наблюдаю в своей практике.

4.Применение интерактивных форм взаимодействия в практике работы с дошкольниками

В своей работе интерактивные технологии применяю с детьми, начиная с трехлетнего возраста

Во ׀׀ младшей группе проводится — работа в парах, хоровод;

в подготовительной к школе группе —работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).

Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода

Первое, чему учим детей — это проверять друг друга

Следующий этап: учим тренироваться в парах

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища.

Формируя у детей целостную картину мира, мы изучаем какой — либо объект во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами окружающего мира. И в этом незаменимы интерактивные технологии, которые позволяют решать педагогические задачи в комплексе.

Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

В процессе использования технологии «Хоровод», у детей развивается умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Интерактивная технология помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Технология «Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Применение технологии групповой работы «Работа в малых группах» (тройках) дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять задания, анализировать и давать оценку.

«Знакомство» позволяет формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных форм методов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методиками повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.

Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

Расширились знания педагогов о современных интерактивных технологиях, особенности их применения их в ДОУ.

Качественно повысился уровень взаимодействия педагогов и детей

Значительно повысилось качество и эффективность педагогического процесса как результат внедрения интерактивных технологий в практику работы в ДОУ.

Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.

1. Азарова А. Метод ролевой игры. СПб: речь, 2011.352с- с-

4. Кларин, МВ. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта/

МВ. Кларин. — Педагогика. — 2000. — №7. – С. 21—28

5. Панина, Т.С., Современные способы активизации обучения Т.С. Панина Л.Н.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии — М: Роспедагенство, 2012г

7. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *