интерактивные технологии обучения русскому языку
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
учитель русского языка и литературы средней школы № 4
Павлодарская область, г.Аксу
Новое время определяет новые цели образования. И можно с уверенностью сказать, что использование в работе интерактивных технологий – это уже веление времени.
Но что же означает термин «интерактивное обучение»?
Само слово «интерактив» образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. Это значит, что слово «интерактивный» будет означать «способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».
Таким образом, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее фасилитатор, менеджер, определяющий направление, цели и время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.
Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.
Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и д.р. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Существует большое количество технологий интерактивного обучения, которые можно применять как в учебной, так и во внеклассной деятельности.
2. Ротационные (сменные) тройки.
4. Работа в малых группах.
6. Незаконченное предложение.
8. Броуновское движение.
10. Суд от своего имени.
11. Гражданские слушания.
12. Ролевая (деловая) игра.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Данную технологию не только можно, но и нужно использовать в школе, ведь ее применение активирует процесс мышления детей, развивает способность выражать свои мысли при помощи слов и правильно строить при этом предложения.
Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:
1.Все кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).
3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).
4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).
• Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
• Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
• Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Классификации методов интерактивного обучения
• Правильно или требует изменений
• Преимущества и недостатки
• Исследование и отчет
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
• не имеет однозначного и односложного ответа или решения
• является практическим и полезным для учащихся
• связано с жизнью учащихся
• вызывает интерес у учащихся
• максимально служит целям обучения
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Рейтинг, подобно ранжированию, требует oт учащихся рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.
Прием Верно/Неверно. При выполнении мною приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
Правильно или требует изменений. При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:
• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
• дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
• в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 20-90 минут с применением следующих активных форм обучения:
• Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
• Демонстрация слайдов или учебных фильмов
• Кейс-метод (разбор ситуаций)
В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого мышления и т.д. я использую элементы следующих современных методов обучения:
Проект «Применение интерактивных технологий на уроках русского языка»
В данной работе раскрывается понятие о том, как можно использовать интерактивные технологии и методы при обучении русскому зыку.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Применение интерактивных технологий на уроках русского языка»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговый аттестационный проект
на тему «Применение интерактивных технологий на уроках русского языка в 5 классе»
Гартман Маргарита Петровна
ученая степень, звание
Сухотерина Татьяна Павловна
«____» _______________20 ___ г.
1. Теоретические основы использования интерактивных методов обучения…..6
1.1. Применение интерактивных методов в процессе обучения……………….6
1.2 Технология интерактивного обучения……………………………………..10
1.3 Формы и методы интерактивного обучения……………………………….16
2. Использование интерактивных методов обучения русскому языку
Знакомясь с различными современными педагогическими технологиями и его внимательными изученьями, учителя могут натолкнуться на свежую мысль, получить подсказку об эффективных методических ходах или приемах в работе на уроке.
Методика преподавания русского языка в настоящее время отличается своим инновационным характером. Среди популярных инновационных технологий обучения языку можно назвать такие направления обучения, как проблемное, программированное, компьютерное, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное, интерактивное, игровое. Неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса.
Целью данной работы является рассмотрение интерактивных технологий и их применения на уроках русского языка.
— проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения;
— определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
— описать условия организации интерактивного обучения русскому языку;
— разработать фрагменты уроков русского языка на основе интерактивных методов обучения.
Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в пятом классе.
Предметом исследования – применение интерактивных технологий на уроках русского языка в 5 классе.
Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
— труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе;
— программы по изучению русского языка в 5 классе общеобразовательных учебных заведений;
— исследования по проблемам развития познавательных интересов;
Основными методами исследования явились:
— изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
1. Теоретические основы использования интерактивных методов обучения
1.1 Применение интерактивных методов в процессе обучения
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально [1, c.88].
Среди моделей обучения выделяют:
Рисунок 1. Схема пассивного метода
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Рисунок 2. Схема активного метода
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Рисунок 3. Схема интерактивного метода
Проблема освоения и использования интерактивных методов и форм обучения отражается в исследованиях А.Е. Авдюковой, Т.Н. Добрыниной, И.Е. Уколовой, Л.Н. Вавиловой, В.К. Дьяченко, Г.Б. Корнетова, А.В. Хуторского и др. Сейчас понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, в котором существует несколько приоритетов, включая положения об активном взаимодействии коммуникантов в учебно-образовательной сфере (П.Д. Гаджиева, М.В. Кларин), развитии навыков общения личности (Л.К. Гейхман, Л.В. Зарецкая), учебно-педагогическом сотрудничестве между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю. Прилепо и др.).
Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
выбора различных способов деятельности для достижения результата;
развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [6, с. 42].
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
1.2 Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов (на примере уроков русского языка) [6, с. 42].
Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями используются сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных, разные определения одного понятия. Организуя этот этап, необходимо помнить, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые изучаются, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли записываются на доске в столбик и нумеруются. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записывается ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаются слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагается учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагается учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминается, что не нужно стремиться к логике, последовательности.
Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также используются учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.
Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта предлагается учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.
Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.
Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс
«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»
Успех обучения любому предмету всегда определялся чёткостью и правильностью постановки цели обучения, которая определяется социальным заказом общества и на сегодняшний день для учебного предмета «Русского языка» и «Литературы» характеризуется единством образовательной, воспитательной и развивающей цели.
Какие изменения претерпевает на сегодняшний день цель обучения данным предметам?
Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.
На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).
Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.
Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.
Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности.
К интерактивным методам относятся:
1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников. 2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).
6. Исследовательская деятельность.
9. Разноуровневые задания и др.
Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний с 5 по 8 классы.
Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку ( например; составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию и т.д.)
Таким образом, весь урок дети самостоятельно по группам и индивидуально могут проявить себя и получить заслуженные оценки за урок. После таких уроков мы педагоги как воспитатели можем многое раскрыть в своих учениках. Они раскрываются полностью, без комплексов так как чувствуют, что их выслушают не только учитель, но и одноклассники.
1. Слово с пропущенными буквами и дополнительное задание к нему составить с данными словами словосочетания.
2. Полный синтаксический разбор предложения и дополнительное задание к нему сказать, какой частью речи выражены данные члены предложения. (На данном этапе мы обращаем внимание на развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, основанной на уровневой дифференциации).
Передача «Тема» формирует коммуникативные навыки, повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Так как в ней я предусмотрела такие задания: вопросы для повторения о типах и стилях речи, основной мысли текста и переход к выполнению упражнений по учебнику на странице 210, упр. 755. Участники передачи «Это вы можете» выполняют письменно упражнение 754 на стр. 210, где отвечают на вопросы и обозначают изученную орфограмму. (Этот этап критического мышления предусматривает самостоятельную работу каждого ученика). Участники следующей передачи «Сам себе писатель» пишут мини-сочинение о зиме (можно сочинить стихи), (здесь мы прослеживаем творческую работу учащихся). И в «Итогах» диктор и участники передач закрепляют пройденный материал по вопросам данным на слайде у учителя (Этот этап урока развивает у учащихся коммуникативные навыки и прививает интерес к творчеству, повышает самостоятельность).
Технология обучения представляет собой совокупность различных способов и средств, направленных на выполнение учебно-воспитательной цели. Педагогической технологией является комплекс взаимосвязанных требований, направленных на достижение определенных психолого-педагогических целей. Таким образом, педагогическая технология – это совокупность различных методов и средств для реализаций определенных целей, которая гарантирует запланированный результат. Кроме того, педагогическая технология предполагает комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, необходимое для полного и качественного обучения предмету в соответствии с требованиями учебных программ.
Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.
— универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);
— востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);
— интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).
Важное место в дебатах принадлежит исследовательскому умению учащихся. Чтобы аргументировано спорить, надо подготовить хорошие доказательства и отобрать лучшие. Для этого нужно не только прекрасно знать текст произведения, но и «перелопатить» горы дополнительной литературы. Технология дебатов позволяет глубже войти в тему, ознакомиться с ней в различных аспектах и вынести собственные суждения на основе огромной исследовательской работы.
Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.
Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.
И я вам желаю того же, удивляйте своих учеников на протяжении каждого урока.