интересные факты донской монастырь
7 интересных фактов о Донском монастыре
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Древний некрополь, место обретения мощей патриарха Тихона и усыпальница грузинского царя… Чем еще знаменит Донской монастырь?
1 сентября исполняется 425 лет со времен завершения строительства Донского монастыря. За эти неполные пять столетий обитель прославилась далеко за пределами Москвы. Краткая фото-экскурсия по монастырю в материале “Фомы”.
1. В монастыре находится единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь
Она установлена в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы по благословению патриарха Алексия I после Великой Отечественной войны. Во время Великого поста здесь варится миро (освященные специальным чином благовония на основе оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей. До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, известная как Мироваренная, где до сих пор сохранилась сделанная в XIX веке мироваренная печь.
2. Усыпальница грузинского царя Арчила Багратиони и его сыновей располагается в Сретенском храме, на нижнем этаже Большого собора монастыря
С 1712 году церковь служит усыпальницей для грузинских священнослужителей, политических и культурных деятелей. Попасть в Сретенский храм можно из левой части соборной галереи спустившись по лестнице.
3. Вход в Большой Собор выложен чугунными плитами, которые сохранились с 1752 года
Фото Владимира Ештокина
Их установили на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина и они прекрасно сохранились по сей день.
4. В 1992 году во время пожара в Малом соборе монастыря обнаружили мощи патриарха Тихона, которые считались утраченными
Святитель был похоронен в 1925 году на территории Донского монастыря, но точное место было неизвестно. На месте братских огородов в 1997 году был построен храм в честь Тихона, Патриарха Всероссийского.
Фото Владимира Ештокина
5. На внутренней стороне стен монастыря находятся горельефы старого Храма Христа Спасителя созданные скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.
Фото Владимира Ештокина
6. На территории обители находится некрополь, который возник в конце XVII века и считался главным кладбищем для купечества и русского дворянства
Фото Владимира Ештокина
Здесь похоронены писатели И. С. Шмелев и А. И. Солженицын, генерал А. И. Деникин и другие выдающиеся люди. Некрополь имеет большую историческую ценность и открыт для свободного посещения, регулярно проводятся экскурсии.
7. При входе в монастырь стоят остатки танковой колонны имени Дмитрия Донского
Ее сформировали во время Великой Отечественной войны на добровольные пожертвования верующих и священнослужителей. Из 40 единиц военной техники остались один танк, пушка и БТРы.
Читайте также:
В Донской монастырь Москвы на 5 дней принесут Донскую икону Божией Матери
Икона будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 15.00 4 сентября. Все это время перед ней будут совершаться молебны с чтением акафиста .
Донской мужской монастырь — 10 деталей, о которых вы не знали
Донской мужской монастырь таит свои секреты! Из этой статьи Вы узнаете 10 интересных фактов об этом малоизвестном паломническом центре вблизи Кремля.
Донской мужской монастырь
Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных
Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому. К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно. Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.
Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.
Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.
Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают. Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы. Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.
Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни. Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век. В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом.
Малый Донской собор
Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма.
Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам.
В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве».
Большой Донской собор
Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский.
Сретенский храм. Вид с солеи
Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи.
Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей.
Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый.
Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.
Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене.
Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты.
Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко!
Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры — их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья.
Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски.
Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах.
Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата.
Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок.
Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря
Донской монастырь
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая. Долгая. »
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.
В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было — не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.
Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.
Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.
В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.
Донской монастырь — историческая сокровищница
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.
Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской:
«Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова:
Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».
Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение.
«Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Фото превью: donskoi.org
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.