интересные факты о казанском соборе
Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге — история, строительство и др.
В Санкт-Петербурге немало замечательных прекрасных соборов и храмов, но Казанский собор, расположенный в самом сердце Северной столицы, отличается особенной историей, харизмой, архитектурой и красотой.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — памятник российского церковного зодчества особой значимости. С его возведением началась золотая эпоха российского храмового искусства. Над этим храмом трудились лучшие мастера того времени, а также многочисленный простой русский народ.
Казанский собор дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Возведённый за относительно короткий срок храм быстро стал одним из символов архитектуры города на Неве. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и др.
Уникальные факты о строительстве Казанском соборе в Петербурге
На этом месте на Невском проспекте изначально была заложена первая каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Земцов. Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:
благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.
Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.
Возведение нового здания Казанского собора
Строительство современного здания собора велось в течение 10 лет. Храм был возведён на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Андрей Никифорович Воронихин раньше был крепостным Александра Сергеевича Строганова. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, которые принадлежали графу Строганову. Андрей с детства любил рисовать. Талант юноши привлёк внимание Строганова. Он дал Воронихину вольную и отправил его учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
С 1779 года Андрей Воронихин работал в Петербурге и проживал в Строгановском дворце. Архитектор А. Н. Воронихин разработал проект собора, где изначально планировалось возвести не одну, а две колоннады, что сделать не удалось. Почему автор отклонился от первоначального плана, до сих пор не выяснено.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Казанский собор подарил наименования Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы, а также Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Императоры и архитекторы Казанского собора
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построили в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом, по проекту архитектора Михаила Земцова, в период правления императрицы Анны Иоанновны.
Современный Казанский собор начали возводить при императоре Павле I, а завершил строительство храма его сын — Александр I Павлович. Именно по указу Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.
Участниками конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но потом император изменил решение. Через год граф Александр Строганов предложил государю новый проект, созданный тогда ещё молодым, но очень талантливым архитектором Андреем Воронихиным.
Почему император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора тоже доподлинно неизвестно. Казанский собор был построен в стиле ампир и классицизма в 1811 году. Как желал того император Павел I, облик Казанского собора был спроектирован по подобию обора Святого Петра в Риме.
Казанский собор — памятник русской воинской славы
Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года Казанский собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа.
По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за её пределами в собор начали поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.
В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау доставили гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова. Великий полководец был погребён в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 года.
Над могилой возвели бронзовую ограду, созданную по проекту А. Н. Воронихина. Также установили икону Смоленской Божией Матери и был укреплён герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой расположены 5 штандартов и 1 знамя, сохранившиеся до наших дней.
Позднее над могилой поместили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». Она описывает великое событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. На стенах собора разместили 97 ключей, большинство из которых сейчас находятся в Москве, 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова.
Перед Казанским собором, к 25-летию победы над Наполеоном, в 1837 году, по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли. Памятники были отлиты мастером В. П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 году, после посещения мастерской Орловского.
В монументах заложена глубокая символика. Идея памятника Барклая де Толли переплетается с событиями 1-го этапа войны, когда русская армия под его руководством совершила вынужденное отступление. Фигура Кутузова символизирует 2-й этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов памятники великим русским полководцам были замаскированы. Бойцы, которые отправлялись на фронт, проходя мимо памятников, отдавали воинские почести великим русским полководцам. Возле монументов молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
Казанский собор в цифрах и фактах
Строительство Казанского собора велось исключительно силами российских мастеров, с применением только российских стройматериалов. Казанский собор называют музеем российского природного камня.
Материалы Казанского собора
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Туф с пористой структурой легко обрабатывался.
Его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.
Колонны Казанского собора
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Храм украшает колоннада, состоящая из 96 колонн, весом по 30 тонн каждая.
Однако, с Невского проспекта она не кажется массивной — впечатление лёгкости и воздушности ей придают каннелюры — вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.
При возведении Казанского собора не всё из задуманного удалось осуществить. До настоящего времени сохранились 2 пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но это так и не было сделано.
Новшества в строительстве, купол и высота
Во время строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге впервые в архитектуре при работе над куполами использовались металлические конструкции. Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 метра и состоит из 2-х рядов железных рёбер.
Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе — 71,5 метра. Высота храма ныне сравнима приблизительно с 25-этажным жилым домом.
Памятник архитектуры и изобразительного искусства
Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Также отмечают, что собор был построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи.
Казанский собор снаружи и внутри декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов трудились Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Фёдор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный, который создал архитектор Константин Тон.
Судьба Казанского собора при СССР и после
С приходом советской власти Казанский собор закрыли. Вместо креста на куполе храма установили позолоченный шар со шпилем. Церковная утварь была распределена между городскими музеями.
В 1932 году Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. Экспонировались православные иконы XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, а также ритуальные предметы.
В стенах храма хранилось самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. С 1991 года Казанский собор стал снова действующим храмом, правда, несколько лет он сосуществовал с экспозицией музея.
Мощи на чердаке храма
Почти 20 лет на чердаке Казанского собора в Санкт-Петербурге хранились мощи святых, перенесённых туда сотрудниками Музея истории религии и атеизма, — благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.
В 1991 году, когда храм стал снова действующим, ему вернули все святыни, лишь мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Новейшая история и богослужения в Казанском соборе
Сейчас Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения.
В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник и консультант по религиозным вопросам.
Интересные факты о Казанском Соборе
В самом сердце Санкт-Петербурга расположен необыкновенной красоты храм, в котором хранится главная православная святыня – это Казанский кафедральный собор, построенный в 1801-1811 гг. Император Павел I давно задумывал возведение нового собора на Невском проспекте вместо небольшой Богородицерождественской церкви, построенной в 1733-37 гг.
Церковь выглядела довольно скромно по сравнению с соседствующими роскошными домами столичной знати. Государь мечтал построить грандиозный храм по подобию римского собора Святого Петра.
Павлом I был объявлен конкурс проектов, который вызвал небывалый ажиотаж. Большинство именитых архитекторов того времени приняли в нем участие, в их числе представители классицизма Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, последователь итальянского барокко Пьетро Гонзаго. Наибольший интерес у монарха вызвало проектное решение архитектора Камерона.
В первых числах ноября 1800 г. Павел I направляет предписание губернатору Санкт-Петербурга об оказании содействия архитектору Камерону. Неожиданно для всех, уже через две недели, утверждается новый проект никому не известного архитектора Воронихина, который не был даже участником конкурса. Уже через год началось возведение крупнейшего православного храма северной столицы. С этим сооружением связано множество интересных фактов.
Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой собственный Ватикан
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.
Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.
Вторая колоннада
Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Ожидающие ангелы
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Кутузовское сердце
Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.
Музей истории религии и атеизма
Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.
«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.
Икона Казанской Богоматери
В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.
Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Придворный храм Романовых. 7 фактов о Казанском соборе
В 1733 году, 6 сентября по старому стилю, в центре Санкт-Петербурга, на будущем Невском проспекте была заложена красивая церковь. Для придворного храма дома Романовых выбрали нарядный барочный стиль, торжественное освящение проходило с участием императрицы Анны Иоанновны. И тогда, и впоследствии храм не мог пожаловаться на отсутствие внимания от власть имущих.
Факт № 1: Итальянское влияние
Именно в этом храме состоялось венчание царевича Павла Петровича. Будущий император Павел I позже уедет в Рим, и пришлет оттуда восторженные письма, восхищаясь местными архитектурными линиями.
Царь мечтал построить в Санкт-Петербурге великолепный храм, не менее роскошный, чем собор Святого Петра. Конкурс на проект будущего Кафедрала был объявлен в 1799 году.
Факт № 2: Эскизы от бывшего крепостного
Вариант собора уже практически был утвержден, когда в дело вмешался граф Александр Строганов — человек невероятного вкуса, богатства и размаха души. Его роскошный дворец на Мойке мы посетим немного позже, но об этом потом. Именно граф Строганов предложил императору Андрея Никифоровича Воронихина — бывшего крепостного, дослужившегося впоследствии до звания одного из лучших зодчих империи.
Грандиозная колоннада перекликалась с любимой царем пьяцца Сан-Пьетро, северная сторона храма стала парадной. Ее венчали «райские врата», отлитые из бронзы по образцу древнего баптистерия из Флоренции, вдохновленные шедевром Гиберти.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — посещение храма и сквера, лайфхаки и советы
Одним из наиболее ярких мест в Санкт-Петербурге считается — Казанский собор. Этот храм являлся центром огромного религиозного и социального значения, начиная с XIX столетия. В наши дни Казанский собор — стоит в числе крупнейших храмов города на Неве.
В своих стенах он хранит список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, а также служит памятником воинской славы и местом погребения великого полководца, без которого судьба России могла быть совершенно иной. А теперь подробнее…
История создания Казанского собора
Несмотря на тот факт, что современный Казанский собор был построен в начале XIX века, история его создания уходит корнями в XVIII столетие. В этом огромном и полукругом храме с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин.
Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге в 1710 году. Её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы.
Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 году её закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили в 1737 году в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём ранее сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.
В 1799 году император Павел I провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. Среди многих авторов проекта он выбрал бывшего крепостного, — Андрея Никифоровича Воронихина. Но увидеть Казанский собор во всём его великолепии императору не удалось, из-за гибели. Строил уже его сын.
В 1801 году по указу императора Александра І на Невском проспекте был заложен новый храм, который должен был затмить все ранее созданные проекты. Строительство храма проходило в 1801—1811 годы. Его возводили для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.