интервью о дистанционном обучении
Наталья Кузнецова: “Если преподаватель отказывается применять технологии, то он останется за бортом”
Что делать, если болит зуб? Заняться самолечением, пойти к бабке снимать порчу, приложить к больному месту подорожник? Ставлю на то, что вы решите обратиться к специалисту с медицинским образованием (желательно оконченным).
Поэтому говорить о дистанционном обучении мы решили не с теоретиком-любителем, а с автором-разработчиком ЭОР и победителем международного конкурса Edcrunch Award OOC – 2018 в номинации “Лучшая практика внедрения онлайн-курсов в образовательную программу” Натальей Кузнецовой.
Сейчас дистанционное обучение считается мейнстримом и всячески поощряется со стороны законодательства. Но реалии таковы, что преподаватели продолжают массово сопротивляться его внедрению. Почему так происходит?
Здесь нельзя ответить однозначно и выделить какую-то одну причину. Все работает в комплексе, начиная с коллизий в рамках государственного регулирования. Хотя нужно признать, что такого доброжелательного законодательства в сфере онлайн-обучения как сейчас не было уже давно.
Важно понимать, что нормативно-правовые акты предоставляют не только права и свободы, но и призывают к ответственности. В компании, которая берется за внедрение дистанционного формата (даже если она состоит из одного человека), создаются определенные условия. При чем они должны не только соответствовать законодательству, но и формировать ЭКО-среду цифрового образования, что, зачастую, и становится препятствием.
На самом деле, в нормативных актах предельно четко и понятно прописаны базовые требования к электронной информационно-образовательной среде. И, к счастью, законодатель не говорит нам, какие конкретно программные продукты мы должны применять.
Вот собрала команда eTutorium совместно с экспертами в сфере digital-learning интерактивную карту сервисов для онлайн-обучения – десятки порталов, ресурсов, платформ. И вы можете выбрать из них наиболее подходящие именно для ваших процессов.
Можно ли говорить, что мы достигли той точки, когда законодательство стимулируют внедрение дистанционного обучения, а не тормозит его?
К этому можно относиться по-разному. Если профессорско-преподавательский состав против нововведений, то он будет читать нормативно-правовые акты с позиции сопротивления и во всем замечать изъяны. В то же время команда учебного центра, которая окрылена идеей внедрения классного eLearning продукта, увидит в них новые возможности для развития онлайн-образования.
Сейчас в Российской Федерации делается достаточно много для повышения квалификации преподавателей и всех желающих развиваться в сфере электронного обучения и ДОТ.
Отношение к позиции законодателя зависит от внутренней позиции по отношению к внедряемому продукту каждого отдельного человека, руководителя, преподавателя, автора-разработчика контента или образовательных программ.
Если все профессиональное сообщество понимает, что некие документы действительно тормозят развитие процесса, и открыто заявляет свое мнение, то пользы будет намного больше. Тем более что проекты нормативных актов обсуждаются открыто.
Мы опять и опять возвращаемся к вопросу сопротивления, с которым сталкивается электронная информационно-образовательная среда.
Новые устройства, программное обеспечение и сервисы появляются с такой скоростью, что мы не успеваем их отслеживать, не то что внедрять. Более того, мы живем в эпоху “подрывных инноваций”, о которых еще сегодня ничего не известно, но уже завтра они кардинально изменят реальность. Конечно преподаватели боятся, что они просто сойдут с дороги и их место займут технологии.
Это ошибочное представление, потому что человек/педагог/наставник был, есть и будет всегда. И то, как он включает в процесс различные технические средства обучения, зависит исключительно от его мастерства. Значит он не владеет им на должном уровне, поэтому и боится остаться без работы. И его страх обоснован.
Если преподаватель отказывается применять технологии, он действительно останется за бортом. Мы не можем идти вразрез прогрессу и окружающему миру. Нужно понимать, как их грамотно встроить в учебный процесс во благо обучающемуся.
Какой формат обучения вы, как автор-разработчик электронных курсов и программ, считаете более эффективным?
Смешанный. Однозначно! Но я большой поклонник как blended learning, так и четкого обозначения понятий. Мы говорим о смешанном обучении, а что за этим словом стоит? Что мы смешиваем? Я за гармоничное сочетание форм обучения, образовательных технологий и уровней взаимодействия. Именно об этом мы и будем говорить на нашем новом курсе “Проектирование учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде”.
При упоминании онлайн-формата обычно образуется 2 лагеря: его ярых фанатов и не менее ярых противников. Последние, как правило, делают акцент на отсутствии взаимодействия “глаза в глаза”. Так ли это важно в процессе получения знаний обучающимся?
И опять однозначного ответа быть не может, как и разделения на черное и белое, хорошее и плохое. Многое зависит от целевой аудитории, предметной области, тех результатов, к которым мы хотим привести наших обучающихся, и самой среды.
Где-то без контакта глаза в глаза, рука к руке, плечо к плечу не обойтись. Тем не менее, сейчас очень много тренажеров, на которых летчики-испытатели, работники атомных станций, микрохирурги и многие другие специалисты оттачивают практические навыки не выходя из виртуальной лаборатории.
В рамках курсов вы сочетаете как контактную аудиторную, так и внеаудиторную работу. Какой тип занятий, по вашему мнению, более действенный?
Сочетание (улыбается). Пусть в незначительном количестве, но контактная аудиторная работа должна быть. На вводной лекции люди элементарно с тобой знакомятся: вот он я, живой, выгляжу вот так. Мы же все-таки эмоциональные создания, и нам очень важно чувствовать связь друг с другом.
Благодаря 10-летнему опыту я не страдаю от того, что не вижу напротив глаз учеников. Я их прекрасно представляю, чувствую по фразам, которые они пишут в чате, по их безмолвной реакции – это достаточно легко считывается. Поэтому изначально может быть вводная лекция, встреча в виртуальном или реальном классе, а потом уже уход в дистант.
То есть контактная аудиторная работа превращается в инструмент формирования доверия к личности преподавателя?
Абсолютно верно. Наше основное отличие от искусственного интеллекта – наличие чувств и переживаний. Не случайно сейчас так много говорят о развитии эмоционального интеллекта. Иногда даже с помощью молчаливого взаимодействия, внимательного взгляда, поворота головы, то есть невербального общения, мы “настраиваемся” друг на друга. Так при помощи всего одного вебинара и зарождается доверие.
На что вы опираетесь при выборе вебинарной платформы? Без какого функционала не обойтись современному е-тьютору?
На сегодняшний день сервисы для проведения вебинаров в большинстве своем очень похожи. Конечно, есть очень много нюансов, которые помогают в работе: возможность проводить опросы и тестирования в режиме реального времени, обмениваться материалами между обучающимися, предоставлять им право выхода в эфир, создавать несколько “белых досок” одновременно.
Еще важно иметь инструменты для организационно-методического сопровождения, в том числе обеспечения безопасности личных данных. Совокупность таких “мелочей”, как правило, и выступает решающим критерием при выборе вебинарной платформы.
То есть вы отдаете предпочтение платным ресурсам? Потому что у бесплатных стриминговых сервисов такого функционала нет.
Под разные задачи должны быть разные наборы инструментов. Можно создавать связки из бесплатных программных продуктов и открытых решений. Но, как правило, в рамках масштабных проектов я работаю с платными сервисами, имеющими надежную поддержку со стороны разработчика.
Каким формам взаимодействия с обучающимися в рамках СДО вы отдаете предпочтение? Лекции, форумы, тесты?
Я не считаю тест взаимодействием преподавателя со студентом. На уровне человек-человек есть свои инструменты: система сообщений, форумы, чаты. Когда мы говорим о тестах, то это уже взаимодействие человека с системой. Да, преподаватель его создавал, закладывал в него правильные и неправильные ответы, алгоритмы оценивания. Но это только первичный уровень. Наш ученик видит конечный результат. Он взаимодействует напрямую с тестом и получает обратную связь как бы от самой системы.
То есть нам нужно все-таки разграничивать понятия при разработке контента курса. Поэтому для меня важно, чтобы было 3 уровня взаимодействия:
В дистанционном формате последний вариант часто западает. Когда мы, авторы-разработчики, создаем контент, то не всегда думаем о том, каким выйдет пользователь после обучения, а это наша приоритетная задача. После курса обучающийся должен измениться или хотя бы задуматься о переменах. Для этого он и приходит учиться.
Какая из форм работы – индивидуальная или групповая – продуктивней для самого обучающегося?
Разные обучающиеся – разные подходы. Люди, которые с гордостью называют себя социопатами, любят обучаться индивидуально и не хотят включаться в группы. Им очень тяжело взаимодействовать, тем более в удаленном режиме. Поэтому они предпочитают учиться в одиночестве, для них важны индивидуальные формы работы. Если курс предусматривает только групповые активности, то мы потеряем таких студентов.
А есть люди, которым очень важна коллективная работа и наличие партнера. Им нужно, чтобы кто-то был ведущим, а они шли за этим лидером на вторых позициях. И я не могу сказать, что это плохо или хорошо, просто так есть.
Одинаковых людей не бывает. У всех разный опыт, особенности восприятия, модели и способы обучения. Но возможность выбирать обучающемуся свой собственный вариант прохождения курса нужно планировать в обязательном порядке.
Как мотивировать студентов обучаться? Особенно остро этот вопрос стоит именно в формате группового взаимодействия.
Сейчас буду говорить страшное: мотивировать человека практически невозможно. Если есть внутреннее сопротивление, то внешнее побуждение к действию вызовет только больший негатив.
Вовлекать, вызывать интерес, формировать среду, в которой обучающийся получает удовольствие от процесса и результата – вот что можно и нужно делать.
Вы не предугадаете эмоции и реакции другого человека. Вот сижу я, делаю задание, и тут звонит кто-то неприятный. Все, я выпала из процесса обучения. Звонок вызвал во мне резкий негатив, который автоматически проецируется на курс. Преподаватели и разработчики не могут это предусмотреть.
Никогда не было, нет и не будет на 100% вовлеченных обучающихся. Поэтому формируйте группы с учетом того, что всегда будут абсолютно пассивные товарищи.
Кто-то выступает сторонником обучения в СДО, кто-то отдает предпочтение мини-формату мессенджеров. То есть, условно, вы стоите в очереди / едете в метро и совмещаете неизбежное с полезным. Это рациональное использование времени или обучение на тяп-ляп?
Не могу сказать, что выступаю ярым поклонником мобильных приложений, потому что в любом мессенджере лента убегает. И как бы ты не старался рассортировать нужный материал, все равно информация теряется. На самом деле, организовать свое личное образовательное пространство и себя в нем – это архисложная задача.
Для кого-то вполне нормально получать материалы на электронную почту: прочитал порцию информации, выполнил мини-упражнение, отправил обратную связь наставнику.
Для кого-то имеет значение именно обучающая среда и понимание того, что в течение четкого периода времени я учусь здесь вместе с такими-то людьми, материалами и дедлайнами. Я человек структурированный, для меня это важно. Если вы можете учиться микропорциями в метро, маршрутке, очереди – пожалуйста, почему нет.
Конечно, в идеале форматы нужно сочетать: выкладываем большую лекцию + разбиваем ее на маленькие кусочки, даем их на скачивание и говорим, что студент может сохранить их и слушать в свободное время.
Но по факту так получается далеко не всегда. Вы же понимаете, насколько затратным по финансам и времени будет этот процесс. Над таким курсом должна работать очень большая команда.
Что чувствует победитель Edcrunch Award OOC – 2018 в номинации “Лучшая практика внедрения онлайн-курсов в образовательную программу”?
Волнение, потому что это очень ответственно, когда твою работу экспертирует такое количество крутых профессионалов, имеющих серьезные достижения в сфере дистанционного обучения и digital learning. И вместе с ними твою работу оценивают специалисты, которые только-только входят в мир цифрового обучения: магистранты, студенты, педагоги.
Поэтому все, что ты делаешь, должно быть однозначно полезным и удовлетворять запросы разных по уровню мышления, эмоциональных откликов, квалификации, подготовки и владения техническими средствами людей. Я прекрасно понимаю, что всем не угодишь, и это нормально.
Ну а тех, кто не хочет оказаться за бортом и готов заняться внедрением дистанционных образовательных технологий в свою деятельность, ждем на авторском курсе Натальи Кузнецовой “Проектирование учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде”. Стартуем уже 2 февраля, успеваете?
Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.
Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения
Наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, отмечали проблемы с техникой, а также сложность обучения в домашней обстановке, следует из опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ).
Как готовилось исследование
Работа о том, как студенты переживали период пандемии коронавируса, проводилась посредством онлайн-опросов. Анкеты распространялись через руководство университетов и поточную выборку «ВКонтакте». Исследование проходило в два этапа: с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня. Всего в опросе приняли участие более 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России.
Отношение к дистанционке
Студенты оказались удовлетворены тем, как организовано дистанционное обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно полностью или скорее удовлетворены тем, как обучение было перенесено в онлайн.
Так же высоко учащиеся оценили готовность к экстренному переходу на дистанционку: 62% респондентов на первом этапе опроса заявили, что их вуз скорее готов или готов полностью к такому формату, на втором этапе доля таких студентов составила 57%.
Однако к началу лета повысился процент учащихся, которые сталкивались с теми или иными трудностями при онлайн-обучении — с 75% весной до 86% к 1 июня. Более критичное отношение к дистанционному обучению исследователи связывают с усталостью от онлайн-формата.
Чаще всего (вопрос предполагал множественный выбор ответов) у студентов возникали технические проблемы и перебои с интернетом (52%), им не хватало общения с одногруппниками (43%), очных дискуссий с преподавателями (41%). Больше трети учащихся пожаловались на сложность обучения дома (39%) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36%). Еще 34% столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате.
По словам авторов исследования, сложнее всего на дистанционке пришлось первокурсникам, которые еще не успели приобрести достаточного опыта обучения офлайн.
Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса). Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном. В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.
Отношение к сдаче сессии онлайн
В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.
По данным авторов, учащиеся вузов во время летней сессии ожидают увеличения распространения нечестного поведения при сдаче экзаменов: 63% ответили, что произойдет существенное или небольшое увеличение, еще 30% уверены, что изменений не произойдет.
Как изменилась жизнь студентов
Самоизоляция отразилась как на бытовой, так и на психологической жизни студентов. Абсолютное большинство (79%) стало чаще мыть руки или пользоваться антисептиками. Ощущение стресса и беспокойства за будущее чаще стали испытывать 66%. Четверть (26%) респондентов отметили увеличение времени на хобби, еще 32% ответили, что оно не увеличилось и не уменьшилось, 42%, наоборот, обратили внимание на его сокращение.
Сопоставимы показатели тех, кто во время пандемии стал чаще заниматься спортом (37%), и тех, кто занимался им реже (36%). Больше половины учащихся (63%) не изменили своего отношения к алкоголю, 23% опрошенных стали употреблять его реже, еще 14% — чаще.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев объясняет это разделением приоритетов у студентов. «Показатели говорят о том, что это такие виды деятельности, которые для одних важны как индивидуальные, а для других как коллективные. Если человек занимался спортом в компании, то [во время пандемии] перестал им заниматься. С алкоголем так же — 23% алкоголь был не столько важен, сколько тусовка, поэтому они перестали его употреблять после закрытия баров», — пояснил он РБК.
Исследование Министерства науки и высшего образования и РАНХиГС, проведенное среди преподавателей вузов, показало, что каждый второй преподаватель (51,2%) отметил высокую распространенность плагиата или списывания. Подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8) педагогов назвали дистанционные условия приема экзаменов неудобными.
В начале августа министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил, что учеба в большинстве российских вузов 1 сентября начнется в очном формате. Ношение масок для студентов и сотрудников вузов будет обязательным, исключение делается лишь для занятий творческой направленности и для лекторов.
Что думают родители и учителя о дистанционном обучении
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
14 апреля 2020 г. 117 комментариев около 13 минут на чтение
Что ждет россиян в ноябре 2021 года? Обзор изменений законов
IRK.ru собрал самое интересное и важное.
Обзор сериалов на выходные
Монстры не на каникулах, Стивен Кинг и китобои.
Куда сходить на выходных в Иркутске и где можно только с QR-кодом
Кракен и система распознавания лиц. Как выглядит второй рhygital-офис Альфа-Банка на Литвинова
Нерабочая неделя и длинные выходные: отдыхаем, но с мерами безопасности
Регоператор рассказал потребителям, как не довести дело до суда и погасить задолженности
Где и как весело и активно провести новогодний корпоратив? Обзор мест
Жилой концепт-парк «Семья» дарит iPhone 12. Смотрите видео внимательно!
Горячие обсуждения
541 случай заражения коронавирусом зафиксировали в Иркутской области за сутки
За сутки в России зарегистрировано 1192 смерти от COVID-19
В Иркутской области подтвердили 538 новых случаев коронавируса за сутки
С 6 по 30 апреля школы России перешли на дистанционное обучение. Но не все участники процесса оказались готовы к вынужденным переменам. Большая часть родителей считает, что работу учителей переложили на их плечи, а некоторые педагоги жалуются на возросшую нагрузку. К тому же не у всех детей есть смартфон или ноутбук, им приходится самостоятельно изучать новые темы. Журналист IRK.ru пообщался с родителями и учителями и узнал, что они думают о школьных уроках на удаленке.
Что думают учителя
Александра, учитель по информатике в школе №1:
— В нашей школе мы организовали дистанционное обучение в режиме видеоконференций при помощи программы Skype для детей 5-11 классов. Уроки длятся по 30 минут. Учителя проводят видеоуроки по всем предметами. В «Дневнике.ру» (программа, где выставляют оценки и пишут домашнее задание учителя. — Прим. ред.) мы выкладываем домашнее задание и все необходимые материалы, ссылки, информацию. 6-7 апреля эта платформа, как и большинство систем, работала с перебоями, но сейчас стабильно. Начальная школа учится через видеоуроки и презентации, которые записывают учителя. У маленьких детей есть возможность пересмотреть урок, если они не поняли тему сразу. Родители по-разному реагируют на дистанционное обучение, но в целом положительно и с пониманием. Конечно, онлайн-обучение не заменит уроки в классе, но это отличное решение в сложившейся ситуации.
Наталья Лебединская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе №19:
— С ребятами в нашей школе общаемся через образовательную платформу, а также по «Вайберу» и электронной почте. Для школьников младших классов учителя записывают аудиоуроки. Детки хорошо восприняли такой формат обучения и с удовольствием выполняют все задания. Сложности, конечно, есть. Из-за онлайн-обучения нагрузка у учителей увеличилась. Не у всех детей есть техническая возможность учиться дома: у кого-то нет компьютеров, у другого — проблемы с интернетом. Родителям приходится больше заниматься с детьми особенно младших классов. Но это проблема не только иркутских школ, но и всей России. Этот период хоть и временный, но дает нам определенный опыт. Мы пробуем новые форматы, некоторые можно использовать и дальше, во время традиционного обучения.
Вера Вещева, директор школы в Малом Голоустном:
— В нашей школе учатся 166 учеников. Из них 149 человек занимаются на образовательной платформе «Якласс». У 14 детей нет технической возможности для такой работы, с ними мы работаем через смс, также общаемся в «Вайбере». Уроки длятся по 30 минут. Если в семье несколько детей, то мы стараемся для них организовать обучение таким образом, чтобы уроки проходили в разное время и не было накладок. Вечером, с 17 до 19 часов, учителя проверяют домашнее задание, выставляют оценки. В «Яклассе» много развивающих заданий, за выполнение которых ученики получают баллы. Если в этом году откажутся от проведения ЕГЭ, то при поступлении в университеты будут учитывать итоговые оценки и набранные баллы. Дистанционно, при необходимости, с детьми и родителями работает школьный психолог.
Конечно, не каждый день уроки проходят гладко — бывают проблемы с интернетом. Родители с пониманием относятся к такому формату обучения. Мы стараемся поддерживать с ними связь. Например, на прошлой неделе провели видеоконференцию — выслушали их пожелания и предложения. Нам, педагогам, тоже непросто, у учителей нашей школы нет опыта дистанционного обучения, но учебный процесс прерывать никак нельзя.
Галина, учитель начальных классов (Иркутск):
— Я работаю учителем уже более двадцати лет. Конечно, очень сложно в короткие сроки перейти на полное онлайн-обучение. Есть семьи, у которых нет смартфона и компьютера. Их немного, но они есть. Интернет работает с переменным успехом — тот же Zoom виснет из-за большого количества участников. Онлайн обучение в нашей школе организовано для учеников 6-11 классов. Для детей младших классов мы готовим презентации для самостоятельного изучения тем, записываем видеоуроки, выкладываем домашнее задание в родительских группах. Справляемся как можем. Жаль, что не все родители понимают, что лучше такое обучение, чем отсутствие образования вообще.
Учитель, анонимный комментарий:
— В связи с дистанционным обучением увеличилась нагрузка на учителей, однако, зарплаты остались на прежнем уровне. Никто не оплачивает интернет, не у всех учителей есть техническая возможность провести урок из дома. Мы так же сидим с детьми и нет условий для такой работы. На каком основании я обязана вести онлайн уроки? Сейчас преподавателей среднего профессионального образования в приказном порядке обязывают вести уроки в режиме видеоконференции. Но в наших трудовых договорах нет такого соглашения и мы не проходили соответствующее обучение.
Что думают родители
Светлана, мама четвероклассника (Иркутск):
— Не хватает слов, чтобы выразить все эмоции по поводу организации данного образовательного процесса. Хотя эта процедура очень мало напоминает учение, а все больше мучение. И даже не поймешь, кто больше мучается, дети или родители. Во-первых, не у всех дома есть отличное техническое оснащение для получения знаний дистанционно, во-вторых, школы были не готовы к онлайн-обучению. Никто не провел никакой инструктаж по использованию платформ, которыми приходится пользоваться детям и родителям во время учебы. Все учителя просто взяли и «вывалили» объем учебной информации на самостоятельное изучение и продолжают скидывать все больше и больше. Приходится самим угадывать, в какой папке брать материал, а в какую отправить. На это уходит очень много времени. Поскольку мы все находимся на самоизоляции и карантине, многим родителям приходится работать удаленно. Отсюда зреет еще один вопрос, как разделить компьютер между мамами, папами и школьниками? Считаю, такое обучение нужно прекратить, поскольку скоро и без коронавируса здоровья не останется ни у кого.
Евгения, мама первоклассника (Ангарск):
— Дистанционное обучение — необходимая мера, к которой, к сожалению, наша система образования и педагоги не готовы. Почти у всех наших учителей, с которыми я разговаривала, нет веб-камер, компьютеров — технической возможности грамотно организовать дистанционное обучение. И, к сожалению, мало кто из учителей эту ситуацию восприняли позитивно, как возможность получить новые знания и научиться преподавать дистанционно. Мне пока нравится такой формат обучения: нам присылают презентации, дают задания на различных образовательных платформах. Только не хватает видеоуроков с пояснениями пройденных самостоятельно тем. Сын учится в первом классе, я привыкла с ним заниматься, потому дискомфорта не ощущаю, что приходится все ему объяснять. Знакомые, у кого дети постарше, не так позитивно восприняли дистанционное обучение. Родители отвыкли вместе с детьми делать уроки, а сейчас это приходится делать, отсюда дискомфорт и злость.
Елена, мама пятиклассника (Иркутск):
— Если связь хорошая — учителя проводят видеочат, если тормозит — только звук. Уроки полноценные по 20 минут, вместо 40, с переменами. Слушаю по утрам из соседней комнаты то про Байкал, то про деление дробей. Терпимо. Хотя, конечно, дети хотят ходить в школу, как раньше. Но это лучше, чем когда просто раздают задания ученикам для самостоятельного изучения. Когда связь хорошая, у нас получается нормальное общение с учителем: можно вопросы задавать, если что непонятно. Ноутбуком не пользуемся, смартфон справляется. И я уже начала понимать в какие часы виснет «Дневник.ру» — после часу дня по иркутскому времени, когда просыпаются школьники в центральной России. Видимо, МСК, СПб и другие мегаполисы дают такой эффект. А после восьми-девяти вечера все сайты работают. Это важно для тех, кто домашнее задание отправляет на эти платформы.
Сегодня смешно получилось. Вместо литературы полкласса «ушли» на биологию. И там просидели, с другим классом вместе. Те, кто сообразил, отключились и пошли по расписанию, на литературу. А потом пятиклассникам разослали задание прочитать главы из «Войны и мира» и «Тихого Дона». Некоторые наши родители восприняли всерьез.
Светлана, двое детей — второй и пятый класс (Иркутск):
—Мне очень сложно. У меня два ребенка, которые учатся в разных классах — обеих надо проконтролировать и ничего не упустить. Поток информации большой, по одному предмету надо на электронку учителю отправить, по другому — через «Дневник.ру», по третьему — надо делать сейчас, но сдать после карантина. Детям сложно это запомнить, приходится мне следить за всем. По сути, все дети перешли на самостоятельное обучение: учитель отправляет задание, список новых тем, и мы вместе сидим, разбираемся и делаем. Очень много времени на это уходит. А у меня еще есть работа. Справляемся, конечно, но эта пандемия всю жизнь перекроила.
Наталья, мама пятиклассника (Иркутский район):
— Процесс дистанционного обучения — это адский ад. Впервые за 5 лет учебы услышала от сына: «Мама, я хочу в школу». «Дневник.ру» работает, как кормящая мать, пару часов в день. «Я.Класс» еще как-то до обеда пытается работать, просыпается Москва — туда попасть невозможно. В родительском чате — вакханалия, родители проклинают учителей, те — мысленно родителей. Педагоги задают такое количество материала на самостоятельное обучение, что возникает мысль — мы следующий год пройдем экстерном. Особенно умилил преподаватель физкультуры. Ему тоже захотелось поучаствовать в процессе и он дал задание написать доклад на тему «Игра в баскетбол. Правила». Выслать на почту. Спасибо, что электронную. Со страхом жду задание от учителя по плаванию. Хорошо бы включить в меры поддержки россиян бесплатную раздачу успокоительных для родителей.
Анастасия, двое детей — второй и седьмой класс (Иркутск):
— Со старшим сыном нет проблем. Он самостоятельно изучает новые темы, смотрит обучающие ролики в интернете, делает домашнее задание. Мне дает только на проверку. Онлайн-обучения нет, нам просто отправляют задание. Если что-то непонятно, можно обратиться к учителю. А с младшей другая история. Нам высылают список новых тем на неделю и домашнее задание — сидим вместе, изучаем, делаем, но все по вечерам, я и муж — работаем. На прошлой неделе присылали два видеоурока, но они нам не пригодились — дочка не поняла по ним ничего.
Галина, мама пятиклассника (Иркутск):
— Процесс дистанционного обучение никак не организован — все только на словах. Учителя просто фотографируют задание с листочка, с учебника и отправляют по «Вайберу». Не дают никаких пояснений. Ребенок должен самостоятельно понять и выполнить задание. Или же мне, как родителю, нужно отложить все дела и разбираться вместе с ребенком целый день. Выполненное задание мы также фотографируем и отправляем учителю на проверку. При этом мало, кто из учителей дает обратную связь: мы не знаем, какую оценку поставили за домашнюю работу, какие ошибки допустил ребенок. Это не дистанционное обучение, это самостоятельное изучение новых тем. Не все дети без помощи взрослых могут так учиться.
Дочь первые дни занималась под моим руководством. Вроде получалось. Сейчас она занимается самостоятельно, мне надо работать. Она путается в заданиях, допускает много ошибок. Сложность в том, что изучение нового материала учителя переложили на детей и родителей. Задания пересылает классный руководитель в группу родителей, сообщений много, они теряются. Иногда непонятно, кому и куда надо отправить «домашку». Мой телефон переполнен фотографиями заданий.
Анастасия, мама третьеклассника (Иркутск):
— Минпросвещения России разрешило регионам досрочно завершить учебный год для 1-8 классов. И мне почему-то кажется, что именно так и надо сделать. Потому что, как показала первая неделя, мы не готовы к дистанционному обучению. Образовательные платформы не выдерживают, сети тоже, далеко не все учителя готовы к использованию современных технологий в обучении. Педагоги используют разные образовательные платформы, я уже не в состоянии контролировать, кто, что и где задает: одни пишут задания в «Дневник.ру», другие — в «Учи.ру», третьи — в «Якласс», четвертые — в чаты.
В родительских чатах ад: родители считают своим долгом присутствовать на онлайн-уроках, параллельно пишут что-то в чате учителю, отвлекают его своими сообщениями. Интернет тормозит, изображение, звук пропадает, детей выкидывает из конференции, родители начинают опять писать, чтобы детей вернули обратно. Я уже молчу про то, что творят дети на онлайн-уроках: в каком виде сидят перед камерой, что пишут в чатах.
Старшая дочка, студентка, говорит, что у нее глаза от компьютера болят, потому что с утра до вечера занимается. 90% преподавателей не ведут лекции, а просто дают кучу заданий, и студенты сидят сутками за компами. Толку с такой учебы минимум. Если продолжить эксперимент, как раз к концу учебного года какое-то подобие адекватного дистанционного обучения получим.
Фото с сайта pixabay.com
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter