интервью петра мамонова телеканалу спас
Интервью петра мамонова телеканалу спас
🔹Вчера, после продолжительной борьбы за жизнь, ввиду последствий короновирусной инфекции, скончался актёр и музыкант Пётр Мамонов. Одно из последних его интервью — с ведущей программы «Паломница» Оксаной Марченко на телеканале Спас.
🔹Что думал Пётр Николаевич о жизни после смерти? Через что ему пришлось пройти до встречи с Богом и почему ложиться в гроб не страшно?
▪️ «Я ложился в гроб — выскакивал из него три раза. Страшно? Да не страшно, ответственно: четыре стеночки, сверху крышка и ничего нет…Когда лег туда и меня обрамили эти створки, думаю: да, брат, ты считаешь ты верующий, у тебя все хорошо? Далеко тебе ещё… и чувство этого «далеко» — оно правильное».
▪️Слова Христа: «Как изгоняется род сей? Постом и молитвой». Что такое пост в данном случае? Ты блудник — изо всех сил воздерживайся и проси у Бога помощи — это называется синергия, когда две воли — твоя и Бога, тогда все происходит».
▪️«Самая главная молитва — это «Господи помилуй». Недаром она повторяется в храмах так часто. Что нам ещё нужно? Чтоб Господь нас простил и помиловал. Если вазочка чиста — мы в неё ставим цветок, так и Бог. Наше дело — только организм чистить, на это уходит вся жизнь».
▪️«Суть нашей веры — это служение. «Если я, Господь и Учитель, омываю вам ноги, так и вы поступайте со всеми».
▪️«Имя дьявол — разделяющее. Где разделение, по любому поводу, — там бес».
▪️«Настоящего утешения, кроме Бога, нигде нет. Я пытался искать, сначала была бешеная молодость, а в сорок пять лет я уткнулся в угол — не понимал, зачем живу. После на меня обрушилась притча о блудном сыне и я подумал: «вот это я». Все пропил, прогулял с проститкутками, растратил».
▪️ «В «Острове» есть сцена с изгнанием бесов. Актриса сыграла великолепно, прошла по грани. Эта сцена — одна из самых сильных. Там не о пене и бесе, там о Христе — как было без Него и как стало с Ним. И слёзы текут, но другие — не слёзы злости и обиды, слёзы свободы от греха».
▪️«Понятно, зачем жить, если есть вечность, если есть встреча с нашим удивительным Богом. Я попробовал все, ребята, и нигде не нашёл, кроме как у Бога. Я хочу так и будет это всегда со мной».
Полный выпуск доступен на нашем YouTube канале.
Делитесь этим видео, оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал.
Петр Мамонов: «Только бы успеть приготовиться!»
Умер гений, потрясающий актер, русский православный человек Петр Мамонов.
Его преображение в жизни и творчестве стало откровением для многих. Когда мы в середине 1980-х смотрели в передаче «Музыкальный ринг» ужасающие гримасы и ужимки рок-группы «Звуки Му» и ее солиста Мамонова, и казалось, что он сейчас сам себя изблюет, настолько был именно что безобразен, – невозможно было предположить, что спустя годы мы со вниманием станем слушать мудрые размышления этого удивительного человека, который начнет вести интенсивную духовную жизнь.
«Только бы успеть! Только бы успеть приготовиться!» – восклицал он в ожидании Суда.
Он много лет был иконой русского рока, проходя, как мы теперь понимаем, апофатический путь: кривляния (дьявол – обезьяна Бога!), алкоголь, наркотики, разгул. Потому потрясением для всех стало глубокое погружение Мамонова в христианство, Православие.
Помню, как на одном из киевских телеканалов в ноябре 2004 г. с пафосом анонсировали беседу с Мамоновым, и телеведущая с придыханием задала гостю студии вопрос: «Как вам наша оранжевая революция?» Ожидая от культовой фигуры андеграунда восторга, она чуть не впала в столбняк, когда услышала: «Г…о ваша революция!» А что же тогда имеет ценность, спросила девушка, придя в себя. И услышала лаконичный ответ: «Православие».
В фильмах Павла Лунгина он потряс зрителей – в «Такси-блюз», «Царь», а особенно, конечно, в «Острове».
Картина «Такси-блюз» (1990) с Мамоновым в главной роли некоторым и до сих пор кажется – «Ну, вот уж если есть в явной форме антирусский фильм, то это именно он». Другие полагают, что это кино – антисоветское, в жанре «перестроечная чернуха», тогда такого много было. Третьи видят в сюжете просто извечный конфликт художника с чернью, о котором и Пушкин писал. Мамонов сыграл саксофониста Алексея Селиверстова очень ярко, но в своей первой, еще «доправославной» жизни.
В «Царе» (2009) по признанию артиста, он играл циклично непоследовательного грешного человека, наделенного огромной властью, а не собственно Иоанна Грозного.
Мамонов сложно и противоречиво искал себя и свой путь к Богу и, в общем, нашел его. От «звуков му» – к словам о вечном, о Боге. В 45 лет, по его же признанию, понял, что оказался во мраке безысходности, и в течение 20 лет изживал в себе алкогольную зависимость, боролся с бесами.
Поражали не только его дарования, несомненные и разнообразные, но и то, как он бился за свою душу.
«Для меня Господь – это постоянная радость Его присутствия. Я хочу жить так, мне так очень хорошо – крепко, плотно, сильно… А если я в грехе, то сразу чувствую – я один, этот день прожит мимо. Схема очень проста: с Богом – жизнь, без Бога – смерть».
«Я ложился в ‟Острове” в гроб. Строгая вещь. Четыре стеночки и крышка – ни Евангелия, ни икон, ничего нет. С чем ляжем? Что я собрал? Записывать умею, водить машину умею, тем-то пользоваться умею. Прощать не умею, не раздражаться не умею, отдавать, чтобы не было жалко, не умею. Все, что в вечности пригодится, все, что потрогать нельзя – не умею. А я научился за эту жизнь тысяче ненужных там вещей.
«Я научился за эту жизнь тысяче ненужных там вещей»
Что же делать? Отлипать потихоньку. Как липучку от раны, потихоньку отрывать. Господь дал дом огромный. Хожу я там, нравится мне – у меня и спальня, и кабинет, и все это придется оставлять. Жалко! Виниловых пластинок 4000 штук избранных коллекция – жалко! А потом смотрю – не так уж и жалко, со временем. С радостью вижу в себе начатки отлипаний. Вот на что стоит тратить жизнь – на подготовку к вечности».
Доверительность и всеобщность интонации говорящего Мамонова таковы, что понимаем: мы потеряли близкого человека.
Ролью старца Анатолия в картине «Остров» (2006 г., по сценарию Дмитрия Соболева) Мамонов многих привел к Богу. Можно только руками всплескивать и удивляться, вослед Патриарху Алексию II, который воскликнул в беседе с Павлом Лунгиным: «Как же вам удалось это снять!»
Мамонов в «Острове» не играл, а жил и молился. Он умирал в фильме не только по сценарию, он умирал как кающийся грешник. Люди смотрели и оплакивали свои грехи, видя силу покаяния и радость общения с Господом. Было до боли внятно: эта душа вопиет, Петр Мамонов просил у Господа прощения грехов и за героя сюжета, и за себя одновременно. И за нас, за нас, за нас!
Нельзя не согласиться с мыслью, что отец Анатолий, по сценарию, получил от Бога дары прозорливости и чудотворения, а Петр Мамонов получил дар убеждения, дар настоящей проповеди. Лунгин случайно или сознательно выбрал на роль не идеального актера, а именно искренне верующего и кающегося человека. Это не просто режиссерское попадание в цель, это был Промысл Божий.
Лунгин случайно или сознательно выбрал на роль искренне верующего и кающегося человека
Петр Мамонов научал нас простым словом. Понятным каждому. Отрезки его собственной жизни – вот его притчи. Высказывался так, что насквозь пробивал наши толстокожесть и окаменелость. Да, это фактически были богословие и проповедь, причем своей искренностью Мамонов расположил к себе и вере многие тысячи душ. Дай Бог нам внять многому, о чем он говорил!
Интересно, с каким трепетом и ученическим восхищением-обожанием смотрели на Петра Николаевича телеведущие – Дарья Спиридонова в «Белой студии» и Ксения Собчак в «Док-Ток». Причем разговор с последней, посвященный 70-летию артиста, пришел к гармонии не сразу, и отрадно было видеть, как собеседник своей проповедью смирил несмиренную, и передача завершилась благостно.
Его внутреннее взрастание нашло отражение в замечательной книге миниатюр и афоризмов с показательным, «детским» названием «Закорючки». Только он, наверное, и мог найти такое точное название и написать такую книгу. Вышло несколько томиков «закорючек».
«Это и не дневниковые записи, и не полноценные стихи в прозе, и не выдержки из записной книжки – это действительно закорючки, которые написаны, нарисованы рукой не вполне еще послушной, не умеющей чертить привычные линии, но воспроизводящей внутренний мир человека, воспринимающего мир по-детски, а значит – по-христиански».
Некоторые заметки выдают в Мамонове поэта:
«Небо. Я смотрю в окно. Передо мной куча желтых листьев, нападавших с вишни. Каким-то образом в них отражается весь небосвод».
Боровшийся с собственной гневливостью Мамонов писал:
«Однажды все мне было не так. Приезжаю домой, а там новый кот лохматый, жена пустила. Вот, думаю, бестолочь, – своих 9 человек, а она еще тащит. Кот прыг на стол. Это уж слишком! Хлоп его. Сразу жалко стало. Нагнулся погладить, – кожа да кости, наверное, дачники выкинули, изголодался. Чуть не заплакал.
Авва Аммон сказал: я препроводил 14 лет в скиту, моля Бога денно-нощно, чтобы Он даровал мне победить гнев».
Почитаем Петра Мамонова внимательней.
«Я все умею – пилить, строгать, колоть. Мужик должен все это делать, а не гири тягать в фитнес-клубе. Ой, жалуются некоторые, работы нет. Научись плитку класть – будешь на ‟Мерседесе” ездить. Я у себя на участке город целый выстроил, баню, сарай. А если на диване лежать и дыню наедать – плохо закончишь. Алкоголем, наркотиками. К сожалению, сейчас много таких мужиков. ».
«Когда ко мне приезжают, говорят: ‟Далеко вы забрались”. А я спрашиваю: ‟Далеко от чего?” И человек замолкает. Из-за того, что я в деревне живу, у меня каждый день – другой. Каждый день – другое небо. Утром встал – и завертелось, а вечером смотришь и видишь: и такие облачка, и этакие Господь подпустил. Ни фига себе!»
«Стоишь и как безумный смотришь на эти звезды, и думаешь: ‟Боже мой, вот завтра умру, и что я скажу Ему?” Как в молитве говорится: если тень твоя так прекрасна, каков же ты сам? Я однажды вошел в дом, думал, сейчас компьютер включу, а электричества не было.
И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все ‟пикалки” и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?»
«Тропа у людей одна: мы все уйдем из жизни. Вчера я, двадцатилетний, бегал по улице Горького – и вот уже завтра умирать. Без аллегорий. Страшно ли мне? Страшно. Дело ведь небывалое. Но интересно очень! Там же Господь, Вечность. Не готов».
«Пушкин нам ответил: ‟Я с отвращением листаю жизнь свою, но строк позорных не смываю”. Мой ответ такой же, как у него. Сидим мы как-то с Ванечкой Охлобыстиным на съемках фильма ‟Царь”, гримируемся и разговариваем о том, кто что читал и слышал о вечной жизни. Гример говорит: ‟Ой, какие вы смешные!” Я ему: ‟А когда предстанем перед Творцом, вообще обхохочешься”.. Ведь с нашими совестями такими-сякими, с нашей жизнью такой-сякой надо будет глядеть в глаза Богу, который за нас отдал жизнь Свою на кресте. ».
«Не надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется. Все крупные ученые – верующие. Все мои знакомые врачи, которые имеют дело с жизнью и смертью, – веруют.
О клинической смерти оставлены тысячи свидетельств, доказывающих, что конца нет. Эйнштейн в существовании Бога не сомневался, и Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев. А какая-нибудь Леночка семнадцати лет заявляет: ‟Что-то я сомневаюсь, что ваш Бог есть. ”. А ты почитай сначала, изучи вопрос, тогда и скажешь. Это как в метро вошел, увидел схему – кольцо какое- то, разноцветные точки. Махнул рукой: ‟А, фигня, поеду сам”. Так и будешь по Кольцевой всю жизнь ездить. Богу не важны наши поступки, ему нужен мотив: зачем мы это делаем, зачем мы живем».
«Смерть грешника люта. В том ужасном состоянии, в каком погибнешь, и застынешь, дружок, в вечности таким и будешь. Там изменения нет, потому что нет воли, нет тела. Тело и есть наша воля к изменению».
«На съемках ‟Острова” я должен был ложиться в гроб. Три раза из него выскакивал – не выдерживал. Строгая вещь – гроб: лежишь, стеночки узенькие – и ничего больше нет. Даже Евангелия, чтобы почитать. Что собрал в душе, с тем и лежишь. В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, – то, что уступили, простили, отдали. Блаженнее же отдавать, чем брать».
«В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, – то, что уступили, простили, отдали»
«Ты хочешь ‟Феррари”? Стяжи Духа Святаго – и увидишь, что уже не хочешь ‟Феррари”. Потому что за одно мгновение жизни в Духе, по слову Серафима Саровского, любой человек согласился бы, чтоб его тысячу лет грызли черви. Я больше верю святому Серафиму, чем механизаторам из Италии».
«Божий мир. Есть такое выражение. Что же оно значит? Для меня – это мир Бога. Все, что отражает величие и красоту Его. Иногда это моя душа, иногда автомобиль, иногда – деревья или трава. Или когда в сентябре, ясным утром, солнце и луна видны вместе по обе стороны неба. Тогда можно сказать, что Бог всюду? Кроме тех мест, откуда мы его прогнали. Так страшно становится, когда, например, уродливый дом или матом ругаются».
«Иногда целый день бегаешь, хлопочешь, по телефону разговариваешь – а ничего не сделал. А бывает, помолился коротко, но постарался от всей души с Богом пообщаться, сильно-сильно. Остальное время пролежал у речки, все на воду смотрел, и понимаешь неожиданно: а ведь сегодня не зря прожил, потрудился».
«…Чем сильнее тебе выпало страдание, тем, значит, сильнее твоя душа, потому что Бог хочет всем спастись и попускает по силам. Так что учусь терпеть с радостью – недалеко Царство, и вечность ждет. Вечность, а не 30–40 лет. Пшик. »
Так и грех, даже мелкий, оставляет на моей душе неизгладимый шрам. Вроде все хорошо: не пьешь, не куришь, а все равно – утром встал, и тоска. За что? Да потому, что живого места нет. Ничего почти не оставил себе, чем жить, чем любить. Одни шрамы. И становится очень страшно и как-то досадно; своей рукой все сделал».
«Как жив остался, известно только Богу. Это Он зачем-то спас; и веру Он дал; и теперь на меня такого надеется. У Него других нету. Блудница, мытарь и разбойник.
У Него других нету. Блудница, мытарь и разбойник
Один умный человек сказал, что грех – это то, что отделяет нас от Бога. Когда успеваю задуматься: а меня вот это сейчас отделяет? Тогда получается, если попросишь.
И потом: всегда страдает невинный. Из-за меня. Из-за того, что я сделал или не сделал. Из-за того, что в моем сердце: злоба или любовь».
Так хочется начать жить без страха. Это и есть – взять крест. Принять все, что случается: хорошее и плохое.
И такие простые умудренные четверостишья мы находим среди мамоновских «закорючек»:
Славу Господу Богу!
Я смотрю на дорогу.
Там всего понемногу.
Слава Господу Богу!
Перед своей кончиной артист, находясь в тяжелом состоянии в больнице, пригласил священника, успел собороваться и причаститься.
«Когда буду умирать, мне не надо дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь!».
Молимся. Помяни, Господи, в вере и надежде живота вечнаго преставившегося раба Твоего Петра и прости ему все согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное!
С рождением тебя в Жизнь вечную, дорогой Петр Николаевич!
Петр Мамонов в программе Парсуна
Петр Николаевич Мамонов стал участником авторской программы Владимира Легойды «Парсуна». Музыкант и актер рассказал о своем отношении к Богу и о том, как вера помогает ему по жизни. Посмотреть передачу можно на нашем портале.
Петр Мамонов известен как основатель и лидер эпатажной группы «Звуки Му», пик популярности которой пришелся на конец 80-х и начало 90-х годов. После распада коллектива Мамонов занялся сольным творчеством, стал делать моно-спектакли. Кроме того, Петр Николаевич снимается в кино, а его наиболее известной ролью стал образ монаха-отшельника Анатолия в фильме «Остров».
Программа «Парсуна» выходит в эфир на православном телеканале «Спас». Она условно делится на пять частей: Вера, Надежда, Терпение, Прощение и Любовь. Название передачи происходит от латинского слова «персона».
В ходе интервью Петр Мамонов рассказал множество историй из своей жизни, связанных с божественным проявлением. Каждая из них – это небольшой урок, который усвоил герой программы и не постеснялся поделиться ими с другими. Смотрите полную версию программы прямо сейчас!
Кстати, ранее гостем Владимира Легойды становился лидер группы «Алиса». Посмотреть программу «Парсуна» с Константином Кинчевым можно на нашем портале. Беседа тоже получилась очень интересной.
15 июля из-за последствий коронавируса ушёл из жизни русский актёр, музыкант, поэт и философ Пётр Мамонов. Ему всегда было что сказать. Ошибался он или, напротив, говорил непреложные истины, каждый может сделать вывод самостоятельно. В спецпроекте Царьграда – самые яркие высказывания артиста: о национальной идее России, войне на Украине, вере и людях.
«Наша страна – святая дружина»
Пётр Николаевич Мамонов прошёл яркий и длинный путь хулигана, рок-музыканта, автора резких и прямолинейных фраз. Тексты его песен для группы «Звуки Му» стали частью антологии «Поэты русского рока», а роли в кино неизменно запоминались и пробирали зрителей до глубины души. Мамонов не скрывал, что были в его жизни и падения, но ему всё же удалось побороть невзгоды и вернуться к свету, к Богу. В многочисленных интервью артист всегда подчёркивал, что без веры и добра человечество обречено.
Мамонов подчёркивал, что некая «православная обложка» его никогда не интересовала, куда важнее именно душевное состояние.
Мамонова не раз критиковали за резкие слова о соотечественниках, однако он никогда не пытался принизить роль России или оскорбить русских. Лишь ознакомившись с полным контекстом, можно было понять глубокую любовь и переживания актёра о Родине.
Как Русь переводится со старославянского, кто знает? «Военная дружина». Святая военная дружина – вот как называется наша страна. Военная против немцев? Нет. Против сил зла. Вот и вся национальная идея, – говорил в одном из своих интервью музыкант и актёр.
По мнению Мамонова, если где и будет возрождение этого мира, который валится во зло, то только в России, где «стоим мы с вами, убогие, хромые, но неравнодушные».
При этом артист указал, что не считает верным описанием отношения к стране слово «гордиться», если оно означает превозноситься над другими.
Россия богата и выдающимися личностями, и природными ресурсами, но её главное достояние – люди, подчёркивал Мамонов. Он напомнил, что только чтобы перечислить имена русских святых, нужно четыре с половиной часа. Кроме того, в любой области знаний – Ползунов, Ломоносов, Пушкин, Кутузов, Суворов, Крузенштерн – все русские люди. Полководцы, писатели, учёные, поэты, физики – выдающихся русских не счесть.
Но дело не только в знаменитых именах, подчёркивал Мамонов, даже деревенский житель даст фору по изобретательности любому иностранцу. Так что «по всем параметрам мы впереди планеты всей», добавлял артист.
У меня в деревне мужик один сварил под коня тележку-велосипед. Конь крутит колёса! Мы едем на велосипеде 40 километров в час, а конь мчится, как ракета. И поля пашет и везёт. Сначала не хотел он в эту телегу, а теперь лезет мордой – впряги меня! Кататься хочет. Велоконь… Мы наследники этих великих людей! У нас в генофонде есть эта потребность – жить свято, чисто. Россия – это не Москва и не Петербург. Это страна. Поэтому чем гордиться? Людьми этой страны, – указал он.
Как России поступить с Украиной?
Довольно редко артист высказывался на политические темы, но, если уж такие вопросы ему задавали, в привычной манере говорил, что думает. Спрашивали его и о ситуации на Украине. Журналист поинтересовался, считает ли актёр, что происходящее в соседней стране – «от Бога». Мамонов был категоричен: виноваты только люди.
Это всё дядьки крутят, которые на деньгах своих сидят и хотят их увеличить. Придумали такую хитрую схему, как их нарастить посредством вооружённых конфликтов. Им плевать, что люди гибнут, – только купюры свои считают. Мы даже их имён не знаем. А те, кого мы видим, – это всё куклы, – заявил он.
Мамонов отметил, что всем людям дана свобода, и каждый волен выбирать: жить в любви к ближнему либо напитывать себя злобой.
Я вот телевизор не смотрю, а недавно включил – стало не по себе. Злоба людская – это страшное дело. Люди молодые и уже такие озверевшие – на кого бы напасть. Но есть другие, которых больше. Поэтому этот мир и стоит до сих пор, – сказал актёр.
При этом верный для России путь решения украинского конфликта Мамонов видел. Он напомнил, как русские женщины, когда пленных немцев по городу вели, давали им хлеб.
«Те, чьих мужей эти немцы убивали во время войны. Вот оно, величие простоты, кротости и смирения! Вот как нам надо поступать с Украиной», – добавил артист.
Однако украинцы призыва к миру в словах легендарного музыканта не разглядели. Мамонову был запрещён въезд на Украину, в том числе за посещение вернувшегося в состав России Крыма. Расстраиваться или ругать украинские власти Мамонов не стал. Инцидент прокомментировал стихами:
Рыжее пламя
Леса, леса, домишки, вновь леса.
И рыжая лиса,
по снегу пробегая, остановилась, взглядом провожая наш поезд, синеватые вагоны,
и среди них тот один зелёный,
в котором ехал я по прихоти случайной
и, ложечкой покручивая чайной, давил лимон в стакане.
Потом в купе улёгся на диване
и долго-долго размышлял, зачем и почему
мне рыжий лисий тот огонь так дорог стал.
«Качество людей понизилось»
Смерть Мамонова лишь в очередной раз доказала правоту его слов об озлобленности тех, кого русские считали братским народом. Скандальный украинский сайт «Миротворец» прокомментировал новость об уходе артиста словом «ликвидирован», а журналист, некогда изображавший своё убийство, Аркадий Бабченко опубликовал ряд глумливых постов.
«Подобную дурь – а это именно что дурь, когда «глупость страшнее злобы»; тут же мы наблюдаем инфернальный сплав – можно приводить долго и нудно. Только для чего мараться? Что-то страшное произошло с некоторыми людьми на Украине. Что-то страшное. И словосочетание «Революция достоинства» звучит теперь как издёвка», – отметило агентство «Политнавигатор».
Сам Мамонов с сожалением отмечал, что в последние годы сильно понизилось «качество людей». Именно поэтому в мире происходят сегодняшние страшные события.
Пётр Николаевич добавлял, что дело русских – не поддаваться на провокации и сохранять в себе добро, любовь к ближнему, которая начинается с конкретных дел. Мамонов рассказал, что сам бы хотел пустить в свой дом украинских беженцев, но «слабо», поэтому помогает как может другими способами.
«У нас в храме средства собирают беженцам с Украины, я даю. А мог бы сам что-то сделать», – отметил он.
Артист искренне верил, что хороших, чистых и удивительных людей больше, чем испорченных и злых, и за ними будущее.
Русский ответ
Вторая холодная война в самом разгаре? Отношения России и Запада явно переживают не лучшие времена. Кто из наших людей встал на защиту Родины и дал ответ Штатам на санкции, обвинения, ложь и угрозы? И какой эти герои видят русскую землю – миссию всех русских? Каждую неделю Царьград рассказывает о патриотах, которые не стали молчать.
Петр Мамонов: Вечная жизнь есть. Это факт научный. И никуда от этого не деться
Артист, поэт, философ и музыкант Петр Мамонов на недавнем концерте в московском клубе презентовал своим поклонникам новый жанр, который он успешно освоил – жанр христианских афоризмов. Этот вид литературного творчества настолько увлек его, что он решился собственными силами издать четыре тома своих «Закорючек» (так автор называет свои мысли-наблюдения). То ли шутя, то ли серьезно он говорит, что это лучшее, что он сделал в своей жизни, и что это нравится ему больше «Острова» и больше музыки. В последнее время Петр Николаевич изменил свою жизнь, уехал в деревню, глубоко ушел в христианство и всем видам деятельности предпочитает огородничество и чтение Исаака Сирина. Согласившись на интервью, Петр МАМОНОВ поставил высокую цель беседы с «Новыми Известиями» – пробудить в тех, кто его услышит, жизнь духа человеческого.
– Петр Николаевич, между вами старым и вами новым – пропасть. Вы пришли к вере, но на концертах поете старые песни…
– Люди хотят слышать старые песни. Ну что делать – пою. Но я им объясняю, что это было ужасно…
– Раньше вашей компанией был лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко, сейчас – протоиерей Димитрий Смирнов. Как он, кстати, относится к вашим выступлениям в клубах?
– Отец Дмитрий? Я его встречаю, говорю: «Вот вам диск. Ненавистный рок-н-ролл». Он прячет диск в карман и поет (Петр вскакивает, принимает характерную позу рокера и делает «козу» из двух пальцев): «О, беби-беби, бала-бала, меня встречают три амбала»!
– Неужели?!
– Москва, центр! Мы с ним одного года, в одном месте выросли, даже родились рядом! Он нормальный, веселый мужчина. Умница, труженик. Мы с ним шутим. Все, что весело, – все неплохо. Плохо ерш пить по подъездам и перила в узел завязывать. Нет чтобы сказать: «Ребята, давайте скинемся на краску и подъезд покрасим»… Отец Дмитрий – человек прекрасный. Он серьезный, но мы с ним и шутим. Я каждый день слушаю его проповеди. Он прекрасный оратор. Я его как-то спрашиваю: «Что вы читаете, отец Дмитрий?» «Мамонова», – говорит. Шутит, конечно. У него большой дар проповедника.
– А духовник ваш как относится к вашим выступлениям?
– Отец Владимир? Нормально. Это работа. Главный вопрос: «Для чего?» Не «что ты делаешь», а «для чего»? Ножом можно резать хлеб, а можно – человека. Рок-музыкой можно воздвигнуть человека к любви и к радости, а псевдоправославием – утопить в мракобесии.
– Как это?
– Такие православные ведьмы есть, что не дай Бог! Придет человек первый раз в церковь, не знает, что когда кадят, нужно лицом поворачиваться, так она его так бортанет, что он больше и не придет. Все эти бабки – ужасные, преисполненные злобы. Но истина находится как раз там, где обитают эти бабки. И Господь своим пречистым телом находится там, где этот ужас. Весь этот сброд, которому некуда идти, – все эти наркоманы, алкоголики, бомжи, вздорные, одинокие, всеми брошенные бабки. И с ними – Бог. Вот что такое сегодня церковь Христова. Но мы увидели свет, и все к нему приползли на своих костылях. И Бог нас таких любит, а не успешных и благополучных.
– А богатых и успешных Он не любит?
– Любит всех. Я вот сегодня в календарике вычитал: богатство, как гостя, надо с почтением принять и с почтением проводить.
– Я читала у оптинских монахов, что когда человек общается с образом, то он общается и с прообразом. А значит, играя наделенного властью убийцу, он может соприкоснуться с такой силой, о которой лучше и не говорить вслух… Вам было не страшно играть Иоанна Грозного?
– Ерунда все это. Мало ли кто живет в Оптине. Богу важен мотив, зачем я это делаю. А не что я делаю. Если я играю Ивана Грозного и стараюсь показать, как человека метёт от плюса к минусу, с колен на убийство, чтобы показать, какие мы все. То бегаем по церквам, то пьяные лежим. Дело в мотиве – зачем мы это делаем. Если «чувства добрые я лирой пробуждал», то я туда стучался.
– Вы дома такой же, как и на сцене?
– Милая моя, дух творит себе форму. Какой ты на сцене прыгаешь, такой ты и дома с женой сидишь. Никуда ты от самого себя не денешься. Блок сказал: «Литература – это образ жизни». Не может быть хороший писатель и паршивый человек. Надо делать себя. Путь один. На это уходит вся жизнь. И все к этому прилагается. Все время говори себе: «Зачем?» Вот зачем я даю вам интервью? Чтобы о себе поговорить? Нет. Может быть, кто-то что-то услышит. Может, кто-нибудь задумается: «Вот я сегодня день прожил, кому-нибудь было хорошо? Не мне, любимому, а кому-то?» Если не было, то день прошел мимо. Потому что вечная жизнь есть. Это факт научный. И никуда ты от этого не денешься. Не думай, что 25 лет ты будешь торчать на героине, а потом уйдешь в прах. Нет, браток, не выйдет. В вечности замерзнешь с этой страстью. Эта жизнь нам дана на подготовку к экзамену, который придется сдавать. Жизнь очень быстро проходит. Если мы не готовы, если мы не умеем ни прощать, ни любить, ни слушать, то мы – мимо.
– Вы свои страсти победили?
– Куда мне. Я победил. Да! (Сардонически смеется). Как эти ваши монахи оптинские, которые про прообразы пишут. Или еще афонские монахи сейчас есть продвинутые. Вы сметану ешьте, где ложка стоит. А не кашу жидкую. Исаака Сирина, Лествичника читайте. А круче всего – Евангелие. Я читаю Исаака Сирина всю свою сознательную жизнь. Одну и ту же книжку. Эти люди мне объяснили, что Богу-то придется смотреть в глаза… Эти люди мне явили любовь. А любовь – она всесокрушающа.
– Когда началась у вас жизнь сознательная?
– Прилично… Лет в тридцать я пробудился.
– Извините, что не о Боге. Вы бы внука сводили на «Такси-блюз»?
– «Такси-блюз» – это Паша Лунгин. Кино – режиссерское дело. Мы, актеры, только пешки.
– Он говорил, что без вас он не снял бы ни «Такси», ни «Остров», ни «Царя».
– Павел меня любит. Павел способен слушать. Он – неуверенный. Он – робкий, что я чрезвычайно ценю в людях. «Я не люблю уверенности сытой». Это все убожество.
– Вы не боитесь, что вас обвинят в сумасшествии?
– Апостол Петр тоже был сумасшедший. И апостол Павел. Ну разве нормальный человек попросит: «Распните меня вниз головой?» Все люди, которые стараются жить по правде в этом мире, – все безумны. Потому что этот мир живет как: «Отпихни всех и оторви все бабки! И давай все купим!» Этот мир бредит наяву. У тебя двадцать миллиардов долларов. Отдай один миллиард – и закрой проблему сирот! Нет, не может, сидит. А человеку, который говорил о Христе, голову отрубим. Так кто безумен. Христианство – это жертва ежечасная. Не можешь – не придуривайся. Так и скажи: «Я жену не люблю, детей не люблю, друзей не люблю, зато люблю ходить в храм и поклоны класть, и чтобы вокруг все были в юбочках-платочках». Это не вера, это дьявол. Чистой воды. А вера – это любовь. А любовь – это простить и выслушать. И каждый день самого себя бороть. Вот что такое вера. Тогда и накормите пятью хлебами город. И рыбы выловите столько, что сеть не уместит.
– Не жизнь, а чудеса.
– А жизнь христианина – это жизнь постоянных чудес.
– Когда вы только пришли к вере, стали исповедовать Христа, вам приходилось сталкиваться с непониманием людей? Сталкиваться с яростью, ненавистью к вере и к вам?
– Воевать приходится с собой. Не с людьми. Давайте на образах. Вот приехал в гостиницу, тебе горничная нагрубила. И что? Ты завтра уедешь. Будешь грубить ей в ответ? Образ понятен? Гостиница – это жизнь. Исповедую я Христа… Что за слова чепуховые. Я тонул. Просто тонул. Пропадал. Погибал. У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем. Я стал искать. Я умный. И опять пошел к себе самому. К тому, который в четыре года встал – и ничего ему не надо. Ни водки, ни машины…
– У вас нет машины теперь?
– У меня три «Мерседеса». И дом я построил огромный. И что?
– Ничего. Хороший христианский уклад.
– Благочестие, соединенное с довольством, как сказал мой небесный покровитель апостол Петр. Мы же сегодня с вами прочитали в календарике про отношение к земному богатству. У меня был старый «Мерседес», я в нем все время ковырялся, что-то чинил, чинил, чинил, Отец смотрел на все это и сказал: «Ну хочешь – на, бери». И дал мне еще два. Один из них друг продал дешево, второй из Германии привезли. Но надо спокойно к этому относиться. Главное – чтобы сердце к этому не прилипало. Надо жить так, чтобы помнить, что в каждый момент все может кончиться.
– А гитар сколько?
– Две замечательных – «Гибсон» и «Фендер».
– А если бы можно было жизнь сначала начать, вы бы стали музыкой заниматься?
– Даже думать об этом нельзя! Это грех!
– Почему?
– Потому что «я с отвращением листаю жизнь свою, но строк позорных не смываю». Вот истинное христианство. А «если бы, да кабы» – это туфта все. Это дьявол все месит. Нету «бы» в жизни христианской! Живи, человек, как живешь! Я не хочу даже на эту тему думать. Это как в моей песне «Мне бы другую жену». Там в последнем куплете человек лежит в гробу и уже ничего не хочет изменить. Встреча будет очень нелицеприятная и будет с каждым из нас. Без всяких «бы».
– А вы выступали на Поклонной горе в день Крещения Руси бесплатно?
– Я бы спел и даром… Но есть спонсор какой-то, деньги дают. А не брать деньги – это грех, гордость. Дают – возьми спокойно. А потом можешь отдать кому хочешь. Господь нам отец, неужели ж Он хочет, чтобы я лапу сосал?
– Вы телевизор не смотрите. Это тоже гордость?
– Нет. Это немощь. Я осуждать начинаю. Слабость. Вот мой любимый отец Дмитрий – он смотрит. Он в курсе всех дел. А я не могу. Я лучше своего любимого Жана Габена поставлю. Чтобы не искушаться.
Музыкант и актер Петр МАМОНОВ родился 14 апреля 1951 года в Москве. Окончил Московский государственный университет печати. В начале 1980-х годов вместе с Александром Липницким создал группу «Звуки Му». Также Мамонов снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Такси-блюз» (Павел Лунгин получил приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском фестивале), «Время печали еще не пришло» (режиссер Сергей Сельянов), «Пыль» (режиссер Сергей Лобан), «Остров» (шесть премий «Золотой орел», в том числе за лучшую мужскую роль), «Царь». Также Мамонов сыграл в нескольких моноспектаклях, в частности в «Лысом брюнете», который несколько лет шел в Театре имени Станиславского, «Полковнику никто не пишет», «Есть ли жизнь на Марсе» и других.