инженер по обучению персонала
Должностная инструкция инженера по подготовке кадров
I. Общие положения
1. Инженер по подготовке кадров относится к категории специалистов.
— инженера по подготовке кадров назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или инженерно-техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых со специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;
3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела подготовки кадров.
4. Инженер по подготовке кадров должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.
4.2. Структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития.
4.3. Кадровую политику и стратегию предприятия.
4.4. Основные технологические процессы производства продукции предприятия.
4.5. Формы, виды и методы профессионального обучения.
4.6. Порядок разработке планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации.
4.7. Порядок оформления договоров с учебными заведениями.
4.8. Порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами.
4.9. Прогрессивные формы, методы и средства обучения.
4.10. Порядок финансирования затрат на обучение.
4.11. Организацию работы по профориентации и профотбору.
4.12. Систему оплаты труда преподавателей и инструкторов.
4.13. Порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров.
4.14. Основы педагогики, социологии, психологии и организации труда.
4.15. Основы трудового законодательства.
4.16. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
4.17. Правила и нормы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности.
5. Инженер по подготовке кадров подчиняется непосредственно начальнику отдела подготовки кадров.
6. На время отсутствия инженера по подготовке кадров (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременной исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Инженер по подготовке кадров:
1. Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководящих работников и специалистов (подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на производстве, в средних профессиональных учебных заведениях, экономическую учебу, практическое обучение учащихся молодых специалистов в период прохождения ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся).
2. Исходя из потребности предприятия в квалифицированных кадрах и с учетом требований рыночной экономики разрабатывает проекты перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работающих с необходимыми расчетами и обоснованиями.
3. Устанавливает контакты с учебными заведениями, оформляет договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников предприятия.
4. Составляет графики направления руководящих работников и специалистов в учебные заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами, контролирует их выполнение.
5. Принимает участие в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.д.).
6. Осуществляет руководство учебно-методической работой по всем видам и формам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.
7. Подбирает кадры преподавателей и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих с последующим утверждением их в установленном порядке, комплектует учебные группы.
8. Контролирует систематичность и качество проводимых занятий, успеваемость учащихся, соблюдение сроков обучения, выполнение учебных планов и программ, правильность ведения установленной документации.
9. Выполняет работу по обеспечению учебного процесса необходимой методической литературой, а также оснащению учебных и методических кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения, инвентарем, наглядными пособиями, а также внедрению в учебный процесс автоматизированных средств и современных активных методов обучения.
10. Участвует в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов профессионального мастерства рабочих.
11. Организует лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций в целях повышения уровня профессиональной подготовки наставников, преподавателей и инструкторов.
12. Подготавливает трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами, составляет сметы затрат на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за обучение кадров и руководство производственной практикой, контролирует правильность использования средств на эти цели.
13. Участвует в осуществлении контроля за посещаемостью занятий и успеваемостью работников, обучающихся на курсах и в учебных заведениях без отрыва от производства, подготовкой и повышением квалификации специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования, а также институтов и курсов повышения квалификации.
14. Принимает участие в организации работы квалификационных комиссий и учебно-методического совета предприятия по профессиональному обучению рабочих на производстве, реализации их решений, разработке мер, способствующих росту производительности труда за счет повышения квалификации и мастерства работников.
15. Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров на производстве, обобщает и распространяет передовой опыт в этой области.
16. Анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава рабочих и служащих, рост производительности труда, заработной платы и т.д.), ведет установленную отчетность.
III. Права
Инженер по подготовке кадров имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.
3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Инженер по подготовке кадров несет ответственность:
Профстандарт: что должен делать, уметь и знать специалист по обучению и развитию персонала
Профессиональный стандарт для специалистов по обучению и развитию персонала используется в компаниях с участием государства более 50%. В остальных случаях он лишь рекомендован — но это не значит, что если вы не планируете работать в Газпроме, Аэрофлоте, ВТБ или Сбербанке, вам не стоит обращать на него внимание. На основе профстандарта может быть построена не только должностная инструкция для специалиста по развитию персонала, но также вакансия для кандидатов. Если у вас нет нужных навыков, знаний и образования, есть риск, что вы не сможете устроиться на такую должность.
Функции специалиста по обучению и развитию персонала
Оговоримся сразу: в одних компаниях стажировками, адаптацией, выявлением талантов, организацией тренингов и обучением занимается один человек, а в других — два разных работника. Мы рассмотрим функции специалистов по обучению персонала и по развитию сотрудников отдельно. Если эти обязанности в компании выполняет один человек, их можно просто объединить.
Функции специалиста по развитию персонала:
Все это может быть включено в должностную инструкцию специалиста по обучению персонала.
Чтобы стать ценнее как специалист и лучше выполнять свои обязанности, вы можете пройти обучение по узким направлениям и применять новые навыки в работе. Например, можно научиться вести тренинги и организовывать их самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов и сокращая таким образом расходы на обучение персонала.
Компетенции специалиста по профстандарту
В список умений, знаний и навыков специалиста по развитию персонала входят, в том числе:
В перечне компетенций специалиста по обучению персонала:
Если вам не хватает навыков и умений, вы можете пройти обучение — профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Просто выберите программу, которая «закрывает» пробелы в ваших знаниях.
Отходя от профстандарта, заметим: специалисту по обучению и развитию персонала важно отточить организаторские способности, умение аналитически мыслить и корректно давать обратную связь. Во многом от профессионализма такого сотрудника и его умения находить общий язык с другими людьми зависит текучка кадров в компании и лояльность персонала.
Хотите узнать больше?
Специалист приемной комиссии ответит на все Ваши вопросы. Просто оставьте контактные данные в форме
Должностная инструкция специалиста по обучению персонала
Удовлетворение потребностей компании в квалифицированном персонале. Обучение персонала.
Порядок назначения и освобождения от должности.
Специалист по обучению персонала назначается на должность и увольняется приказом Генерального директора (первого руководителя) компании.
Специалист по обучению персонала подчинен Генеральному директору (первому руководителю компании).
В своей деятельности руководствуется:
· Настоящей должностной инструкцией
· Обязательством о неразглашении коммерческой тайны
Критерии эффективности труда:
· Своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей,
· предусмотренных настоящей должностной инструкцией
· Достижение поставленных целей
II а. Должностные обязанности:
1.1 Методическое обеспечение, организация и проведение регулярных работ по следующим направлениям:
· Психодиагностика профессионально – важных качеств, личностных особенностей, анализ психофизиологического состояния сотрудников.
· Формирование и развитие необходимых качеств сотрудников в процессе проведения тренингов, семинаров и т.д.
· Психологическое консультирование сотрудников по профессиональному использованию и развитию индивидуальных способностей.
· Социально – психологическое изучение, анализ коллективной и индивидуальной деятельности сотрудников.
1.2 Оказание помощи руководителям направлений и объектов в решении социальных и психологических проблем развития коллективов:
· Изучение причин конфликтов
· Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций
· Консультации по стилю деятельности специалистов
1.3 Разработка и проведение обучающих тренингов для рядового персонала компании:
1.4 Работа по подбору, формированию резерва кадров:
· Тестирование профессиональных и личностных качеств кандидатов
· Формирование и развитие необходимых профессионально – важных качеств.
· Проведение обучающих мероприятий: организация тренингов, семинаров и т.д.
1.5 Оказание помощи руководителям отделов и филиалов в решении социальных и психологических проблем развития коллективов:
· Изучение причин конфликтов.
· Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций
· Консультации по стилю деятельности специалистов
1.6 Анализ причин текучести кадров, подготовка предложений по принятию мер, способствующих адаптации новых сотрудников, разработка и проведение адаптационных программ.
1.7 Обеспечение регулярной отчетности перед руководством о выполненных работах, составление архивов и формирование компьютерного банка данных по результатам проведенных психологических исследований.
1.8 Планирование профессиональной деятельности на год и квартал.
1.9 Соблюдение профессионально – этических норм менеджера по персоналу, сохранение личных тайн при сообщении результатов индивидуальных психологических исследований.
1. Выполнение социально – психологических работ по заданию руководства.
2. Эргонометрическое консультирование и подготовка рекомендаций по организации рабочих мест и условий труда для различных категорий работников.
1. Психологические методики, обеспечивающие диагностику качеств личности.
2. Принципы построения и проведения тренинговых, аттестационных, адаптационных мероприятий.
3. Методы обработки полученных данных.
4. Основы работы с ПК.
1. Разработать и провести тренинг, аттестацию, консультацию.
2. Предотвращать и оптимально разрешать конфликтные ситуации.
3. Анализировать причины текучести кадров.
4. Составить планы работы на год, квартал.
Специалист по обучению персонала имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися деятельности отдела по работе с персоналом.
2. Присутствовать на заседаниях, собраниях организации (структурного подразделения) по вопросам деятельности организации (структурного подразделения). Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение руководителя организации предложения по улучшению деятельности структурного подразделения, варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
4. Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений.
5. Запрашивать лично или по поручению руководителя организации от иных структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на структурнее подразделение (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения руководителя организации).
7. Требовать от руководителя структурного подразделения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей, возложенных на него, и в реализации прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
8. Действовать от имени структурного подразделения и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции.
Специалист по обучению персонала несет ответственность за:
· Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции.
· Допущение конкретных нарушений законодательства.
· Допущение нарушений внутреннего распорядка деятельности организации.
· Разглашение сведений конфиденциального характера, касающихся компании.
Должностная инструкция разработана в соответствии
с Положением об Отделе персонала от «___»________________ 200__ г.
Генеральный директор __________________________________________
С инструкцией ознакомлен:____________ _________________________
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Менеджер по обучению и развитию персонала это специалист, который оценивает профессиональные навыки сотрудников и помогает их развить. Он разрабатывает корпоративные курсы, подбирает индивидуальную программу обучения и помогает новым членам команды включиться в бизнес-процессы.
средняя зарплата менеджера по обучению и развитию персонала, по данным hh.ru
Кому подойдёт этот курс
Новичкам
Изучите принципы корпоративной педагогики, научитесь составлять программу подготовки сотрудников и оценивать их навыки. Сможете начать карьеру в отделе обучения и развития персонала.
Рекрутерам и HR-генералистам
Расширите навыки работы с персоналом, научитесь обучать специалистов и составлять карту компетенций для бизнеса. Сможете организовать онлайн-обучение в компании, прокачать HR-бренд.
Начинающим специалистам отдела обучения
Узнаете, как внедрить стратегию обучения в компании и запустить собственный корпоративный университет. Освоите рабочие инструменты для организации тренингов и сможете подняться по карьерной лестнице.
Руководителям и PR-специалистам
Освоите практические приёмы обучения персонала, научитесь оценивать работу сотрудников и развивать их навыки. Усилите HR-бренд и сможете сменить специализацию внутри компании.
Чему вы научитесь
Решать задачи бизнеса
Сможете выявлять потребности компании в вопросах развития персонала и повышать эффективность с помощью инструментов обучения.
Проводить оценку персонала
Узнаете, как формировать модели компетенций сотрудников и оценивать их навыки с помощью инструментов 360, ассессмент, Talent-Q Dimensions, AON Сut-e и Hogan.
Использовать технологии в обучении
Научитесь применять современные инструменты в онлайн-обучении. Узнаете, как применить VR, чат-боты и искусственный интеллект.
Внедрять стратегию корпоративного обучения
Сможете разработать и внедрить стратегию развития и обучения персонала с учётом бюджета и ресурсов компании.
Обучать сотрудников компании
Научитесь составлять программу обучения сотрудников, организовывать курсы и оценивать их эффективность.
Работать с внешними провайдерами
Научитесь искать и взаимодействовать с подрядчиками обучения.
О Skillbox
Как пользоваться платформой
Изучаете тему
В курсе — практические видеоуроки.
Выполняете задания
В том темпе, в котором вам удобно.
Работаете с преподавателем
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
Защищаете дипломную работу
И дополняете ею своё портфолио.
Содержание курса
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Роль и функция специалиста по обучению
Узнаете, что такое обучение и развитие в корпоративном формате и какие задачи бизнеса оно решает. Познакомитесь с функциями и задачами специалиста по обучению и развитию, изучите его компетенции и узнаете, как он взаимодействует с другими отделами.
Основы методологии обучения
Изучите особенности обучения взрослых, модели их мотивации и способы восприятия учебного материала. Разберёте методы и форматы корпоративного обучения: on the job, off the job, онбординг. Научитесь подбирать инструменты и методы обучения под студентов и задачи.
Модель компетенций и оценка персонала
Познакомитесь с основными методами и инструментами оценки персонала: 360, Assessment center, Talent-Q Dimensions, AON Сut-e, Hogan (HPI, HDS, MVPI). Узнаете, что такое модель компетенций в компании и как её использовать в обучении. Научитесь оценивать сотрудников и подбирать обучение на основании результатов оценки.
Построение и внедрение стратегии обучения и развития в компании
Научитесь составлять стратегию обучения и развития с опорой на бизнес-задачи. Узнаете, как составлять карту обучения и календарный план, учитывая бюджет и ресурсы компании. Изучите примеры эффективных решений в российских и западных компаниях.
Обучающие программы: самостоятельная разработка и работа с внешними провайдерами услуг в области обучения
Изучите алгоритм разработки обучающих программ. Узнаете, в каких случаях лучше привлечь подрядчиков, а в каких — организовать обучение самостоятельно. Научитесь строить работу с внешними поставщиками, составлять план создания курса и писать ТЗ для провайдеров.
Использование технологий в обучении
Познакомитесь с ключевыми трендами в разработке и проведении обучения. Узнаете, как можно переводить программу из офлайна в онлайн. Узнаете, как использовать новые образовательные технологии: VR, чат-боты и искусственный интеллект.
Организация обучающих программ
Узнаете, как организовать обучение и выбрать формат его проведения: онлайн или офлайн. Научитесь составлять коммуникационный план для участников процесса и контролировать работу на каждом этапе. Получите чек-лист организации обучения.
Корпоративный университет и работа с внутренними тренерами
Узнаете, что такое корпоративный университет, зачем он нужен и как его организовать. Научитесь искать тренеров внутри компании, мотивировать и развивать их.
Эффективность обучения
Научитесь измерять эффективность обучающих программ. Разберёте варианты KPI для обучения и поймёте, зачем они нужны. Узнаете, как пользоваться платформой LMS, составлять отчёты по результатам работы.
Дипломный проект. Кейсы по развитию персонала
Вы проанализируете и решите три смоделированных кейса: выделите сотрудников с высоким потенциалом для их удержания в компании; создадите систему обучения и развития под бизнес-задачи; разработаете программу адаптации для IT-компании.
Получить презентацию курса и консультацию специалиста
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.
Training and development — обучение и развитие персонала. Как это работает?
Преподаватель School of Education и CEO Presium Education
Зачем компании менеджер по созданию образовательной среды, какие современные форматы обучения сотрудников выбирает российский бизнес, а также о тенденциях развития сотрудников за рубежом рассказывает Александр Сычев, CEO Presium Education.
Содержание:
Чем занимается T&D / L&D-менеджер?
Для начала определимся с терминами. Термин «T&D-менеджер» (Training and Development) — это общепринятое название менеджера по развитию персонала.
В свою очередь, должность «L&D-менеджер» (Learning and Development) — относительно новое понятие, которое, например, активно популяризирует Джош Берсин (Bersin by Deloitte) и которое все чаще встречается в российской лексике.
Считается, что L&D-специалист в большей степени занимается именно формированием learning experience, то есть его задача — не только заниматься обучением и развитием персонала, но и формировать образовательную среду и стратегию внутри компании, которая выходит далеко за пределы организации тренингов и курсов.
Тем не менее, в современной корпоративной культуре границы T&D и L&D менеджеров довольно условны. В этом материале мы объединяем эти функции в одну специализацию и не делаем принципиального различия между терминами T&D и L&D.
Нет сомнений, что главная ценность бизнеса — человеческий капитал. А приоритетная задача T&D и L&D менеджеров — сделать так, чтобы в компании были необходимые компетенции.
Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!
Для этого они не только управляют образовательными процессами, но являются неотъемлемой частью функции HR. Например, в некоторых компаниях функция подбора персонала и обучения курируется единым топ-менеджером для обеспечения синергии этих функций.
Выделим основные функции T&D/L&D-специалистов внутри компании:
Важнейшая задача — это удовлетворение внутреннего спроса на обучение, которое существует в компании. Первый вариант — это отбор подрядчиков, их валидация, и обеспечение дальнейшего доступа в компанию. Иными словами, специалист делает всё для того, чтобы сотрудники компании выбирали среди лучших на рынке, которые включены во внутреннюю биржу или пул тренингов.
Второй возможный вариант — это полноценное создание и развитие внутренней команды тренеров и методистов, которые закрывают внутренние задачи обучения. Как правило, таким команды существуют в компаниях, где функция T&D выражена в виде корпоративного университета;
Любая компания стремится сокращать расходы на найм и поиск новых сотрудников. Особенно это заметно, когда дело касается ключевых позиций. Для этих задач в крупных корпорациях в зоне ответственности T&D создают кадровые резервы и HiPo программы (называться это может и иначе).
Такие программы способствуют укреплению корпоративной культуры и дают людям понятный трек роста внутри организации, а для компании — упрощают замещение топ-позиций. В большинстве крупных компаний также существуют свои лидерские программы, которые выполняют ту же самую функцию: их участники проходят обучение (например, от 3 до 6 месяцев) и после этого зачисляются в кадровый резерв;
Наконец, последняя, но не менее значимая деятельностьT&D/L&D-менеджеров — выполнение разовых запросов на обучение внутри компании или отдела под конкретную задачу или ситуацию, которые приходят в HR от руководителей разного уровня.
В этих ситуациях специалист проводит детальный бриф и выбирает тот инструмент или подрядчика, который наилучшим образом выполнит необходимую работу.
Типология T&D-менеджеров
Закрепленной типологии T&D и L&D менеджеров не существует. Характер деятельности во многом зависит от структуры компании, форму организации отдела обучения/корпоративного университета, наличия или отсутствия штатных тренеров, корпоративного обучения и других особенностей.
Условно можно разделить Training and Development-специалистов на следующие виды:
Прошу относиться к данной классификации с определенной степенью снисходительности, потому как основная ее задача — показать отличия подходов к деятельности T&D, а не дать исчерпывающую типологию.
Зачем компании тратят столько сил на развитие и обучение сотрудников?
Работа в современной корпорации — это не только операционная работа, но и все чаще выполнение нестандартных и креативных задач, задач, для которых нет легкого общепринятого решения. В ситуации увеличения запроса на инновации и внутреннее предпринимательство, в год, в который огромное количество гигантов заявляют о создании собственных продуктовых команд вопроса «зачем?» уже почти не возникает.
Ответ прост: чтобы в долгосрочной перспективе компании остаться на плаву и выжить, критически важно создать среду для развития сотрудников, которая будет мотивировать их оставаться внутри контура компании.
Грамотная система обучения и развития персонала позволяет взращивать таланты внутри, а не прибегать постоянно к помощи дорогостоящих внешних специалистов, обеспечивает большую устойчивость компании.
Кроме этого, необходимо понимать, что практически ни один новый сотрудник не будет обладать всеми нужными знаниями: готового специалиста на рынке труда найти практически невозможно, так как у каждой компании свои правила и потребности. Адаптация становится еще более важной частью процесса обучения.
Поэтому крайне важно удерживать таланты в компании и формировать пространство для развития сотрудников, предоставлять каждому члену команды дорожную карту и четкие перспективы повышения в компании.
Внутреннее обучение и развитие персонала, согласно опросу HeadHunter в 2020 году, является вторым по значимости фактором мотивации для соискателей при поиске работы после материального вознаграждения. Таким образом, развитие не только мотивирует сотрудников, но и увеличивает лояльность к компании.
Обучение часто решает и коммуникационную задачу — проблему взаимодействия отделов. Если руководителю необходимо добиться более слаженной межфункциональной работы и, грубо говоря, подружить отделы между собой, он может включить их в общую групповую программу, из которой при правильной организации они выйдут более подготовленными и готовыми к взаимодействию.
Наконец, T&D-департаменты участвуют и в оценке сотрудников: инструменты обучения (тренажеры, тесты, симуляторы) могут становиться формой оценки, а самых лучших выпускников обучающих программ можно представлять к повышению.
Новые форматы
Рынок корпоративного обучения стремительно развивается и диверсифицируется. EdTech-компании бьют исторические рекорды по привлекаемым инвестициям, а методисты образовательных программ ищут все новые и новые способы создать идеальный образовательный опыт.
При общем взгляде на текущий момент в России можно выделить четыре значимых тренда в рынке корпоративного обучения и продуктов:
В офлайне проводят более персонализированные, привилегированные тренинги, а онлайн чаще используется в массовом обучении. Последние 1,5 года показали, что полного ухода в онлайн не произойдет, а многоканальность (смешанный формат) предлагает эффективное решение за счет сочетания синхронного онлайн-обучения, премиальной офлайн-части и асинхронной подготовки;
Для микрообучения характерна ситуация, когда студенты учатся не по плану в феврале, августе и ноябре, а находятся внутри образовательного пространства всегда и везде посредством компьютера, смартфона и интернета. Наиболее легко встраиваемые в классическую модель обучения форматы microlearning — это лонгриды, чат-боты, email-курсы и иные интеллектуальные снеки;
Самыми яркими примерами являются digital-симуляторы, AR и VR, квесты, экскурсии, сафари и имитации. Например, некоторые банки создают целые учебные отделение, в которых нет реальных клиентов, зато атмосфера неотличима от настоящего отделения.
Этот тренд обусловлен царствованием визуального контента, а с приходом на рабочие места молодого поколения этот тренд только усиливается.
Тенденции за рубежом
В мире ежегодно растет осознание важности мета-навыков — то есть навыков, которые эффективны в разных контекстах; можно назвать их верхним уровнем soft skills. Сюда относятся навыки работы с информацией, структурное мышление, визуальное мышление и визуальный интеллект.
Поэтому появляется много новых форматов, которые позволяют помимо основных навыков параллельно развивать мета-навыки: например, при прохождение курса по командной работе оцениваются не только навыки управления сотрудниками, но и проверяется навык публичных выступлений.
Близкий к развитию мета-навыков тренд — experience based learning, то есть процесс обучения от опыта, через дискуссию и погружение. В России всё ещё часто учат через директивное обучение, теория не всегда подкреплена практикой. За рубежом, напротив, теоретическая часть в обучении может либо полностью отсутствовать, либо идти в качестве дополнения после разбора кейсов.
В эту эпоху обучение является любимым ребенком в семье: большие бюджеты, большие возможности и все большее влияние на процессы всей компании. В такой среде грамотный T&D/L&D специалист способен не только удовлетворять профильный запрос своих коллег по офису, но и с помощью новых инструментов и мудро выбранной роли быть полноправным игроком в процессе корпоративных трансформаций.