иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

О монастыре

Иоанновский монастырь был основан святым праведным Иоанном Кронштадтским в начале XX века. Здание было построено в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Н.Н. Никонова. Нижний храм был освящен в честь преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя дорогого Батюшки, верхний собор — в честь двенадцати апостолов. Настоятельницей обители была духовная дочь отца Иоанна, игумения Ангелина (Сергеева) (1867-1927).

С самого начала отец Иоанн особенно заботился о благоустроении новой обители. Еще при жизни Батюшки, его трудами и молитвами монастырь достиг своего расцвета. Сам отец Иоанн любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Здесь располагались его покои, в которых он останавливался во время посещения Петербурга. Здесь же был устроен храм-усыпальница, в котором по завещанию Батюшки он и был похоронен 23 декабря 1908 года. Усыпальница была освящена во имя пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей отца Иоанна.

К 1917 году в монастыре проживало 350 сестер. Практически все необходимое сестры делали сами. Обитель имела свое подсобное хозяйство, мастерские, больницу. Оказывалась благотворительная помощь нуждающимся, действовал приют для сирот. Во время Первой мировой войны в монастыре был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров.

После прихода новой власти монастырь был закрыт в 1923 году, все имущество было вывезено и разграблено, а здание передано в ведение более двадцати различных организаций. В последующие годы почти все сестры подверглись арестам и были сосланы в тюрьмы и лагеря.

В 1989 году началось возвращение монастыря Русской Православной Церкви. За 70 лет, прошедшие после закрытия обители, здание пришло в сильный упадок. Храмы и все помещения были перестроены. Потребовалось несколько лет интенсивных ремонтно-восстановительных работ для того, чтобы возвратить монастырю его первоначальный облик.

Одновременно с восстановлением стен началось возрождение монашеской жизни. После того, как 12 июля 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение верхнего храма, в обители ежедневно совершаются богослужения. При обители действует воскресная школа для детей, и проводятся катехизические занятия для взрослых. В храме-усыпальнице св. прав.Иоанна Кронштадтского создан небольшой музей, посвященный дорогому Батюшке и истории монастыря.

В 1992 год монастырь получил статус ставропигиального и с того момента находится в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

Источник

Подворье

Cегодня мы переживаем особое время – время духовного и нравственного обновления. Открываются храмы, возрождаются порушенные обители, возобновляется во всем многообразии церковное служение. Это говорит о том, что «жизнь жительствует, что народ возвращается к своим духовным истокам».

Одним из свидетельств этого является восстановление храма Святой мученицы Софии в поселке Вартемяги на подворье Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

Религиозная организация «Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г.Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» расчетный счет 40703810518000000129 в Филиале ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г.Санкт- Петербург, корресп. счет 30101810200000000704, ИНН — 7813079240, БИК 044030704 ОГРН – 1037858010904, КПП — 781301001.

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

Издалека сверкает золотыми крестами снежно-голубая церковь, привлекая внимание путников. В начале 1990-х гг. на этом месте стояли одни развалины, напоминая о существовавшем здесь когда-то храме.

Село Вартемяги имеет достаточно древнюю историю и показано как безымянный хутор уже на шведских картах XVII века. В переводе с финского языка «Вартемяги» значит «сторожевая гора».

В 1618 году была учреждена Выборгская епархия, в состав которой вошла вся южная Ингерманландия, включая Вартемяги.

Петр I в награду за взятие Выборга подарил обширные земельные угодья к северу от Санкт-Петербурга генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Земли, примыкавшие к угодьям Апраксина с востока, включая Парголову мызу и Вартемяги, в 1726 году были пожертвованы императрицей Екатериной I коменданту Выборга, полковнику Ивану Максимовичу Шувалову, а после его смерти они отошли его сыновьям Петру (1711-1762) и Александру (1710-1771). Сюда впоследствии были переселены крестьяне из Вологодской, Ярославской, Пензенской и Рязанской губерний, где также располагались имения Шуваловых.

Петр Иванович Шувалов к концу своей жизни был одним из богатейших людей России: он сосредоточил в своих руках все северные и каспийские рыбные промыслы, Горноблагодатские заводы, табачные и винные откупа и имел около 400, 000 рублей годового дохода. Его сын Андрей (1744-1789) после восшествия на престол Екатерины II стал членом ее кружка, игравшего большую роль в придворной жизни. Он женился на Екатерины Петровне Салтыковой (1743-1816), дочери героя Семилетней войны фельдмаршала графа П. С. Салтыкова. В 1782 году граф Андрей Петрович был назначен сенатором, управлял шпалернот кавалерии и член Государственного совета, а в 1874-1879 – чрезвычайный и полномочный посол России в Великобритании. Именно он способствовал изменению условий Сан-Стефанского мирного договора в выгодную для России сторону.

В Вартемягах им был учрежден родильный дом с яслями, чайная; участвовал также граф в строительстве школы при церкви Св. Софии и организации церковного кладбища. Но значительно большую роль в истории храма Св. мученицы Софии в Вартемягах сыграл младший брат Павел Андреевич. Окончив пажеский корпус, он был назначен адъютантом великого князя Николая Николаевича старшего. Как и его брат, Павел Андреевич принимал участие в Крымской войне 1853-1856 годов и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов; в 1885-1894 был чрезвычайным и полномочным посланником России в Германской империи, а позже – Варшавским генерал-губернатором. Он был женат первым браком на княгине Ольге Эсперовне Белосельской-Белозерской (1838-1869), родившей ему шестерых детей – пять дочерей и одного сына Павла; а вторым браком – на родной правнучке императора Александра I, внучке его сына Эммануила, Марии Александровне Комаровой, и имел от этого брака еще двух дочерей и сына Александра.

Именно граф Павел Андреевич и его жена Ольга Эсперовна Шуваловы стали в 1860 году главными попечителями церкви в Вартемягах. В 1861 году графиня Ольга Эсперовна открыла при церкви школу, которую Павел Андреевич содержал на свои средства.

По желанию графини старый иконостас в храме был заменен новым. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были написаны самой Ольгой Эсперовной. Иконостас был выкрашен белой краской, а иконы на полотне расположены были в три ряда. Антиминс был освящен митрополитом Исидором 15 декабря 1877 года.

После своей кончины в 1869 году графиня Ольга Эсперовна была похоронена в храме св. мц. Софии, в его северо-западной стороне. Ее гробница из белого мрамора имела вид часовни с четырьмя арками. В куполе часовни располагался крест, ниже пола церкви имелось углубление, обшитое мраморными досками. Над гробницей располагался большой мраморный крест с позолоченным венком. Северная и западная части арки над могилой имели зеркальные стекла, а вокруг них была размещена оранжерея со свежей зеленью и цветами. Вход к могиле располагался в восточной арке. В южной закрытой арке были поставлены иконы Божией Матери, Спасителя, апостола Павла и княгини Ольги. Могила была отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе над аркой на мраморной доске находилась надпись: «не бойся, токмо веруй и спасена будешь», а вокруг арки – евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди и я умолю Отца и дасть вамъ другаго Утешителя, да пребудетъ съ вами во веки» (Иоанн 14, 16, 16); с правой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя отца есть да та, чтобы изъ того, что Онъ мне далъ, ничего не погубит, но все то воскресить въ последнiй день» (Иоанн, 6, 39); с левой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякiй видящiй Сына и верующiй въ Него, имелъ жизнь вечную, и Я воскрешу его въ последний день» (Иоанна, 6, 40). Против гробницы на стене располагалась икона Марии Магдалины. Могила была устроена скульпторами Мадерни и Руджио.

После кончины еще совсем молодой графини Павел Андреевич осуществил ремонт, перестройку и расширение в храме. А вскоре в 1873 году в юго-западной стороне церкви были погребены строитель храм граф Андрей Петрович Шувалов и его жена Текла Игнатьевна. На полу были расположены две мраморные плиты с рельефными и мраморными крестами; над могилами висел образ св. Андрея Первозванного в полотне, в позолоченной раме, работы художника Плешанова. Могила была окружена бронзовой позолоченной решеткой.

Причт церкви состоял из священника и дьячка. Священниками в церкви были Константин Быстров (1840-1849); Матвей Аннинский (1849-1854); Иоанн Никольский (1855-1860); Федор Боголюбский (в 1860 году); Павел Федоров (1860-1866); Николай Иванов (с 1866 по вторую половину 1904 года, почти 40 лет); В. Иконников (1904-1917). Диаконом перед 1917 годом служил отец Михаил Балаба, псаломщиком – Михаил Орлов, а позже – Анатолий Молчанов.

Причт размещался в двух деревянных домах, построенных на земле графов Шуваловых; при церкви находилось 36 десятин собственно церковной земли; в 1870 году дома для причта также были обращены в церковную собственность и перестроены.

При церкви находилось кладбище, отделенное от церковной горы оврагом.

В приходе действовало еще две земских лютеранских школы в 8 верстах от церкви, на которые также отпускались пожертвования графом Павлом Андреевичем Шуваловым.

После отъезда графа Павла Андреевича в 1894 году в Варшаву, куда он был назначен губернатором, опеку над церковью и приходом взял на себя его старший сын граф Павел Павлович Шувалов (1859-1905) и его супруга графиня Александра Илларионовна, урожденная графиня Воронцова-Дашкова (1869-1959), дочь министра Императорского двора графа И. И. Воронцова-Дашкова, впоследствии наместника России на Кавказе.

В 1905 году граф Павел Павлович был убит в Москве, и все заботы о церкви и приходе взяла на себя графиня А. И. Шувалова, последняя владелица Вартемяг перед революцией.

В первые послереволюционные годы церковь Св. Софии продолжала действовать, однако в апреле 1922 года в церкви была произведена конфискация церковных ценностей. Церковь несколько раз закрывали в конце 20-х годов, и окончательно она была закрыта в 1932 году. В 1960 году была произведена попытка разрушить церковное здание. Как рассказывают местные жители, к церкви подъехал трактор, колонны портиков церкви были оплетены металлическими тросами, и их пытались свалить. Часть колонн рухнула, но церковь все же устояла. В таком заброшенном и полуразрушенном виде она достояла до 1991 года.

В 1991 году церковь Св. мученицы Софии была передана Вартемягской религиозной православной общине.

Состояние храма до восстановления

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с приобретением монастырем земельного участка в поселки Вартемяги храм был передан 27 января 1993 года в ведение Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

К этому времени церковь представляла собой печальное зрелище. От нее остались практически одни развалины. В храме отсутствовала крыша. Были утрачены четыре купола, завершение колокольни, два портика главного и северного входов.

Внутри храма отсутствовало напольное перекрытие в центральной части здания, хоры, лестница, лестница, ведущая из подвального помещения на колокольню. Все внутреннее убранство было полностью утрачено. Казалось, что храм восстановить невозможно.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с Божией помощью и молитвенным предстательством Святого Праведного о.Иоанна Кронштадтского, настоятельница Иоанновского монастыря игуменья Серафима с помощницами приступили к возрождению разрушенного храма. Невозможно перечислить и описать все трудности, с которыми пришлось столкнуться сестрам монастыря.

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

Восстановление храма на Подворье в поселке Вартемяги

С самого начала обитель не располагала средствами, необходимыми для осуществления такого колоссального объема ремонтно-восстановительных работ. Много раз во время успешного хода дел вдруг появлялось какое-нибудь препятствие, которое, казалось, должно было остановить надолго ведение работ. Но «сила Божия в немощи совершается». Появлялись люди, находились материалы, необходимые для дальнейшего продолжения строительства. И эта неожиданная помощь, как проявление особенной милости Божией, укрепляла сестер в несении ими трудов по восстановлению храма.

Личное участие Его Святейшества, неоднократные посещения им подворья во время пребывания в Санкт-Петербурге привлекли сердца многих людей, которым дорого культурное и духовное наследие нашего Отечества, к делу возрождения храма. 9 июля 1996 года в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил освящение храма и в нем стали регулярно совершаться богослужения. В 2007-2008 годах весь храм был внутри покрыт росписями. За годы, прошедшие со дня освящения храма, были проведены большие работы также и по благоустройству всей прилегающей территории, бывшей графской усадьбы. Налаживается монастырское подсобное хозяйство.

Храм обрел свое второе рождение, и, верим, что он является духовным утешением для всех приходящих в него.

Источник

Поминовения

Дорогие братья и сестры!

В Иоанновском монастыре Вы можете заказать требы о здравии и упокоении.

Просим пожертвования почтовым переводом не высылать.

Пожертвование можно перечислить на карту сбербанка или на расчетный счет монастыря (см. ниже).

Имена и требы, которые Вы хотите заказать, присылайте по электронной почте i.monn@yandex.ru (в смс НЕ ПИСАТЬ!).
В письме просим приложить электронную копию документа об пожертвовании
и написать фамилию, имя, отчество отправителя (по платежному документу).

. Обязательно пишите на нашу электронную почту письмо с именами и требами !
Требы, написанные в смс-сообщениях, не записываются.

В течение 1-2 дней Вам придет ответ, что требы приняты. Если Вы не получили подтверждающего письма в течение двух дней, то напишите нам на почту i.monn@yandex.ru.

Обратите, пожалуйста, внимание:

1. Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

2. Не принимаются для поминовения имена не крещенных в православной вере, вероотступников, сектантов, экстрасенсов и лиц, окончивших жизнь самоубийством.

3. Записки не принимаются на конкретную дату: поминовение начинается через 1 — 3 дня после получения Вами подтверждающего письма.

Желательный размер пожертвования на поминовения:

молебны св. прав. Иоанну Кронштадтскому
о здравии

На конкретную дату и на сроки молебны не принимаются. Имена будут переданы на ближайший молебен.

Источник

Иоанновский монастырь | Приход

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

Официальная страница прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

На базе нашего прихода существует и успешно функционирует целая система групп по социальной работе (общин). У нас Вы сможете стать частью сообщества православных христиан, принять участие в поездках и мероприятиях, освоить новые для себя виды деятельности, получить помощь и поддержу в трудной жизненной ситуации.

Контакты:
тел.: +7 (921) 586 83 99
+7 (911) 967 33 96
почта: ioannprihod@mail.ru

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворьеЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ НА 07.11.2021
(Лк. 16:19–31)

[Зач. 83.] Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Показать полностью.
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворьеКомментарии прот. Вячеслава Резникова:

Господь сказал, что в конце концов одни люди пойдут «в муку вечную», а другие – «в жизнь вечную» (Мф.25:46). Но как представить себе вечную муку, и неужели она угодна Богу, Который есть Любовь (1Ин.4:16)? Сегодняшнее Евангелие – на эту тему.
Жили два человека. Один «был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях». Так и проходила их жизнь. Для богача – Лазаря как будто не существовало, и не было случая, чтобы он хоть что-то подал ему. Лазарь же никогда не питал ни злобы, ни зависти. Не строил планов передела мира, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача, и даже не надеялся на милостыню с его стороны. Мечты его были строго в пределах его возможностей: он желал лишь «напитаться крошками, падающими со стола богача». Оба были постоянны в своей жизни. И богатый – в упорном нежелании считать Лазаря за человека, и Лазарь – в своем кротком принятии своего жребия. Но вот оба умерли. И там их постигает тоже разная участь, только наоборот: Лазарь «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово», а богач оказался «в аде», «в муках».
Далее узнаем, что оттуда, где богач, видно то место, где находится Лазарь. Узнаем также, – что люди и там не лишены свободы: они могут говорить, выражать свои чувства и пожелания. Богач буквально шкурой ощущает, куда завели его грехи, и в то же время видит, чего удостоился Лазарь. Но суд Божий для него – ничто: удостоившийся пребывать «на лоне Авраамовом» для него как и прежде, «в струпьях». И он, как будто Лазарь – бессловесное животное, обращается к Аврааму: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Авраам терпеливо и кротко объясняет то, что и так уже всякому ясно: «Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страждешь». И Авраам объясняет богачу еще одну особенность загробного мира. «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Там, в отличие от нынешнего века, уже закрыта возможность деятельно помогать друг другу.
Но говорить не запрещено. И богач продолжает: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». По отношению к Лазарю все то же: пусть сбегает. Но неужели у богача проснулось нечто доброе, забота о братьях, желание наставить их на благой путь? Увы, нет. Тут не забота о братьях. Тут – косвенное обвинение Бога и оправдание себя: если бы мне в свое время было послано чудесное знамение, я не был бы здесь. А так – я не виноват, и каяться не в чем!
Очевидно дело не только в прожитой жизни, но и в самооценке ее пред Богом. Господь не просто подытоживает наши дела, но и дает возможность последнего слова. Богач говорит одно, но мог бы сказать и другое. Что мешает воскликнуть: «Прости, Лазарь, мое жестокосердие! Помолись за меня, отче Аврааме! Господи, помилуй меня»! Неужели небожители не стали бы ходатайствовать за него, и неужели Господь не оказал бы милость? Как не отнимается у нас за гробом свобода, так не может иссякнуть и Божественная любовь. Значит в вечную муку идет тот, кто сам отталкивает спасающую Божью руку, кто отвергает всякую очевидность, всякое вразумление от Моисея, пророков и апостолов. И когда, например, видишь, как иной богослов, прижатый прямыми Господними словами (Мф.25:46), буквально извиваясь, оспаривает возможность вечных мук, тут-то особенно остро чувствуешь их неизбежность.

иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Смотреть картинку иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Картинка про иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье. Фото иоанновский ставропигиальный женский монастырь подворье

Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена

СЕ ПРИСТУПАЮ К БОЖЕСТВЕННОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.
Беседы о Божественной Литургии

«. От покаяния к Тебе пришедшыя вся в лице Твоих другов вчинил еси, един сый Благословенный всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь», – читаем мы в молитвах ко причащению святых Тайн. Только покаяния истинного ждет от нас Владыка, чтобы неосужденно принять Его Тело, чтобы возвести нас на божественную высоту.
Показать полностью. Как говорится в другой молитве ко причащению: «. тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творят мя (дают дерзновение мне. – С. Ф.), сия вперяют мя (устремляют меня. – С. Ф.), Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе (вместе.– С. Ф.) и трепеща, огневи причащаюся трава сый (будучи травой. – С. Ф.), и странно чудо, орошаемь неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи».

Все молитвы ко причащению полны этого непостижимого для рассудка сочетания чувств: ощущения своего крайнего ничтожества и недостоинства с видением себя в числе «другов Божиих», себя как Неопалимой Купины. Причем это именно «видение», а не осознание и не утверждение, это чувство дается тоже как таинство «паче ума».

«Никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: «Я недостоин, но верую, что освящаюсь причащением». И сие исполняется над ним, по вере его, Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава во веки, аминь» (Варсануфий Великий). Это сочетание смирения и высоты, этот неизреченный сплав человеческого бессилия и божественной силы обнаруживается, конечно же, не только здесь, на литургии. Здесь он только наиболее завершен.

В «Патерике» рассказывается о том, что привели к одному старцу человека, одержимого бесом. «Старец. говорит демону: «Изыди из творения Божия!» Демон сказал старцу: «Выхожу, но спрошу у тебя. и скажи мне: кто суть козлища в Евангелии и кто агнцы?» Старец сказал: «Козлища – это я, а агнцев знает Бог». И демон, услышавши, возопил гласом велиим: «Вот я исхожу по твоему смирению». ».

Святые так ясно ощущали эту жизнесозидающую и чудотворную силу смирения, что совершенно сливали его с любовью. «Смирение – предтеча любви», – говорили они. Или: «Корень любви есть смиренномудрие». И это понятно: если любовь есть отдача себя ради другого, забвение о себе ради других, то кто же может забыть о себе, не смиряясь, вне искреннего смирения? Вот почему и научиться смирению труднее всего, это все равно, что научиться любви. Во время литургии неоднократно священник или диакон призывает нас к преклонению головы («Главы ваша Господеви преклоните»): казалось бы, такое маленькое дело, а сделать его не так просто, так как гордость противится при всех смиряться, причем противится искусно, так что мы, не преклоняя головы, объясняем это самим себе какой-нибудь другой причиной.

Правило перед причастием, т. е. все эти божественные молитвы святых, вводят нас в познание истинного смирения и истинного величия человека в Боге, человека как друга Божия и Бога по благодати. Нужно стараться обязательно прочитывать их перед причастием, если только, конечно, это чтение не для успокоения себя, дающее «право» на причастие, точно какой-то «входной билет» к Таинству, а для того, чтобы ими – этими молитвами – толкать двери своего сердца: да отверзается. «Бог не смотрит на лицо, ни на внешнее благочиние, ни на взывания наши, а смотрит на сердце. » (преп. Симеон Новый Богослов).

«Главное дело, – пишет прот. Иоанн Кронштадтский, – живая вера сердца и теплота раскаяния. Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв». «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела» – с этими словами и со скрещенными на груди руками подходят люди к чаше: в искренности ощущения этих слов и есть «готовность встретить».

В древности христиане причащались очень часто. Если они не имели возможности, например из-за гонений, быть в храме, то причащались дома, сами, от частицы Святых Даров, полученных ими ранее от священника. Еще от IV века об этом есть авторитетное свидетельство Василия Великого. В одном своем письме он пишет: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принять причастие собственною своею рукою, излишним было бы это и доказывать. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя причащают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя в доме и сам собою приобщается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды (однажды. – С. Ф.) совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и освящается от самого преподавшего».

Св. Кирилл Иерусалимский (тоже IV век) так описывает момент причащения в храме. «При пении стиха «Вкусите и видите, яко благ Господь» верные подходят к святому жертвеннику Божию и принимают Тело Христово в руки, сложив правую ладонь на левую, как бы престол для Царя, и говорят «аминь». Потом причащаются Крови Господней, также со словом «аминь».

«Когда принимаешь Животворящие Тайны. – пишет прот. Иоанн Кронштадтский, – сделай на них мысленное надписание «Иисус Христос» и с этим мысленным надписанием. препроводи умственно до глубины сердца и там мысленно положи животворящего Гостя».

Иногда во время причастия мы слышим, что священник произносит слова из таинственного явления пророку Исайе, когда серафим коснулся его уст горящим углем: «се, прикоснуся. устнам твоим, и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6:7), «Божественнаго угля причастимся, яко да огнь сущия в нас любве, по приятии угля горящаго, грехи наши попалит» (св. Иоанн Дамаскин).

Источник: Фудель, Сергей Иосифович. Записки о Литургии и Церкви. – М.: Русский путь, 2012. – 112 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

сорокоуст
о здравии и упокоении
(читают в алтаре с выниманием частиц о здравии и упокоении)
40 дней — 350 руб.
за одно имя
простое поминовение
о здравии и упокоении
(читают монахини во время богослужения)
40 дней – 300 руб.
полгода – 550 руб.
год – 1000 руб.
за одно имя
поминовение
при чтении
неусыпаемой псалтири
о здравии и упокоении
40 дней – 300 руб.
полгода – 550 руб.
год – 1000 руб.
за одно имя