иоанновский женский монастырь в москве
Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва)
Мiръ Россия Москва Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва)
Иоанно-Предтеченский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в центре Москвы. Основан в XV веке. История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.
Содержание
История [ править ]
В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба запустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь.
В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» — Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным — сожжены).
В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка. Был заново отстроен в 1860—1879 годах, с использованием подклетов старых зданий[источник не указан 1696 дней], в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885), став вершиной творчества архитектора.
Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.
В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.
43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.
В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.
Современное состояние [ править ]
В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства.
Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.
Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов. Настоятельница — игумения Афанасия (Грошева).
Храмы [ править ]
Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая
Домовый храм преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 год, восстановлен в 1995 году).
Часовня святого Иоанна Предтечи (конец XIX в., восстановлена в 1992 году).
Привратные колокольни (западная и восточная (XIX в.)
Святыни [ править ]
Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре).
Древняя чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей в соборе монастыря (середина XVI века).
Чтимый список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (с частицей мощей) с обручем в монастырской часовне.
В домовой церкви престол освящен в честь преподобной Елизаветы, игумении Константинопольской, чудотворицы (V век); в соборе находится ее чтимый образ конца ХIХ века.
Чтимая икона Божией Матери «Смоленская» в Елизаветинском храме.
Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Святого апостола и евангелиста Матфея (в алтаре).
Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
Святителя Василия Великого.
Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.
Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, исповедника (в Елизаветинском храме).
Великомученика и целителя Пантелеимона.
Великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Преподобного Серафима Саровского.
Преподобного Пимена Угрешского.
Преподобного Амфилохия Почаевского (в алтаре).
Преподобного Кукши Одесского (в алтаре).
Преподобного Алексия, человека Божия.
Преподобных Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария старцев Оптинских.
Преподобных жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре).
Блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых Дивеевских.
Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (в алтаре).
Блаженной Матроны Московской.
Гробница (ранее почивали св. мощи) блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Чтимая икона священномученика Алексия (Скворцова) – пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).
Наперсный крест сщмч. Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (в алтаре).
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Ворота Иоанно-Предтеченского монастыря
Интерьер (вид на иконостас и алтарь) южной части Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи
Интерьер монастырского собора
Южный фасад Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 109028, Россия, город Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2.
Проезд: От станции метро «Китай-город» (выход к улице Солянке) пешком по Солянскому проезду и улице Забелина.
Паломнику [ править ]
совершаются ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы.
17.00 Вечернее богослужение (9-й час в 16.45)
Воскресные и праздничные дни
17.00 Всенощное бдение
8.30 Литургия (7.30 — исповедь)
17.00 Молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день).
16.00 Заказной молебен в часовне св.Иоанна Предтечи.
Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8.30 до 20.00.
МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве |
Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве, ставропигия Русской Православной Церкви
На Кулишках монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-30-е годы.
Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Грозного. Монастырь не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.
В начале 1640-х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.
К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.
Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества, начиная с м. Елены (Протопоповой).
В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. 4 июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.
Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году в монастырь по императорскому указу поступила монахиня Досифея, бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.
В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц.
В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь. После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь.
3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены.
7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре.
В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова).
4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым).
Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь.
23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.
В 1927 году монастырь был окончательно закрыт.
В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви и приписан к храму Владимира равноапостольного в Старых Садех города Москвы.
5 мая 1999 года при бывшем Ивановском монастыре учреждено патриаршее подворье, в котором протоиерей Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.
11 августа 2000 года монастырь был вновь открыт [1].
На 2020 год часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.
Храмы
Святые
Святыни
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
История
История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.
В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.
В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.
Храмы
Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г.
Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.).
Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.).
Святыни
Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).
Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.
Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.
Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).