исаакиевский храм в москве
РПЦ отказалась от притязаний на Исаакиевский собор. Его содержание могло оказаться слишком дорогим
РПЦ окончательно отказалась от притязаний на Исаакиевский собор. Этому предшествовали четыре года споров и народных возмущений. Возможная причина отказа — финансовый вопрос.
Директор Исаакиевского собора Юрий Мудров заявил, что РПЦ «сняла все вопросы» по поводу передачи храма. Об этом сообщил ТАСС.
По его словам, сейчас Русская православная церковь не обращается с просьбой передать ей храм в безвозмездное пользование. Он добавил, что в соборе регулярно проводит службу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он часто благодарит директора за хорошее содержание храма и успешную реставрацию.
Отступление церкви
Вопрос о принадлежности Исаакиевского собора стоял на повестке несколько лет подряд, и только сейчас церковь отступила. По мнению режиссера Александра Сокурова, выступавшего против передачи собора, в РПЦ появились разумные люди, которые поняли, что содержать такое грандиозное здание не под силу даже самой богатой в мире православной церкви.
Зачем еще искушать людей, которые считают, что передача неправомерна?
По его словам, петербуржцы видят Исаакиевский собор прежде всего как памятник культуры, а не религиозный памятник. Тем не менее режиссер считает, что мнение людей относительно передачи РПЦ старых храмов и строительства новых редко учитывается. «Исключением является Екатеринбург, где администрация настороженно отнеслась к настроениям горожан», — добавил Сокуров.
Актриса Ирина Мазуркевич уверена, что негативное отношение петербуржцев к передаче храма основывалось на их рациональности. «Петербуржцы все понимают, они умеют деньги считать, у них есть чувство собственного достоинства. Это все же музей, который требует содержания, на это нужны огромные деньги», — объяснила артистка. По ее мнению, либо средства в случае перехода под власть РПЦ выделялись бы из бюджета, либо здание бы начало разрушаться из-за плохого финансирования.
Религиовед Денис Батарчук также напомнил, что Исаакиевский собор — это четвертый по значимости и размерам собор в мире, поэтому его финансирование дорого бы обошлось РПЦ. «В Москве, например, храм Христа Спасителя находится на балансе города Москвы, поэтому за всеми тратами, финансовыми потоками и оттоками следит столица», — объяснил бакалавр богословия.
Собор раздора
Исаакиевский собор по праву считается одной из самых известных достопримечательностей Северной столицы России. Он действовал как музей, но в 2017 году бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко решил почти на 50 лет передать храм в пользование РПЦ на безвозмездной основе. До этого, в 2015-м и 2016-м, церковь также просила отдать ей собор.
Это привело к широкому общественному резонансу. В марте 2017 года в Северной столице на митинг вышли несколько тысяч горожан. Организаторы акции назвали ее «Марш в защиту Санкт-Петербурга». Недовольство петербуржцев разделяли и деятели культуры, среди которых были Александр Сокуров, Ирина Мазуркевич и Иван Краско. Согласно нескольким социологическим опросам, которые проводились с 2016 года, только 17% жителей выступают за передачу собора РПЦ.
В конце декабря 2018 года распоряжение о порядке передачи собора Русской православной церкви утратило силу, а новую заявку РПЦ решила не подавать.
Подмосковный храм Исаакия Далматского
Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге строился как главный храм империи, но получил посвящение в честь редкого и не самого известного в России святого – преподобного Исаакия Далматского. Связано это с совпадением дня памяти святого Исаакия и дня рождения царя Петра I. В подмосковном селе Степановском нынешнего Раменского района в 1732 году был возведен свой храм святого Исаакия с тем же символическим посвящением дню рождения Петра. Автором задумки был, по-видимому, государственный деятель петровской эпохи и владелец Степановского князь Матвей Петрович Гагарин, а осуществил постройку храма барон Андрей Иванович Остерман. Оба сановника известны трагической судьбой: один закончил жизнь на виселице, другой – в изгнании.
фото Андрея Агафонова 1999 года
О богатстве Матвея Петровича Гагарина ходили почти фантастические слухи: говорили, что колеса его кареты были окованы серебром, подковы лошадям делались из серебра и золота, а в московском доме на Тверской были зеркальные стены и стеклянные потолки, над которыми плавали рыбы в воде. В церкви Исаакия в Степановском хранились до революции священные бархатные ризы с вышитой надписью: «Сделана сия материя в Москве в 1713 года, в презент губернатору Сибири и князю Матвею Петровичу Гагарину».
После казни прежнего владельца Степановского подмосковное имение перешло в казну. В 1721 году – в год казни князя Гагарина – был составлен и подписан знаменитый Ништадтский мирный трактат, завершивший двадцатилетнюю Северную войну со шведами. Он был составлен на выгодных для России условиях. Важнейшую роль в этом сыграл дипломатический талант Андрея Ивановича Остермана, который после подписания мира получил от Петра I титул барона, чин тайного советника, денежную награду и несколько деревень во владение. Благодарный министрам-переговорщикам Петр писал: «Славное сие в свете дело ваше останется навсегда незабвенным; никогда наша Россия такого полезного мира не получала!»
Храмовый комплекс села Степановского, состоящий из Благовещенской церкви и подколокольного храма Исаакия Далматского, по удачному слову Н.Д. Иванчина-Писарева, является памятником и церковным, и историческим: «Здесь соединение двух святынь, духовной и отечественной». Однако эти две уникальные подмосковные церкви десятилетиями находятся в аварийном состоянии: старые строительные леса уже успели обвалиться, не дождавшись ремонта зданий. Недавно храм Исаакия Далматского обставили новыми лесами, поэтому есть надежда, что на этот раз церкви будут восстановлены.
Степановское. Церковь Исаакия Далматского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм был заложен в 1702-1703 годах по повелению графа А. И. Остермана. Преподобный Исаакий Далматский является небесным покровителем Петра I, родившегося в день поминовения святого 30 мая (ст. ст.). Именно Петру граф Андрей Иванович Остерман обязан своим возвышением, именно от него получено было Степановское во владение. Интересен факт, что это строительство началось за несколько лет до освящения первой Исаакиевской церкви в Петербурге в 1707 году.
Возведение церкви по каким-то причинам затянулось на три десятилетия, и освящена она была лишь во времена царствования Анны Иоанновны, через несколько лет после смерти первого российского императора – в 1732 году. Однако Пётр вполне мог быть в курсе подмосковного строительства – в Благовещенской церкви долгое время хранилась небольшая икона св. Иоанна Богослова из слоновой кости, по преданию, выточенная царём собственноручно в 1715 году.
Высокое здание храма необычно уже тем, что построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов. Церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России. По мнению современного исследователя архитектуры Владимира Седова, «архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный характер». Центричный ярусный объём церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик. Наверху каждого из четвериков ранее были открытые террасы, обнесённые балюстрадами, ныне разрушившимися. Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. Колокольня имела пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 году был отлит усердием прихожан на заводе Дмитрия Николаевича Самгина (1797-1872).
На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее близкой к южнорусским образцам – крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке. Эта башенная структура скрывает подлинное построение храма. На прорезанном по сторонам света арками основании поставлен небольшой, но очень высокий храм, перекрытый глухим восьмилотковым сводом.
Две винтовые белокаменные лестницы поднимаются от основания до верха храма. Входы на лестницы расположены на западном фасаде. По лестницам можно подняться на колокольню, выйти на галереи. Галереи открываются и на фасады, и в храмовое пространство арочными проёмами. Такая композиция напоминает, прежде всего, реформатские храмы Германии XVI в. с их предназначенными для владетельных князей галереями.
Фасадная декорация храма не менее своеобразна: её основу составляют крупные тосканские пилястры, расположенные между арочными проёмами. Четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проёмами, за счёт высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объёму. Профилированные архивольты и карнизы, а также балюстрады выполнены очень тщательно и дают великолепный пример прямого следования архитектуре протестантского, «северного» барокко Голландии и Северной Германии первой половины XVIII в.
Вопрос о том, к какому стилю восходит архитектура этого необычного храма, остаётся открытым. Некоторые авторы статей о нём считают, что зодчие опирались на трактат Виньолы «Правило пяти ордеров». Поручение перевести этот универсальный труд на русский язык поступило М. П. Гагарину от самого Петра I, и он подыскал для этого дела специалиста – работавшего в России с 1703 года итальянского зодчего Джиованни Марио Фонтана. По мнению ряда исследователей, храм-колокольня в Степановском явился результатом почти буквального перевода в натуру образцовых чертежей из переводного архитектурного трактата. Вместе с тем, сочетание в одной постройке и храма, и колокольни вызывает в памяти усадебные храмы Подмосковья в «нарышкинском стиле» (например, церкви в Уборах или в Филях).
Таким образом, храм святого Исаакия в Степановском является уникальным примером перенесения на русскую почву позднеренессансной композиции и одновременного осложнения её «нарышкинскими» приёмами. Сочетание разных стилей в этом необычном храме превратило его в уникальный образец храмовой архитектуры, незаслуженно забытый только потому, что стоит он в стороне от оживлённых дорог.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Исаакиевский собор
Иду я как-то по Москве и вижу: Исаакиевский собор!
This one time I was strolling around Moscow and what do I see: St Isaac’s Cathedral.
И тут я вспомнил, что попы решили протянуть свои загребущие ручонки к моему, народному, светскому объекту. Русская православная церковь, это сборище гнусных коммерсантов, которые якобы помогают общаться с богом, решила заграбастать себе весь собор.
At this point I remembered that the priests had decided to lay their greedy little hands on my site, a secular site that belongs to the people. The Russian orthodox church is a gathering of vile wheeler-dealers, who purportedly help people to relate to god. They’ve now decided to snatch the entire cathedral for themselves.
Надо сказать, что Исаакиевский собор — самый посещаемый музейный объект Питера. Сюда каждый год приходят повтыкать три с половиной миллиона человек. Красиво же!
It’s worth mentioning that St Isaac’s Cathedral is the most visited museum site in St Petersburg. Every year three and a half million people come here to take a look a round. And you can see why — it’s beautiful!
Кроме того, эти люди приносят музею 500 миллионов рублей ежегодно. Конечно, пол-ярда на дороге не валяются, именно из этих денег платится зарплата всем сотрудникам музея, а также оплачивается постоянная реставрация и эксплуатация этого гигантского здания.
On top of that, the visitors earn the museum 500 million rubles every year. It goes without saying that half a mil is a substantial sum. This is what’s used to pay all of the museum staff, as well as for the ongoing restoration and running of this immense building.
Пока что попы развернули в музее только торговлю безвкусными сувенирами. Но этого им мало, они хотят все.
For the time being, the only thing the preachers have introduced at the museum is the sale of tacky souvenirs. But that’s not enough, they want to have it all all.
Что это за позорный аттракцион уровня начала 90-х? Вон его. Куча есть красивейших и остроумных приспособлений, которые будут уместны в музейном соборе.
What is this shameful contraption? It’s so early 90s. Get it out of here! There’s a multitude of extremely beautiful, ingenious devices out there that would befit both museum and cathedral.
В соборе есть огромный подвал, в котором можно было бы оборудовать прекрасный музейный магазин с хорошим ассортиментом.
Below the cathedral there’s a giant cellar where you could put in a wonderful museum shop with a broad offering.
В мире есть примеры хороших магазинов. Надо обратиться к ним за советом.
There are some very good stores out there. They should ask them for some pointers.
Best practice office
Навигация по объекту — это просто смехотворнейший позор. Какой-то даун в фотошопе нафигачил стрелочек, которые максимально неуместны своим беспомощным видом.
The wayfinding signs around the site are a risible disgrace. Some retard used Photoshop to rustle up some arrows that are completely inappropriate given that they look so helpless.
Что это? Что сказал бы великий Монферран, увидев этот вход для коров на мясокомбинате?
What’s this? What would the great Montferrand say if he saw this entrance, fit for cattle going into a meat processing plant?
Думаете, это фотка из Южно-Сахалинского ресторана «Ривьера»? Нет. Это лифт в Исаакиевском соборе. Смотрите, какие изящные светильники. И как изящно они прикручены — два на стене, три на потолке. И цвет лифта роскошен. Как для себя делали.
So you thought that this is a pic from inside “The Riviera” restaurant in Yuzhno-Sakhalinsk? Nope. It’s the lift in St Isaac’s Cathedral. Just look at those exquisite light fittings! And they are exquisitely screwed on — two on the wall, three on the ceiling. And the lift’s resplendent colour! They really pulled out all the stops.
Сюда вход простым смертным запрещен. Но все очень крепко держится, и конструкциями постоянно занимаются мастера и инженеры.
Mere mortals are barred from entering this bit. But everything is very sturdy, and they have tradesmen and engineers constantly working on it.
Хотя чугуну уже 150 лет. Своды изнутри.
Despite that fact that the cast iron is already 150 years old. The vaults’ interior.
Довольно остроумно сделан подъем зрителей на колоннаду. Вот они отражаются на крыше:
The visitors’ ascent up to the colonnade is fairly ingenious. Here they are, reflected on the roof:
Но только внешний вид этого трапа настолько неуместен, что даже неловко. Это даже на временное строение не тянет.
However, this gangway looks so out of place that it actually puts you ill at ease. Even as a temporary structure, it doesn’t cut the mustard.
Пешеходные галереи покрыты садовым поликарбонатом! Такой материал только дядя Петя себе на огороде может позволить. А не четвертый по размеру собор в мире.
The pedestrian galleries are covered with garden-variety polycarbonate sheet! Your uncle Pete can get away with having that around his veggie patch. The fourth largest cathedral in the world certainly can’t.
Новый колокол. Отлит на бабки железнодорожников, поэтому имя Якунина тут отлито в бронзе. Вот это уровень лизоблюдства, учитесь! Кстати, по канонам колокольного дела все надписи пишутся без использования знаков препинания.
The new bell. Bankrolled by the railwaymen. That’s why the name of the president of Russian Railways, Yakunin, is cast in bronze here. Take heed, that’s some top-notch brown-nosing right there! By the way, according to the bellfounding canon, all punctuation is omitted from the text.
Колокол отбивает каждый час. Часы установлены добротные — командирские с подлодки.
The bell tolls hourly. The clock itself is nice and solid — a submarine commander’s watch.
— О, РПЦ! Не отнимай нас!
— O, Russian orthodox church! Do not taketh us away!
Коринфский ордер попросил запилить лучок крупным планом. В темном углу приготовлены шипы для голубей — нечего тут срать.
The order of the Corinthians put in a request for a close up of this. Spikes await the pigeons in that dark corner — serves the pigeons right for shitting here.
Знаменитые скульптуры по кругу верхней галереи. Сейчас идет реставрация креплений.
The famous sculptures located around the upper gallery. They’re restoring the fastenings at the moment.
Тут я немного отвлекся. Оказалось, что у всех скульптур, расположенных на высоте в 60 метров над землей, какие-то невероятно уродские мизинцы.
At this point I got a little distracted. It turns out that all of the sculptures standing 60 metres above ground have unbelievably ugly pinky toes.
Это не брак отливки.
This is not a casting error.
Это не кто-то отпилил кусочек.
This is not a case of someone sawing off a piece.
Это просто фетиш скульптора.
It’s simply the sculptor’s fetish.
That’s just what floats his boat.
Кто там с земли разглядит, какой формы мизинцы у статуй?
No one standing at ground level will be able to make out the statues’ pinky toes anyway.
So the sculptor decided to have a field day.
Главный свод снаружи.
The exterior of the main vault.
Голубь, который снизу кажется маленьким, имеет размах крыльев полтора метра. Я бы там истребитель повесил на время, был бы главный постмодернистский объект.
This pigeon’s wingspan looks short from down below, but it’s actually one and a half metres long. I would temporarily hang a fighter plane there, it would be the main post-modern piece.
Вернемся на уровень простых смертных. Что это за деревянные помосты? Это смотрится мило, когда это тротуар в Архангельске. Но не в музее.
Back to down to the level of mere mortals. What’s with the wooden walkways? They would look nice as pavements in Arkhangelsk. But not here, not in a museum.
Лестница. Да в любую бойлерную лестница краше.
Stairway. I’ve seen better looking stairways leading up to boiler rooms.
Just another day at the museum.
You can leave the chain and padlock here. The curator uses them to lock the gate — she isn’t strong enough to lock them using the big key.
Know how to skive off school.
С собором ничего не случится, он в хороших руках. Сохранность картин и конструкций обеспечивают специалисты и их материалистические приборы.
The cathedral is in good hands, nothing will happen to it. Specialists and their materialist devices will keep the paintings and structures safe and sound.
Музею нужен вкус для оформления экспозиции и переделки конструкций на смотровых площадках. А РПЦ не нужна.
In order to design the exhibition and overhaul the structures on the viewing platforms, the museum needs good taste. Something the Russian orthodox church doesn’t need.