исаакиевский спаса на крови
Исаакиевский спаса на крови
История создания Спаса на Крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.
После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.
Исаакиевский спаса на крови
Каменное убранство
В создании каменного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) принимали участие государственные и частные фабрики и мастерские России и Италии. Разнообразие и обилие поделочного камня поражает воображение и притягивает взгляд.
Облицовку наружного цоколя темно- и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере, выполняла известная в Санкт-Петербурге в конце XIX века мастерская Гаэтано Ботта. Там же из темно-красного норвежского гранита изготовили объемные кресты и двадцать мемориальных досок с надписями о деяниях императора Александра II.
Все работы из эстляндского мрамора на фасадах выполняли мастера петербургской фирмы «Кос и Дюрр». Работа фирмы «Кос и Дюрр» высоко ценилась. Специалисты принимали участие в строительстве многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и других городах: Кронштадтского Морского собора, Гатчинского дворца и других.
Особое внимание уделено месту смертельного ранения императора Александра II. Над ним по рисунку архитектора А. Парланда возведена шатровая сень. Сень в данном случае – это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места. Для ее создания мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной фабрики использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней – родонита и различных видов яшмы.
В гармонии с ярким мозаичным убранством нижняя часть стен облицована итальянским серпентинитом спокойного серовато-зеленого цвета. Светлые прожилки кальцита образуют на поверхности камня причудливые узоры, придающие поверхности камня сходство с кожей змеи (serpent).
Нижняя часть подкупольных пилонов (опорных столбов) оформлена лабрадоритом благородного темно-серого, почти черного цвета, добытым на Волынском месторождении Украины. Название связано с местом первого обнаружения породы, полуостровом Лабрадор в Северной Америке.
Лабрадорит переливается радужным светом при любом освещении за счет особенностей своего строения. Сине-зеленые переливы составили ему славу уникального самоцвета.
Каменный пол храма представляет собой мозаичный «ковер», созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок в руках мастеров превратились в сорок пять практически не повторяющихся узоров, покрывающих поверхность пола площадью более 600 кв. м.
Там же, в фирме «Нови», из итальянского мрамора нежных пастельных оттенков был выполнен иконостас. Это один из важнейших элементов убранства храма, поэтому к исполнению работ привлекали ответственных и имеющих большие знания в церковном искусстве специалистов.
Итальянские мастера работали по эскизам А. А. Парланда. Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена безупречно и создает полное впечатление резьбы по дереву.
Перед иконостасом, слева и справа, находятся киоты, отделяющие клиросы от основного храмового пространства. Над каждым киотом в течение двенадцати лет работали камнерезы России, используя лучшие поделочные камни: яшму – ревневскую, орскую, аушкульскую; родонит, коргонский порфир (кварцит). Великолепная резьба по камню, искусное сочетание разноцветных минералов придают киотам особую декоративность.
Все работы по созданию каменного убранства храма Воскресения Христова выполнены замечательными мастерами своего дела, благодаря которым красота природного камня представлена самым лучшим образом.
Исаакиевский спаса на крови
Проектирование и строительство
Сразу после покушения место смертельного ранения императора было огорожено и охранялось часовым. До начала строительства храма было решено поставить здесь временную часовню. Ее проект за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа, деньги на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Громов, и уже 17 апреля 1881 года часовню торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор. Ежедневно в часовне служились панихиды по Александру II.
Конструкция часовни предусматривала возможность перемещения, и когда участок стали готовить под застройку, ее перенесли на Конюшенную площадь. Там часовня простояла 9 лет и была разобрана 26 августа 1892 года.
С Высочайшего соизволения был объявлен конкурс на лучший проект храма-памятника. Александр III желал, чтобы храм был построен по мотивам московского и ярославского зодчества конца XVI-XVII века, а памятное место осталось внутри собора.
В конце марта 1883 года императором был одобрен состав Комиссии по строительству собора, возглавил которую великий князь Владимир Александрович. На первом заседании Комиссии по предложению архимандрита Игнатия будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова.
Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, в присутствии митрополита Исидора и императорской четы. Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
На строительство было потрачено более 4,6 миллионов рублей. Главное казначейство выделило около 3,2 миллиона, 1 миллион был внесен членами царской фамилии, народные пожертвования составили порядка 500 тыс. руб.
Собор возводился 24 года. Особенно сложно было готовить подземную часть сооружения из-за близости Екатерининского канала (в настоящее время – канал Грибоедова). Для защиты фундамента по периметру будущего здания в несколько рядов забили деревянные сваи. Для гидроизоляции пространство между рядами утрамбовали кембрийской глиной. Глиняный замок надежно защищал котлован при строительстве, а затем и подземную часть храма от подтопления. Массивное здание стоит на сплошном бутобетонном фундаменте, гарантирующем прочность и надежность сооружения.
Массивные кирпичные стены облицованы темно-красным зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Саксонии, наружный цоколь – гранитом. Белокаменный узор выполнен из эстляндского мрамора. По периметру здания установили 20 досок из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II.
Так же, как Монферран в Исаакиевском соборе, Парланд при создании храма Воскресения Христова применил все передовые для того времени достижения строительной науки и техники.
Для собора была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. В здании была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича. С самого начала освещение храма было электрическим. В дни праздничных богослужений в соборе зажигали все 1689 электроламп.
Металлоконструкции для девяти глав собора изготовили на Петербургском металлическом заводе. Для покрытия пяти куполов, венчающих центральный объем храма, А.А.Парланд предложил уникальное для храмового зодчества решение – использовать ювелирную эмаль. Эмали белого, желтого, зеленого и голубого цветов были изготовлены на фабрике А.М.Постникова – известного поставщика Двора Его Императорского Величества.
В июле 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой около 4,5 м на центральную главу. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий.
Резной мраморный иконостас собора был изготовлен по рисункам А.А.Парланда в Генуе фирмой Джузеппе Нови. Там же вырезали детали из различных сортов цветного мрамора для создания пола, представляющего собой разноцветный каменный ковер.
Царские врата для иконостаса изготовлены фирмой «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°» «…из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону с эмалевыми же изображениями четырех евангелистов и Благовещения…» (из Отчета А.А.Парланда).
Основные камнерезные работы в храме выполняли мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной.
Создание наружного мозаичного убранства и подавляющего большинства мозаик в интерьере было поручено мастерской А.А. Фролова в 1895 году. Ее работы отличались меньшей массой мозаик, высоким качеством исполнения, прочностью и быстротой изготовления.
В 1899 году на колокольне храма были установлены колокола. Настраивал их ростовский священник Аристарх Израилев, пользовавшийся расположением императора Александра III. Он же руководил их отливкой на колокололитейном заводе П.Н.Финляндского в Москве в 1896 году. Главный колокол храма Воскресения Христова весил 1100 пудов.
В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. На фасадах засверкали разноцветные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова; там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец.
В 1905-1907 годах по рисункам И.И.Смукровича выполнили входные двери с
медной облицовкой, инкрустированной серебряным орнаментом. Двери были оформлены иконами с изображением святых, соименных членам царской фамилии. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах.
Освятил собор 19 августа (1 сентября) 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в присутствии императорской четы, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в храм проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.
Таким образом, в Петербурге, на канале Грибоедова (бывшем Екатерининском) появился храм, увековечивший память о мученической кончине императора Александра II.
Исаакиевский спаса на крови
Архитектура
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.
В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.
Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.
Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.
В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.
В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.
В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.
Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,
ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.
Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.
Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.
Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.
Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.
К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.
Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.
Исаакиевский спаса на крови
Реставрация Спаса на Крови
Необходимость, сложность и длительность реставрационных работ обусловлена историей Спаса на Крови. После закрытия храма более тридцати лет периоды запустения сменялись годами использования здания как склада, при полном пренебрежении и невнимании к памятнику.
17 ноября 1930 года, как исторический памятник погибшим народовольцам, здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев под музей «Народной воли».
В ноябре 1931 на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме Леноблисполкома в повестке дня уже стоял вопрос «О сносе церкви «Воскресенье на крови» в Ленинграде». В это же время начались работы по снятию колоколов.
В августе 1938 года в заключении Отдела охраны памятников отмечалось, что здание подлинной художественной ценности не представляет, и отдел считает возможным разобрать здание. Ценные фрагменты внутренней отделки предлагали передать в ленинградские музеи, а каменную облицовку из ценных пород использовать в новом строительстве.
Сносу церкви, назначенному на 1941 год, помешала Великая Отечественная война.
На основании решения исполкома Ленгорсовета и постановления Совета министров РСФСР в 1958 году памятник взят под государственную охрану.
Решением исполнительного комитета Ленгорсовета 20 июня 1970 года было установлено передать здание на баланс Исаакиевскому собору. Передача состоялась 12 апреля 1971 года.
К моменту приемки Спас на Крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
Из-за повреждения гидроизоляции в подвале стояла вода; высокая влажность способствовала повреждению поделочного камня и мозаики. В первую очередь необходимо было осушить помещение и защитить собор от возможных подтоплений. Для этого в подвале установили стальной сварной кессон, предохраняющий от попадания воды канала и грунтовых вод. Работы завершили в 1974 году.
Реставраторы заново смонтировали отопительно-вентиляционную систему, спроектированную инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. После этого в течение двух лет производили просушку здания. Были восстановлены инженерные сети, металлоконструкции глав и шатров храма. Специалисты отремонтировали кровлю и оконные переплеты.
Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.
В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила ряд договоров с институтами и организациями: Ленинградским инженерно-строительным институтом, Ленинградским горным институтом, Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Ленинградским художественным училищем им. Мухиной, Трестом геодезических работ и инженерных изысканий. Заключения, данные по результатам обследований, стали основными для разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.
Сорок пять керамических изразцов фасадов храма были воссозданы в мастерской Асеева в 1987–1994 годах.
Облицовочный камень фасадов расчистили и воссоздали утраченные части. Заменили поврежденные элементы глазурованной черепицы на центральном шатре, апсидах и крыльцах. Состав массы, цветовую гамму, режим обжига черепицы разработали специалисты Опытно-механического завода Главленстройматериалов. Изготавливали новую черепицу на Никольском керамическом заводе.
Чтобы восстановить эмалевые купола, изучили старые и новые методики изготовления эмали, адаптировали их для современного производства. Задачу решили в Ленинграде, на Комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникального рецепта стала М. Карабочинская.
Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора.
Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы, были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели.
Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.
Поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшуюся грязь удаляли школьными ластиками. После промывки оставшиеся загрязнения снимали механическим путем – соскребали скальпелями.
В местах значительной утраты смальты снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Затем готовили эскиз, картон и эталон. Металлическую основу очищали от коррозии, наносили грунт и производили набор утраченного фрагмента.
Снаряд, застрявший в перекрытиях центрального шатра, извлекли саперы под руководством Виктора Демидова в октябре 1961 года. Для этого им пришлось разобрать часть мозаичного панно «Пантократор» в своде центрального купола.
Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.
В центральной части иконостаса были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Само убранство Царских врат полностью отсутствовало.
У мемориальной сени отсутствовал шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена ограды из родонита.
Проект воссоздания сени был выполнен в 1986 году на основе рисунка из отчета А. Парланда, детально произведенных обмеров с натуры и исторических фотографий, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
В ходе подготовки был выполнен сложнейший комплекс работ, включавший в себя реставрацию мемориальной зоны (заново были уложены плиты тротуара и камни булыжной мостовой, установлено звено ограды канала) и реконструкцию самой сени, включая макет из гипса. Сохранившиеся фрагменты сени были отреставрированы мастерами объединения «Реставратор»; утраченные звенья ограды с вазами и полусферами изготовлены заново в Екатеринбурге. Металлические конструкции шатра сени, выполненные на Балтийском судостроительном заводе, были облицованы гипсовыми деталями мастерами ТОО «КАТЭ» и расписаны под камень.
Мрамор иконостаса имел сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку, мраморный пол на многих участках имел значительные разрушения, повреждена серпентинитовая облицовка стен. Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраты у яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие.
Сохранились только отдельные части осветительной арматуры. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М. Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные детали.
Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».
Реставрационные работы в храме Воскресения Христова продолжаются и после его открытия как музея 19 августа 1997 года.
В 2005 году мастера ЗАО РПНЦ «Специалист» установили кресты из каррарского мрамора над северной и южной частями иконостаса.
Ряд работ по воссозданию икон афонских святых и реставрации остова Царских врат в 2004–2005 годах провели специалисты ЗАО «Пикалов и сын».
Двенадцать мозаичных образов афонских святых во фланкирующих столбиках Царских Врат были отреставрированы и воссозданы в 2013 году членом Союза художников России, петербургским реставратором, художником-мозаичистом И. Ю. Лаврененко, разработавшим технологию, специальное оборудование и методики реставрации миниатюрных икон, выполненных из тянутой смальты.
Подготовительные работы по воссозданию декора Царских врат проводились с начала 90-х годов Тщательное изучение архивных фотографий позволило утверждать, что для икон и цветного орнамента была использована ювелирная эмаль. Для работы с эмалями была приглашена художник по эмали, член Союза художников России Л. А. Соломникова. Палитра эмалей, составляющая около 250 цветов, собиралась в течение 8 лет. Металлические части убранства выполнялись под руководством реставратора, художника по металлу В. Ю. Никольского. Работы завершили в 2012 году.
Проводятся работы по воссозданию крестов центральной части иконостаса. Для этого Фонд Академии художеств составил рабочий проект крестов.
Специалисты ООО «Возрождение Петербурга» выполнили значительную часть работ в Спасе на Крови. Среди них реставрация мозаики «Христос во славе» на фронтоне южного фасада, реставрация кровли, керамической черепицы, центрального шатра, золочение главки и креста, а также, ряд работ по обследованию состояния фасадов и конструкций здания.
В настоящее время (2020 год) ООО «Реставрационные мастерские» проводит масштабные работы на фасадах центрального шатра.
Государственный музей «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на Крови, обеспечивает проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ высококвалифицированными специалистами.
Практически непрерывная реставрация направлена на обеспечение сохранности храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) как объекта культурного наследия, обладающего исторической, архитектурной, художественной и мемориальной ценностью.