исаакиевский и казанский соборы
Санкт-Петербург. Архитектура.
Исаакиевский собор. Казанский собор.
В центре Санкт-Петербурга величественной каменной громадой высится Исаакиевский собор, сверкающий золотом купол которого словно плывет, торжественно вырисовываясь на фоне неяркого северного неба. Исаакиевский собор является самым вместительным храмом Санкт-Петербурга: в нем могут одновременно находиться до 14 тыс. человек. По высоте храм лишь немногим уступает колокольне Петропавловского собора.
Когда город вырос и его центр переместился на левый берег Невы, Исаакиевский собор, один из лучших европейских кафедральных соборов 19 в., стал главным в Петербурге. В нем всегда торжественно отмечали церковные праздники (особенно Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста и умовение ног в Великий четверг) и памятные для царской семьи дни. Каждый год 30 августа из собора начинался Великий крестный ход, который шел от Невского проспекта к Александро-Невской лавре.
В 1928 г. храм закрыли, а через два года в нем расположился антирелигиозный музей. В годы Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения, но был отреставрирован. В 1957 г. он открылся вновь, но уже как музей-памятник. Сейчас в Исаакиевском соборе, хотя он и остается музеем, проводятся церковные службы.
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы,обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834-1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. В 2000 году собор получил статус кафедрального.
Главные храмы Санкт-Петербурга. Исаакиевский, Казанский, Спас-на-Крови
В Санкт-Петербурге действует много храмов разных конфессий. Среди них более 200 православных (с учетом монастырских подворий и домовых церквей).
Главные из них — Исаакиевский и Казанский соборы, а также Храм Спаса-на Крови. Все они находятся в центре города, в шаговой доступности от метро. Даже если вы приехали в Петербург ненадолго, и у вас минимум времени, всегда есть возможность посетить хотя бы один из этих великолепных храмов.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор — самый крупный православный храм Санкт-Петербурга. Обладает музейным статусом. Богослужения проводятся по расписанию (его можно посмотреть здесь)
Был возведен в 1818-1858 г.г. по проекту архитектора Монферрана. Здание Исаакия построено в стиле позднего классицизма. Высота — 101,5 м, длина и ширина — около 100 м. Площадь собора внутри — более 4000 кв. м.
Здание украшено 112 колоннами из гранита. Облицовка стен сделана из светло-серого мрамора.
В соборе находятся три алтаря. Во внутренней отделке применены мрамор, малахит, лазурит, позолоченная бронза, мозаика. Оформление интерьеров собора было выполнено знаменитыми русскими живописцами Брюлловым, Бруни, скульпторами Клодтом, Пименовым и др.
Интерьер собора украшен великолепным витражом площадью 28,5 кв. м.
Внутри Исаакия находится огромное собрание монументальной живописи XIX века, включающее 150 произведений. В западной части собора размещены ветхозаветные сюжеты, восточная часть посвящена эпизодам из жизни Иисуса Христа.
Исаакиевский собор — одно из самых высоких зданий в Санкт-Петербурге, визуально он доминирует над центром города. С высотной колоннады открывается великолепный вид на Исаакиевскую и Дворцовую площади, Неву, Петропавловскую крепость. На колоннаду собора можно подняться в составе обзорных экскурсий.
Адрес
Исаакиевская площадь, 4
Транспорт
м. Адмиралтейская, плюс пройти пешком.
Телефон
(812) 315-97-32
Казанский собор
Казанский кафедральный собор находится в центре Петербурга, на Невском проспекте. Это действующий храм, в нем проводятся службы. Главней святыней собора является Чудотворная икона Казанской Божией Матери.
После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В нем похоронен знаменитый полководец М. И. Кутузов.
Здание собора построено в стиле ампир, его фасады покрыты серым камнем. Проект собора создал архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графа Строганова. Проект Воронихина был одобрен императором Павлом I. Председателем попечительского совета при строительстве собора был назначен граф Строганов. Поручая работу, Павел I высказал пожелание, чтобы новый храм был похож на Собор Святого Петра в Риме.
Храм был заложен в 1801 г. Он строился 10 лет и был закончен в 1811.
Чтобы выполнить монаршее повеление и сделать собор похожим на тот, что находится в Риме, Воронихин возвел перед фасадом колоннаду из 96 колонн.
У собора отсутствует колокольня. Есть звонница, которая расположена в западной части колоннады.
Отделкой интерьеров руководил архитектор Монферран. Внутри собора расположены 56 коринфских колонн из розового гранита с золочеными капителями. Иконы написаны выдающимися художниками XIX века: Щукиным, Кипренским и др.
Облицовка иконостаса была выполнена из трофейного серебра, полученного в победе над французами в Отечественной войне. В советское время многие церковные ценности изымались, и иконостас был утрачен. В наше время серебряное покрытие на иконостасах восстановлено.
За возведение Казанского собора Андрей Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В 1837 г. на площади перед Казанским собором были поставлены бронзовые памятники русским полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
В 1893 г. в соборе отпевали П. И. Чайковского.
Гонения на церковь, имевшие место в годы советской власти, коснулись и Казанского собора. В 20-е годы власть изымала церковные ценности, из-за этого интерьер храма сильно пострадал. В 1932 г. в здании собора был размещен Музей истории религии и атеизма. Однако почти через 60 лет после этого, в 1991 г., службы в храме возобновились. В 2000 г. Казанский собор обрел статус кафедрального.
Адрес
Невский пр. 25, Казанская пл. 2.
Транспорт
м. Невский проспект, м. Гостиный двор.
Телефон
(812) 314-46-63, (812) 314-58-56 (с 8 до 21)
Храм Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови был сооружен в память гибели на этом месте в 1881 г. императора Александра II. Он погиб в результате покушения террориста-народовольца. Храм был построен на народные средства, которые собирали по всей России.
Расположен в центре города, на берегу канала Грибоедова. Высота храма — 81 м, вместимость до 1600 человек.
Спас-на-Крови выполнен в «русском стиле» и напоминает московский собор Василия Блаженного. Его строительство продолжалось 24 года.
Сразу после смерти Александра II было решено построить на месте его гибели церковь. Был объявлен конкурс на лучший проект храма. Архитекторы представили много работ. Но ни одна не удовлетворяла нового императора — Александра III, сына погибшего монарха. Он повелел, чтобы возводимый храм олицетворял лучшие черты русской национальной архитектуры и вызывал в памяти церкви Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Наконец, после рассмотрения множества предложений Александр III одобрил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). В октябре 1883 г. состоялась торжественная закладка храма.
Однако мозаичные работы оказались очень сложными и длительными. Поэтому храм был закончен и освящен лишь в 1907 г.
Храм Спас-на-Крови имеет 9 глав, расположенных асимметрично. Часть глав покрыты позолотой, а часть — эмалью. В отделке здания использованы кирпич, мрамор, гранит, эмали, мозаика, позолоченная медь.
Внутри храма также была широко использована мозаика. Ее площадь составляет 7065 кв. м. Рисунки для нее создавал большой коллектив художников. Среди них были такие известные мастера живописи, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин и др. Мозаичные произведения Храма Спаса-на-Крови — это одна из крупнейших коллекций в Европе.
При строительстве храма были применены новейшие на то время технологии. Здание было полностью оснащено электричеством, в нем было около 1700 лампочек.
В 1917 г. власть поменялась и поступление денег из казны на содержание храма прекратилось. А в 1930 г. по постановлению советской власти храм был закрыт. В 1931 г. было вынесено решение о разборке Храма Спаса-на-Крови. К счастью для храма, Великая Отечественная война помешала этим планам. Во время блокады в соборе был устроен морг, сюда доставляли тела погибших жителей города. После войны храм был отдан под склад театральных декораций.
В 1970 г. было принято решение организовать в храме музей. Но в тот момент собор находился в аварийном состоянии и требовал немедленной реставрации.
Восстановительные работы завершились лишь в 1997 г., и музей-памятник Храм Спас-на-Крови во всем своем великолепии открылся для посещения. А в 2004 г. в соборе была отслужена первая литургия.
Адрес
Набережная канала Грибоедова, 2
Телефон
(812) 315-16-36
Транспорт
м. Невский проспект, м. Гостиный двор, плюс пройти пешком.
Морг, музей и картофелехранилище: что происходило в главных петербургских храмах в советское время
Подписаться:
Поделиться:
15 ноября 1932 года один из ключевых соборов Петербурга Казанский стал музеем истории религии и атеизма – РПЦ здание было возвращено спустя почти 70 лет. Вспоминаем, что происходило в уцелевших и уничтоженных храмах города в советское время.
Казанский собор
Гонения на церковь не могли не коснуться Казанского собора: в 1922 году из него изъяли около двух тонн только одного серебра. На втором съезде «Союза воинствующих безбожников» в 1932 году его решили сделать центром антирелигиозной пропаганды и передали Академии наук – и в этом же году в Казанском открылся Музей истории религии и атеизма.
Его внутренний вид сильно изменился: многие предметы уничтожали, книги сдавали в макулатуру, а парчовые облачения пускали на пошив модных тогда тюбетеек. Церковную утварь, живописные работы и иконы отдали в Русский музей, где большинство из них осело в запасниках.
На стенах собора осталось лишь несколько картин: С.А. Бессонова «Тайная вечеря», работы художников Г.И. Угрюмова, С.С. Щукина, А.И. Иванова, Ф.И. Яненко, а также большое полотно Ф.Я. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве».
Среди экспонатов Музея истории религии были и предметы, вынесенные из закрытых отечественных храмов, и буддистско-ламаистской скульптуры, коллекции по исламу, конфуцианству и даосизму, индуизму, иудаизму и другим восточным религиям.
Во время Великой Отечественной войны атеизм отошел на второй план: государство стремилось воспитывать в людях патриотизм, поэтому возрос интерес к известным главнокомандующим – Суворову, Нахимову. Осенью 1941 года у колоннады Казанского собора разместили выставку «Героическое прошлое русского народа».
Заново музей открылся только в 1950-х после реставрации, власть продолжала строго контролировать его до конца 1980-х. Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе, в 1994 на купол вернули крест, а в 2000 году собор был окончательно возвращен РПЦ и получил статус кафедрального.
Спас на Крови
30 октября 1930 года Президиум ВЦИК постановил закрыть храм и передать его обществу политкаторжан – оно собиралось открыть там кинотеатр или антирелигиозный музей. В ноябре 1931-го Областная комиссия по вопросам культуры решила снести Спас на Крови как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности», решение одобрил Отдел охраны памятников революции и культуры.
Осуществление плана затянулось: в 1934 году вопрос дважды выносили на обсуждение, но разработка проекта стартовала только в 1938 – уничтожение строения усложнялось тем, что оно находится на берегу канала. Обсуждения уже почти было завершились в 1941, но началась война, и появились более важные дела. В храме разместили районный Дзержинский морг, сюда свозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев, позже здесь организовали мастерские и картофелехранилище. После 1945 года здание арендовал Малый Оперный театр и устроил в нем склад декораций.
В 1968 году Государственная инспекция по охране памятников взяла собор под охрану, а в 1970 в нем организовали филиал музея «Исаакиевский собор» – это спасло Спас на крови от разрушения, на тот момент он нуждался в срочной реставрации. Завершились работы только в 1990-х: 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.
Исаакиевский собор
В мае 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и в других регионах из собора изъяли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений – это церковное имущество на 4,5 миллиарда рублей.
Службы прекратились здесь в конце 1920-х, когда Президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника», а в начале 1930-х открыли антирелизиозный музей. В пасхальную ночь 1931 года здесь прошел первый масштабный эксперимент с маятником Фуко – посмотреть на это пришли 7 000 человек. Его качнули после торжественной речи: «Нам, советским людям, дорого каждое материальное доказательство вращения Земли».
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы войны и блокады Ленинграда собор пострадал от бомбежек и артобстрела, на стенах и колоннах сохранились следы от снарядов. Здесь хранились экспонаты Музея истории города, Летнего дворца Петра I и пригородных Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.
С декабря 1948 года он функционирует как музей «Исаакиевский собор», церковные службы возобновились в 1990 году.
Знаменская церковь
В XVIII веке на Знаменской площади, позже названной Восстания, появилась одноименная деревянная церковь: сюда перенесли утварь из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. В начале века XIX ее перестроили в камне и добавили две часовни. Разговоры о сносе велись с начала 1930-х, но закрыли церковь только в 1938 – есть мнение, что дело затянулось из-за того, что на защиту храма встал влиятельный ученый Иван Петрович Павлов, и сдвинулось только после его смерти.
Разобрали здание в 1941: иконы передали в Никольский собор, убранство – в Госфонд. А через 14 лет на этом месте появилась одна из семи первых станций метро «Площадь Восстания». Уже в XXI веке в ее вестибюле появилась табличка в память о Знаменской церкви.
Церковь Спаса на Сенной
Еще один утраченный храм находился на Сенной, его также называли церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1920-х годах все ценности были изъяты, с 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 его закрыли и сняли с охраны: колокола отправили на переплавку, иконы передали в другие соборы и музеи.
Пострадал же храм только в начале 1960-х. Тогда в одной из ленинградских газет появилась статья, автор которой уверял: «Скоро позорное пятно на облике площади Мира – бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм – будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».
Распоряжение о сносе храма дал главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский: он подписал документ «о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Против выступала единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза Екатерина Фурцева, но ее письмо с запретом было потеряно между ведомствами.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского