исаакиевский собор вместимость человек
Исаакиевский собор. Интересные факты о самом известном храме Санкт-Петербурга
Об Исаакиевском соборе, самом большом петербургском храме, написана масса статей. Я и сам уже публиковал материалы о его колоннаде, о мифах, которые связаны с этим грандиозным памятником, и даже об экспозиции в Академии художеств, где мы можем увидеть большие архитектурные модели действующего и предыдущего соборов.
Исаакиевский собор
Побывав внутри храма, я не мог не поделиться с вами фотографиями этого прекрасного здания. В своей статье мне не хотелось бы в сотый раз рассказывать об истории собора или описывать его интерьеры, вы их увидите и сами. Сегодня я постараюсь просто перечислить несколько фактов об Исаакиевском соборе, которые показались мне интересными. Уверен, они заинтересуют и вас.
Исаакиевский собор. Как добраться на метро
Адрес музейного комплекса — Исаакиевская площадь, 4. Он находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская». После выхода из метро нужно свернуть налево, выйти на Малую Морскую улицу и повернуть налево ещё раз. Собор расположен в 500 метрах по прямой. Пропустить его вы точно не сможете.
Фигуры на дверях
Исаакий Далматский
Внутреннее убранство
Стоимость взрослого билета (в дневное время, без льгот) — 350 рублей, подъём на колоннаду стоит 200 рублей (осень 2019 года).
Несколько фактов об Исаакиевском соборе
- Нынешний собор — уже четвёртый по счёту, до него такое название уже носило три религиозных сооружения. Первая Исаакиевская церковь, возведённая для Адмиралтейства, была расположена тут же, на Адмиралтейском лугу. Сегодня здесь находится фонтан Александровского сада. Вторая церковь была построена на месте нынешней Сенатской площади. В 1768 году началось возведение третьего Исаакиевского собора. Мы же с вами знаем уже четвёртый по счёту храм. Его торжественная закладка состоялась в 1819 году.
Интерьеры храма поражают великолепием
Главный купол
Мозаика в парусе главного купола
- Архитектор третьего собора — Антонио Ринальди, автор проектов Мраморного дворца на Миллионной улице и Дворца Петра III в Ораниенбауме. Работами по возведению современного здания храма руководил Огюст Монферран, которого мы знаем также по проекту Александровской колонны перед зданием Зимнего дворца. Собор получил своё название в честь преподобного Исаакия Далматского. Именно в день церковной памяти этого святого, 30 мая, родился будущий император Пётр Алексеевич.
Видео: Исаакиевский собор. Один из главных символов Северной столицы
- На внутренне убранство храма было израсходовано 400 килограммов золота и 1 000 тонн бронзы. Для сохранности росписи на стенах здания часть картин была заменена на мозаику. Для этого в мастерской Академии художеств было налажено производство смальты — смеси стекла с оксидами металлов. Всего в таких мозаичных панно было использовано около 12 000 оттенков цветов. В советское время здесь находился Государственный антирелигиозный музей, в стенах которого был установлен самый большой в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее вращение Земли. В годы блокады в помещениях собора было укрыто множество музейных экспонатов, вывезенных из музеев Петербурга и его пригородов. Увидеть последствия военных действий можно и сегодня — на одной из колонн западного портика виден след от артиллерийского снаряда.
След от снаряда
Детали интерьера
Скульптуры ангелов
- Сегодня собор действует как музей, посетители могут попасть в основные его залы или подняться на колоннаду. Маятник в наши дни сменила бронзовая посеребрённая фигурка голубя — символ Святого Духа.
Если кратко, в целом:
- уникальный памятник архитектуры; посетить музей можно как самостоятельно, так и в составе экскурсии, она входит в стоимость билетов; в тёплое время года туристов в соборе просто огромное количество, при возможности сюда лучше приезжать в низкий (зимний) сезон.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 м, а его вместимость – около 12 тысяч человек. Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы. Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Исаакиевский собор
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.
Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве
Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Вход в Исаакиевский собор Южный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтона Крест, венчающий купол Исаакиевского собора Барельеф с изображением Монферрана
Интерьеры собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святых Иконостас Потолок
Интересные факты
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Панорама Исаакиевского собора
Режим работы, порядок посещения и стоимость
Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.
Исаакиевский собор зимой Винтовая лестница
Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.
Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн
Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.
Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.
Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.
Как добраться
Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города. Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская». Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.
Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки. Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора. Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.
Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Исаакиевский собор
Вид со смотровой площадки на Исаакиевскую площадь Ольга Олешко
Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.
Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.
Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.
Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.
После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.
Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия
Колоннада Исаакиевского собора
Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.
Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.