исаакиевский собор внешнее убранство
Исаакиевский собор внешнее убранство
Наружная скульптура
Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.
Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.
Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.
На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.
На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.
Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.
Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.
Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.
Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.
Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.
На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. Германом в 1839 году.
Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.
В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.
Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.
Строительство Исаакиевского собора. Внешний вид
Фотографии
Исаакиевский собор – святое сооружение и изящное украшение Северной столицы. В нем необычно все: его история, архитектура, внешний вид, интерьер. Но чтобы он стал таковым, ему суждено было пройти непростой путь.
Этапы возведения сооружения
Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал.
При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы.
Фундамент
При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.
Гранитные монолиты
Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывали в каменоломне Пютерлакс, что под Выборгом. Монолиты добывали из шахты специально разработанным методом, который позволял сохранить целостность породы. Далее их транспортировали сначала по морю, а от порта по специально построенной железной дороге к месту строительства. Это тоже было новаторство.
Возведение портика
Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а после возводить стены. Это было продиктовано сложностью строительства портика.
Вес каждой колонны 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки были сконструированы уникальные леса, позволяющие устанавливать такие колоссы за 45 минут. Всего было воздвигнуто 48 колонн.
Первой возводили крайнюю правую колонну северного портика 20 марта 1828 года. При этом присутствовал император с семейством. Под основание заложили отлитую из платины медаль. К октябрю 1830 года портик был закончен.
Стены
Стены из кирпича возводились толщиной от 2,5 до 5 метров. Для сцепления применялся известковый раствор, а для жесткости металлические профили. Облицовку проводили параллельно. В кладку монтировались специальные крюки, на которые крепились облицовочные мраморные плиты. Снаружи их толщина не менее полуметра, а изнутри – 20 сантиметров. В 1837 году закончено строительство основания купола и установлены 24 колонны в верхней части.
Купол
У Исаакиевского собора уникальный купол. Монферран старался предельно уменьшить вес постройки. Он разработал конструкцию купола, состоящую из трех частей. Нижнюю составляют ребра, между которыми при строительстве закладывались конусообразные гончарные горшки. Этот прием позволил снизить вес купола, улучшить теплопроводность. К тому же горшечные своды создают в храме восхитительную акустику.
Исаакий во всей красе
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Северная сторона
Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.
Западная сторона
Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.
В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.
Южная сторона
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.
Восточная сторона
Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.
С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых.
Исаакиевский собор внешнее убранство
Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собор а.
Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.
Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).
К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова
Воскресение Христа. 1841—1843. Витраж главного алтаря.
Северный фасад.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Северный фронтон.«Воскресение Христа»
Апостол Пётр Апостол Павел Апостол Иоанн
Правая ниша «Положение в гроб» Северная дверь собора
Западный фасад
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).
Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)
Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери
Южный фасад
На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей
Левая ниша. «Благовещение» Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери
Восточный фасад
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель.
Апостол Иаков Апостол Симон Апостол Лука
Внешнее убранство Исаакиевского собора
Исаакиевский собор как крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, особенности его географического расположения и история возведения. Вырубка гранитных монолитов для колонн и их создание. Освещение храма и его внешний вид, каменное убранство.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.02.2016 |
Размер файла | 35,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Внешнее убранство Исаакиевского собора
Введение
Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).
1. История создания.
Первые Исаакиевские соборы самым непосредственным образом связаны с именем основателя Санкт-Петербурга, с Адмиралтейством и созданием Русского линейного флота.
В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более 10 000 человек, и им, так же, как и жителям мастеровых слобод, надо было предоставить возможность исполнения религиозных обрядов. Церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, мосты через Неву еще не были наведены, а переезд на другой берег реки, в собор св. Петра и Павла, например, для принятия присяги флотскими чинами, отнимал много времени.
Амбар переделали в церковь всего за три месяца, и уже в мае 1707 года храм освятили.
Наспех переоборудованное строение было малопригодно для богослужений. Об этом свидетельствует переписка между настоятелем храма о. Василием и графом Апраксиным. Священник неоднократно просил утеплить здание, сделать еще одну печь, жаловался на задержку денежных выплат. Кроме того, помещение храма не было рассчитано на большое скопление людей и множество горящих свеч. В зимнее время это приводило к конденсации влаги на потолочных балках и к их разрушению.
Скорее всего, именно эти причины побудили Петра I в 1709 году провести дополнительные работы в храме. Заменили покрытие крыши, прорубили два слуховых оконца для вентиляции чердачного помещения, установили вторую печь и обе печи выложили изразцами. Шпиль и купол покрыли листовым железом и выкрасили. Вокруг храма установили забор, чтобы пасущиеся на Адмиралтейском лугу козы и коровы не подходили к церковным стенам. Внутри ограды установили звонницу в виде навеса на двух столбах, под которым повесили в ряд пять небольших колоколов.
Внутри собора заменили иконостас, сделали подвесной потолок, стены обтянули штофной тканью, установили дополнительные фонари у входа и шандалы.
Петр Алексеевич придавал этому храму большое значение. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось его венчание с Екатериной Алексеевной (императрицей Екатериной I), а с 1723 года по специальному указу императора только в Исаакиевской церкви должны были принимать присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.
Под крышу собор был подведен в 1722 году, купол и два яруса колокольни закончены спустя два года, и с этого времени в храме проводят богослужения. Третий ярус колокольни, куранты и шпиль достроили только в 1727 году.
Однако место для строительства выбрали неудачно. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало неравномерную осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. К тому же в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать.
Построить новый собор, связанный с именем Петра Великого, поручила архитектору Антонио Ринальди, восшедшая на российский престол, императрица Екатерина II.
Если бы Ринальди построил этот храм, то он мог бы стать лучшим творением архитектора в Санкт-Петербурге. Собор был задуман с пятью изящными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъярусной колокольней. В его строительстве принимал также участие архитектор А.Ф. Вист.
Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но возведение храма затянулось почти на тридцать лет. Не завершив начатого, Ринальди после смерти Екатерины II покинул Петербург. Достраивал храм в царствование императора Павла I, придворный архитектор Винченцо Бренна, при этом упростив и исказив замысел Ринальди. Вместо пяти изящных легких куполов возвели один массивный. Облицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными. В результате получилось приземистое полумраморное кирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке.
В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и предыдущий, конкурс проектов завершился безрезультатно.
Разочаровавшись в своей затее, Александр I решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер А. Бетанкур. В Комитет вошли архитекторы К. Росси, А. Модюи, А.А. Михайлов 2-й, инженеры П.П. Базен, М.Г. Дестрем и другие.
Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.
Монферран трудился над проектом в течение всего 1817 года, и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях.
Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трех уже освященных алтарей старого собора.
Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20 февраля 1818 года Александр I утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.
В 1820 году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренна. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (не весь умру) сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. «Обнародованные» планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьезные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Антуан Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельностиМонферрана как архитектора.
Критика сводилась к трем основным положениям: сомнения в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, сложности связи старых и новых частей здания, неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника.
Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821 году возражения Модюи и сообщил князю А.Н. Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.
По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие В.П. Стасов, А.А. Михайлов 2-й, А.И. Мельников и А.А. Михайлов 1-й.
Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьезной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения наиболее принципиальных вопросов.
Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершенным. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено.
В марте 1825 года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял свое право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений мира.
Строительство собора курировал император Николай I.
Возведение купола также было решено Монферраном необычным образом: вместо классических кирпичных сводов, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив и предшественников, и современников. Расчёты купола выполнил инженер П.К. Ломновский. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота. Несмотря на все расходы, сооружение купола по новому проекту позволило сэкономить два миллиона рублей.
Исаакиевский собор стал кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года.
После войны в 1948 году в здании собора открыли музей «Исаакиевский собор». В 50-х годах были проведены реставрационные работы и устроена смотровая площадка на куполе собора. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован).
17 июня 1990 года Патриарх Алексий II провёл в соборе первое торжественное богослужение после большого перерыва. В июне 1991 г. зарегистрирована церковная община. Православные могут совершать богослужения по особым дням с разрешения дирекции музея.
В настоящее время собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
2. Внешний вид
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
3. Каменное убранство
собор исаакиевский храм колонна
Среди многих выдающихся памятников архитектуры Санкт-Петербурга Исаакиевский собор выделяется тем, что при его возведении и отделке необычайно широко применялись различные породы цветного камня. Здесь были использованы гранит, различные виды мраморов, шокшинский порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а также малахит и лазурит.
Поскольку рапакиви не отличает высокая прочность, блоки стилобата собора, а также колонны решено было полировать. В известной мере полировка предохраняла камень от атмосферных воздействий, препятствовала проникновению влаги, а также давала замечательный декоративный эффект: красные гранитные колонны четко выделяются на светло-сером фоне мраморной облицовки стен, и в сочетании с позолотой куполов создают нарядную цветовую гамму. Таким образом, гранит при строительстве Исаакиевского собора был использован не только как конструктивный, но и как декоративный материал.
Заключение
Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали.
В оформлении внешнего вида многочисленными скульптурами, эффектным сочетанием цветного камня создают богатейшую цветовую гамму.
Список литературы
4. Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга (город в необычном ракурсе), СПб: Изд-во «Сударыня», 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проектирование и строительство архитектурного ансамбля Казанского Собора. История строительства Собора. Памятники Кутузову и Барклаю-Де-Толли, ограда и фонтан у Казанского Собора (парк Воронихина), Казанский мост. Внешнее и внутреннее убранство Собора.
реферат [28,7 K], добавлен 01.07.2014
Архитектура Санкт-Петербурга как грандиозное и качественно новое явление в истории российского зодчества и всей российской культуры. Наиболее значительные святыни: Казанский собор, Собор Воскресения Христова, Исаакиевский собор, Александро-Невская Лавра.
реферат [26,1 K], добавлен 17.10.2009
реферат [37,9 K], добавлен 06.01.2015
Характеристика архитектуры Санкт-Петербурга. Знакомство с красивейшими архитектурными памятниками: Троицкая церковь «Кулич и пасха», Собор Смольного монастыря, Чесменская церковь, Лютеранская церковь святой Анны. Скульптурное убранство Большого грота.
презентация [399,7 K], добавлен 15.01.2012
Понятие и история развития храма Спаса на Крови как одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Архитектура Храма как образец позднего этапа революции «русского стиля». Характеристика отделочного материала, используемого в декоре здания.
презентация [1,2 M], добавлен 23.12.2014